Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Подготовка животных к зиме» для детей средней группы.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Представленное занятие включает в себя дидактические игры и упражнения, артикуляционную гимнастику, используются игровые ситуации и упражнения, яркий, эмоционально окрашенный наглядный и словесный материал, чтобы побуждать ребенка слушать и понимать речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и задавать их. Словесно – дидактические игры, замечательны тем, что не только приучают детей самостоятельно использовать имеющиеся знания, активизируют речь, но и развивают у детей познавательные интересы, различные стороны процесса мышления. Занятие построено по принципу, от простого к сложному.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 86.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «Центр Образования «Кудрово»
Дошкольное отделение №3
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по речевому развитию
на тему: «Подготовка животных к зиме»
для детей средней группы.
Подготовил:
Лобашева Наталия Викторовна,
воспитатель.
г. Кудрово,
2023 год
Цель: формирование представлений у детей о сезонных изменениях в жизни диких животных в природе (медведь, заяц, волк, лиса, белка, еж), основ экологической культуры.
Задачи:
Обучающие:
- продолжить знакомство с характерными особенностями внешнего вида диких животных;
- побуждать детей узнавать и называть животных, живущих в лесу;
- устанавливать связь, как влияет смена времен года на жизнь зверей в лесу (медведь и еж готовятся к спячке; белка делает запасы на зиму, прячет в своих «кладовых»; лисы, зайцы, белки линяют; особенности волка);
Развивающие:
- расширить и систематизировать знания детей о подготовке диких животных леса к зиме;
- закрепить в активном словаре детей существительных (дупло, берлога, логово, нора); формировать звуковую культуру речи, навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями;
- развивать слуховое внимание, словесно-логическое мышление, любознательность.
Воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, интерес к окружающему миру, любознательность.
Методы: наглядный, словесный, практический.
Обогащение словаря: линяет, впадает в спячку, кладовая, логово, медвежья берлога, лисья нора.
Предварительная работа:
- наблюдение за изменениями в природе осенью;
- беседы об осени, о подготовке лесных животных к зиме, загадки, стихи о животных;
- рассматривание картин с изображением диких животных, обсуждение содержания;
- дидактические игры: «Когда это бывает?», «Дикие животные», «Времена года», «Какое время года хозяйничает в лесу», «Волшебный круг»;
- экскурсии по экологической тропе «В гости к Мудрой сове»;
- тематические физминутки: «Зайка», «Мишутка», пальчиковая гимнастика «Лиса и волк».
Индивидуальная работа: расширять представления о многообразии животных, особенностях их внешнего вида, условий существования, поведения.
Ведущая образовательная область: ОО «Речевое развитие».
Интегрированные образовательные области:
- ОО «Познавательное развитие»,
- ОО «Социально-коммуникативное развитие»,
- ОО «Физическое развитие»,
- ОО «Художественно-эстетическое развитие».
Использованные технологии:
- здоровьесберегающие,
- информационно-коммуникативные технологии,
- личностно-ориентированные технологии,
- игровые технологии.
Оборудование: колокольчик, игрушка - сова, конверт с письмом и осенним листочком, мольберт, картинка – «Поздняя осень в лесу», разрезная картинка «Лесовичок», аудиозапись – «Волшебная мелодия осеннего леса», «Сова», осенние листочки с загадками, дидактические карточки «Кто, где живет?», «Чья тень?», «Чей хвост?», корзинка с шишками, дидактические карточки «Дикие животные», муляжи диких животных, вознаграждение для ребят (раскраски с животными, медальки).
Раздаточный материал: набор картинок с изображением животных, шишки на каждого ребенка, клей, кисточки, клеенки, салфетки, картонные силуэты животных, манная крупа.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Организационный момент.
Звучит аудиозапись – «Вход осени».
Воспитатель: ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости.
На гостей вы посмотрите,
Здравствуйте, вы им скажите.
Гости очень хороши, улыбаются они.
Вы им тоже улыбнитесь
И ко мне все повернитесь.
Воспитатель: от наших улыбок стало сразу светлее и теплее.
Воспитатель: Ребята, какое время года сейчас? А вам нравится осень? Чем вам нравится осень? (Ответы детей.)
Воспитатель: Осень бывает разная. Бывает тихая, золотая, а бывает холодная, дождливая, морозная. И я знаю, что в такую осень хочется укрыться в доме, в тепле. А что хочется делать вам в такую погоду?
