Конспект ООД по развитию речи для детей старшей группы на тему "Осень"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Мукосеева Маргарита Михайловна

Конспект ООД по развитию речи для детей старшей группы на тему "Осень"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 95»

Конспект ООД по развитию речи

в старшей группе

«Здравствуй, Осень!»

Составила:

Воспитатель

первой квалификационной

категории  

Мукосеева

Маргарита Михайловна

Дзержинск, 2024 г.

Конспект ООД в старшей группе «Здравствуй, Осень!»

Цель: Закрепление знаний детей об осени, формирование представлений о сезонных изменениях в природе осенью.

Задачи:

Образовательные: 1) Закреплять знания детей об изменениях в природе осенью; 2) Упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательной формы существительных; 3) Познакомить детей с осенними месяцами. Развивающие: 1) Развивать коммуникативные качества ребенка - свободное общение со взрослыми и детьми; 2) Развивать слуховое внимание, связную речь, наглядно-образное мышление;3) Развивать умение детей правильно формулировать свои мысли, устанавливать взаимосвязи: стало прохладно- дует холодный сильный ветер- начались дожди- листочки пожелтели и облетают с деревьев - трава пожухла – насекомые спрятались – некоторые птицы улетели на юг.

Речевые: 1) Обогащать словарный запас детей прилагательными, подходящими к слову «осень».

Воспитательные: 1) Воспитывать отзывчивость, доброту, любовь к природе; 2) Формировать правильное представление об осени, способность замечать красоту осенней природы. 3)Воспитывать культуру общения в процессе совместной деятельности.

Методические приёмы: Организационный момент, игровая ситуация, вопросы к детям, беседа, разгадывание загадок, чтение стихов об осени, дидактическая игра «Ответь правильно», «Какая осень?», рассматривание альбома «Времена года», физкультминутка «Листочки», раскрашивание цветными карандашами, подведение итогов, рефлексия. 

Словарная работа: Листопад, золотая, ранняя, хмуро, пасмурно, пожухла, дождливо, перелётные, иней.

Предварительная работа: Рассматривание тематических картинок на тему «Осень», беседа, чтение стихотворений об осени, наблюдение за природными явлениями (листопад), рассматривание листочков во время прогулки, знакомство с загадками и пословицами об осени, настольная игра – лото: «Времена года», дидактическая игра: «Когда это бывает?».

Планируемые результаты: Дети активно отвечают на вопросы и с интересом выполняют задания; у детей сформированы представления об осени, о сезонных изменениях в природе.

                                                              Ход занятия.

Приветствие.

Воспитатель:  

Ребята, я хочу загадать вам загадку, если вы её отгадаете правильно, тогда вы узнаете тему нашего сегодняшнего занятия. Готовы?

Ответы детей.

Воспитатель: Слушайте внимательно.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?»- спросим.

Нам ответят: «Это…» (Осень)

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно! Осень! Мы сегодня с вами поговорим об осени. Осень -очень красивое время года, которым все любуются, ее еще называют «золотой». А как вы думаете, почему ее так называют?

Ответы детей.

Воспитатель помогает детям с ответами. Листочки на деревьях меняют свой цвет, они становятся жёлтые, словно «золотые».

Наступила осень, пожелтел наш сад.

Листья на берёзе золотом горят.

Не слыхать весёлых песен соловья.

Улетели птицы в тёплые края. (А. Ерикеев)

Воспитатель Ребята, а какие  приметы осени вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Что еще происходит в природе?

Ответы детей.

Воспитатель помогает детям с ответами: Солнышко мало греет, дни становятся короче, а ночи длиннее, люди собирают урожай, птицы улетают в теплые края, животные начинают готовиться к зиме, в лесу растут грибы, листопад, ночью появляется иней, лужи покрываются коркой льда, падают первые снежинки. Молодцы!  А какие осенние месяцы вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: верно, сентябрь -октябрь-ноябрь. 

Сентябрь - это первый осенний месяц. В этот период осень называют ранней. Дни  стоят ещё теплые, созревают овощи на огороде, солнышко еще немного греет, люди собирают урожай, ещё цветут цветы, деревья меняют свою листву.

Октябрь – это середина осени, когда дни становятся хмурыми, серыми, погода можется меняться несколько раз в день, могут показаться и первые снежинки.

А вслед за октябрем идет ноябрь, последний месяц осени, после него наступает зима.

