ПРОЕКТ "Встречи с интересными людьми"
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Елена Валентиновна Похлебаева

В авторском проекте представлен системный подход по ранней профориентации старших дошкольников на основе знакомства с профессиями родителей в виде интересных тематических встреч.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15 комбинированного вида»

г. Луга

ПРОЕКТ

«Встречи с интересными людьми»

(ранняя профориентация детей дошкольного возраста на основе знакомства с профессиями родителей)

Автор:

воспитатель Похлебаева Е. В.

2023 год

Краткая аннотация проекта:

В авторском проекте представлен системный подход по ранней профориентации старших дошкольников на основе знакомства с профессиями родителей в виде интересных встреч.

Разработаны:

  • система организации встреч с родителями разных профессий;
  • конспекты игровых занятий-встреч;
  • конспекты бесед с дошкольниками;
  • подобраны разные виды игр по теме проекта;
  • подобраны художественные произведения для последующего обсуждения с детьми по теме проекта;
  • создан альбом для детей «Встречи с интересными людьми»
  • создан видеофильм для детей «Встречи с интересными людьми»

Полученные в ходе реализации проекта теоретические выводы, дидактические и методические материалы можно использовать в работе воспитателей для ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста при их ознакомлении с трудом взрослых.

Актуальность проекта.

Ранняя профориентация дошкольников – это первый этап помощи ребенку в сознательном и самостоятельном выборе своего профессионального пути, который начинается в дошкольном возрасте. Это новое направление в дошкольной психологии и педагогике в рамках преемственности по профориентации в единой непрерывной системе образования, где детский сад является первоначальным звеном.

Дошкольный возраст очень благоприятен для педагогического воздействия.

В этом возрасте дети очень любознательны и часто сами проявляют интерес к различным видам труда и профессиям. Это ярко проявляется в сюжетно-ролевых играх, когда дети берут на себя разные профессиональные роли. Также в дошкольном возрасте у детей уже проявляются творческие способности, наклонности и определенные интересы к той или иной деятельности. И очень важно вовремя определить, что же на самом деле наиболее интересно каждому ребенку.

Чтобы помочь детям, педагогам необходимо в определенной системе дать им больше информации и знаний в области ознакомления с профессиями взрослых.

В старшем дошкольном возрасте формированию у детей знаний о труде взрослых, доступного понимания его роли в жизни людей придается особое значение. Дошкольникам необходимо показать многообразие профессий людей и, на основе этих знаний, сформировать представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Чем разнообразнее представления детей о мире профессий, тем этот мир будет ярче и привлекательнее для них.

Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Ребёнок всюду, в детском саду, семье, доступном ему социальном окружении, сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника интереса к профессиям и ценностного отношения к труду взрослых.

Для ознакомления с профессиями и трудом взрослых существуют различные методы:

  • Беседы о различных профессиях, во время которых воспитатель не только знакомит с трудом взрослых, новыми профессиями и закрепляет знания, но и формирует у детей положительно-эмоциональное отношение к труду людей.
  • Наблюдения, которые проводятся не только в здании детского сада, но и на прогулке. Ребята наблюдают за работой воспитателя, няни, дворника, водителя мусорной машины, водителя снегоуборочной машины, сторожа и др.
  • Экскурсии, на которых дошкольники узнают об особенностях определенной профессии и встречи с людьми разных профессий. Для дошкольников проводятся экскурсии по ознакомлению с профессиями работников детского сада: воспитателя, помощника воспитателя, медсестры, повара и др.
  • Для старших дошкольников на занятиях происходит знакомство с такими профессиями как почтальон, швея, строитель, каменщик, сварщик, библиотекарь, врач, военный, сотрудник МЧС, инспектор ГИБДД, спортсмен, сотрудник банка. Внимание детей обращают на средства, инструменты, которые нужны для разных профессий.
  • Так как основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, то о профессиях ребята узнают и с помощью различных игр: сюжетно-ролевых, речевых, дидактических, театрализованных и др.

Но в процессе знакомства детей с профессиями мы заметили, что большинству детей все равно трудно полно ответить, кем же работают их родители, какая профессия у мамы или папы. Ответы детей были однотипные: «Моя мама работает на работе», или «Моя мама работает медсестрой» (но подробно рассказать, что она делает на работе, рассказать дети не могли).

Мы подумали и решили привлечь к решению этой проблемы родителей детей. Интересным, новым и наиболее доступным для детского восприятия нам показался прием организации встреч с родителями определенной профессии. Свой проект мы так и назвали: «Встречи с интересными людьми».

Вашему вниманию предлагается визитная карточка проекта:

Название проекта: «Встречи с интересными людьми»

Вид проекта: познавательный, творческий.

Длительность: долгосрочный.