- К зиме готовятся не только люди, но и животные.
- Каких диких животных вы знаете?
Ответы детей: белки, волки, зайцы, медведи, ежи, лисы.
Воспитатель: Почему их называют дикими?
Ответы детей: Потому что живут в лесу, сами добывают себе пищу, строят себе жильё.
Сюрпризный момент.
Открывается окно, звучит аудиозапись – «В лесу филин».
Воспитатель: Ребята, кто-то в окно стучится, к нам в гости просится! Давайте посмотрим. (Занести птицу с конвертом). Да это же сова к нам прилетела. Интересно, а что это у нее в лапках? (Рассматриваем конверт.) Странный какой-то конверт, на нем кроме листиков больше ничего нет. (Предложение от детей открыть его.) Давайте откроем его и посмотрим, что же там.
Воспитатель с детьми открывают конверт (в конверте лежит разрезная картинка и письмо).
Воспитатель: в конверте лежит разрезная картинка, предлагаю вам ее сейчас собрать и тогда мы узнаем, кто прислал нам письмо.
Дети за столом собирают разрезную картинку.
Ответы детей: На картинке изображен Лесовичок.
Воспитатель: всё ясно, значит, письмо в детский сад нам сегодня Лесовичок прислал. Давайте прочитаем его:
«Хорошо жилось зверям в лесу. Жили не тужили, между собой дружили, белочки и зайчата, медвежата и волчата, лисята и ежата. Дружно – весело играли, да про зиму позабыли. Стало на улице холодно: то снег идёт, то холодный дождь льёт, ветер завывает, деревьям ветки обрывает. Позабыли все зверята и просят у вас помощи.»
Воспитатель: Вы же добрые ребята, поможете зверятам? Давайте с вами отправимся в лес и попытаемся помочь нашим друзьям. Как же нам туда попасть?
Ответы детей: на машине, на велосипеде и прочее.
Воспитатель: Я вам сегодня предлагаю отправиться в лес с помощью волшебного осеннего листочка. Согласны, ребята? Закрывайте глаза, повторяйте за мной волшебные слова (дети выполняют движения в соответствии с текстом):
Вокруг себя обернись,
в лесу осеннем окажись!
Звучит – «Волшебная мелодия осеннего леса».
2. Основная часть.
Воспитатель: Вот мы и в осеннем лесу (дети рассматривают изображение леса).
По утрам морозы,
В рощах - желтый листопад,
Листья около березы
Золотым ковром лежат,
В лужах лед прозрачно-синий,
На листочках белый иней.
В лесу много деревьев. Почему на деревьях нет листьев?
Ответы детей: Осенью листья опадают, и на землю ложится первый снег.
Воспитатель: Теперь подумайте, почему же в природе, в осеннем лесу происходят такие изменения?
Ответы детей: Потому что осенью становится холодно, солнце меньше греет землю, дни становятся короче. Осенью природа готовится к зиме, готовятся и звери, и птицы, и деревья.
Воспитатель: Ребята, как надо вести себя в лесу?
Ответы детей: Тихо, не шуметь в лесу, спичками не играть, не бросать мусор, не ломать деревья.
Воспитатель: Где же звери, которые пригласили нас в гости? Наверное, они решили поиграть с вами в прятки. Смотрите, ребята, ветерок осенний нам листочки подбросил с загадками. Я предлагаю сесть вам на пенечки-стульчики, послушать их внимательно и постараться отгадать, тогда мы сможем найти наших лесных друзей.
1. Любит кушать он малину
И в берлоге спать всю зиму.
Страшно может он реветь,
А зовут его … (медведь).
(Отгадавший ребенок вешает картинку – медведь в берлоге).
Воспитатель: Как можно назвать его ласково?
Ответы детей: Мишка, Мишенька, Мишутка.
Воспитатель: А вы знаете, ребята, как медведь готовится к зиме?
Ответы детей: Меняет шубу на теплую, зимнюю.
Воспитатель: Что делает медведь зимой?
Ответы детей: Медведь впадает зимой в спячку.
Воспитатель: Как же он всю зиму спит и ничего не ест?
Ответы детей: У него под кожей накапливается жир. Медведь летом и осенью наедается хорошенько.
Игра на развитие звуковой культуры речи.
Упражнение в произнесении звука «Э».
