Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Дом, в котором я живу»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия по развитию речи
в старшей группе «Дом, в котором я живу»
 
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о своём доме; уточнить знания о своём месте жительства;
Задачи:
– упражнять в образовании сложных прилагательных;
– пополнять активный словарь антонимами;
– совершенствовать умение детей отгадывать загадки;
– учить детей отвечать на вопросы с опорой на сюжетную картинку;
– развивать свободное общение со сверстниками и взрослыми;
– развивать речевой слух, темп речи, речевое дыхание, интонационную выразительность;
– продолжать расширять и активизировать словарный запас;
– закреплять знание домашнего адреса;
– знания о частях дома;
– назначение комнат в квартире;
– совершенствовать разные виды внимания, память, логическое мышление;
– расширять и обогащать знания детей о жилище человека;
 
Ход занятия:
 Ребята, встаньте рядышком друг с другом,
Словно месяц – полукругом!
Поприветствуем друг друга.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю –
Всех мы вас приветствуем!
Воспитатель: – Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы немного поиграть. Но игра эта, не простая, будем учиться играя.
Воспитатель: Послушайте стихотворение:
– Был, говорят, где-то случай такой,
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг – чудеса:
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом,
Мечутся жители: “Где наш этаж?”
Всё перепуталось, всё заблудилось!
К счастью, такое, лишь в сказке случилось.
Я рассказала про это нарочно,
Где ты живешь?
Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
Воспитатель: – О чём эта история?
Дети: – О доме.
Воспитатель: — Сегодня мы поговорим о домах, какие они бывают, из чего состоят, из какого материала могут быть построены.
А вы знаете свой домашний адрес?
Поднимите руки, кто живёт по улице Кирова;  потопайте ногами, кто живёт по проспекту Металлургов; хлопните в ладоши, кто живёт по улице Дружбы и Ленина; попрыгайте, кто живёт по улице Грдины и Сеченова.
Воспитатель: – Какие бывают дома.
Дети: – Дома бывают разные.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот»
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Одноэтажный дом – многоэтажный дом
Большой дом – маленький дом
Старый дом – новый дом
Ветхий дом – крепкий дом
Высокий дом – низкий дом
Воспитатель: Да, дома действительно разные. Назовите из каких частей состоит дом.
Дети: – Окно, крыша, двери, стена.
Воспитатель: — Для чего в доме нужна дверь? Крыша?
Дети: – Крыша защищает от снега и дождя. Дверь, чтоб чужие люди не заходили.
Воспитатель:  Для чего нужны стены?
Дети:  Защищают от снега, холода, дождя.
Воспитатель:  Для чего в доме нужны окна?
Дети:  Окна нужны для того, чтобы в доме было светло
Воспитатель:  Предлагаю поиграть в игру.
Пальчиковая игра «Новый дом»
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток бери мой друг!
(Ударяют кулачком о кулачок, чередуя руки)
Мы построим новый дом,
Есть окошко в доме том.
(Большие пальцы складываются полочкой, остальные соединяются «крышей»)
Есть еще одно, повыше.
(Поднять вверх руки, не меняя положения пальцев)
Есть труба вверху на крыше.
(Поднимают вверх сжатый кулак с вытянутым вверх указательным пальцем)
Дом готов, зовем гостей:
Приходите поскорей!
(Приглашающий жест рукой)
 
Воспитатель: Давайте покажем «Для чего людям нужны дома?»
Физминутка:
Если на улице дождик идет, (взмахи руками перед собой)
Если метелица злая метет, (взмахи руками из стороны в сторону)
В доме под крышей укроемся мы, («крыша» над головой)
Дождик и снег нам тогда не страшны! (на месте топают ногами)
 
