ПРОЕКТ "Встречи с интересными людьми"
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
В авторском проекте представлен системный подход по ранней профориентации старших дошкольников на основе знакомства с профессиями родителей в виде интересных тематических встреч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОЕКТ "Встречи с интересными людьми" | 47.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 комбинированного вида»
г. Луга
ПРОЕКТ
«Встречи с интересными людьми»
(ранняя профориентация детей дошкольного возраста на основе знакомства с профессиями родителей)
Автор:
воспитатель Похлебаева Е. В.
2023 год
Краткая аннотация проекта:
В авторском проекте представлен системный подход по ранней профориентации старших дошкольников на основе знакомства с профессиями родителей в виде интересных встреч.
Разработаны:
- система организации встреч с родителями разных профессий;
- конспекты игровых занятий-встреч;
- конспекты бесед с дошкольниками;
- подобраны разные виды игр по теме проекта;
- подобраны художественные произведения для последующего обсуждения с детьми по теме проекта;
- создан альбом для детей «Встречи с интересными людьми»
- создан видеофильм для детей «Встречи с интересными людьми»
Полученные в ходе реализации проекта теоретические выводы, дидактические и методические материалы можно использовать в работе воспитателей для ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста при их ознакомлении с трудом взрослых.
Актуальность проекта.
Ранняя профориентация дошкольников – это первый этап помощи ребенку в сознательном и самостоятельном выборе своего профессионального пути, который начинается в дошкольном возрасте. Это новое направление в дошкольной психологии и педагогике в рамках преемственности по профориентации в единой непрерывной системе образования, где детский сад является первоначальным звеном.
Дошкольный возраст очень благоприятен для педагогического воздействия.
В этом возрасте дети очень любознательны и часто сами проявляют интерес к различным видам труда и профессиям. Это ярко проявляется в сюжетно-ролевых играх, когда дети берут на себя разные профессиональные роли. Также в дошкольном возрасте у детей уже проявляются творческие способности, наклонности и определенные интересы к той или иной деятельности. И очень важно вовремя определить, что же на самом деле наиболее интересно каждому ребенку.
Чтобы помочь детям, педагогам необходимо в определенной системе дать им больше информации и знаний в области ознакомления с профессиями взрослых.
В старшем дошкольном возрасте формированию у детей знаний о труде взрослых, доступного понимания его роли в жизни людей придается особое значение. Дошкольникам необходимо показать многообразие профессий людей и, на основе этих знаний, сформировать представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Чем разнообразнее представления детей о мире профессий, тем этот мир будет ярче и привлекательнее для них.
Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Ребёнок всюду, в детском саду, семье, доступном ему социальном окружении, сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника интереса к профессиям и ценностного отношения к труду взрослых.
Для ознакомления с профессиями и трудом взрослых существуют различные методы:
- Беседы о различных профессиях, во время которых воспитатель не только знакомит с трудом взрослых, новыми профессиями и закрепляет знания, но и формирует у детей положительно-эмоциональное отношение к труду людей.
- Наблюдения, которые проводятся не только в здании детского сада, но и на прогулке. Ребята наблюдают за работой воспитателя, няни, дворника, водителя мусорной машины, водителя снегоуборочной машины, сторожа и др.
- Экскурсии, на которых дошкольники узнают об особенностях определенной профессии и встречи с людьми разных профессий. Для дошкольников проводятся экскурсии по ознакомлению с профессиями работников детского сада: воспитателя, помощника воспитателя, медсестры, повара и др.
- Для старших дошкольников на занятиях происходит знакомство с такими профессиями как почтальон, швея, строитель, каменщик, сварщик, библиотекарь, врач, военный, сотрудник МЧС, инспектор ГИБДД, спортсмен, сотрудник банка. Внимание детей обращают на средства, инструменты, которые нужны для разных профессий.
- Так как основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, то о профессиях ребята узнают и с помощью различных игр: сюжетно-ролевых, речевых, дидактических, театрализованных и др.
Но в процессе знакомства детей с профессиями мы заметили, что большинству детей все равно трудно полно ответить, кем же работают их родители, какая профессия у мамы или папы. Ответы детей были однотипные: «Моя мама работает на работе», или «Моя мама работает медсестрой» (но подробно рассказать, что она делает на работе, рассказать дети не могли).
Мы подумали и решили привлечь к решению этой проблемы родителей детей. Интересным, новым и наиболее доступным для детского восприятия нам показался прием организации встреч с родителями определенной профессии. Свой проект мы так и назвали: «Встречи с интересными людьми».
