«Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Ч]—[Щ]»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кочемазова Юлия Сергеевна

Цель: учить детей различать на слух сходные по артикуляции звуки на слух сходные по артикуляции звуки (ч)-(щ, изолированные, в словах, во фразовой речи, придумывать слова на заданный звук, совершенствовать умение определять позицию звука в слове, помочь детям запоминать стихотворение, совершенствовать интонационную выразительность речи.

Ход ОД:

- Ребята, давайте вместе вспомним и повторим наше стихотворение:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

НОД - Ребята, мы начинаем наше занятие с разминки. На этот раз вам надо представиться и назвать первый звук в вашем имени. Например: «Меня зовут Артем, моё имя начинается со звука «А»» (дети по очереди называют своё имя, определяют первый звук).

Артикуляционная гимнастика.

- Молодцы. А теперь садитесь за столы. Чтобы хорошо отвечать на занятии, нам надо потренировать ротик и язычок. Упражнения «Моляр» «Лопатка».

- С гимнастикой вы справились, а теперь я предлагаю вам послушать одну историю, но не просто послушать, но и самим в ней поучаствовать. Вы готовы?

В одном городе жил был мальчик. Имя у него было необычное – Чук. На день рождение родители подарили Чуку маленького щенка. Мальчик очень обрадовался новому другу и назвал его Щен. Пока он радуется, давайте, мы определим первые звуки в словах Чук и Щен. (дети определяют звуки). Со звуками «Ч» и «Щ» мы с вами сегодня будем часто встречаться. Запомните, ребята, звуки «Ч» и «Щ» - согласные.

Чук очень любил своего Щена, кормил, гулял, играл с ним. А ещё часто прихорашивал своего друга и при этом он приговаривал:

- Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

- Найдите в стихе слова, которые начинаются со звука «Щ» (щёткой, щенка, щекочу)

- Теперь найдите слова, которые начинаются со звука «Ч» (чищу)

- А в каких словах встретились оба звука? (чищу, щекочу)

Давайте повторим это стихотворение (повторяется 1 раз хором, и 2-3 индивидуально).

- Очень умным пёсиком оказался Щен и решил Чук показать его своим друзьям. Пришли друзья, а щенок под кровать спрятался и не вылезает. Тогда Чук говорит: «Щен ещё маленький, многого боится. Надо вести себя спокойно. Когда он слышит звук «Ч», как в моём имени, то сразу успокаивается. Давайте, мы будем себя называть так, чтоб в наших именах слышался звук «Ч»». И дети стали называть себя не Таня, а Танечка, не Коля, а Колечка. Продолжайте теперь вы, ребята (воспитатель показывает на ребёнка, тот изменяет имя с помощью суффикса – ЧК).

Физминутка Смешарики

- Очень дружили Чук и Щен. Любили играть в разные игры. Вот и сегодня они с вами поиграют в игру. (воспитатель предлагает пройти детям на ковёр и проводится игра – физминутка). Если вы услышите слово со звуком «Ч», то вы хлопаете, если в слове услышите звук «Щ», то прыгаете, а если услышите слово без этих звуков – приседаете.

Предлагаемые слова: чемодан, щека, собака, щука, веточка, чайник, зубы, ящерица, щётка, чашка, шишка, черепаха, сосна, щенок.

Молодцы, ребята. Поиграли в игру, а теперь снова садитесь на свои места.

- Скоро из щенка Щена вырастет большой пёс. И у него будут не глазки, а глазищи, не носик, а носище (дети образуют слова с суффиксом – ИЩ).

Предлагаемые слова: хвостик, лапки, шерстка, спинка, зубки, язычок.

Развитие мелкой моторики.

- Чук в детский сад не ходит, но очень хочет научиться делить слова на слоги и определять место звука в слове, а потом научить этому и Щена. А вы ведь умеете?  (ответы детей).

- Давайте, покажем Чуку и Щену, как мы делим слова на слоги и определяем место звука в слове (дети прохлопывают слова, определяют количество слогов и с помощью планшета с пуговкой определяют место звука в слове : начало, середина, конец сначала со звуком «Ч», затем со звуком «Щ»). Предлагаемые слова: человек, мяч, речка, лещ, пещера, щука. Молодцы, ребята.

- Но самой любимой игрой для Чука и Щена было придумывание слов, где бы встречались звуки «Ч» или «Щ». Чук придумывал слова, а Щен радостно лаял, услышав знакомые звуки. Я предлагаю вам разделиться на пары и самим придумать слова, или найти игрушки в группе с такими звуками найти игрушки или картинки со звуками «Ч» или «Щ». Когда вы найдёте слова с заданными звуками, то подходите к Чуку и Щену и дарите им свои слова: Чуку – со звуком «Ч», а Щену – со звуком «Щ» (ребята выполняют задание).

Рефлексия:

Дети - с какими звуками вы сегодня работали? Чем они похожи? Вам понравилось занятие? Что вам больше всего понравилось?

- Какие звуки мы учились различать?

- Какое задание понравилось?

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»...

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с

Звуковая культура речи: дифференциация звуков  з-сЦель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков  з-с; учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся, вычле...

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа) Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

Программное содержание.Образовательные задачи: - Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделят...

Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"

Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...