"Буквоежка"
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Димитрюк Наталья Владимировна

Программа кружка для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок  «Буквоежка»

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. Проблема готовности ребенка к овладению чтением и письмом является одной из самых актуальных при организации работы с детьми дошкольного возраста.

Готовность ребенка   к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (который лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии), четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), значение зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, выработка гибкости и точности движения руки.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному: написать букву в воздухе, на столе; выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек, из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т.д.; вылепить из пластилина, теста; выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте. Написать букву пальчиком на песке,  манке или другой мелкой крупе; выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли; вырывать из бумаги образ буквы; угостить фигурным печеньем в виде буквы.

Д. К. Ушинский, работая с детьми дошкольного возраста много лет, заметил, что именно у детей в возрасте 4-5 лет появляется интерес к буквам и желание научиться читать. Данная кружковая форма работы позволяет решить задачу по развитию фонематического восприятия через знакомство с буквой как графического образа звука. А значит, послужит благоприятной почвой для овладения элементарным навыкам чтения в старшем дошкольном возрасте.

Цель программы: формирование у детей необходимой готовности к обучению грамоте через ознакомление с буквой в игровой форме.

Задачи:

  1. Развивать познавательный интерес к букве, к звуку, который она обозначает;
  2. Развитие фонематического восприятия;
  3. Знакомство с буквами русского алфавита;
  4. Развитие речи;
  5. Развитие элементарных навыков звукового анализа;
  6. Развитие конструктивной деятельности;
  7. Развитие графо-моторных навыков;
  8. Развитие навыков самоконтроля;

Планируемые результаты:

  1. У детей проявится интерес к познавательной и речевой деятельности;
  2. Расширится  словарный запас;
  3. Будут совершенствоваться навыки фонематического восприятия и звукового анализа;
  4. Продолжат развиваться  высшие психические функции (объем зрительной и слуховой памяти, произвольное внимание, наглядно-образное);
  5. Произойдет улучшение графо-моторных навыков;

Программа в занимательной форме знакомит детей с буквами русского алфавита, представляет систему увлекательных игр и упражнений, которые помогут детям эффективнее запомнить графический образ буквы, а так же способствуют развитию мелкой моторики, графо-моторных навыков и зрительно- двигательной координации.

Каждое занятие включает в себя:

  1. Знакомство с символом звука;
  2. Знакомство с образом буквы;
  3. Стихотворение про букву, на какие предметы окружающего мира похожа;
  4. Развитие фонематических процессов, фонематического анализа и синтеза (игра «Ловишки» - хлопнуть в ладоши, если услышишь в слоге, слове заданный звук), найти картинку, в названии которой есть данный звук;
  5. Развитие графо-моторных навыков (конструирование буквы из различных материалов, рисование буквы на световой песочнице, выкладывание из пуговиц, фасоли, палочек и т.д.).
  6. Раскрашивание картинок, начинающихся на изучаемую букву.

Мониторинг проводится два раза в год (октябрь, апрель), включает в себя два блока.

ЯЗЫКОВОЙ БЛОК:

Задание 1.

Цель: обследование степени овладения навыком чтения.

(Важно понимать, что умение читать до начала школьного обучения ни в коем случае не является обязательным.)

Материал: карточки с буквами, «Букварь».

Текст задания: «Скажи, ты знаешь какие-нибудь буквы? Если ты уже учился читать, почитай вот здесь, пожалуйста». Для чтения можно предложить любой не сложный текст из букваря.

Оценка выполнения задания:

3 балла – слитное или слоговое чтение;

2 балла – знает все буквы, пытается читать по слогам;

1 балл – побуквенное чтение;

0 баллов – не знает всех букв, не читает.

Задание 2.

Цель: обследование степени овладения навыком слогоделения.

Материал: набор слов (весело, море, птицы, кот, школа, тетрадь, карандаш).

