Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Тема: «Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи.
Тема: «Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи.
Тема: «Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Пожарные собаки».
Цель: учить детей пересказывать рассказ с опорой на мнемотаблицу.
Задачи.
1. Образовательные:
- познакомить детей с рассказом Л.Н. Толстого «Пожарные собаки»;
- продолжать учить детей пересказывать художественный текст, используя мнемотаблицу;
- обогащать и активизировать словарь детей,
2. Развивающие:
-развивать логическое мышление;
-умение формировать свои мысли.
3. Воспитывающие:
-формировать такие качества как сочувствие, отзывчивость, желание помочь попавшим в беду.
Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, иллюстрации «Служебные собаки», картинка «Лондон», загадка, презентация, мнемотаблица, дидактическая игра «Разрешается-запрещается».
Предварительная работа: беседа «Собака – друг человека», рассматривание иллюстраций пород собак.
Ход занятия.
- Организационный момент
Воспитатель: Ребята, вспомним наше правило, как нужно себя вести на занятии:
Один, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать,
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
Воспитатель: Ребята, хотите узнать что у меня в мешочке? Тогда отгадайте мою загадку, и вы узнаете, о чем мы будем сегодня говорить.
Я всем известен и знаком,
Я то рычу, то лаю,
Я охраняю двор и дом
И берегу хозяев.
Дети: Собака.
II. Основная часть.
1.Введение в тему.
Воспитатель: Собаки-друзья человека, они ему помогают.
Воспитатель: Какие бывают собаки?
Воспитатель: Как помогают собаки людям?
Дети: Собаки служат в полиции, в армии, спасают людей на воде, помогают пожарным и т. д.
Воспитатель: Как называются эти собаки?
Дети: Служебные.
Воспитатель: Собаку, которая помогает охотнику, называют…
Дети: Охотничьей.
Воспитатель: Спасает человека, заблудившегося в лесу, из-под обломков дома собака…
Дети: Спасатель.
Воспитатель: Охраняет границу собака.
Дети: Пограничник.
Воспитатель собака спасает раненых…
Дети: Санитар.
Воспитатель: Собака, которая ведет слепого человека – это…
Дети: Поводырь.
Воспитатель: Вытаскивает угоревших во время пожара людей ….
Дети: Пожарная собака.
При отгадывании загадок иллюстрации соответствующих собак появляются на слайдах презентации.
Воспитатель: Пожарные собаки, как вы думаете, кому помогают?
Дети: Пожарным.
Воспитатель: Пожарные – это специально подготовленные и обученные люди.
Воспитатель: Ребята, мы будем с вами продолжать знакомиться с произведением известного нам автора Л.Н. Толстого. (Портрет Л.Н. Толстого на доске)
Воспитатель: Сегодня я вам прочитаю рассказ «Пожарные собаки».
Воспитатель: В рассказе встретится незнакомое для вас слово «Лондон». Лондон – это город в другой стране, в Англии. (Показ иллюстрации города на слайде)
Воспитатель: Слушайте внимательно, после чтения будете отвечать на вопросы.
2. Чтение воспитателем рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки».
Пожарные собаки.
Один раз загорелся дом. Пожарные приехали к дому, с ними была собака по кличке Боб. К ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома, а в зубах за рубашку нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива.
Пожарные ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она; но Боб рвался в дом. Пожарные подумали, что в доме ещё есть что –нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем – то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла любимую куклу девочки.
(Иллюстрации по ходу чтения демонстрируются на слайдах презентации).
3. Беседа по содержанию.
Воспитатель: О чем говорится в рассказе?
(Ответы детей).
Воспитатель: Почему собак назвали пожарными? Что они делают?
(Ответы детей).
Воспитатель: Что однажды произошло?
(Ответы детей).
Воспитатель: С кем приехали к дому пожарные?
(Ответы детей).
Воспитатель: Кто выбежал к пожарным, когда они приехали?
(Ответы детей).
Воспитатель: Что делала женщина, о чем она говорила?
(Ответы детей).
Воспитатель: Как Боб нес девочку?
(Ответы детей).
Воспитатель: Что сделала мать девочки?
(Ответы детей).
Воспитатель: Что делали пожарные после того, как собака вынесла девочку?
(Ответы детей).
Воспитатель: Куда рвался Боб?
(Ответы детей).
Воспитатель: Что подумали пожарные?
(Ответы детей).
Воспитатель: Когда народ рассмотрел то, что вынесла собака, что стал делать? (Ответы детей).
4. Физкультминутка.
Мы пожарные ребята,
Мы нигде не пропадём.
/Ходьба в полуприсяде, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки/
Мы пожар всегда потушим,
Очень строги мы с огнём.
/Ходьба на пятках, рука на поясе/
Чтобы с ним справляться ловко,
Нам поможет тренировка.
/Ходьба с высоким подниманием колен, выполняя хлопки под коленом/
5. Повторное чтение. (Перед повторным чтением дать установку на пересказ текста)
6. Пересказ детьми с опорой на мнемотаблицу.
Первый рассказывает начало. (Поведение детей при пожарах. Лондонские пожарные собаки.)
Второй – о том, как собака спасла девочку.
Третий – о том, как собака принесла куклу.(Отважная собака бежит в огонь и повторно спасает куклу.)
Затем пересказ рассказа полностью 2-3 детьми.
7. Дидактическая игра «Разрешается-запрещается».
Воспитатель называет действие, дети поднимают круг определенного цвета (красный – запрещается, зелёный – разрешается):
-в случае пожара вызывать пожарных по телефону 01 или 112;
-бросать горящие спички;
-кричать и звать на помощь взрослых;
-оставаться в помещении где начался пожар;
-открывать окна, двери во время пожара;
-закрывать нос, рот и голову мокрым полотенцем;
-прятаться в угол, под шкаф, кровать;
-оставлять без присмотра включенные электроприборы;
-двигаться ползком или пригнувшись к выходу;
-не бояться пожарных и слушаться их во всем;
-обращаться к соседям за помощью;
-включать газ, электроприборы, свет.
III. Рефлексия.
Воспитатель: Понравился вам рассказ? Чем понравился рассказ?
Воспитатель: Что нового узнали сегодня?
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, дети! Вы сегодня внимательно слушали, пересказывали, узнали о смелой собаке Боб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи Тема: «Транспорт»
Цель: расширение, уточнение и активизация словаря детей по теме: “транспорт”....

занятие для старшего возраста по развитию речи. Тема: пересказ рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки»
Ориентируется на учебное пособие О.С. Ушаковой, программа "Детство"...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Тема: «Учить составлять сюжетный рассказ по игрушке»
Цель: учить детей составлять сюжетный рассказ по игрушке, последовательно и логично продолжая рассказ друг друга....

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Составление описательного рассказа на тему "Наша армия".
Этот материал будет полезен для педагогов старшего дошкольного возраста....

Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи Тема: Составление рассказа – описания
Цель: Способствовать формированию связной речи детей. Задачи: 1. Учить детей составлять описательный рассказ животного, включать в него наиболее точные слова для обозначения признака, цвета, величи...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи Тема «Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам»
Образовательная область «Развитие речи» Программное содержание: связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картинкам; развивать способность самостоятельно придумывать соб...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Тема: «Составление рассказа на заданную тему»
Конспект занятияв старшей группе по развитию речи. Тема: «Составление рассказа на заданную тему»...




