Проект "По страницам сказок"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Методическая разработка поможет воспитателям организовать увлекательное путешествие по миру русских сказок.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 773.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 148»
ПРОЕКТ «ПО СТРАНИЦАМ РУССКИХ СКАЗОК»
В ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ
В ВОЗРАСТЕ 3 - 4 ЛЕТ № 9
Воспитатель:
Белоброва Л.Н.
высшая квалификац. катгория
г. Оренбург – 2024 г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта | «По страницам русских сказок» |
Вид проекта | - краткосрочный (01.02 – 29.03. 2024г.); - групповой; - познавательно – творческий. |
Разработчики проекта | Воспитатель Белоброва Любовь Николаевна, высшая квалификационная категория Воспитатель Низамова Татьяна Борисовна, высшая квалификационная категория |
Основные исполнители проекта | -дети, -родители, -педагоги. |
Цель проекта | Формирование интереса у детей к русским народным и авторским сказкам через творческую и познавательную деятельность. |
Аннотация проекта | Проект «По страницам любимых сказок» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка. |
Основные задачи проекта | Образовательные. - Активизировать познавательный интерес детей, привлекая их к совместной игровой, речевой, продуктивной деятельности; - Научить оценивать личностные качества персонажей; понимать мотивы поступков героев. - Формирование понимания нравственного смысла сказки, мотивированной оценки, поступков и характеров героев. - Научить детей с помощью таблиц рассказывать сказки. - Учить узнавать персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки. - Формировать у детей интерес к игре-драматизации, умение использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр масок) при передаче содержания сказки. - Учить рисовать сказочных персонажей, пользоваться разными изобразительными материалами, рисовать нетрадиционными техниками. - Формировать правила безопасного поведения на примере персонажей сказок. Развивающие: - Развивать все виды речи, доступные данному возрасту детей, активизировать словарь детей, улучшать связную речь, интонациооную выразительность. - Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. - Развивать умения выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок. Продолжать развивать у детей любознательность, умственную активность, творческое воображение, внимание и память, артистические способности. - Развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, внимание и чуткость друг к другу и окружающим людям. Воспитательные: - Научить понимать и оценивать поступки героев сказки с целью переноса полученных знаний в повседневную жизнь, регулирования собственного поведения. - Научить детей дружить, помогать друг другу; - Воспитывать отзывчивость, общительность, дружелюбие, уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности. - Воспитывать чувство патриотизма, основанное на традициях русского народа. |
Актуальность | Актуальность темы.
Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К.Д.Ушинский: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто — ни будь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, смелость, преданность, коллективизм. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображения. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями. Напрасно думать, что сказка была и есть лишь плодом народного досуга. Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью, наполнявшей глубоким содержанием размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам. Проблема: Ребенок при восприятии сказки не пассивный слушатель, а активный участник сказочных событий. К любимым сказкам надо возвращаться, перечитывать их, переосмыслять, что и позволяет делать данный проект. |
Ожидаемые результаты реализации проекта | Дети: - Дети познакомятся с русским фольклорным жанром – сказкой. - У детей сформировался ряд ценных качеств: способность к сочувствию и сопереживанию, яркость в выражении и проявлении воображения, навыки совместного взаимодействия со сверстниками. - Соответственно возрасту, дети смогут повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанной сказки, договаривают слова и несложные для воспроизведения фразы. - Дети с удовольствием и интересом рассказывают содержание сказки с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя. - Дети примут активное участие в театрализации русских народных сказок. - Дети научатся узнавать персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывают содержание небольших сказок. - В самостоятельной деятельности дети смогут импровизировать с персонажами пальчикового, настольного театра, в связи с чем наблюдается ослабление внутренней напряженности у детей, что способствует развитию у них положительных эмоций и умению управлять своим поведением; Родители. - Родители проявят интерес к проекту; получат новые знания об историческом прошлом и культуре народа через чтение и осмысливание сказок. - Родители будут участвовать в совместной творческой деятельности. - Родители примут участие в выставке совместных рисунков с детьми «Моя любимая сказка» -Родители помогут сделать подборку раскрасок на тему «Сказки». |
Критерии эффективности проекта | - Проект соответствует реализуемой основной образовательной программе детского сада. - Комфортное состояние воспитанников и педагогов. - Повышение активности родителей. |