Сроки реализации проекта: 2022 - 2023 учебный год.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.

Цель проекта:

Поближе познакомить детей с разнообразием профессий родителей и важностью труда в любой профессиональной деятельности. Привлечь родителей к ранней профессиональной ориентации детей, используя разнообразные способы вовлечения родителей в жизнь группы и детского сада.

Задачи:

  • расширять навыки самостоятельной познавательной деятельности дошкольников;
  • обогащать и улучшать детско-родительские отношения в совместной деятельности;
  • обогащать представления детей о профессиях родителей;
  • обогащать словарный запас; развивать коммуникативные навыки;
  • создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, о нужном оборудовании;
  • формировать чувство уважения к труду взрослых и бережное отношение к его результатам, желание оказывать помощь.
  • привлечь родителей к активному участию в проекте и в жизни детского сада.

Планируемые результаты:

После завершения проекта дошкольники:

  • смогут узнавать и называть профессии и место работы родителей;
  • смогут владеть обобщающим понятием «профессия»;
  • должен обогатиться детский словарный запас;
  • усовершенствуются детские навыки общения;
  • дети задумаются о том, кем они будут, когда вырастут.

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

1. Изучение методической литературы по теме проекта для повышения собственной компетенции педагога по теме.

2. Разработка плана мероприятий для реализации проекта.

3. Создание проблемных ситуаций для детей:

- Кем и где работают мои родители?

- Кем бы я хотел стать, когда вырасту большой?

- Что я знаю о профессиях родителей?

- Что я хочу узнать о профессиях родителей?

- Я хочу больше узнать о профессиях моих родителей!

4. В ходе данного этапа проводится предварительная работа:

  • определение целей и задач проекта;
  • сбор дидактического материала, необходимого для реализации проекта;
  • прогнозирование результатов; диагностика, анкетирование (при необходимости)
  • разработка конспектов занятий и бесед по ознакомлению детей с профессиями;
  • составление расписания встреч с родителями.

2 этап. Практическая деятельность.

1. Оформление информационного стенда для родителей.

2. Организация проектной РППС:

- подбор художественной литературы в книжном уголке;

- подбор иллюстраций, фотоматериалов, раскрасок и т.п.

- пополнение и изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Парикмахерская», «Детский сад», «Транспорт», «Строители», «Больница»;

- подбор дидактических, речевых, настольных игр по ознакомлению с профессиями.

3. Образовательная деятельность:

- проведение целевых экскурсий по детскому саду;

- просмотр презентаций о профессиях, беседы о новых современных профессиях; виртуальные экскурсии;

- беседы о профессиях родителей;

- чтение художественной литературы (сказки, стихи, загадки) по теме;

- дидактические, речевые, настольные, сюжетно-ролевые игры по теме;

- продуктивная деятельность: лепка, аппликация и рисование по теме проекта;

- конкурс чтецов «Все профессии нужны, все профессии важны»

- выставка рисунков «Профессии наших родителей»

Формы и методы реализации проекта

Образовательная область

Виды деятельности

Познавательное развитие

1. Познавательные занятия и беседы:

  • «Из истории профессий»
  • «Все работы хороши, выбирай на вкус»
  • «Кто такой стоматолог»
  • «Защитники России»
  • «Правила дорожного движения. Регулировщик»
  • «Предметы – наши помощники»
  • «Школа. Учитель»
  • «Сельскохозяйственный труд»
  • «Профессия врач» и др.

2. Дидактические и речевые игры:

  • «Кому что нужно»,
  • «Для чего нужен этот предмет?»,
  • «Умные машины»,
  • «Хорошо - плохо»,
  • «Кем я хочу стать?»,
  • «От слова к слову»,
  • «Знаю все профессии»,
  • «Собираемся на работу»,
  • «Угадайте, что я делаю»».
  • «Кто знает больше профессий»
  • «Произнеси правильно»
  • «Добавь словечко»
  • «Что сначала, что потом»

3. Настольные игры:

  • «Профессии»
  • «Кому какие нужны инструменты»
  • «Собери картинку»
  • «Дорожные знаки»

4. Экскурсии-наблюдения по детскому саду, экскурсия детей к родителям на работу в магазин, школу и библиотеку.

5. Рассматривание картин, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии».

6. Просмотр видеоматериалов, презентаций, мультфильмов по теме проекта.

Художественно-эстетическое развитие

1. Рисование:

выставка рисунков «Профессии наших родителей»,

рисование «Инструменты»

2. Аппликация:

коллективная работа «Пожарная машина», «Космонавт»

3. Работа с раскрасками и трафаретами.

4. Прослушивание песенок о профессиях.

5. Тематический досуг «Кем быть?»

