Проект "По страницам сказок"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Белоброва Любовь Николаевна

Методическая разработка поможет воспитателям организовать увлекательное путешествие по миру русских сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_stranitsam_skazok.docx773.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное автономное  учреждение

«Детский сад  № 148»

ПРОЕКТ «ПО СТРАНИЦАМ РУССКИХ СКАЗОК»

В ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ

В ВОЗРАСТЕ 3 - 4 ЛЕТ № 9

https://img.razrisyika.ru/kart/72/1200/285703-dlya-detey-po-skazkam-dlya-5-let-30.jpg

Воспитатель:

Белоброва Л.Н.

высшая  квалификац. катгория

        

г. Оренбург – 2024  г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

«По страницам русских сказок»

Вид проекта

- краткосрочный (01.02 – 29.03. 2024г.);

- групповой;

- познавательно – творческий.

Разработчики проекта

Воспитатель Белоброва Любовь Николаевна, высшая квалификационная категория

Воспитатель Низамова Татьяна Борисовна, высшая квалификационная категория

Основные исполнители проекта

-дети,

-родители,

-педагоги.

Цель проекта

Формирование интереса у детей к русским народным и авторским сказкам через творческую и познавательную деятельность.

Аннотация проекта

Проект «По страницам любимых сказок» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.

Основные задачи проекта

Образовательные.

- Активизировать познавательный интерес детей, привлекая их к совместной игровой, речевой, продуктивной  деятельности;

- Научить оценивать личностные качества персонажей; понимать мотивы поступков героев.

- Формирование понимания нравственного смысла сказки, мотивированной оценки, поступков и характеров героев.

- Научить детей с помощью таблиц рассказывать сказки.

- Учить узнавать персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки.

- Формировать у детей интерес к игре-драматизации, умение использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр масок) при передаче содержания сказки.

 - Учить рисовать сказочных персонажей, пользоваться разными изобразительными материалами, рисовать нетрадиционными техниками.

- Формировать правила  безопасного поведения на примере персонажей сказок.

Развивающие:

- Развивать все виды речи, доступные данному возрасту детей, активизировать словарь детей, улучшать связную речь, интонациооную выразительность. 

- Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

 - Развивать умения выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.

Продолжать развивать у детей любознательность, умственную активность, творческое воображение, внимание и память, артистические способности.

- Развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, внимание и чуткость друг к другу и окружающим людям.

Воспитательные:

- Научить понимать и оценивать поступки героев сказки с целью переноса полученных знаний в повседневную жизнь, регулирования собственного поведения.

- Научить детей дружить, помогать друг другу;

- Воспитывать отзывчивость, общительность, дружелюбие, уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.

- Воспитывать чувство патриотизма, основанное на традициях русского народа.

Актуальность

Актуальность темы.
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают! А. Лесных


Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. 

Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К.Д.Ушинский: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто — ни будь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». 

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика - это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. 

Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, смелость, преданность, коллективизм.
Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли.  Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье.

Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображения. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.

Напрасно думать, что сказка была и есть лишь плодом народного досуга. Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью, наполнявшей глубоким содержанием размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам.

Проблема:
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.  На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формирует поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

 Ребенок при восприятии сказки не пассивный слушатель, а активный участник сказочных событий.

К любимым сказкам надо возвращаться, перечитывать их, переосмыслять, что и позволяет делать данный проект.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Дети:

- Дети познакомятся с русским фольклорным жанром – сказкой.

- У детей сформировался ряд ценных качеств: способность к сочувствию и сопереживанию, яркость в выражении и проявлении воображения, навыки совместного взаимодействия со сверстниками.

- Соответственно возрасту, дети смогут повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанной сказки, договаривают слова и несложные для воспроизведения фразы.

- Дети с удовольствием и интересом рассказывают содержание сказки с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя.

- Дети примут активное  участие  в театрализации русских народных сказок.

- Дети научатся узнавать персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывают содержание небольших сказок.

- В самостоятельной деятельности дети смогут импровизировать с персонажами пальчикового, настольного театра, в связи с чем наблюдается ослабление внутренней напряженности у детей, что способствует развитию у них положительных эмоций и умению управлять своим поведением;

Родители.