Основные принципы проекта | В основу реализации проекта положены следующие принципы: - Принцип личностно-ориентированного общения: индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми. - Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнера и ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь и доброе отношение к объектам живой природы. - Принцип наглядности: широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии и видеозаписи. - Принцип «позитивного центризма». Предполагает отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста. -Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе. - Принцип тематического планирования материала. Предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам. - Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей. - Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка. Создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступках, что достигается через переживание и прогнозирование развития ситуации. |
Нормативно-правовая база проекта | - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013г. № 1155. - Устав Муниципального Дошкольного Образовательного Автономного Учреждения «Детский сад № 148». - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20. - «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 г. № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения». - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». |
Этапы работы над проектом | 1. Подготовительный • Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта. • Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. • Подготовка печатной информации; оформление папки-передвижки. • Анкетирование родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки. • Подбор атрибутов для игр – драматизаций: костюмы, маски. • Подбор дидактических игр по данной теме: «Узнай героя», «Расскажи сказку», «Собери сказку из частей», «Из какой сказки?» • Оформление книжного уголка в группе. • Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. Определение тематики бесед. • Информация для родителей «Участвуем в проекте «По страницам русских сказок». • Разработка содержания проекта «По страницам русских сказок» 2. Основной • Проведение бесед и НОД по теме проекта. • Отгадывание загадок о сказках и героях сказок; • Организация книжной выставки «Мои любимые сказки» • Организация настольно-печатных, дидактических, подвижных, словесных игр. • Чтение и рассказывание русских народных и авторских сказок, беседа по прочитанным сказкам, рассматривание иллюстраций в книгах. • Игры – драматизации по сказкам : «Теремок», «Колобок», «Репка», «Три медведя», «Заюшкина избушка». • Раскрашивание иллюстраций к сказкам. • Просмотр мультфильмов по прочитанным ранее сказкам. • Привлечение родителей к сотрудничеству над проектом. Составление памяток, консультаций, рекомендаций. • Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам, чтение сказок с детьми дома). 3. Заключительный - Обновление предметно – развивающей среды. - Проведение литературной викторины «Сундучок сказок» - Выставка рисунков детей и родителей «Моя любимая сказка» - Обобщение результатов работы на основе собственных наблюдений. - Подведение итогов проектной деятельности. Обогащение развивающей среды: В книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, альбом с изображением сюжетов сказок по мере изучения. В речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (магнитный, плоскостной, настольный, на палочках, пальчиковый). В игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок. В уголок изодеятельности – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам. |
Обеспечение проекта: Материально-техническое | -Телевизор. - Мультфильмы по мотивам русских сказок. - Сборники русских народных сказок. - Альбом с сюжетами русских сказок. - Костюмы и маски героев сказок. -Оборудование для творчества. |
Учебно-методическое | - Соколова Л. В, Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. - Москва, Айрис-пресс, 2003. - Веракса Н. Е. "От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования" - М. : Мозаика-синтез, 2010. -Конспекты интегрированных занятий, А. В. Аджи, Воронеж, 2009г. Триз -Власенко О. П. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» Вторая младшая группа» - Волгоград: Учитель, 2013. -КочкинаН. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие М. : Мозаика-Синтез, 2012г. -И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007 -Джежелей О. В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М. : «Просвещение», 1994. - Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».-М. : АРКТИ, 20. - Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду». - М. : ТЦ Сфера, 2001. -Науменко Г.М. «Народное детское творчество: сборник фольклорных материалов» - М.: ЗАО Изд. Центр полиграф, 2001. -Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» - СПб. «Детство-пресс», 2008. |
Рефлексия | Работая над проектом, мы ставили ряд задач, которые в ходе проекта решались. Педагоги удовлетворены проведённой работой и результатами проекта. - Собран и систематизирован весь материал по теме проекта. - Групповая библиотека поплнилась новыми книгами сказок. Дети познакомились с новыми сказками. В процессе ознакомления со сказками активизировался словарь, улучшилась связная речь. Ознакомление со сказками способствовало развитию продуктивной деятельности. У детей появился интерес к играм, драматизациям. -На примере поступков сказочных героев дети усвоили нравственные заповеди -Дети знают много стихотворений, песен, загадок, закличек.Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют полученные знания, используют для этой цели атрибуты и наряды. -В результате совместной деятельности со взрослыми дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сопереживать героям. В заключении хотелось бы сказать, что поставленная нами цель достигнута, и задачи выполнены. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы. |