Физическое развитие

1. Подвижные игры:

  • «Почтальон»
  • «Водители»
  • «Летчики»
  • «Изобрази профессию»
  • «Пожарные на учениях»

2. Физминутки по теме проекта.

Социально –коммуникативное развитие

1. Сюжетно-ролевые игры:

  • «Магазин»,
  • «Столовая»,
  • «Супермаркет»,
  • «Ферма»,
  • «Парикмахерская»,
  • «Школа»,
  • «Театр»,
  • «Ателье»,
  • «Библиотека»,
  • «Поликлиника»,
  • «Детский сад»,
  • «Салон красоты»
  • «Мы-строители»
  • «Мы – пожарные»

2. Составление творческих рассказов:

  • «Профессии моих родителей»
  • «Кем работает бабушка(дедушка)»
  • «Кем я буду, когда вырасту большой»

3. Трудовое воспитание :

  • Беседы о труде взрослых в детском саду, целевые экскурсии в детском саду.
  • Наблюдения за трудом взрослых.
  • Трудовая деятельность на прогулке: подметание дорожек, веранды, сортировка выносного материала, развешивание кормушек, скворечников на территории детского сада.
  • Дежурство в уголке природы, по столовой, на занятиях.
  • Хозяйственно-бытовой труд в группе:

приучать наводить порядок в группе; убирать постель после сна, подклеивать книги, ремонтировать игрушки, стирать кукольную одежду и т. п.

Речевое развитие

1. Чтение художественной литературы:

С. Маршак «Почта», Д.Родари «Чем пахнут ремесла» С. Михалков «А что у вас?»; «Дядя Степа», «Дядя Степа-миллиционер», К. И. Чуковский «Айболит», «Кем быть? » В. Маяковский, «Строители» Б. Заходер…

2. Беседы с детьми

  • «Кем быть»
  • «Без труда не будет и плода»
  • «Кто не работает, тот не ест»
  • «За что говорят спасибо»
  • «Почему люди трудятся вместе»

3. Драматизация отрывков художественных произведений (С. Михалков «А что у вас?»)

4. Вечер загадок о профессиях.

5. Заучивание стихов, пословиц, поговорок о профессиях

6. Конкурс чтецов «Все профессии нужны, все профессии важны»

Взаимодействие с родителями

1. Консультации для родителей по теме проекта.

2. Оформление фотоальбома «Профессии родителей»

3. Совместное создание презентаций о профессиях родителей, помощь в подготовке материалов для встреч с детьми.

4. Организация встреч с родителями.

План реализации проекта

Месяц

Совместная работа педагога с детьми

Совместная работа родителей с детьми

Творческая деятельность детей

Сентябрь

Начало проекта «Встречи с интересными людьми»

Ознакомление с профессиями сотрудников ДОУ.

Вовлечение родителей в проектную деятельность.

Анкетирование для родителей «Что знает ребенок о моей профессии?»

Рисунки детей о профессиях в детском саду.

День дошкольного работника.

Ознакомление детей с профессией - воспитатель детского сада.

Участие родителей в праздничных мероприятиях, посвященных Дню дошкольного работника.

Изготовление подарков, открыток, сюрпризов для воспитателей.

«День работников лесного хозяйства»

Приглашение папы - работника лесничества

Изготовление плакатов «Берегите лес»

Ознакомление детей с профессией «Парикмахер»

Приглашение мамы – парикмахера.

Создание коллективного плаката с фотографиями детей «Прически бывают разные»

Октябрь

Ознакомление детей с профессиями бабушек и дедушек.

Домашнее задание на выходные дни «Профессии моих бабушек и дедушек» родителям совместно с детьми.

Рассказы детей о профессиях бабушек и дедушек.

Знакомство с профессией «Учитель» (экскурсия в школу)

Изготовление атрибутов для сюжетной игры «Школа»

Встреча с момой – учителем.

Сюжетно – ролевая игра «Школа»

Ноябрь

Повышать уровень знаний детей о профессии «Автоинспектор», «Регулировщик»

Встреча с мамой – автоинспектором.

Мастер – класс по изготовлению флаеров.

Изготовление атрибутов для сюжетной игры «Дорога»

Сюжетная игра «Дорога»

Декабрь

Расширять кругозор детей, воспитывать уважение к различным профессиям, гордость за своих родителей.

Участие родителей в Новогоднем утреннике.

Игровое упражнение: «Назови правильно профессию».

Январь

Профессиональный праздник «День российской печати»

Помощь в организации экскурсии в библиотеку.

Рисование иллюстраций к детским произведениям.

Февраль

Знакомство с профессией «Военный».

Встреча с родителями – военными.

Участие пап и мам военнослужащих в празднике ко Дню Защитника Отечества.

Праздник «23 февраля»

Март

Знакомство с профессиями мам: «Повар», «Кондитер», «Продавец»

Участие мам, бабушек и сестер в празднике к Международному Женскому Дню.

