Конспект непосредственной образовательной деятельности "Поможем Тотошке"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Димитрюк Наталья Владимировна

Занятие по обучению грамоте «Поможем Тотошке» проходило в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности. Воспитанники данной группы имеют различные нарушения речевого развития.

 Цель: формирование у детей необходимой готовности к обучению грамоте.

Задачи:

  1. Совершенствовать умение различать звуки  [Т, Т'] по акустическим и артикуляционным признакам;
  2. Познакомить с буквой «Т»;
  3. Развивать навыки звукового анализа слова и фонематического восприятия;
  4. Активизировать речевую деятельность;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспекту коррекционно-развивающего занятия по обучению грамоте

для детей подготовительной к школе группы

«Поможем Тотошке»

        Занятие по обучению грамоте «Поможем Тотошке» проходило в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности. Воспитанники данной группы имеют различные нарушения речевого развития.  Цель: формирование у детей необходимой готовности к обучению грамоте.

Задачи:

  1. Совершенствовать умение различать звуки  [Т, Т'] по акустическим и артикуляционным признакам;
  2. Познакомить с буквой «Т»;
  3. Развивать навыки звукового анализа слова и фонематического восприятия;
  4. Активизировать речевую деятельность;

Оборудование и материалы: телевизор, изображение Льва, Страшилы, Железного дровосека, картинки и предметы со звуками  [Т, Т'], игрушка Тотошка, разрезная буква «Т», индивидуальные азбуки, пеналы с моделями, зеркала, позиционные карты, пособие «Город букв», пособие «Твердыш – Мякиш», счетные палочки.


 «Поможем Тотошке»

Этапы занятия

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Условия социальной ситуации развития, психолого-педагогические условия

Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

Постановка проблемной ситуации

В группе находится игрушка –  щенок Тотошка

Проведение логопедической разминки на координацию движений

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на место побежали.

 «Ребята, сегодня утром я встретила  Щенка из сказки «Волшебник изумрудного города», у него случилась неприятность. Он ждал девочку Элли, как вдруг, злая волшебница Бастинда, напустила ураган, и устроила, тем самым, беспорядок, перевернула домик, а самое главное, буква, которая указывала на домик Щенка, улетела и распалась на части. Щенок переживает, что теперь Элли не найдет его. Как вы думаете, мы можем помочь Щенку?

Дети входят в группу, становятся на ковер в произвольном порядке, выполняют разминку.

Вступают в диалог с педагогом. Высказывают свои предположения на поставленные вопросы.

Мы должны найти букву

Условия для развития общей координации движений

Условия для выражение собственных мыслей.

Основная часть

Телевизор

На столе у каждого ребенка лежит зеркало

На экране телевизора поочередно появляются

Страшила, Железный Дровосек и Лев

В группе расставлены  картинки со звуками  [Т, Т'], изображением вниз.

На экране телевизора Железный Дровосек

В корзине предметы, в названии которых есть звуки [Т, Т']

На экране телевизора Лев, на наборном полотне  - картинки: танк, арбуз, тыква, ослики, шашки, кровать, аист

На столах у каждого ребенка пенал с моделями

Пособие «Город букв»

Пособие «Твердыш и Мякиш»

Счетные палочки

«А какую букву потерял Щенок?

Давайте с вами вспомним, что такое буква?

Правильно, а звук?

А как нам понять, как. Букву мы будем искать?

Верно, и для решения этой задачи, у меня есть загадки.

«Только фея может это

Овощ превратить в карету (тыква)»

Я не кот, хоть и усатый,

Хожу в шубке полосатой (тигр)

 Зеленое покрывало

Летом землю укрывало (трава)

Опоясал поясок и лужайку и лесок (тропинка)

«Возьмите зеркала и произнесите звук [Т]»

 Уточнение артикуляции звука.

«Давайте дадим характеристику звукам [Т, Т'].

Какими моделями  мы обозначаем гласные звуки?»

Ну вот теперь, мы знаем, что искать нужно букву Т. И отправимся мы с вами к друзьям Щенка: Страшиле, Железному Дровосеку и Льву

Мы с вами отправляемся по дорожке, я буду указывать направление, а вы глазками повторять за мной.

Гимнастика для глаз

Смотрит носик вправо-влево.

Смотрит носик вверх и вниз.

Что увидел хитрый носик?  

 Ну, куда мы забрались?

Вот мы и добрались до Страшилы, он приготовил нам задание.  Мы помним, что у звука в слове есть свое место? И каждая картинка должна находиться под нужной схемой: звук в начале слова, в середине и в конце слова. А вот после урагана, все картинки перепутались. Страшила просит навести порядок, собрать все картинки и разместить их на своих местах.

Педагог совместно с детьми уточняет правильность выполненного задания.