Текст задания: «Знаешь ли ты, что слова делятся на слоги? Слоги можно считать так (хлопки): мо-ло-ко (или подставив ладонь под подбородок). Давай поиграем: я буду говорить слово, а ты – делить его на слоги и говорить, сколько их».

Оценка выполнения задания:

3 балла – правильное выполнение задания;

2 балла – правильное выполнение задания при помощи учителя (учитель переспрашивает, предлагает попробовать посчитать слоги ещё раз, хорошо подумать);

1 балл – множество ошибок при выполнении задания даже с помощью учителя;

0 баллов – не умеет делить слова на слоги.

Задание 3.

Цель: обследование степени овладения навыком выделять звук, определять его место в слове.

Материал: набор слов (сон, носок, слон, голос, место, нос, сумка), карточки с 3 окошками, цветные фишки.

Текст задания: «Сейчас я буду называть тебе слова со звуком [с], а ты отмечай на карточке фишкой, где он (в начале, в середине или в конце слова).

Оценка выполнения задания:

3 балла – правильное выполнение задания;

2 балла – правильное выполнение задания при помощи учителя (учитель переспрашивает, предлагает попробовать ещё раз, хорошо подумать);

1 балл – множество ошибок при выполнении задания даже с помощью учителя;

0 баллов – не умеет определять место звука в слове.

ПСИХОМОТОРНЫЙ БЛОК:

Задание 1.

Цель: обследование состояния моторики и зрительно-моторных координаций, умения копировать заданный образец.

Материал для выполнения задания: на листе бумаги графический рисунок.

Текст задания: «Видите, здесь рисунок,  внимательно посмотрите и перерисуйте так же».

Оценка выполнения задания:

3 балла – хорошо скопированный образец. Правильно передано количество клеток и направление.

2 балла – достаточно точно, имеются незначительные ошибки.

1 балл – с образцом совпадают лишь несколько элементов.

0 баллов – задание не выполнено.

Задание 2.

Цель: определение уровня развития мелкой моторики.

Ребенку предлагается сконструировать из предоставленного материала заданную букву.

Оценка выполнения задания:

3 балла – буква выложена ровно и правильно.

2 балла – буква выложена верно, но неаккуратно (неровно).

1 балл – есть незначительные ошибки в элементе буквы.

0 баллов – задание не выполнено.

По итогам диагностики определяются уровни готовности воспитанника к обучению грамоте.

Высокий уровень – 15 -11 баллов

Средний уровень – 10 – 6 баллов

Низкий уровень  - 5 – 0 баллов

В кружковой деятельности задействовано 10 детей старшего дошкольного возраста. Работа кружка организовывается с учетом опыта детей и их возрастных особенностей.

        Оборудование: Масса для лепки, цветные карандаши, бумага, ноутбук, обучающие мультфильмы про буквы, световая песочница, нитки разного качества, наборное полотно, фланелеграф, крупа (фасоль, горох, рис), природный материал, раскраски – буквы, цветная бумага, цветной картон, ножницы.

Планируемая деятельность кружка

Месяц

Тема

Программное содержание

1

Октябрь

  1. Звук и буква А
  2. Звук и буква У
  3. Звук и буква О
  4. Звук и буква И

Знакомить с образом буквы, формировать умение соотносить звук и букву, учить выделять заданный звук в начале слова, формировать умение конструировать букву из различного материала, развивать мелкую моторику.

2

Ноябрь

  1. Звук и буква Т
  2. Звук и буква П
  3. Звук и буква Н
  4. Звук и буква М
  5. Звук и буква К

Знакомить с образом буквы, формировать умение соотносить звук и букву, учить выделять заданный звук в начале слова, формировать умение конструировать букву из различного материала, развивать мелкую моторику.