Воспитатель:  Давайте разберёмся из каких материалов строят дома?
Дети:  Из кирпича, камня, стекла и т. д.
Дидактическая игра с мячом «Скажи какой?»
– Если дом построен из кирпича? Кирпичный.
– Если дом построен из панелей? Панельный.
– Если дом построен из блоков? Блочный
– Если дом построен из камня? Каменный
– Если дом построен из бетона? Бетонный
– Если дом построен из дерева? Деревянный
– Если дом построен из брёвен? Бревенчатый
– Если дом сделан из пластмассы? Пластмассовый
– Если дом сделан из пряников? Пряничный
– Если дом сделан из стекла? Стеклянный
– Если дом сделан из снега? Снежный
– Если дом сделан изо льда? Ледяной
(Воспитатель слушает ответы детей и поправляет их, если ошибаются)
Воспитатель:  Ребята, а внутри дома тоже есть части – разные комнаты, которые называются по-разному. Я  приготовили для вас загадки о комнатах, попробуйте отгадать их.
Эта комната встречает
Всех кто к нам приходит в дом. (Прихожая)
В этой комнате вся вместе
Собирается семья,
Иногда повеселиться,
Иногда и поиграть,
Посмотреть всем телевизор
Или книжки почитать. (Гостиная)
Сладкий сон –
Мне снится ночью
В этой комнате всегда.
А под утро
Лучик солнца
Меня будет иногда. (Спальня)
В этой комнате бывает
Чаще мама наша,
Иногда здесь убегает
Из кастрюли каша. (Кухня)
Чистим зубы, моем руки,
Вечером купаемся.
Каждым утром мы без скуки,
Просто умываемся. (Ванная комната)
Воспитатель:  Давайте покажем какие части есть в каждой комнате.
Артикуляционная гимнастика «Теремок»
Открываем ротик –дом,
Кто хозяин в доме том?
В нём хозяин ЯЗЫЧОК,
Он удобно в доме лёг.
В этом доме две стены.
Это ЩЁКИ нам видны.
Могут стены в дом втянуться,
А потом как шар раздуться.
Пол есть доме нашем.
Челюсть нижнюю покажем.
Это челюсть нижняя,
В домике подвижная.
Потолок вверху внутри,
Это нёбо. Посмотри.
Можно к нёбу прикасаться,
Постучать и там остаться.
Вход в дом двери запирают.
Двери разные бывают.
Двери – зубы. Осторожно.
Закрываются надежно.
Двери-губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться.
Язычок наш не скучает.
В доме сказки сочиняет.
Сказки эти он расскажет
И движения покажет.
Однажды на улице родился дом. И стал расти. Рос- рос и вырос. Сначала он был одноэтажным, потом двухэтажным, затем трехэтажным, четырёхэтажным… десятиэтажным! Теперь это не домик, а многоэтажный домище. Он вырос, потому что его построили строители.
 Воспитатель:  О чем мы сегодня говорили, ребята? (Дети отвечают.)
Время бежит быстро. Скоро вы станете, взрослыми и каждый сам себе сможет построить дом.
Сейчас я предлагаю вам, как настоящим строителям, построить
дом своей мечты. (Звучит спокойная музыка, детям предлагаются   строительные наборы)
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razv_rechi_starsh_gr.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

в старшей группе «Дом, в котором я живу»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о своём доме; уточнить знания о своём месте жительства;

Задачи:

– упражнять в образовании сложных прилагательных;

– пополнять активный словарь антонимами;

– совершенствовать умение детей отгадывать загадки;

– учить детей отвечать на вопросы с опорой на сюжетную картинку;

– развивать свободное общение со сверстниками и взрослыми;

– развивать речевой слух, темп речи, речевое дыхание, интонационную выразительность;

– продолжать расширять и активизировать словарный запас;

– закреплять знание домашнего адреса;

– знания о частях дома;

– назначение комнат в квартире;

– совершенствовать разные виды внимания, память, логическое мышление;

– расширять и обогащать знания детей о жилище человека;

Ход занятия:

Ребята, встаньте рядышком друг с другом,

Словно месяц – полукругом!

Поприветствуем друг друга.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Всех мы вас приветствуем!

Воспитатель: – Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы немного поиграть. Но игра эта, не простая, будем учиться играя.

Воспитатель: Послушайте стихотворение:

– Был, говорят, где-то случай такой,

Ехали люди с работы домой.

Только доехали, вдруг – чудеса:

Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются, смотрят кругом,

Мечутся жители: “Где наш этаж?”

Всё перепуталось, всё заблудилось!

К счастью, такое, лишь в сказке случилось.

Я рассказала про это нарочно,

Где ты живешь?

Где построен твой дом?

И хорошо ли ты с домом знаком?

Воспитатель: – О чём эта история?

Дети: – О доме.

Воспитатель: — Сегодня мы поговорим о домах, какие они бывают, из чего состоят, из какого материала могут быть построены.

А вы знаете свой домашний адрес?

Поднимите руки, кто живёт по улице Кирова; потопайте ногами, кто живёт по проспекту Металлургов; хлопните в ладоши, кто живёт по улице Дружбы и Ленина; попрыгайте, кто живёт по улице Грдины и Сеченова.

Воспитатель: – Какие бывают дома.

Дети: – Дома бывают разные.

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот»

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Одноэтажный дом – многоэтажный дом

Большой дом – маленький дом

Старый дом – новый дом

Ветхий дом – крепкий дом

Высокий дом – низкий дом

Воспитатель: Да, дома действительно разные. Назовите из каких частей состоит дом.

Дети: – Окно, крыша, двери, стена.

Воспитатель: — Для чего в доме нужна дверь? Крыша?

Дети: – Крыша защищает от снега и дождя. Дверь, чтоб чужие люди не заходили.

Воспитатель: Для чего нужны стены?

Дети: Защищают от снега, холода, дождя.

