Занятие по развитию речи «Хлеб»
план-конспект занятия по развитию речи
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 374.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию речи «Хлеб»
Предварительная работа
Экскурсия в булочную. Заучивание пословиц и поговорок о хлебе. Отгадывание загадок о хлебе. Чтение рассказов М.Пришвина «Лисичкин хлеб», А.Митяева «Мешок овсянки», М.Глинской «Хлеб».
Оборудование
Репродукция картины И.И. Шишкина «Рожь».
Предметные картинки: колос пшеницы, колос ржи, початок кукурузы, метелка овса.
Демонстрационные предметы: чистый полотняный мешочек с кусочками черного ржаного хлеба и белого батона, хлебница, хлебный квас, батон белый пшеничный, хлеб черный ржаной («кирпичик») в пакетах, салфетка.
План занятия
I. Припоминание пословиц и поговорок о хлебе
Будет хлеб — будет и песня.
Хлеб — всему голова.
Хлебушек ржаной — отец наш родной.
Много снегу — много хлеба.
С хлебом русский человек — богатырь из века в век.
Хлеб — наше богатство.
Рожь поспела — берись за дело.
У кого хлеб родится, тот всегда веселится.
II. Рассматривание картины И.И. Шишкина «Рожь»
Логопед называет картину, называет фамилию художника и дает краткие сведения о нем.
Короткая беседа по картине:
Что нарисовал замечательный русский художник И.И. Шишкин на этой картине? (Предполагаемый ответ — поле). Почему эта картина называется «Рожь»? Какое это поле? Что растет на нем? Какое время года мы видим на картине?
Докажите, что это, конец лета или ранняя осень.
Почему пожелтело ржаное поле?
Скажите иначе о ржи: рожь поспела — рожь созрела, налилась. Какая рожь на картине И.И. Шишкина? (Спелая, зрелая, налитая).
III. Словообразование относительных прилагательных
1. Знакомство с зерновыми культурами:
а) Дети рассматривают колосья пшеницы и ржи, метелку овса и початок кукурузы (натуральные предметы или картинки) и с помощью логопеда называют их: пшеница, рожь, овес, кукуруза.
б) Логопед предлагает определить, чем эти растения похожи, что у них общее (дают зерно) и помогает сделать вывод, что растения, дающие зерно, называются зерновыми растениями, из них приготавливают главный продукт питания людей хлеб.
2.Игра «Третий лишний»
а)Отгадать загадку «Весь из золота отлит, на соломине стоит» или «Золотист он и усат. В ста карманах сто ребят».
б)Найти отгадку на картинках и убрать «лишний» предмет, объяснить, почему он «лишний». Выставлены колос ржи, початок кукурузы, колос пшеницы.
3.Упражнение в словообразовании относительных прилагательных от слов пшеница, рожь по данному образцу и согласовании их с существительными.
Образец: поле, на котором выращивают рожь, — ржаное поле,
поле, на котором выращивают пшеницу, — пшеничное поле,
колосок пшеницы — пшеничный колосок ржи — ржаной колосок,
мука из пшеницы — пшеничная мука,
мука из ржи — ржаная мука,
хлеб из пшеницы — пшеничный хлеб,
хлеб из ржи — ржаной хлеб,
тесто из пшеничной муки — пшеничное тесто,
тесто из ржаной муки — ржаное тесто.
IV.Упражнение в образовании родственных слов к слову хлеб
Назовите хлеб ласково. — Хлебушек. Назовите крошки хлеба. — Хлебные крошки. Вкусный и полезный квас из хлеба. — Хлебный квас. Посуда для хлеба. — Хлебница. Человек, который выращивает хлеб. — Хлебороб. Человек, который печет хлеб. — Хлебопек. Прибор для резания хлеба. — Хлеборезка. Завод, где выпекают хлеб. — Хлебозавод.
V.Сопоставление белого пшеничного батона и черного ржаного «кирпичика»
На столе в пакетах под салфеткой белый батон и черный ржаной хлеб. Чтобы узнать, что спрятано под салфеткой, детям надо отгадать загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Весной в землю бросается,
Летом на свежем воздухе разгуляется,
Осенью в печи закаляется,
Люди запахом его привлекаются.
Затем белый пшеничный батон и черный ржаной хлеб сопоставляются по форме, по размеру, по цвету, по запаху, на ощупь, на вкус, по материалу.
VI.Игры на сопоставление ржаного и пшеничного хлеба.
«Узнай на вкус», « Узнай по запаху», «Узнай на ощупь».
Кусочки ржаного и пшеничного хлеба находятся в чистом полотняном мешочке.
Дети играют с закрытыми глазами.
VII.Игра «Скажи иначе» — упражнение в подборе синонимов
Хлеб по запаху — пахучий, душистый, ароматный, благоухающий;
на вкус — аппетитный, вкусный, лакомый, сладкий;
на ощупь — свежий, мягкий, пышный;
хлебопек — пекарь, булочник, кондитер, стряпуха
выпекать хлеб — печь, готовить, стряпать.
VIII. Итог
Что мы знаем о хлебе?
Почему в народе говорят, что хлеб — всему голова?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Хлеб всему голова"
Конспект занятия по развитию речи на тему: ...

Занятие по развитию речи "Хлеб - всему голова!"
В подготовительной группе проведено занятие по теме хлеба....

Конспект занятия по развитию речи "Хлеб - наше богатство"
Конспект занятия по развитию речи "Хлеб-наше богатство"...
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы. Развитие связной речи дошкольников в условиях реализации ФГОС. Тема: «Занятие о хлебе»
Цель: сформировать у старших дошкольников представление о хлебе как о главном продукте питания....

Занятие по развитию речи "Хлеб всему голова"
Серия занятий по развитию речи. Пословицы, скороговорки. Перевод выражения из пассивного словаря в активный.Небольшие тексты из классической литературы....

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности " Развитие речевой деятельности по лексической теме "Хлеб".
Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности "Развитие речевой деятельности по лексической теме "Хлеб"....

конспект занятия пр развитию речи "Хлеб да каша- пища наша"
Цель: создать условия для развития и формирования лексико-грамматических средств языка, связной речи, обогащения и активизации словарного запаса детей через беседу и дидактические игрыЗадачи:...
- Мне нравится (1)


