Проект "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством мнемотаблиц"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Использование мнемотаблиц у детей способствует расширению знаний, появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории, появляется интерес к заучиванию стихов, скороговорок, загадок, словарный запас выходит на более высокий уровень, дети преодолевают робость, застенчивость.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №78»
Проект: «Развитие речи детей дошкольного возраста
посредством мнемотаблиц»
Воспитатели:
Базуева А.Г
Цель: Систематизация знаний педагогов о современных подходах к развитию речи детей посредством мнемотаблиц.
Задачи:
#1057;истематизировать работу по развитию речи детей, установить взаимодействие воспитателей всех групп.
2. Расширить знания педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по развитию речи детей посредством мнемотаблиц..
3. Поиск эффективных форм, использование инновационных подходов и новых технологий при организации работы по развитию речи детей посредством мнемотаблиц.
Новизна: методической разработки заключается в создании системы непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей.
Актуальность: метода мнемотехники это совершенствование современных методов и приёмов, научно- обоснованных путей к развитию речи без умственного и нервного напряжения у детей дошкольного возраста.
Ожидаемый результат:
Систематизация работы по развитию речи детей посредством мнемотаблиц, использование инновационных подходов и новых технологий.
Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему
пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету.
К.Д. Ушинский
В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой речи. Связная речь обеспечивает общение и взаимопонимание, она должна быть живой, непосредственной, выразительной. По тому, как ребенок владеет связной речью, можно судить об уровне его речевого развития.
Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи.
Успешное формирование связного высказывания у детей дошкольников возможно при использовании мнемотехники.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в нашей работе по развитию связной речи детей. Используем их для:
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при отгадывании и загадывании загадок,
- при заучивании стихов.
Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат-мнемодорожка-мнемотаблица.
Мнемоквадрат - это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Мнемодорожка – это ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.
Мнемотаблица – Это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.)
Этапы построения занятия с использованием мнемотаблиц
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
Стихотворения.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Описательный рассказ.
Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
Пересказ.
Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Творческие рассказы.
Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.
Заключение.
Таким образом, в результате использования мнемотаблиц у детей расширился круг знаний, появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории, появляется интерес к заучиванию стихов, скороговорок, загадок, словарный запас выходит на более высокий уровень, дети преодолевают робость, застенчивость.
Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя мнемотаблицы, тем лучше разовьётся связная речь, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка, тем лучше мы подготовим их к школе.
Список литературы
- Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2005
- Гурьева Н.А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.
- Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи//Логопед. М., 2008. - №4. – С. 102 – 115.
- Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург. – Детсво-Пресс,2010
- Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений". Портфолио создано на основании целенаправленной, педагогической...

Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....

Презентация "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сказки"
Презентация "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки"...
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора
Народный фольклор представляет собой прекрасный речевой материал,который помогает развитию речи дошкольника....

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности. Соавторы педагоги Моисеенко Н.Н, Ивлева Т.И
Сегодня вопрос в развитии речевой активности дошкольников стоит особенно остро, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию.1 Ухудшение состояния здоровья детей2 Глоба...

Инновационный педагогический опыт "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры".
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности . В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У него начинает формироваться определенное отношение к ...
«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности» (старший дошкольный возраст)
Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важ...