Воспитатель: Для чего в доме нужны окна?

Дети: Окна нужны для того, чтобы в доме было светло

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру.

Пальчиковая игра «Новый дом»

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Молоток бери мой друг!

(Ударяют кулачком о кулачок, чередуя руки)

Мы построим новый дом,

Есть окошко в доме том.

(Большие пальцы складываются полочкой, остальные соединяются «крышей»)

Есть еще одно, повыше.

(Поднять вверх руки, не меняя положения пальцев)

Есть труба вверху на крыше.

(Поднимают вверх сжатый кулак с вытянутым вверх указательным пальцем)

Дом готов, зовем гостей:

Приходите поскорей!

(Приглашающий жест рукой)

Воспитатель: Давайте покажем «Для чего людям нужны дома?»

Физминутка:

Если на улице дождик идет, (взмахи руками перед собой)

Если метелица злая метет, (взмахи руками из стороны в сторону)

В доме под крышей укроемся мы, («крыша» над головой)

Дождик и снег нам тогда не страшны! (на месте топают ногами)

Воспитатель: Давайте разберёмся из каких материалов строят дома?

Дети: Из кирпича, камня, стекла и т. д.

Дидактическая игра с мячом «Скажи какой?»

– Если дом построен из кирпича? Кирпичный.

– Если дом построен из панелей? Панельный.

– Если дом построен из блоков? Блочный

– Если дом построен из камня? Каменный

– Если дом построен из бетона? Бетонный

– Если дом построен из дерева? Деревянный

– Если дом построен из брёвен? Бревенчатый

– Если дом сделан из пластмассы? Пластмассовый

– Если дом сделан из пряников? Пряничный

– Если дом сделан из стекла? Стеклянный

– Если дом сделан из снега? Снежный

– Если дом сделан изо льда? Ледяной

(Воспитатель слушает ответы детей и поправляет их, если ошибаются)

Воспитатель: Ребята, а внутри дома тоже есть части – разные комнаты, которые называются по-разному. Я приготовили для вас загадки о комнатах, попробуйте отгадать их.

Эта комната встречает

Всех кто к нам приходит в дом. (Прихожая)

В этой комнате вся вместе

Собирается семья,

Иногда повеселиться,

Иногда и поиграть,

Посмотреть всем телевизор

Или книжки почитать. (Гостиная)

Сладкий сон –

Мне снится ночью

В этой комнате всегда.

А под утро

Лучик солнца

Меня будет иногда. (Спальня)

В этой комнате бывает

Чаще мама наша,

Иногда здесь убегает

Из кастрюли каша. (Кухня)

Чистим зубы, моем руки,

Вечером купаемся.

Каждым утром мы без скуки,

Просто умываемся. (Ванная комната)

Воспитатель: Давайте покажем какие части есть в каждой комнате.

Артикуляционная гимнастика «Теремок»

Открываем ротик –дом,

Кто хозяин в доме том?

В нём хозяин ЯЗЫЧОК,

Он удобно в доме лёг.

В этом доме две стены.

Это ЩЁКИ нам видны.

Могут стены в дом втянуться,

А потом как шар раздуться.

Пол есть доме нашем.

Челюсть нижнюю покажем.

Это челюсть нижняя,

В домике подвижная.

Потолок вверху внутри,

Это нёбо. Посмотри.

Можно к нёбу прикасаться,

Постучать и там остаться.

Вход в дом двери запирают.

Двери разные бывают.

Двери – зубы. Осторожно.

Закрываются надежно.

Двери-губы гибкие.

Могут стать улыбкою.

Могут в трубочку собраться,

После снова улыбаться.

Язычок наш не скучает.

В доме сказки сочиняет.

Сказки эти он расскажет

И движения покажет.

Однажды на улице родился дом. И стал расти. Рос- рос и вырос. Сначала он был одноэтажным, потом двухэтажным, затем трехэтажным, четырёхэтажным… десятиэтажным! Теперь это не домик, а многоэтажный домище. Он вырос, потому что его построили строители.

Воспитатель: О чем мы сегодня говорили, ребята? (Дети отвечают.)

Время бежит быстро. Скоро вы станете, взрослыми и каждый сам себе сможет построить дом.

Сейчас я предлагаю вам, как настоящим строителям, построить

дом своей мечты. (Звучит спокойная музыка, детям предлагаются строительные наборы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Домашние животные»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №57»  Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи:«Домашние животные»...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...

Образовательная деятельность по художественно - эстетическому развитию (рисование). Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дом в котором я живу»

Образовательная деятельность по  художественно - эстетическому развитию (рисование).Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Дом в котором я живу»Образовательная область: худож...

ООД по речевому развитию в старшей группе.Тема: Составление рассказа на тему "Домашние животные" план - конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное».Составила: Рудько Е.В.Программные задачи:1. Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение от...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...