- Родители проявят интерес к проекту;  получат новые знания об историческом прошлом и культуре народа через чтение и осмысливание сказок.

- Родители будут участвовать в совместной творческой деятельности.

- Родители примут участие в выставке совместных рисунков с детьми «Моя любимая сказка»

-Родители помогут сделать подборку раскрасок на тему «Сказки».

Критерии эффективности проекта

- Проект соответствует реализуемой основной образовательной программе детского сада.

- Комфортное состояние воспитанников и педагогов.

- Повышение активности родителей.

Основные принципы проекта

В основу реализации проекта положены следующие принципы:

- Принцип личностно-ориентированного общения: индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

- Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнера и ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь и доброе отношение к объектам живой природы.

- Принцип наглядности:  широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии и видеозаписи.

- Принцип «позитивного центризма». Предполагает отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста.

-Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.

- Принцип тематического планирования материала. Предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

- Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей.

- Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка. Создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступках, что достигается через переживание и прогнозирование развития ситуации.

Нормативно-правовая база проекта

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013г. № 1155.

- Устав Муниципального Дошкольного Образовательного Автономного Учреждения  «Детский сад № 148».

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20.

- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 г. № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Этапы работы над проектом

1. Подготовительный

• Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.

• Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

• Подготовка печатной информации; оформление папки-передвижки.

• Анкетирование родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.

• Подбор атрибутов для игр – драматизаций: костюмы, маски.

• Подбор дидактических игр по данной теме: «Узнай героя», «Расскажи сказку», «Собери сказку из частей», «Из какой сказки?»

• Оформление книжного уголка в группе.

• Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. Определение тематики бесед.

• Информация для родителей «Участвуем в проекте «По страницам русских сказок».

• Разработка содержания проекта «По страницам русских сказок»

2. Основной

• Проведение бесед и НОД по теме проекта.

• Отгадывание загадок о сказках и героях сказок;

• Организация книжной выставки «Мои любимые сказки»

• Организация настольно-печатных, дидактических, подвижных, словесных игр.

• Чтение и рассказывание русских народных и авторских сказок, беседа по прочитанным сказкам, рассматривание иллюстраций в книгах.

• Игры – драматизации по сказкам : «Теремок», «Колобок», «Репка», «Три медведя», «Заюшкина избушка».

• Раскрашивание иллюстраций к сказкам.

• Просмотр мультфильмов по прочитанным ранее сказкам.

• Привлечение родителей к сотрудничеству над проектом. Составление памяток, консультаций, рекомендаций.

• Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам, чтение сказок с детьми дома).

3. Заключительный

- Обновление предметно – развивающей среды.

- Проведение литературной викторины «Сундучок сказок»

- Выставка рисунков детей и родителей «Моя любимая сказка»

- Обобщение результатов работы на основе собственных наблюдений.

- Подведение итогов проектной деятельности.

 Обогащение развивающей среды:

В книжный уголок – внесение русских народных сказок,  иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, альбом с изображением сюжетов сказок по мере изучения.

В речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (магнитный, плоскостной, настольный, на палочках, пальчиковый).

В игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок.

В уголок изодеятельности – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам.

Обеспечение проекта:

Материально-техническое

-Телевизор.

- Мультфильмы по мотивам русских сказок.

- Сборники русских народных сказок.

- Альбом с сюжетами русских сказок.

- Костюмы и маски героев сказок.

-Оборудование для творчества.

Учебно-методическое

- Соколова Л. В, Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. - Москва, Айрис-пресс, 2003.

- Веракса Н. Е. "От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования" - М. : Мозаика-синтез, 2010.

-Конспекты интегрированных занятий, А. В. Аджи, Воронеж, 2009г. Триз

-Власенко О. П. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» Вторая младшая группа» - Волгоград: Учитель, 2013.

-КочкинаН. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие М. : Мозаика-Синтез, 2012г.

-И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007

-Джежелей О. В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М. : «Просвещение», 1994.

- Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».-М. : АРКТИ, 20.

- Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду». - М. : ТЦ Сфера, 2001.

-Науменко Г.М. «Народное детское творчество: сборник фольклорных материалов» - М.: ЗАО Изд. Центр полиграф, 2001.

-Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» - СПб. «Детство-пресс», 2008.

Рефлексия

Работая над проектом, мы ставили ряд задач, которые в ходе проекта решались.

Педагоги удовлетворены проведённой работой и результатами проекта.

- Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

- Групповая библиотека поплнилась новыми книгами сказок.

Дети познакомились с новыми сказками. В процессе ознакомления со сказками активизировался словарь, улучшилась связная речь. Ознакомление со сказками способствовало развитию продуктивной деятельности. У детей появился интерес к играм, драматизациям.

-На примере поступков сказочных героев дети усвоили нравственные заповеди

-Дети знают много стихотворений, песен, загадок,  закличек.Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют полученные знания, используют для этой цели атрибуты и наряды.

-В результате совместной деятельности со взрослыми дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сопереживать героям. В заключении хотелось бы сказать, что поставленная нами цель достигнута, и задачи выполнены.

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.

Работа с родителями

Консультации «Сказка в жизни ребенка», «Читайте детям сказки», «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Изготовление родителями атрибутов и элементов костюмов для обыгрывания сюжетов сказок.
5.
Оформление выставки «Моя любимая сказка» (творческие работы по сюжетам сказок)

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

«По страницам русских сказок»

Вид проекта

- краткосрочный (01.03 – 29.03. 2024г.);

- групповой;

- познавательно – творческий.

Разработчики проекта

Воспитатель Белоброва Любовь Николаевна, высшая квалификационная категория

Воспитатель Низамова Татьяна Борисовна, высшая квалификационная категория

Основные исполнители проекта

-дети,

-родители,

-педагоги.

Цель проекта

Формирование интереса у детей к русским народным и авторским сказкам через творческую и познавательную деятельность.

Аннотация проекта

Проект «По страницам любимых сказок» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.

Основные задачи проекта

Образовательные.

- Активизировать познавательный интерес детей, привлекая их к совместной игровой, речевой, продуктивной  деятельности;

- Научить оценивать личностные качества персонажей; понимать мотивы поступков героев.

- Формирование понимания нравственного смысла сказки, мотивированной оценки, поступков и характеров героев.

- Научить детей с помощью таблиц рассказывать сказки.

- Учить узнавать персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки.

- Формировать у детей интерес к игре-драматизации, умение использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр масок) при передаче содержания сказки.

 - Учить рисовать сказочных персонажей, пользоваться разными изобразительными материалами, рисовать нетрадиционными техниками.

- Формировать правила  безопасного поведения на примере персонажей сказок.

Развивающие:

- Развивать все виды речи, доступные данному возрасту детей, активизировать словарь детей, улучшать связную речь, интонациооную выразительность. 

- Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

 - Развивать умения выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.

Продолжать развивать у детей любознательность, умственную активность, творческое воображение, внимание и память, артистические способности.

- Развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, внимание и чуткость друг к другу и окружающим людям.

Воспитательные:

- Научить понимать и оценивать поступки героев сказки с целью переноса полученных знаний в повседневную жизнь, регулирования собственного поведения.

- Научить детей дружить, помогать друг другу;

- Воспитывать отзывчивость, общительность, дружелюбие, уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.

- Воспитывать чувство патриотизма, основанное на традициях русского народа.

Актуальность

Актуальность темы.
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают! А. Лесных


Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. 

Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К.Д.Ушинский: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто — ни будь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». 

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика - это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. 

Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, смелость, преданность, коллективизм.
Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли.  Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье.

Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображения. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.

Напрасно думать, что сказка была и есть лишь плодом народного досуга. Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью, наполнявшей глубоким содержанием размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам.

Проблема:
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.  На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а также формирует поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

 Ребенок при восприятии сказки не пассивный слушатель, а активный участник сказочных событий.

К любимым сказкам надо возвращаться, перечитывать их, переосмыслять, что и позволяет делать данный проект.