Воспитатель: Ребята, давайте изобразим вместе большого медведя, для этого низким голосом длительно тяните: «Э-Э-Э…» (губы – в овал, чуть выдвинуты вперед) – так медведь рычит.
Воспитатель: Теперь подумайте, кто кроме медведя в лесу впадает в спячку?
2. У него иголочки,
Как в лесу на елочке.
Зверя лучше не тревожь!
Он колючий. Это… (Ёж).
(Отгадавший ребенок вешает картинку – ежик в норке)
Воспитатель: Ребята, ежику, наверно, холодно. Он может замерзнуть. Как ему помочь? Правильно, соберем листья и укроем ежика (все приносят по осеннему листику, приклеивают на картину с ежиком).
3. Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу.
Кто это, ребята? (белка)
(Отгадавший ребенок вешает картинку –
белка в дупле в рыжей и серой шубке)
Воспитатель: Ребята, а где живет белка? Чем же занята белка осенью?
Ответы детей: Белка осенью готовится к зиме: меняет шубку - с рыжей на серую. Делает запасы: складывает в кладовую шишки, орехи, грибы.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего белка меняет шубку?
Ответы детей: Чтобы ее было трудно заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. Теплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой.
Воспитатель: Чем же занята белочка осенью? Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи и желуди – зимой все пригодится. Ребята посмотрите, сколько шишек я нашла под деревом (достаю корзинку с шишками).
Игровой самомассаж с шишками
с элементами пальчиковой гимнастики.
Воспитатель: Ребята, приготовьте ладошки.
Положить на ладошку каждому шишку и предложить выполнить массаж шишками:
1. «Сжимание и разжимание шишек».
2. «Перекатывание шишек между ладоней», 20-30 сек.
Шишки в руки мы возьмем,
С ними поиграем, белке отнесем.
Воспитатель: Поиграли с шишками, а сейчас давайте их сложим в корзиночку и оставим белочке.
4. Комочек пуха,
Белое ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку… (заяц)
(Отгадавший ребенок вешает картинку – заяц в серой и белой шубке.)
Воспитатель: Посмотрите, заяц сидит под кустом! Как можно назвать его ласково?
Ответы детей: Зайчик, Заюшка.
Воспитатель: Заяц тоже осенью готовится к зиме. Интересно, как он это делает?
Ответы детей: Заяц осенью меняет шубку с серой на белую, чтобы зайца не было видно на белом снегу, чтобы его не заметили лиса и волк. У него вырастает теплая шерсть, чтобы зимой ему было не холодно.
Воспитатель: Заяц делает запасы, как белка? Почему?
Ответы детей: Нет, потому что зимой у зайца достаточно еды, и он не голодает. Заяц грызет веточки и кору деревьев зимой.
Воспитатель: Я предлагаю вам утеплить шубку для зайчика с помощью манной крупы. Какого цвета шубка у зайчика? Из чего вы будете её делать?
Ответы детей: Шубка белого цвета, из манной крупы.
(Ребята берут силуэт животного, с помощью клея и крупы оформляют шубку зайчику).
5. Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт. В деревне кур крадёт… (лиса)
(Отгадавший ребенок вешает картинку – лиса в норке.)
Воспитатель: Какая она?
Ответы детей: Хитрая, рыжая, ловкая.
Воспитатель: Как же лиса зимой выживает?
Ответы детей: Зимой на ее лапах вырастает густая шерсть и ходит она, как в валенках.
Воспитатель: Как называется дом у лисы? Чем питается лиса зимой?
Ответы детей: У лисы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи. Лиса питается мышами, зайцами.
6. Он хвостастый и зубастый,
На луну он воет часто,
Все в лесу его боятся,
А в особенности, зайцы… (волк)
(Отгадавший ребенок вешает картинку – волк в логове.)
Воспитатель: У волка – волчье логово (хором скажите «логово»). Ребята, а лиса и волк к зиме готовятся. Почему?
Ответы детей: Нет, это хищные звери (хором повторили).
Воспитатель: Нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?
Ответы детей: Да, они меняют свои шубки, у них отрастает другой более теплый мех, чтобы зимой не замерзнуть.
Воспитатель: Да, нелегко приходится диким животным зимой в лесу. А нам пора поиграть. (Аудиозапись – «Привет, Дружочек!»)
Физминутка
Привет, дружочек!