Работа с родителями | Консультации «Сказка в жизни ребенка», «Читайте детям сказки», «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Изготовление родителями атрибутов и элементов костюмов для обыгрывания сюжетов сказок. |
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта | «По страницам русских сказок» |
Вид проекта | - краткосрочный (01.03 – 29.03. 2024г.); - групповой; - познавательно – творческий. |
Разработчики проекта | Воспитатель Белоброва Любовь Николаевна, высшая квалификационная категория Воспитатель Низамова Татьяна Борисовна, высшая квалификационная категория |
Основные исполнители проекта | -дети, -родители, -педагоги. |
Цель проекта | Формирование интереса у детей к русским народным и авторским сказкам через творческую и познавательную деятельность. |
Аннотация проекта | Проект «По страницам любимых сказок» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка. |
Основные задачи проекта | Образовательные. - Активизировать познавательный интерес детей, привлекая их к совместной игровой, речевой, продуктивной деятельности; - Научить оценивать личностные качества персонажей; понимать мотивы поступков героев. - Формирование понимания нравственного смысла сказки, мотивированной оценки, поступков и характеров героев. - Научить детей с помощью таблиц рассказывать сказки. - Учить узнавать персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки. - Формировать у детей интерес к игре-драматизации, умение использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр масок) при передаче содержания сказки. - Учить рисовать сказочных персонажей, пользоваться разными изобразительными материалами, рисовать нетрадиционными техниками. - Формировать правила безопасного поведения на примере персонажей сказок. Развивающие: - Развивать все виды речи, доступные данному возрасту детей, активизировать словарь детей, улучшать связную речь, интонациооную выразительность. - Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. - Развивать умения выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок. Продолжать развивать у детей любознательность, умственную активность, творческое воображение, внимание и память, артистические способности. - Развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, внимание и чуткость друг к другу и окружающим людям. Воспитательные: - Научить понимать и оценивать поступки героев сказки с целью переноса полученных знаний в повседневную жизнь, регулирования собственного поведения. - Научить детей дружить, помогать друг другу; - Воспитывать отзывчивость, общительность, дружелюбие, уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности. - Воспитывать чувство патриотизма, основанное на традициях русского народа. |
Актуальность | Актуальность темы.
Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К.Д.Ушинский: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто — ни будь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, смелость, преданность, коллективизм. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображения. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями. Напрасно думать, что сказка была и есть лишь плодом народного досуга. Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью, наполнявшей глубоким содержанием размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам. Проблема: Ребенок при восприятии сказки не пассивный слушатель, а активный участник сказочных событий. К любимым сказкам надо возвращаться, перечитывать их, переосмыслять, что и позволяет делать данный проект. |
Ожидаемые результаты реализации проекта | Дети: - Дети познакомятся с русским фольклорным жанром – сказкой. - У детей сформировался ряд ценных качеств: способность к сочувствию и сопереживанию, яркость в выражении и проявлении воображения, навыки совместного взаимодействия со сверстниками. - Соответственно возрасту, дети смогут повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанной сказки, договаривают слова и несложные для воспроизведения фразы. - Дети с удовольствием и интересом рассказывают содержание сказки с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя. - Дети примут активное участие в театрализации русских народных сказок. - Дети научатся узнавать персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывают содержание небольших сказок. - В самостоятельной деятельности дети смогут импровизировать с персонажами пальчикового, настольного театра, в связи с чем наблюдается ослабление внутренней напряженности у детей, что способствует развитию у них положительных эмоций и умению управлять своим поведением; Родители. - Родители проявят интерес к проекту; получат новые знания об историческом прошлом и культуре народа через чтение и осмысливание сказок. - Родители будут участвовать в совместной творческой деятельности. - Родители примут участие в выставке совместных рисунков с детьми «Моя любимая сказка» -Родители помогут сделать подборку раскрасок на тему «Сказки». |
Критерии эффективности проекта | - Проект соответствует реализуемой основной образовательной программе детского сада. - Комфортное состояние воспитанников и педагогов. - Повышение активности родителей. |
