Конспект ООД по развитию речи на тему «В гостях у осени» для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Сокольникова Татьяна Валерьевна

Конспект ООД по развитию речи

на тему «В гостях у осени»

для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_oseni.docx62.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию речи

на тему «В гостях у осени»

для детей подготовительной группы

подготовила: воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 72

Сокольникова Татьяна Валерьевна

Цель: выявить уровень овладения детьми речевых умений и навыков.

Задачи:
1. Обогащать и активизировать речь детей.
2. Закрепить знания об осени.
3. Совершенствовать слуховое внимание и фонематическое восприятие.
4. Закреплять умение определять место звука в слове.
5. Дать представление о твердых и мягких согласных звуках.
6. Упражнять в определении количества слов в предложении и составлении схемы данного предложения.
Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие.
Материал и оборудование: Костюм Осени, Чудо-дерево, сундук, карточки с листьями разных деревьев, мяч, карточки - таблицы на каждого ребенка для определения места звука в слове, карточки на твердость и мягкость звуков, полоски для составления схем предложений, аудиозапись песни «Вот поезд наш едет», мнемотаблица - стихотворение К. Бальмонта «Осень», яблоки – дары Осени.
Предварительная работа: Беседа на тему «Осень», заучивание стихотворения приветствия и стихотворения об осени, определение места звука в слове, составление схем предложений, разучивание стихотворения по мнемотаблице, словесные игры.

Ход ООД

Вводная часть:
Воспитатель: 
- Встаньте дети, встаньте в круг
Я твой друг и ты мой друг!
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: Ребята, а хотите отправиться в интересное путешествие?
Ответы детей.
Основная часть:
Воспитатель: Я предлагаю отправиться в гости к Осени. А вы знаете, какая бывает осень?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, на чем мы можем поехать к Осени?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте поедем на том, о чем говорится в загадке, которую я сейчас загадаю:
- Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, поезд повезет нас к Осени, но отправится он лишь, если мы назовем приметы осени.
Ответы детей.
Воспитатель: Очень хорошо, цепляйтесь друг за друга, как вагончики и можно отправляться в путь.
Звучит песня «Вот поезд наш едет».
Воспитатель: Вот мы и приехали.
Выходит Осень.
Осень: Здравствуйте, ребята!
Дети: - Здравствуй, осень, здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим,
Что с собою принесла?
Осень: - Принесла, я вам подарки:
Игры и загадки.
Но, чтоб выполнить заданья,
Нужно приложить старанье.
Не шалить, не отвлекаться,
Только делом заниматься!
Я приготовила для вас осенние дары, но спрятаны они в сундуке под Чудо - деревом. Открыть сундук вы сможете лишь тогда, когда выполните все мои задания, которые хранит Чудо-дерево.
Воспитатель: Ну что, ребята, не побоимся испытаний?
Ответы детей.
Осень: Посмотрите, внимательно, как вы думаете, почему это дерево называется Чудо? Чем оно отличается от других деревьев?
Ответы детей (на дереве листочки с заданиями)
Осень: Молодцы! Ну что ж, первый листочек срываю и задание читаю!
«Назови, с какого дерева листок?»
Нужно, не просто назвать, с какого дерева листок, но и сказать какой он. Например: Листок с тополя, он какой? Тополиный.

(воспитатель показывает детям карточки с листьями разных деревьев)
Ответы детей.
Воспитатель: Какие вы молодцы!
Осень: Да, ни разу не ошиблись, ну а я второй листочек срываю и задание читаю!
«Определи место звука в слове».
Воспитатель: Ребята, справитесь?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда пройдите на свои места. Там для вас приготовлены таблицы. Я буду называть слова, а вам нужно определить, где находится звук [К], в начале слова, в середине или в конце.
Ты, Осень, пожалуйста, присядь, да посмотри, как ребята будут задание выполнять.
И так, внимание!
- Капуста,    

- баКлажан,  

- чесноК .      

А теперь давайте проверим, никто не ошибся?
Молодцы! Все справились!
Ребята, а кто помнит, какие бывают звуки?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие звуки называются гласными?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте их назовем.
Ответы детей.
Воспитатель: А какие звуки называются согласными?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Я еще хочу открыть вам секрет, согласные звуки могут быть твердыми и мягкими.

Посмотрите на картинки, что изображено? (мак, мел).

Давайте проговорим. Как звучит звук [М] в слове мак? (ответы детей)

Правильно! Твердый звук обозначается синей фишкой.

А в слове мел? (ответы)

Мягкий звук обозначается зеленой фишкой.