Ожидаемые результаты реализации проекта

Дети:

- Дети познакомятся с русским фольклорным жанром – сказкой.

- У детей сформировался ряд ценных качеств: способность к сочувствию и сопереживанию, яркость в выражении и проявлении воображения, навыки совместного взаимодействия со сверстниками.

- Соответственно возрасту, дети смогут повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанной сказки, договаривают слова и несложные для воспроизведения фразы.

- Дети с удовольствием и интересом рассказывают содержание сказки с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя.

- Дети примут активное  участие  в театрализации русских народных сказок.

- Дети научатся узнавать персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывают содержание небольших сказок.

- В самостоятельной деятельности дети смогут импровизировать с персонажами пальчикового, настольного театра, в связи с чем наблюдается ослабление внутренней напряженности у детей, что способствует развитию у них положительных эмоций и умению управлять своим поведением;

Родители.

- Родители проявят интерес к проекту;  получат новые знания об историческом прошлом и культуре народа через чтение и осмысливание сказок.

- Родители будут участвовать в совместной творческой деятельности.

- Родители примут участие в выставке совместных рисунков с детьми «Моя любимая сказка»

-Родители помогут сделать подборку раскрасок на тему «Сказки».

Критерии эффективности проекта

- Проект соответствует реализуемой основной образовательной программе детского сада.

- Комфортное состояние воспитанников и педагогов.

- Повышение активности родителей.

Основные принципы проекта

В основу реализации проекта положены следующие принципы:

- Принцип личностно-ориентированного общения: индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

- Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнера и ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь и доброе отношение к объектам живой природы.

- Принцип наглядности:  широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии и видеозаписи.

- Принцип «позитивного центризма». Предполагает отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста.

-Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.

- Принцип тематического планирования материала. Предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

- Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей.

- Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка. Создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступках, что достигается через переживание и прогнозирование развития ситуации.

Нормативно-правовая база проекта

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013г. № 1155.

- Устав Муниципального Дошкольного Образовательного Автономного Учреждения  «Детский сад № 148».

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20.

- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 г. № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Этапы работы над проектом

1. Подготовительный

• Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.

• Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

• Подготовка печатной информации; оформление папки-передвижки.

• Анкетирование родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.

• Подбор атрибутов для игр – драматизаций: костюмы, маски.

• Подбор дидактических игр по данной теме: «Узнай героя», «Расскажи сказку», «Собери сказку из частей», «Из какой сказки?»

• Оформление книжного уголка в группе.

• Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. Определение тематики бесед.

• Информация для родителей «Участвуем в проекте «По страницам русских сказок».

• Разработка содержания проекта «По страницам русских сказок»

2. Основной

• Проведение бесед и НОД по теме проекта.

• Отгадывание загадок о сказках и героях сказок;

• Организация книжной выставки «Мои любимые сказки»

• Организация настольно-печатных, дидактических, подвижных, словесных игр.

• Чтение и рассказывание русских народных и авторских сказок, беседа по прочитанным сказкам, рассматривание иллюстраций в книгах.

• Игры – драматизации по сказкам : «Теремок», «Колобок», «Репка», «Три медведя», «Заюшкина избушка».

• Раскрашивание иллюстраций к сказкам.

• Просмотр мультфильмов по прочитанным ранее сказкам.

• Привлечение родителей к сотрудничеству над проектом. Составление памяток, консультаций, рекомендаций.

• Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам, чтение сказок с детьми дома).

3. Заключительный

- Обновление предметно – развивающей среды.

- Проведение литературной викторины «Сундучок сказок»

- Выставка рисунков детей и родителей «Моя любимая сказка»

- Обобщение результатов работы на основе собственных наблюдений.

- Подведение итогов проектной деятельности.

 Обогащение развивающей среды:

В книжный уголок – внесение русских народных сказок,  иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, альбом с изображением сюжетов сказок по мере изучения.

В речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (магнитный, плоскостной, настольный, на палочках, пальчиковый).

В игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок.

В уголок изодеятельности – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам.

Обеспечение проекта:

Материально-техническое

-Телевизор.

- Мультфильмы по мотивам русских сказок.