Сыграем чуточек:
Покривляемся вместе,
Попрощаемся ручкой,
Посмотрим давай,
Кто в гости пришел!
Посмотрим давай,
Кто в гости пришел?
(по очереди появляются муляжи животных)
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы ребята, всех животных угадали, помогли лесным зверям вспомнить, как животные готовятся к зиме. Они этому очень рады, благодарят вас за помощь, и передают вам Вашу награду (раскраски диких животных, медальки). А нам пора прощаться «До свиданья, добрый лес» и возвращаться в детский сад. Закрываем глаза и повторяем:
Листочки, листочки,
Быстро покружитесь!
Детки в детский сад вернитесь!
Рефлексия:
Воспитатель: Мы снова в нашей групповой комнате. Как вы думаете, помогли ли вы сегодня лесным зверям и какое настроение у вас после этого?
Ответы детей.
Воспитатель: С белкой мы поиграли, повстречали волка, лису, зайца, ежа, увидели берлогу медведя. Кто расскажет нам, какие звери впадают в спячку? Почему? Кто делает запасы? Для чего? Что делают животные, чтоб им не было холодно? Понравилось ли вам наше путешествие в осенний лес? Если вам понравилось, поднимите руки вверх и помашите ими, а если нет – присядьте. Почему не понравилось? Возникали ли какие трудности? А что вам запомнилось больше всего? Что вы узнали нового на занятии, о чем вы расскажите дома своим родным?
Воспитатель: Мне очень понравилось с вами заниматься. Я благодарю вас за интересное занятие. На этом наше занятие закончилось. Все сегодня молодцы!
Приложение
«Дидактические игры»
Игровое упражнение – закончи предложение «Кто где живет?»
Медведь живет (в берлоге),
Лиса живет (в норе),
Волк поселился (в логове),
А белочка (в дупле).
Лишь зайка, бедный зайка
Под кустиком (сидит).
И хвостик его маленький (дрожит).
Дидактическая игра «Чей хвост?»
- Посмотрите, ребята все звери спрятались, видно только их хвосты. Давайте с вами попробуем угадать, чей хвост выглядывает, и кто же прячется.
- Помоги зверям найти свои хвосты
- Это лисий хвост. (- Какой он? Рыжий, длинный, пушистый.)
- Это волчий хвост. (- Какой он? Серый, длинный.)
- Это заячий хвост. (- Какой он? Маленький, пушистый, белый.)
- Это беличий хвост. (- Какой он? Пушистый, длинный, рыжий.)
Дидактическая игра «Найди, чья тень?»
Показать детям карточки с силуэтами диких животных. Предложить им рассмотреть их и назвать животное.
Игра «Закончи предложение»
- Прослушай начало предложения и закончи его.
Неуклюжий, как … (медведь).
Быстроногий, как … (заяц).
Хитрый, как … (лиса).
Голодный, как … (волк).
Колючий, как … (еж).
Игра «Кто как голос подаёт?»
- Скажите, как подают голос звери?
- Что делает волк – … (воет).
- Что делает лиса – … (тявкает).
- Что делает медведь – … (ревет).
- Что делает белка – … (цокает).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему «В мире много сказок» для детей подготовительной группы
Конспект НОД...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Хорошо рядом с мамой» для детей средней группы
Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного мероприятия.Побуждать детей и родителей к активному участию в жизни детского сада и группы. Воспитывать...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНОВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ на тему: «Путешествие в страну Вежливости» для детей средней группы.
Цели: Систематизировать правила доброго, вежливого поведения. Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках.Задачи:Образовательные:- Формировать у детей основы культуры поведения...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию на тему "Домашние животные" для первой младшей группы
Конспект НОД по речевому развитию...

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «В гостях у Зимы»
Цель: Повышение качества речевого развития у детей. Задачи:Обучающие:Закрепить умение детей составлять рассказ о зиме с помощью «кубиков историй», рассказывать связно, используя...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по «Речевому развитию» на тему «Пересказ русской народной сказки «Три медведя» (средняя группа)
Педагогическая цель: познакомить с русской народной сказкой «Три медведя», помочь оценить поступки героев; продолжать формировать навыки рассматривания книги; учить детей пересказывать сказку полно, п...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Весна. Перелетные птицы весной.» для детей среднего возраста
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Весна. Перелетные птицы весной.» для детей среднего возраста...