3

Декабрь

  1. Звук и буква Б
  2. Звук и буква Д
  3. Звук и буква Г
  4. Звук и буква Ф

Знакомить с образом буквы, формировать умение соотносить звук и букву, учить выделять заданный звук в начале слова, формировать умение конструировать букву из различного материала, развивать мелкую моторику.

4

Январь

  1. Звук и буква В
  2. Звук и буква Х
  3. Звук и буква Ы
  4. Звук и буква С

Знакомить с образом буквы, формировать умение соотносить звук и букву, учить выделять заданный звук в начале слова, формировать умение конструировать букву из различного материала, развивать мелкую моторику.

5

Февраль

  1. Звук и буква З
  2. Звук и буква Ш
  3. Звук и буква Ж
  4. Звук и буква Э

Знакомить с образом буквы, формировать умение соотносить звук и букву, учить выделять заданный звук в начале слова, формировать умение конструировать букву из различного материала, развивать мелкую моторику.

6

Март

  1. Звук и буква Й
  2. Звук и буква Е, Ё
  3. Звук и буква Ю
  4. Звук и буква Я

Знакомить с образом буквы, формировать умение соотносить звук и букву, учить выделять заданный звук в начале слова, формировать умение конструировать букву из различного материала, развивать мелкую моторику.

7

Апрель

  1. Звук и буква Ц
  2. Звук и буква Ч
  3. Звук и буква Щ
  4. Звук и буква Л

Знакомить с образом буквы, формировать умение соотносить звук и букву, учить выделять заданный звук в начале слова, формировать умение конструировать букву из различного материала, развивать мелкую моторику.

8

Май

  1. Звук и буква р
  2. Звук и буква Ь,Ъ
  3. Диагностика

Знакомить с образом буквы, формировать умение соотносить звук и букву, учить выделять заданный звук в начале слова, формировать умение конструировать букву из различного материала, развивать мелкую моторику.

Диагностические игры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Буквы на ладошке: Слышим звуки - пишем буквы.- Санкт-Петербург:КАРО,2017.-120с.:ил.- (Мастер-класс логопеда)
  2. Нищева Н.В. Тетрадь №1 для обучения грамоте детей дошкольного возраста.- СПб.:ООО «Издательство «Детство-пресс»,2013.-32с.
  3. Нищева Н.В. Тетрадь №2 для обучения грамоте детей дошкольного возраста.- СПб.:ООО «Издательство «Детство-пресс»,2013.-32с.
  4. Нищева Н.В. Тетрадь №3 для обучения грамоте детей дошкольного возраста.- СПб.:ООО «Издательство «Детство-пресс»,2013.-32с.
  5. О.И. Крупенчук Учим буквы для детей 5-6 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Плавающие Буквоежки".

Конспект НОД  для детей   6 - 7 лет.  Предлагаемые задания разнообразны, интересны, требуют от ребят  ловкости, собранности, знаний, координированности движений. Занятие необычно, ...

«Подарок от Буквоежки». Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группеПрограммное содержание:1.       Учить детей составлять предложения, считать количество слов в предложении, с...

Конспект занятия по обучению грамоте "По следам Буквоежки", подготовительная группа

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста, решающее следующие задачи:Коррекционно – образовательные:·     уточнить произношение звука [а];·...

Сценарий выпускного утренника в детском саду «"Буквоежки в стране сказок »

Сценарий выпускного утренника в детском саду «"Буквоежки в стране сказок » для руководства в работе воспитателей, муз.руководителей...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе: «Проделки Буквоежки»

Представлен конспект занятия по обучению грамоте в подгтовительной к школе группе.Задачи:Закреплять знания детей о звуках и буквах, обозначающих эти звуки.Продолжать учить детей выделять первый и посл...

План кружковой работы «Буквоежка» Старшая группа

План  кружковой работы «Буквоежка»  Старшая группа...

План кружковой работы «Буквоежка» Подготовительная группа 2019 –2020учебный год

План кружковой работы «Буквоежка»Подготовительная группа  2019 –2020учебный год...