- Сборники русских народных сказок.

- Альбом с сюжетами русских сказок.

- Костюмы и маски героев сказок.

-Оборудование для творчества.

Учебно-методическое

- Соколова Л. В, Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. - Москва, Айрис-пресс, 2003.

- Веракса Н. Е. "От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования" - М. : Мозаика-синтез, 2010.

-Конспекты интегрированных занятий, А. В. Аджи, Воронеж, 2009г. Триз

-Власенко О. П. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» Вторая младшая группа» - Волгоград: Учитель, 2013.

-КочкинаН. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие М. : Мозаика-Синтез, 2012г.

-И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007

-Джежелей О. В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М. : «Просвещение», 1994.

- Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».-М. : АРКТИ, 20.

- Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду». - М. : ТЦ Сфера, 2001.

-Науменко Г.М. «Народное детское творчество: сборник фольклорных материалов» - М.: ЗАО Изд. Центр полиграф, 2001.

-Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» - СПб. «Детство-пресс», 2008.

Рефлексия

Работая над проектом, мы ставили ряд задач, которые в ходе проекта решались.

Педагоги удовлетворены проведённой работой и результатами проекта.

- Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

- Групповая библиотека поплнилась новыми книгами сказок.

Дети познакомились с новыми сказками. В процессе ознакомления со сказками активизировался словарь, улучшилась связная речь. Ознакомление со сказками способствовало развитию продуктивной деятельности. У детей появился интерес к играм, драматизациям.

-На примере поступков сказочных героев дети усвоили нравственные заповеди

-Дети знают много стихотворений, песен, загадок,  закличек.Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют полученные знания, используют для этой цели атрибуты и наряды.

-В результате совместной деятельности со взрослыми дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сопереживать героям. В заключении хотелось бы сказать, что поставленная нами цель достигнута, и задачи выполнены.

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.

Работа с родителями

Консультации «Сказка в жизни ребенка», «Читайте детям сказки», «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Изготовление родителями атрибутов и элементов костюмов для обыгрывания сюжетов сказок.
5.
Оформление выставки «Моя любимая сказка» (творческие работы по сюжетам сказок)

Схема реализации проекта

Образователь-ная область

Совместная деятельность с  детьми

Работа с родителями

Социально – коммуникативное развитие:

Организация выставки книг русских сказок.

Чтение и обсуждение поступков героев сказок.

Работа над инсценировкой эпизодов сказок.

Организация выставки детско-родительского творчества «Моя любима сказка», «Мой любимый герой сказки».

Подбор атрибутов по теме проекта.

Познавательное развитие.

Дидактические игры: «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь
сказку по картинкам», «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что 
потом», «Из какой мы сказки?», 
«Подбери иллюстрацию к сказке», «Сложи картинку и узнай сказку», 
«Кто  лишний?», «Сказочный лабиринт»

-Рассматривание альбомов:

Альбом с иллюстрациями к сказкам.

«Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей)

-НОД: «Русские народные сказки из волшебного сундучка».
Цель: Помочь детям понять, что такое устное народное творчество.
Познакомить с понятиями волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных. Систематизировать знания о русских народных сказках.  Активизировать словарный запас детей.

Лэпбук «Русские сказки»

Речевое развитие:

- Беседа «На кого из сказочных героев я похож» Цель: воспитывать умение отожествлять себя с полюбившимся героем.

Викторина по мотивам сказок «В гостях у сказки».

-Игра-драматизация по русской народной сказке «Репка».
-Обыгрывание сюжетов из сказок: «Заюшкина избушка», «Петушок – Золотой Гребешок»

- Беседа: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?».

Загадки по сказкам.

Подбор загадок по мотивам сказок.

Викторина по сакзкам.

Пополнение книжного уголка

Физическое развитие:

-Подвижные игры: 

«Зайка серенький сидит», «Волк и семеро козлят», «У медведя во бору», «Лохматый пес».

- Физкультминутка «Любимые сказки».

- Пальчиковая гимнастика «Репка», «Мы хотим построить дом».

Рекомендации родителям по разучиванию с детьми народных игр.