Вашему вниманию предлагается визитная карточка проекта:
Название проекта: «Встречи с интересными людьми» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вид проекта: познавательный, творческий. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длительность: долгосрочный. Сроки реализации проекта: 2022 - 2023 учебный год. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель проекта: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поближе познакомить детей с разнообразием профессий родителей и важностью труда в любой профессиональной деятельности. Привлечь родителей к ранней профессиональной ориентации детей, используя разнообразные способы вовлечения родителей в жизнь группы и детского сада. Задачи:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
После завершения проекта дошкольники:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы реализации проекта | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 этап. Подготовительный 1. Изучение методической литературы по теме проекта для повышения собственной компетенции педагога по теме. 2. Разработка плана мероприятий для реализации проекта. 3. Создание проблемных ситуаций для детей: - Кем и где работают мои родители? - Кем бы я хотел стать, когда вырасту большой? - Что я знаю о профессиях родителей? - Что я хочу узнать о профессиях родителей? - Я хочу больше узнать о профессиях моих родителей! | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. В ходе данного этапа проводится предварительная работа:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 этап. Практическая деятельность. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Оформление информационного стенда для родителей. 2. Организация проектной РППС: - подбор художественной литературы в книжном уголке; - подбор иллюстраций, фотоматериалов, раскрасок и т.п. - пополнение и изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Парикмахерская», «Детский сад», «Транспорт», «Строители», «Больница»; - подбор дидактических, речевых, настольных игр по ознакомлению с профессиями. 3. Образовательная деятельность: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- проведение целевых экскурсий по детскому саду; - просмотр презентаций о профессиях, беседы о новых современных профессиях; виртуальные экскурсии; - беседы о профессиях родителей; - чтение художественной литературы (сказки, стихи, загадки) по теме; - дидактические, речевые, настольные, сюжетно-ролевые игры по теме; - продуктивная деятельность: лепка, аппликация и рисование по теме проекта; - конкурс чтецов «Все профессии нужны, все профессии важны» - выставка рисунков «Профессии наших родителей» Формы и методы реализации проекта
4. Организация встреч с родителями. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
План реализации проекта
3 этап. Заключительный. Проводится анализ проведенной деятельности, обобщение результатов работы, представление результатов. Создание альбома для детей «Встречи с интересными людьми» Создание видеофильма для детей «Встречи с интересными людьми» Представление проекта на педагогическом совете. Результат проекта: - Альбом для детей «Встречи с интересными людьми» - Видеофильм для детей «Встречи с интересными людьми» - Дошкольники познакомились с профессиями родителей, некоторые посетили рабочее место мамы или папы. - Дети расширили свой кругозор, знакомясь с неизвестными для них профессиями. - Дети узнали, что труд взрослого очень важен, результаты труда надо уважать, бережно относится к ним и оказывать помощь в труде. - Обогатился словарный запас дошкольников, улучшились коммуникативные навыки. - У некоторых ребят появилась мечта о том, кем они хотят стать, когда вырастут. - Укрепились детско – родительские отношения, они стали более доверительными. Выводы: Очень важно на этапе дошкольного детства правильно выстроить систему мероприятий по ранней профориентации, направленных на проявление личных способностей, интересов и возможностей каждого ребенка. Ведь чем раньше будет проводится разнообразная работа по профориентации детей, начиная с дошкольного возраста, тем осознаннее и правильнее будет выбор будущей профессии нашими детьми. Проект «Встречи с интересными людьми» вызывает у детей интерес к трудовой деятельности взрослых и расширяет их знания о многообразии профессий в мире. В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные мероприятия объединяют детей и родителей общими впечатлениями, переживаниями, очень позитивно отражаются на эмоциональном и психическом состоянии детей в детском саду. Этот проект помогает родителям осознать важность своего влияния на всестороннее развитие личности ребенка в будущем, учит активно сотрудничать с детским садом, а в дальнейшем, со школой. Литература: #1040;лешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспекты занятий - М.: УЦ.ПЕРСПЕКТИВА, 2008, 248 С. 2. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2012. 80 с. 3. Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива». 2015. – 104 С. 4. «Важные профессии» из серии «Изучаем все вокруг» Омега-принт 2020. 5. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика–Синтез, 2010 – 88 с. 6. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988. 7. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. – 52 с. 8. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: программно-методическое пособие.- М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 143 с. 9. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004 – 96 с. 10. Нищева Н. В. «Мамы всякие нужны» Детям о профессиях. 2017 «Детство-пресс» 1 и 2 выпуск 11. Петрова В.И., Стульник Т.Д Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. - М.,: Мозаика-Синтез, 80 с. 12. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008. #1064;аламова Е., Реализация образовательной области "Труд" в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями, Детство- Пресс, 2012, 207с. 14. Шорыгина Т.А .Профессии, какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект встречи с интересными людьми: «Тольятти –спортивный»
конспект мероприятия -традиция ,где даны многообразные приёмы в игровой форме для детей старшего дошкольного возраста....
конспект родительского собрания в нетрадиционной форме "Встреча с интересными людьми" на тему "Нужно ли воспитывать в детях дошкольного возраста патриотизм". Авторы: старший воспитатель Руденко О.В, воспитатель Тарасенко В.В
Конспект встречи с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. "Встреча с интересными людьми", викторина, чаепитие....
Встречи с интересными людьми. Библиотекарь.
Занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе...
Встречи с интересными людьми. Учитель
Занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе...
Встреча с интересными людьми. Встреча с мастером спорта.
Занятие по познавательному развитию в подготовительной к школе группе...
Конспект мероприятия "Встреча с интересными людьми "Встреча с библиотекарем". Старшая группа
Наш детский сад работает по программе "Радуга". Одна из традиций данной программы - это встречи с интересными людьми, которые проводятся у нас один раз в месяц. В нашей группе были организованы встреч...