Ребята, а вы хотите поиграть?

Ответы детей.

Воспитатель: вам нужно будет вспомнить приметы осени и правильно ответить на вопросы.

Игра «Ответь правильно»

Осенью растут цветы? (нет)

Осенью растут грибы? (да)

Жаркий ветер прилетает? (нет)

Туманы осенью плывут? (нет)

Ну, а птицы гнёзда вьют? (нет)

К нам букашки прилетают?(нет)

Звери норки закрывают? (да)

Урожай люди собирают? (да)

Птичьи стаи улетают? (да)

Часто-часто идут дожди? (да)

Достаём мы сапоги?(да)

Солнце светит очень жарко? (нет)

Можно детям загорать? (нет)

Ну, а что же надо делать: шорты, шляпки надевать? (нет)

Или лучше в тёплой куртке погулять по переулку? (да)

Осень, осень, подожди, ты от нас не уходи! Ведь холодная зима нам пока что не нужна? (да, да, да)

Молодцы, ребята, хорошо поиграли и правильно ответили на все вопросы.

Физкультминутка «Листики»

Мы листики осенние (плавное покачивание руками над головой)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер-полетели (руки в стороны)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели (присели).

Ветер снова набежал и листочки все поднял (плавное покачивание руками над головой)

Закружились, полетели и на землю снова сели (присели).

Воспитатель: Хотите поиграть ещё в одну игру?

Ответы детей.

Игра «Какая осень?» (нужно подобрать слова признаки к именам существительным)

Погода осенью какая? (дождливая, пасмурная, туманная, хмурая, прохладная, сырая)

Лес осенью какой? (золотой, расписной, разноцветный, красивый)

Ветер осенью какой? (Холодный, порывистый, резкий)

Листья осенью какие? (Желтые, красные, оранжевые, багряные, разноцветные)

День осенью какой? (холодный, короткий)

Осень какая? (золотая, ранняя, поздняя, дождливая)

Воспитатель: молодцы, ребята, много слов подобрали. А загадки отгадывать любите?

Ответы детей.

Воспитатель загадывает детям загадки на тему «Осень».

Загадки про осень.

1.Стали дни уже короче,

И длиннее стали ночи.

Птицы тянутся на юг.

Пожелтели лес и луг.(Осень)

2. Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла….Что?

Скажите наугад!

Ну, конечно… (Листопад).

3. Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, А снаружи

Появились всюду….(Лужи)

4. Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет, Поёт да свищет. (Ветер)

5. Стоял на крепкой ножке,

А теперь лежит в лукошке. (Гриб)

Дети отгадывают загадки, отвечают.

Воспитатель:

Молодцы, ребята, вы правильно отгадали все загадки правильно!

А теперь мы с вами порисуем. Перед вами лежат раскраски, на которых изображены 4 времени года, выберите, пожалуйста, ту картинку, на которой изображена осень и раскрасить ее.

Ребята раскрашивают цветными карандашами картинку «Осень».

Все готовые рисунки воспитатель развешивает на выставку для родителей.

Рефлексия:

Воспитатель:

Ребята, о каком времени года мы говорили?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы сегодня все очень хорошо позанимались! Я очень этому рада! Мне очень понравилось как вы отвечали на вопросы, играли в игры, отгадывали загадки. Теперь вы знаете, что такое осень, какие изменения в природе происходят осенью. Вы все молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Пересказ рассказа Е. Пермяка "Про нос и язык"

Данное занятие способствует    закреплению  лексики  по теме «Части тела", дети  учатся подбирать антонимы; активизировать глагольный    словарь,   согласовыват...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"

     На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о  насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться  связности, развёрнутости,  не...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Пришла весна»

Аннотация   Материал занятия знакомит детей с сезонными изменениями в природе весной. Занятия направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку композиторов – классиков, му...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ "МЫ ЗНАЕМ РОДНОЙ ЯЗЫК"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  ПО  РАЗВИТИЮРЕЧИ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ   СТАРШЕЙ   ГРУППЫ"МЫ   ЗНАЕМ   РОДНОЙ    ЯЗЫК"....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Осень золотая"

Цели занятия: 1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.2. Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ. 3. Продолжать учить детей...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы....

Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы

Цель:  продолжать способствовать развитию связной речи детей.Задачи на развитие познавательных способностей:·        уточнить представления детей о профессии по...