Методическая разработка конспект занятия по теме: "Народное творчество"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Герасимова Светлана Александровна

Методическая разработка конспект занятия по теме: "Народное творчество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr_narodnoe_tvorchestvo.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия во второй младшей группе  по развитию речи «Народное творчество»

Автор : Герасимова С.А.

Возраст: 3-4 года

Время: 15-20 мин

Цель: формировать представление о народных  игрушках, приобщать к традициям русского народа,

Задачи:  развивать внимание, речь, расширять словарный запас, продолжать знакомить с устным народным творчеством. Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русскими народными игрушками; развивать интерес к народным игрушкам; Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества; Познакомить детей с русской народной игрушкой; учить различать по форме, цвету, узору.   Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира.

Предварительная работа: беседа, показ иллюстраций, чтение потешек, худ-й лит-ры, показ театра

Ход  занятия

В:  Ребята,  вы любите игрушки?  (Да)  А что вы  с ними делаете?   (Играем)  А я слышала, что вы стихи знаете об игрушках. Сейчас я буду показывать вам  картинки,  а вы почитаете стихи.

Показ иллюстраций к книге А.Барто «Игрушки». Дети читают стихи: 

1. Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу-

Потому что он хороший!

2. Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

3. Зайку бросила хозяйка.

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

4. Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

В: молодцы, ребята

В:   Вот какие разные игрушки бывают. Взрослые  издавна делали для детей различные игрушки – забавы. Для этого подходил любой материал - из кусочка глины получалась свистулька, из деревяшки – занятные медвежата, курочки,  стукалочки.   А из остатков ткани рождались  чудесные  тряпичные куклы, которые  считаются  одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.

(Рассказ воспитатель сопровождает показом игрушек  или  слайды  презентации)

В:  Вот какие интересные куклы из тряпочек. Стоит чуть поколдовать  (надевает игрушку –  Петрушку на руку), и вот игрушка ожила.

Петрушка. Здравствуйте, ребята!  Вы меня узнали?  Я весёлая игрушка, а зовут меня … (дети отвечают «Петрушка»)

Петрушка. Смотрите, какие у меня красивые штанишки. А какого они цвета? А это моя любимая рубашка. Вы знаете, какого она цвета? А на голове красный колпачок, по нему меня все сразу узнают.  Я на ваш праздник принес еще игрушки – звонкие погремушки. Хотите с ними поиграть?  (Да). Тогда становитесь  врассыпную, я с вами поиграю.

Игра с Петрушкой

 - У меня пропали ручки.

(Спрятать за спину)

Где вы, рученьки мои?

Раз, два, три, четыре, пять,

Покажитесь мне опять!

(Показать. То же с глазками, ушками, носиком - закрывать их ладонями.)

В: молодцы, садимся на стульчики

 В:   А  теперь  послушайте  загадку:

Целый день стоят как свечки

Эти чудо - человечки.

Не желают куклы спать,

Не уложишь на кровать.

Покачаются немножко

И опять встают на ножки.

Подскажи - ка мне дружок:

Как название игрушки?

Отгадать совсем не сложно:

Это кукла неваляшка

 Физкультминутка.
Хлопают в ладоши дружные матрёшки. (хлопают)
На ногах сапожки топают матрёшки. (топают)
Влево, вправо наклонись, (наклоны влево, вправо)
Всем знакомым поклонись. (дети кланяются)
Девчонки озорные матрёшки расписные, (кружатся)
В сарафанах ярких, пёстрых. (приседают)
Вы похожи словно сёстры. (качают головой)
Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки. (хлопают)

В:  К нам пришла неваляшка яркая рубашка. Какая она? (яркая, красивая).

Знакомство с матрешкой:

- Я, матрешка - сувенир,

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Русская матрешка!

Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чего ж румяная,

Щеки, словно розы!

В: -  Ребята, как называется игрушка, которая у меня в руках?  (матрешка)

В: - А вы, знаете откуда взялась матрёшка? Тогда давайте расскажу, как родилась матрёшка.

Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.

-Вот так ребята родилась матрёшка. Матрешка, старинная традиционная, народная игрушка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русских людей.

В: -Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек.

В: -Какая она? (нарядная, расписная, красивая)

В: -Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)

В: -Из чего сделана матрешка? (из дерева)

В: -Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? Матрёшка раскрывается. Я покажу.

Пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинке.
Эту куклу открой -
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притёртую -
И сумеешь ты найти
Куколку четвёртую.
Вынь её да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
Вот поставленные в ряд
Сёстры-куколки стоят.
Посчитаем вас опять: раз, два, три, четыре, пять.

В: -В старину любили водить хороводы. Давайте и мы все вместе встанем в «Матрешкин хоровод»:

Куколке - матрешке строим дом хороший:

Вот такой высокий, вот такой широкий!

В дом вошла матрешка, наша кукла - крошка.

Весело так пляшет, вам платочком машет.

В:с какими  интересными  игрушками мы с вами познакомились?   Какой петрушка? Как появилась Матрешка, какой у нее сарафанчик? Вам понравилось наше занятие? Молодцы, теперь можно поиграть с Петрушкой и Матрешкой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка:Конспект занятия для средней группы "Золотая осень"

Данное занятие ставит своей целью научить ребят сравнивать и описывать природу в сентябре и октябре, учить слушать музыкальные произведения, развивать умение работать с витражными красками....

Методические разработки: Конспект занятия по ПДД «ТОРОПЫЖКА НА УЛИЦАХ ГОРОДА» с использованием современных образовательных технологий

Цель: Продолжать знакомить детей с ПДД. Совершенствование знаний и умений по основам безопасного поведения на дорогах города....

методическая разработка интегрированной деятельности по теме народные промыслы подготовительная группа

Интегрированная деятельность (познание + аппликация) является итоговым мероприятием как по теме "народные промыслы", так и по аппликации, так как включает в себя творческое задание, требующее исп...

Методическая разработка конспект занятия ФКЦМ народное творчество

Методическая разработка конспект занятия ФКЦМ народное творчество...