Помощь в организации экскурсий на места работы мам, которые работают в торговле и бытовом обслуживании.

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Магазин», «Кафе»

Праздник «8 Марта»

Апрель

Знакомство с профессией «Астроном» и «Космонавт».

Участие родителей в изготовлении поделок ко Дню космонавтики.

Конкурс поделок «Космическое путешествие»

День пожарной охраны.

Знакомство с профессией «Пожарный», «Пожарный инспектор»

Организация экскурсии в пожарную часть.

Встреча с мамой – пожарным инспектором.

Спортивное развлечение «Юные спасатели»

Май

Знакомство с профессией

«Артист»

Встреча с мамой – артисткой.

Мастер – класс «Художественная мастерская» с участием мамы – педагога.

Изготовления браслета с народной росписью на мастер – классе.

Знакомство с профессиями «Врач» и «Медсестра»

Встреча с мамой - медсестрой.

Викторина: «Все профессии нужны, все профессии важны!»

Выставка рисунков «Профессии наших родителей»

3 этап. Заключительный.

Проводится анализ проведенной деятельности, обобщение результатов работы, представление результатов.

Создание альбома для детей «Встречи с интересными людьми»

Создание видеофильма для детей «Встречи с интересными людьми»

Представление проекта на педагогическом совете.

Результат проекта:

- Альбом для детей «Встречи с интересными людьми»

- Видеофильм для детей «Встречи с интересными людьми»

- Дошкольники познакомились с профессиями родителей, некоторые посетили рабочее место мамы или папы.

- Дети расширили свой кругозор, знакомясь с неизвестными для них профессиями.

- Дети узнали, что труд взрослого очень важен, результаты труда надо уважать, бережно относится к ним и оказывать помощь в труде.

- Обогатился словарный запас дошкольников, улучшились коммуникативные навыки.

- У некоторых ребят появилась мечта о том, кем они хотят стать, когда вырастут.

- Укрепились детско – родительские отношения, они стали более доверительными.

Выводы:

Очень важно на этапе дошкольного детства правильно выстроить систему мероприятий по ранней профориентации, направленных на проявление личных способностей, интересов и возможностей каждого ребенка. Ведь чем раньше будет проводится разнообразная работа по профориентации детей, начиная с дошкольного возраста, тем осознаннее и правильнее будет выбор будущей профессии нашими детьми. Проект «Встречи с интересными людьми»

вызывает у детей интерес к трудовой деятельности взрослых и расширяет их знания о многообразии профессий в мире.

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные мероприятия объединяют детей и родителей общими впечатлениями, переживаниями, очень позитивно отражаются на эмоциональном и психическом состоянии детей в детском саду. Этот проект помогает родителям осознать важность своего влияния на всестороннее развитие личности ребенка в будущем, учит активно сотрудничать с детским садом, а в дальнейшем, со школой.

Литература:

#1040;лешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспекты занятий - М.: УЦ.ПЕРСПЕКТИВА, 2008, 248 С.

2. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2012. 80 с.

3. Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива». 2015. – 104 С.

4. «Важные профессии» из серии «Изучаем все вокруг» Омега-принт 2020.

5. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика–Синтез, 2010 – 88 с.

6. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988.

7. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. – 52 с.

8. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: программно-методическое пособие.- М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 143 с.

9. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004 – 96 с.

10. Нищева Н. В. «Мамы всякие нужны» Детям о профессиях. 2017 «Детство-пресс» 1 и 2 выпуск

11. Петрова В.И., Стульник Т.Д Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. - М.,: Мозаика-Синтез, 80 с.

12. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008.

#1064;аламова Е., Реализация образовательной области "Труд" в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями, Детство- Пресс, 2012, 207с.

14. Шорыгина Т.А .Профессии, какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект встречи с интересными людьми: «Тольятти –спортивный»

конспект мероприятия -традиция ,где даны многообразные приёмы в игровой форме для детей старшего дошкольного возраста....

конспект родительского собрания в нетрадиционной форме "Встреча с интересными людьми" на тему "Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм". Авторы: старший воспитатель Руденко О.В, воспитатель Тарасенко В.В

Конспект встречи с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. "Встреча с интересными людьми", викторина, чаепитие....

Встречи с интересными людьми. Библиотекарь.

Занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе...

Встречи с интересными людьми. Учитель

Занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе...

Встреча с интересными людьми. Встреча с мастером спорта.

Занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе...

Конспект мероприятия "Встреча с интересными людьми "Встреча с библиотекарем". Старшая группа

Наш детский сад работает по программе "Радуга". Одна из традиций данной программы - это встречи с интересными людьми, которые проводятся у нас один раз в месяц. В нашей группе были организованы встреч...