Основные принципы проекта | В основу реализации проекта положены следующие принципы: - Принцип личностно-ориентированного общения: индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми. - Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнера и ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь и доброе отношение к объектам живой природы. - Принцип наглядности: широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии и видеозаписи. - Принцип «позитивного центризма». Предполагает отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста. -Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе. - Принцип тематического планирования материала. Предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам. - Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей. - Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка. Создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступках, что достигается через переживание и прогнозирование развития ситуации. |
Нормативно-правовая база проекта | - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013г. № 1155. - Устав Муниципального Дошкольного Образовательного Автономного Учреждения «Детский сад № 148». - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20. - «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 г. № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения». - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». |
Этапы работы над проектом | 1. Подготовительный • Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта. • Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. • Подготовка печатной информации; оформление папки-передвижки. • Анкетирование родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки. • Подбор атрибутов для игр – драматизаций: костюмы, маски. • Подбор дидактических игр по данной теме: «Узнай героя», «Расскажи сказку», «Собери сказку из частей», «Из какой сказки?» • Оформление книжного уголка в группе. • Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. Определение тематики бесед. • Информация для родителей «Участвуем в проекте «По страницам русских сказок». • Разработка содержания проекта «По страницам русских сказок» 2. Основной • Проведение бесед и НОД по теме проекта. • Отгадывание загадок о сказках и героях сказок; • Организация книжной выставки «Мои любимые сказки» • Организация настольно-печатных, дидактических, подвижных, словесных игр. • Чтение и рассказывание русских народных и авторских сказок, беседа по прочитанным сказкам, рассматривание иллюстраций в книгах. • Игры – драматизации по сказкам : «Теремок», «Колобок», «Репка», «Три медведя», «Заюшкина избушка». • Раскрашивание иллюстраций к сказкам. • Просмотр мультфильмов по прочитанным ранее сказкам. • Привлечение родителей к сотрудничеству над проектом. Составление памяток, консультаций, рекомендаций. • Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам, чтение сказок с детьми дома). 3. Заключительный - Обновление предметно – развивающей среды. - Проведение литературной викторины «Сундучок сказок» - Выставка рисунков детей и родителей «Моя любимая сказка» - Обобщение результатов работы на основе собственных наблюдений. - Подведение итогов проектной деятельности. Обогащение развивающей среды: В книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, альбом с изображением сюжетов сказок по мере изучения. В речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (магнитный, плоскостной, настольный, на палочках, пальчиковый). В игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок. В уголок изодеятельности – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам. |
Обеспечение проекта: Материально-техническое | -Телевизор. - Мультфильмы по мотивам русских сказок. - Сборники русских народных сказок. - Альбом с сюжетами русских сказок. - Костюмы и маски героев сказок. -Оборудование для творчества. |
Учебно-методическое | - Соколова Л. В, Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. - Москва, Айрис-пресс, 2003. - Веракса Н. Е. "От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования" - М. : Мозаика-синтез, 2010. -Конспекты интегрированных занятий, А. В. Аджи, Воронеж, 2009г. Триз -Власенко О. П. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» Вторая младшая группа» - Волгоград: Учитель, 2013. -КочкинаН. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие М. : Мозаика-Синтез, 2012г. -И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007 -Джежелей О. В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М. : «Просвещение», 1994. - Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».-М. : АРКТИ, 20. - Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду». - М. : ТЦ Сфера, 2001. -Науменко Г.М. «Народное детское творчество: сборник фольклорных материалов» - М.: ЗАО Изд. Центр полиграф, 2001. -Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» - СПб. «Детство-пресс», 2008. |
Рефлексия | Работая над проектом, мы ставили ряд задач, которые в ходе проекта решались. Педагоги удовлетворены проведённой работой и результатами проекта. - Собран и систематизирован весь материал по теме проекта. - Групповая библиотека поплнилась новыми книгами сказок. Дети познакомились с новыми сказками. В процессе ознакомления со сказками активизировался словарь, улучшилась связная речь. Ознакомление со сказками способствовало развитию продуктивной деятельности. У детей появился интерес к играм, драматизациям. -На примере поступков сказочных героев дети усвоили нравственные заповеди -Дети знают много стихотворений, песен, загадок, закличек.Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют полученные знания, используют для этой цели атрибуты и наряды. -В результате совместной деятельности со взрослыми дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сопереживать героям. В заключении хотелось бы сказать, что поставленная нами цель достигнута, и задачи выполнены. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы. |