Художественно-эстетическое развитие

- Чтение и прослушивание звукозаписей, просмотр мультфильмов и презентаций детских сказок: «Маша и медведь», «Колобок», «Заюшкина избушка».

-  Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников-иллюстраторов Е. Рачёва, В. Конашевича.

- Рассматривание репродукций картин В.Васнецова «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке

- Показ воспитателем театров по сказкам: 

«Три медведя», «Колобок», «Гуси-лебеди»

- Рисование по русской народной сказки «Три медведя» Цель: Учить детей рисовать животных методом тычка. 

- Аппликация «Заюшкина избушка»
- Лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок» Цель: Продолжать учить лепить предметы, состоящие из нескольких частей.Закреплять знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, соединение частей приёмом промазывания. 

-Театрализованные упражнения «Покажи эмоцию», «Изобрази героя сказки».

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста»

Результаты работы над проектом.

Цель: проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе проектно-исследовательской деятельности. 

Оформление выставки рисунков «Русские народные сказки»

Оформление выставки книг «Русские народные сказки»  (с привлечением родителей).

Выставка книжек-малышек «Сказка на новый лад»

Проведение викторины «В гостях у сказки»

Инсценировка сказки «Теремок»

Итоговое мероприятие «По страницам сказок»

Дети:

- Дети познакомились  с русским фольклорным жанром – сказкой.

- У детей сформировался ряд ценных качеств: способность к сочувствию и сопереживанию, яркость в выражении и проявлении воображения, навыки совместного взаимодействия со сверстниками.

- Соответственно возрасту, дети могут повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанной сказки, договаривают слова и несложные для воспроизведения фразы.

- Дети с удовольствием и интересом рассказывают содержание сказки с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя.

- Дети примут активное  участие  в театрализации русских народных сказок.

- Дети научились узнавать персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывают содержание небольших сказок.

- В самостоятельной деятельности дети могут импровизировать с персонажами пальчикового, настольного театра, в связи с чем наблюдается ослабление внутренней напряженности у детей, что способствует развитию у них положительных эмоций и умению управлять своим поведением;

Родители.

- Родители проявили  интерес к проекту;  получили новые знания об историческом прошлом и культуре народа через чтение и осмысливание сказок.

- Родители  участвовали  в совместной творческой деятельности.

- Родители приняли участие в выставке совместных рисунков с детьми «Моя любимая сказка»

-Родители помогли сделать подборку раскрасок на тему «Сказки».

- Родители стали активными партнерами в образовательном процессе.

- Планируем продолжить работу по поддержанию интереса у детей и родителей к культурному наследию русского народа.

https://orenburgkniga.ru/wp-content/uploads/b/6/9/b69b481967d644fa435f7f2297d60fce.jpeg

https://lyuboznayka.ru/_ld/2/18700545.jpg

https://xn----8sbfklga1asckj6a.xn--p1ai/800/600/http/images.myshared.ru/6/768658/slide_17.jpg

https://mnogodetok73.ru/wp-content/uploads/a/f/c/afcdac3481d16b3a32cced6c1d932ae0.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По страницам сказок А.С. Пушкина

Конспект занятия по образовательной области "Коммуникация" для детей подготовительной группы...

НОД "По страницам сказок"

Комплексное занятие в средней группе "По страницам сказок". Програмное содержание:* Познакомить детей с оформлением книги.* Помочь понять, что иллюстрированные издания книг следует учиться внимат...

"По страницам сказок"

План - конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Тема: "По страницам сказок"....

По страницам сказок

Развлечение в старшей группе по художественной литературе...

«Путешествие по страницам сказок»

Конспект занятия по художественному чтению с элементами сенсорного развития в средней группе...

Сценарий выпускного " По страницам сказок "

Выпускной утренник с использованием мультимедиа...

Сценарий осеннего театрализованного представления по страницам сказок А.С. Пушкина "У самого синего моря..." для детей подготовительной к школе группы с использованием ЭОР

Сценарий  построен  на  звучании  отечественной  и  зарубежной  классической  музыки.  В  ходе   представления  используется  видеопрез...