Конспект занятия по развитию речи "Рыбы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сабитова Алсу Шикуровна

Конспект занятия по развитию речи "Рыбы" для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ryby.docx16.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

«Рыбы»

Задачи:

- расширять представления об особенностях проживания, питания и строения рыб;

- активизировать словарь детей по теме «Рыбы» (икра, мальки, чешуя, плавники, жабры; хищные, травоядные, аквариумные, океанические; названия некоторых рыб – щука, окунь, акула, рыба-клоун…)

- формировать грамматический строй речи: учить образовывать относительные прилагательные, подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные с числительными;

- упражнять в составлении рассказа по схеме, совершенствовать навыки беседы;

- воспитывать интерес к окружающему миру, живой природе.

Материал:

-демонстрационный – картинки (или слайды) с изображением морских, речных, аквариумных рыб; схема рассказа «Рыбы»

-раздаточный - рисунок рыбы с недостающими элементами, фломастеры.

Предварительная работа: познавательное занятие с просмотром видео, чтение художественной литературы Е. Пермяк «Первая рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка», русская народная сказка «По щучьему велению», экскурсия с родителями в зоомагазин, наблюдение за рыбками в аквариуме; рисование рыбок, лепка рыбок.

Ход:

Там обитает, где вода,

И дышит жабрами всегда,

Имеет плавники и хвост.

Ответ загадки очень прост.

- Кто это? О ком же мы будем говорить? Правильно, наше занятие так и называется: «Что мы знаем о рыбах».


1.Беседа по теме «Рыбы» (с использованием схем и иллюстраций). 
- Где живут рыбы? (В воде.) 
-Чем питаются? (Хищные нападают на мелких рыб, травоядные-морскими растениями.) 
- В каких водоёмах могут жить рыбы? (В реке, в озере, , в море, в океане, в аквариуме.)

 - Рыбы, живущие в море, какие? (морские), в реке- …., в аквариуме- …., в океане-…..
- Каких вы знаете рыб? (Показ иллюстраций.)
- Как называются детёныши рыб? (Мальки.) 
- Из чего они выводятся? (Из икринок.) 
- Чем покрыта кожа рыб? (Чешуёй.) 
- Что помогает рыбам передвигаться в воде?( Обтекаемая форма, гладкая поверхность, плавники, хвост.) 
- Покажите ладошками, как рыба машет хвостом, когда плывёт (дети показывают); как машет плавниками, когда плывёт вверх (дети показывают). 
- Всё живое дышит воздухом. Откуда рыбы берут воздух? (Из воды.) 
- С помощью чего рыба дышит? ( С помощью жабр.) 

Упражнение на подбор однокоренных слов:
- Как называют человека, который ловит рыбу? ( Рыбак, рыболов.) 

- Котлета из рыбы какая? (Рыбная.)

- Большая рыба, а маленькая? (Рыбка, рыбешка.)
- Чем ловят рыбу? ( Удочкой, сетью.) 

- Рыбы могут жить дома? (В аквариуме)

-Зачем люди заводят рыбок? (аквариум с рыбками – это очень красиво, за рыбками интересно наблюдать) У кого дома есть аквариум?
- Как ухаживают за аквариумными рыбками? ( Кормят, чистят аквариум, меняют воду.) 


2.Физкультминутка. 

- Представьте, что вы - маленькие рыбки.

Рыбки весело резвятся 
В чистой тёпленькой воде, 
То сожмутся, разожмутся, 
То зароются в песке, 
То помашут плавниками, 
То закружатся кругами. (Дети изображают резвящихся рыб).

3. Рассказы детей (3-4 человека) о рыбах по схеме, возможно, один ребенок начинает, другой заканчивает.

4. Работа за столами с рисунками. «Дорисуй, чего не хватает» 
- Рассмотрите рисунок рыбы и дорисуйте то, чего не хватает у рыбы (хвост, плавники, чешуя…). 
Воспитатель спрашивает 3-4 детей, что они дорисовали. Готовые рисунки постепенно вывешиваются на доску.

-Сколько здесь рыб?

Дети считают:

-Одна рыба, две рыбы… пять рыб – это большие рыбы, а маленькие? Одна рыбка, две рыбки…пять рыбок.


5.Итог.

- О ком мы говорили на занятии? Какие бывают рыбы?

- Кто о какой рыбе рассказывал?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

...конспекты занятий по речевому развитию для 1 младшей группыплан-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Занятия с детьми ясельной группы носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры. С самого начала занятий воспитателем став...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...