Работа с родителями | Консультации «Сказка в жизни ребенка», «Читайте детям сказки», «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Изготовление родителями атрибутов и элементов костюмов для обыгрывания сюжетов сказок. |
Схема реализации проекта
Образователь-ная область | Совместная деятельность с детьми | Работа с родителями |
Социально – коммуникативное развитие: | Организация выставки книг русских сказок. Чтение и обсуждение поступков героев сказок. Работа над инсценировкой эпизодов сказок. | Организация выставки детско-родительского творчества «Моя любима сказка», «Мой любимый герой сказки». Подбор атрибутов по теме проекта. |
Познавательное развитие. | Дидактические игры: «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь -Рассматривание альбомов: Альбом с иллюстрациями к сказкам. «Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей) -НОД: «Русские народные сказки из волшебного сундучка». | Лэпбук «Русские сказки» |
Речевое развитие: | - Беседа «На кого из сказочных героев я похож» Цель: воспитывать умение отожествлять себя с полюбившимся героем. Викторина по мотивам сказок «В гостях у сказки». -Игра-драматизация по русской народной сказке «Репка». - Беседа: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?». Загадки по сказкам. | Подбор загадок по мотивам сказок. Викторина по сакзкам. Пополнение книжного уголка |
Физическое развитие: | -Подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «Волк и семеро козлят», «У медведя во бору», «Лохматый пес». - Физкультминутка «Любимые сказки». - Пальчиковая гимнастика «Репка», «Мы хотим построить дом». | Рекомендации родителям по разучиванию с детьми народных игр. |
Художественно-эстетическое развитие | - Чтение и прослушивание звукозаписей, просмотр мультфильмов и презентаций детских сказок: «Маша и медведь», «Колобок», «Заюшкина избушка». - Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников-иллюстраторов Е. Рачёва, В. Конашевича. - Рассматривание репродукций картин В.Васнецова «Алёнушка», «Иван-царевич на Сером волке - Показ воспитателем театров по сказкам: «Три медведя», «Колобок», «Гуси-лебеди» - Рисование по русской народной сказки «Три медведя» Цель: Учить детей рисовать животных методом тычка. - Аппликация «Заюшкина избушка» -Театрализованные упражнения «Покажи эмоцию», «Изобрази героя сказки». | Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста» |
Результаты работы над проектом.
Цель: проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Оформление выставки рисунков «Русские народные сказки»
Оформление выставки книг «Русские народные сказки» (с привлечением родителей).
Выставка книжек-малышек «Сказка на новый лад»
Проведение викторины «В гостях у сказки»
Инсценировка сказки «Теремок»
Итоговое мероприятие «По страницам сказок»
Дети:
- Дети познакомились с русским фольклорным жанром – сказкой.
- У детей сформировался ряд ценных качеств: способность к сочувствию и сопереживанию, яркость в выражении и проявлении воображения, навыки совместного взаимодействия со сверстниками.
- Соответственно возрасту, дети могут повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанной сказки, договаривают слова и несложные для воспроизведения фразы.
- Дети с удовольствием и интересом рассказывают содержание сказки с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя.
- Дети примут активное участие в театрализации русских народных сказок.
- Дети научились узнавать персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывают содержание небольших сказок.
- В самостоятельной деятельности дети могут импровизировать с персонажами пальчикового, настольного театра, в связи с чем наблюдается ослабление внутренней напряженности у детей, что способствует развитию у них положительных эмоций и умению управлять своим поведением;
Родители.
- Родители проявили интерес к проекту; получили новые знания об историческом прошлом и культуре народа через чтение и осмысливание сказок.
- Родители участвовали в совместной творческой деятельности.
- Родители приняли участие в выставке совместных рисунков с детьми «Моя любимая сказка»
-Родители помогли сделать подборку раскрасок на тему «Сказки».
- Родители стали активными партнерами в образовательном процессе.
- Планируем продолжить работу по поддержанию интереса у детей и родителей к культурному наследию русского народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По страницам сказок А.С. Пушкина
Конспект занятия по образовательной области "Коммуникация" для детей подготовительной группы...

НОД "По страницам сказок"
Комплексное занятие в средней группе "По страницам сказок". Програмное содержание:* Познакомить детей с оформлением книги.* Помочь понять, что иллюстрированные издания книг следует учиться внимат...

"По страницам сказок"
План - конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Тема: "По страницам сказок"....
«Путешествие по страницам сказок»
Конспект занятия по художественному чтению с элементами сенсорного развития в средней группе...
Сценарий выпускного " По страницам сказок "
Выпускной утренник с использованием мультимедиа...

Сценарий осеннего театрализованного представления по страницам сказок А.С. Пушкина "У самого синего моря..." для детей подготовительной к школе группы с использованием ЭОР
Сценарий построен на звучании отечественной и зарубежной классической музыки. В ходе представления используется видеопрез...