Предложить слова на звуки: [С] и [С’], [Д] и [Д’].

Воспитатель: Молодцы! давайте повторим, какие бывают согласные звуки?
Ответы детей.
Воспитатель: Осень, тебе понравилось, как ребята справились с заданием?
Осень: Да, молодцы! Но мне пора срывать третий листок. И, так, задание:
«Скажи наоборот»
Воспитатель: Ребята, вставайте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы должны быстро придумать противоположное значение. Игра, поэтому, так и называется: «Скажи наоборот». Ну, что, готовы?
Ответы детей.
Воспитатель: - Солнечный - пасмурный
Ветреный - безветренный
Мокрый - сухой
Радостный - грустный
Холодный - теплый
Поздняя - ранняя
Яркий - тусклый
Низкий - высокий
Сытый - голодный
Редкий - частый
Спелый - незрелый
Начало - конец
Весна - осень
Длинный - короткий
Тихий - громкий
Осень: Какие вы шустрые, а вот я посмотрю, как вы следующее задание выполните.
Четвертый листочек срываю и читаю:
«Мнемотаблица».
А знаете ли вы стихотворение
К. Бальмонта «Осень»?
Ответы детей. (дети рассказывают стихотворение по мнемотаблице).

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи. Тема: Осень.
Осень: Здорово, мне очень понравилось. Но нам нужно открыть сундук, а для этого необходимо выполнить еще одно задание. Пятый листочек срываю и задание читаю:
«Предложение».
-Ребята, мы сейчас будем составлять предложения. Вспомним: из чего состоят предложения? (из слов)

Как мы будем отмечать слова в схеме предложения? (полосками).
А как первое слово отметим? (уголком).
Воспитатель: Молодцы, правильно ответили. Осень, мы приглашаем тебя посмотреть, как ребята будут работать с предложением.
Осень: Очень интересно!
Воспитатель: Ребята, проходите за столы. На тарелочках для вас приготовлены полоски для составления схем предложений. Давайте вспомним, как пишется первое слово в предложении?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы уже сказали, предложение состоит из слов. Сейчас я буду говорить предложение, а ваша задача сосчитать, сколько в нем слов, и составить схему.
- Наступила осень.
- Улетели перелетные птицы.
- Холодные дни стали короче.
- Грустно.
Осень: Какие вы молодцы, и это задание блестяще выполнили!!! Пора открывать сундук. Пойдемте.
Вот вам мои дары осенние,
Кушайте, не стесняйтесь,
Витаминов набирайтесь,
Да на следующий год осенью
В школу собирайтесь.
А мне пора. До свидания!
Осень уходит.
Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, понравилось вам в гостях у Осени? Но нам пора возвращаться в детский сад. Поезд ждет. Но прежде чем он отправится в обратный путь, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались.
Ответы детей.
Звучит песня «Вот поезд наш едет».
Воспитатель: Ну, вот мы и в детском саду. На этом наше путешествие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи по теме: «В гости в зимний лес» 2 младшая группа

·        Формировать у детей умение различать и выделять в словосочетании прилагательных с существительными в роде и числе.·...

Конспект НОД по развитию речи по теме: «Составление рассказа по пейзажным картинам» в подготовительной группе

Программное содержание:1. Закрепить умение составлять рассказы по пейзажным картинам ранее рассмотренным, употребляя образные выражения, красочные прилагательные.Картины: Глущенко «Зимний день»Шишкина...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему «В гостях у осени» для детей подготовительной группы ДОУ

Предназначено для работ в ДОУ в подготовительной группеЦели:Обогащать и активизировать речь детей. Закрепить знания об осени. Совершенствовать слуховое внимание. Определять место звука ...

Конспект занятия по развитию речи на тему «Дикие животные и их детеныши» в подготовительной группе.

Дети учатся  составлять рассказ по картинно-графическому  плану, образовывать сложные слова типа «длинноногий»....

Конспект НОД по развитию речи на тему «В гостях у осени» для детей подготовительной группы

Конспект НОД по развитию речи на тему «В гостях у осени» для детей подготовительной группы...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Подарок для самого слабого» для детей подготовительной группы.

Цель: Развитие связной речи детей, умения инсценировать знакомую сказку по ролям, воспитание добрых чувств, чувства справедливости и сопереживания.Задачи: Образовательная: упражнять детей в подбо...

Конспект НОД по развитию речи на тему «В гостях у осени» для детей подготовительной группы

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи на тему «В гостях у осени» для детей подготовительной группы...