А теперь продолжим работу с позиционными картами. Возьмите модель звука [Т], я буду произносить слова, а вы определять позицию звука.

Молодцы, все справились с заданием, и Страшила отдает нам первый элемент буквы «Т»

Будем дальше мы гулять,
На одной ноге скакать.
А теперь ещё немножко,
На другой поскачем ножке.

 

Ну вот и добрались до следующего помощника. Интересно, что он приготовил?

И тут Бастинда устроила беспорядок, смешала мягкий и твердый звуки. Сейчас вам нужно разобрать предметы по корзинкам. Где синий квадрат – кладем туда предметы со звуком [Т], где зеленый квадрат – предметы со звуком [Т']

 Железный Дровосек благодарит вас за помощь и отдает нам еще один элемент буквы.

Давайте, посмотрим, куда нам двигать дальше

Гимнастика:

Шеей крутим осторожно —
Голова кружиться может.
Влево смотрим — раз, два, три.
Так. И вправо посмотри.

 

Вот и Лев. И нам предстоит очень непростое задание. Нам нужно узнать (вспомнить), как зовут Щенка, которому мы помогаем.  Будем разгадывать ребус.  На доске картинки, вам нужно назвать каждую картинку, выделить первый звук, и из первых звуков этих картинок составить слово.

«Правильно, Щенка зовут Тотошка. Но это еще не все, теперь вам нужно выполнить звуко-слоговой анализ этого слова»

«Вы справились и с этой задачей, и Лев отдает нам последний элемент буквы»

И теперь вы можете собрать букву из частей.

«Вот так выглядит буква «Т». Мы отдаем Тотошке его потерянную букву», но что бы мы запомнили эту букву, найдите ее в своих азбуках. Я тоже у себя в азбуке нашла букву «Т», и мы отправляемся в город букв.

Предлагаю почитать слоги из изученных нами букв.

(На этом этапе педагог использует пособие «Твердыш-Мякиш»)

Хотите посмотреть, как печатается буква «Т»?

Педагог выполняет показ на доске и предлагает детям выложить букву «Т» из счетных палочек

Дети высказывают предположения.

«Буква-это то, что мы видим и пишем»

«То, что мы слышим и произносим»

«Нужно узнать, какой звук соответствует потерянной букве»

Дети разгадывают загадки, выделяют в словах первый звук, приходят к выводу, что это звуки [Т, Т']

Дети произносят звуки

[Т, Т'], уточняют артикуляцию

Звук [Т] согласный, твердый, глухой

Звук [Т'] согласный, мягкий, глухой

Дети выполняют гимнастику для глаз.

Дети собирают картинки по группе, определяют место звук в слове, располагают картинку под нужной схемой.

Работа с позиционными картами

Дети выполняют гимнастику.

«Да»

Дети выполняют

Задание, поясняя и уточняя правильность выполнения.

Дети называют картинки, выделяют первый звук, составляют слово

«у нас получилось слово Т[а]тошка»

Дети выполняют звуко-слоговой анализ слова «татошка»

Дети составляют букву из элементов

Дети достают из индивидуальных азбук букву «Т»

Дети поясняют, какое место должна занять буква «Т»

Дети читают слоги из изученных букв

«Да»

Дети выполняют задание

Условия для речевого развития.

Условия для речевого развития.

Условия для развития фонематического слуха.

Условия для развития навыков звукового анализа слова.

Условия для развития навыков звукового анализа слова.

Условия для развития фонематического слуха,  и  развития навыков звукового анализа.

Условия для развития фонематического слуха,  и  развития навыков звукового анализа.

Условия для формирования у детей необходимой готовности к обучению грамоте

Итог

Тотошка, домик, буква «Т»

Ребята, мы вспомнили (узнали) как зовут нашего гостя – Тотошка; помогли ему отыскать букву.

Через какие испытания нам пришлось пройти?

Тотошка очень благодарен вам за помощь!

Определяли место звука в слове, различали твердый и мягкий звук, выполняли звуко-слоговой анализ

Условие для речевого развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Поможем Незнайке» с детьми от 4 до 5 лет. Интеграция образовательных областей (Коммуникация, социализация, познание, безопасность).

-Систематизировать представления о зиме и зимних забавах, используя   впечатления о наблюдаемом.(познание, коммуникация)-Развивать  логическое мышление.(коммуникация)-Активизировать на...

конспект непосредственно образовательной деятельности "Поможем Зайчику" для детей младшего дошкольного возраста.

Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности "Поможем Зайчику" для младшего дошкольного возраста. В нем решаются задачи образовательной области "Познание".Муниципаль...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Поможем Зайке".

Конспек НОД в группе раннего возраста по ознакомлению с окружающим с эмементами здоровьесберегающих технологий....

конспект непосредственно-образовательной деятельности "поможем незнайке "

конспект непосредственно-образовательной деятельности "поможем незнайке "...