конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Звягинцева Елена Анатольевна

материал будет полезен для проведения занятия в группе, где есть дети билингвы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oorr_traditsii_i_kultura_russkogo_naroda.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модель занятия с использованием современных образовательных технологий обучения

и воспитания детей-билингвов

Выполнена:

Звягинцевой Еленой Анатольевной, МБДОУ «детский сад №11», ст. Новомарьевская

Тема занятия: «Традиции и культура русского народа»

Элементы технологии: игровой (дидактические, двигательные, народные, словесные), художественной, здоровьесберегающей, познавательной, личностно-ориентированной.

Цель: приобщать детей к истокам русской культуры.

Планируемые результаты:

- образование относительных прилагательных;

- согласование существительных и числительных в единственном и множественном числе;

- обогащение активного словарного запаса;

- развитие связной речи;

- развитие звуко-буквенного анализа;

- развитие мелкой и общей моторики;

- развитие внимания, памяти;

- воспитание у детей любви и уважения к традициям и культуре русского народа;

- воспитание дружелюбия, взаимопонимания и взаимопомощи между детьми.

Возрастная группа: старшая 5-6 лет

Материально-техническое обеспечение: наглядный материал, фонетические карточки, прищепки, предметные картинки, предметы народного промысла.

Технологическая карта занятия

№ п/п

Этапы занятия

Содержание заданий для детей

Виды деятельности

Формы организации работы

Средства обучения

Ожидаемые результаты (целевые ориентиры)

1.

Вводная часть (мотивационно-побудительный)

Слава нашей стороне, слава русской старине!

И про эту старину, я рассказ свой поведу.

Чтобы дети знать могли о делах родной земли!

А поговорим мы о русских народных традициях.

Традиция - это то, что передается от одного поколения к другому. Например, бывают семейные традиции. Почти во всех семьях существует традиция отмечать День рождения и дарить в этот день подарки.

Посмотрите на картинки, какие традиции вы узнаете? Что принято делать в такие праздники?

Коммуникативная

 

Познавательно-речевая

Коллективная

Фронтальная, индивидуальная

Художественное слово «Слава нашей стороне, слава русской старине»

беседа

Наглядный материал (картинки на тему: «Русские традиции» («Рождество»,

Масленица, Пасха, Хоровод)

Эмоциональный настрой на занятие

Обогащение словаря

Знакомство с русскими традициями и праздниками

2.

 Реализация (операционно-поисковый)

В русской культуре особое значение занимают русские народные промыслы – это такие художественные традиции, которые столетиями складывались в разных регионах нашей страны, делают нашу культуру богатой и неповторимой.

Посмотрите на картинки. Это матрешка – символ России. Тульские самовары. Посуда, расписанная под хохлому. Дымковская игрушка.

 «Из чего предмет?»

Из чего сделана матрешка? Из дерева. Значит она какая? (деревянная)

Из чего сделан самовар? Из латуни. Значит он какой? (латунный)

Из чего сделана дымковская игрушка? Из глины. Значит она какая? (глиняная).

Из чего сделан платок? Из шерсти. Значит он какой? (шерстяной).

 «Какие звуки в слове»

Назовите предметы, которые вы видите на картинке. (Валенки, балалайка, самовар). Для чего они нужны? Давайте определим какие звуки в каждом слове?

Физкультминутка «Матрешки»

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

 «Посчитай матрешек»

Перед вами картинки с матрешками и прищепки. Наденьте на картинку столько прищепок, сколько матрешек на них нарисовано.

 «Найди лишнее»

Перед вами картинки, на них нужно найти лишние предметы.

 

«Расскажи, что нарисовано на картинке»

Давайте придумаем рассказ, глядя на эту картинку (составление коллективного рассказа по картине)

 «Сделай себе матрешку»

Ребята, давайте сделаем каждый свою матрешку (составление матрешки из набора предложенных фрагментов).

Наглядно-демонстративная, речевая, познавательная

Игровая, речевая, познавательная, здоровьесберегающая

Речевая, познавательная, коммуникативная

поликультурное просвещение

Двигательная, речевая, игровая,

Речевая, познавательная, коммуникативная

Игровая, речевая

Творческая, художественная, речевая, интеллектуальная

Художественно-эстетическая, творческая, речевая

Фронтальная, индивидуальная

Подгрупповая, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Коллективная

Работа в парах, индивидуальная

Индивидуальная

Коллективная

Индивидуальная

Предметы народного промысла (платок, самовар, матрешка, дымковская игрушка)

Матрешка, самовар, дымковская игрушка, платок

Дидактическая игра, фонетические карточки, беседа

Словесная игра

Дидактическая игра, раздаточный материал, прищепки

Наглядный материал (картинки)

Игровое упражнение, картина на тему «Народные зимние забавы»

Раздаточный материал (фрагменты картинки матрешка, клей, кисточка, ножницы, салфетка)

Дети рассматривают, отвечают на вопросы воспитателя при знакомстве с народными промыслами

Развитие мелкой моторики

Образование относительных прилагательных

Работают по карточкам, выполняют инструкцию воспитателя, в ходе которого подготовка к обучению грамоте;

развитие звуко-буквенного анализа

Играют, повторяют движения согласно тексту,

развитие дружеских отношений между детьми;

развитие общей моторики

Согласование существительных и числительных в единственном множественном числе

Развивают  внимание, память, мышление, речь

Рассказывают, составляют описательные  предложения, активизируют  словарь, знакомятся с народными зимними забавами

Дети делают аппликацию, в ходе выполнения задания развивается мелкая моторика,  творческое воображение.

3.

Заключение (рефлексивно-корригирующий)

Рефлексия

Сегодня мы с вами поговорили о русской культуре традициях русского народа. Очень важно помнить свою культуру и традиции, и передавать их из поколения в поколение. Какие традиции и обычаи отмечаются в вашей семье?

Речевая, познавательная, коммуникативная

Коллективная, индивидуальная

Беседа

Рассказывают, слушают рассказы сверстников о традициях и культуре других  народов, представители которых есть в группе.

          Литература:

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки в детском саду. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 112с.;
  2. Под редакцией Т.С. Комаровой  «Народное искусство детям». Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2016.;
  3. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.;
  4. Маковеева, С. В. Знакомство детей дошкольного возраста с традициями русской культуры через ознакомление с народными праздниками / С. В. Маковеева, Л. И. Сафонова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 9-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/452/17353/ (дата обращения: 20.%м.2025);
  5. Князева О.Л., М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - СПб, 2019. – 116с.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...