Лексическая тема "Головные уборы"
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Зудина Наталья Алексеевна

Задания направлены на речевое и познавательное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golovnye_ubory.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

Задания по теме «Головные уборы».

Грамматический строй речи

1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»    

Шапка — шапочка, пилотка — пилоточка, платок — платочек, шлем — шлемик, панама — панамка, шляпа — шляпка, косынка — косыночка, берет — беретик.

2. Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один — много»

Тюбетейка — тюбетейки — тюбетеек, пилотка — пилотки — пилоток, каска — каски — касок, шапка — шапки — шапок, кепка — кепки — кепок, платок — платки — платков, панама — панамы — панам, шаль — шали — шалей, шляпа — шляпы — шляп, фуражка — фуражки — фуражек, косынка — косынки — косынок, берет — береты — беретов, колпак — колпаки — колпаков, шлем — шлемы — шлемов.

3. «Назови, какая» (из какого материала сделана?) (детям от 5 лет)

Шапка из меха — меховая,

... шерсти — шерстяная,

кепка из кожи — кожаная,

панама из ситца — ситцевая,

платок из шелка — шелковый,

шаль из пуха — пуховая,

шляпа из соломы — соломенная,

... фетра — фетровая,

шапка из меха кролика — кроличья,

... лисы — лисья,

... норки — норковая.

4. Образование простых причастий «Назови, какой, какая?» (детям от 6 лет)

Шить — шитый,        вышивать — вышитый,

развязать — развязанный,        завязать — завязанный,

вязать — вязанный,        носить — ношенный,

складывать — сложенный,        стирать — стиранный.

5. «Договори слово». Усвоение словаря по изучаемой теме: 

панам..., шляп…, кеп... и т.д.

Лексический строй речи

1. Поиск соответствующего понятия и развития монологической речи «Беседа по теме»

Почему головные уборы так называются? Для чего нужны головные уборы? Какие вы знаете головные уборы? Какие головные уборы носят девочки и женщины, мальчики и мужчины? Назовите летние головные уборы, зимние и демисезонные, то есть те, которые носят весной и осенью. Из чего делают головные уборы?

2. «Наведи порядок» 

- разложи картинки с головными уборами в соответствии со временем года (картинки с временами года). Какие головные уборы мы выберем для лета? (панаму, косынку, кепку). Какие головные уборы мы выберем для осени? (шляпу, шапку). Какие головные уборы мы выберем для зимы? (шапка-ушанка). Какие головные уборы мы выберем для весны? (шляпу, шапку). Головные уборы, которые мы носим осенью и весной называются демисезонными.

3. «Наведи порядок» 

- разложи картинки с головными уборами по родовым признакам (мужская, женская, детская для мальчиков и девочек).

4. « Чего не хватает?» Знакомство с деталями головных уборов. Усвоение категории родительного падежа.

Педагог показывает картинку, закрывая какую-либо деталь. Дети комментируют: «У шляпы не хватает банта».

Примерный словарь: пуговица, петелька, застежка, кнопка, пояс, хлястик, лямка.

5. Назвать зимние головные уборы.

6. Сравнить зимние и летние (осенние) головные уборы.

7. Подобрать как можно больше признаков к существительному: 

шапка (какая?) — ....


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим миром. Лексическая тема "Одежда, обувь, головные уборы".

В данном занятии использованы различные дидактические, словесные и пальчиковые игры, динамические паузы и т.п. по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы".  Занятие направлено на пополнен...

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМАМ: «СЕЗОННАЯ ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»

Подборка лексического материала по темам "Одежда, обувь, головные уборы" поможет педагогам быстро и грамотно подготовить конспект, сценарий, проект по указанной теме....

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы" для детей старшей логопедической группы.

Представленный материал значительно облегчит работу логопеда по планированию задания для воспитателя....

План – конспект логопедической деятельности в подготовительной группе по лексической теме «Одежда. Головные уборы».

Коррекционно-образовательные цели:Учить детей согласовывать относительные прилагательные с существительными;Совершенствовать лексико-грамматический строй речи (употребление в речи формы дательного пад...

Лексический материал по теме: «Головные уборы»

Загадки, стихи, потешки по теме: "Головные уборы"...