"Буквоежка"
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)
Программа кружка для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружок «Буквоежка»
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. Проблема готовности ребенка к овладению чтением и письмом является одной из самых актуальных при организации работы с детьми дошкольного возраста.
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (который лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии), четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), значение зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой, выработка гибкости и точности движения руки.
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному: написать букву в воздухе, на столе; выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек, из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т.д.; вылепить из пластилина, теста; выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте. Написать букву пальчиком на песке, манке или другой мелкой крупе; выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли; вырывать из бумаги образ буквы; угостить фигурным печеньем в виде буквы.
Д. К. Ушинский, работая с детьми дошкольного возраста много лет, заметил, что именно у детей в возрасте 4-5 лет появляется интерес к буквам и желание научиться читать. Данная кружковая форма работы позволяет решить задачу по развитию фонематического восприятия через знакомство с буквой как графического образа звука. А значит, послужит благоприятной почвой для овладения элементарным навыкам чтения в старшем дошкольном возрасте.
Цель программы: формирование у детей необходимой готовности к обучению грамоте через ознакомление с буквой в игровой форме.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес к букве, к звуку, который она обозначает;
- Развитие фонематического восприятия;
- Знакомство с буквами русского алфавита;
- Развитие речи;
- Развитие элементарных навыков звукового анализа;
- Развитие конструктивной деятельности;
- Развитие графо-моторных навыков;
- Развитие навыков самоконтроля;
Планируемые результаты:
- У детей проявится интерес к познавательной и речевой деятельности;
- Расширится словарный запас;
- Будут совершенствоваться навыки фонематического восприятия и звукового анализа;
- Продолжат развиваться высшие психические функции (объем зрительной и слуховой памяти, произвольное внимание, наглядно-образное);
- Произойдет улучшение графо-моторных навыков;
Программа в занимательной форме знакомит детей с буквами русского алфавита, представляет систему увлекательных игр и упражнений, которые помогут детям эффективнее запомнить графический образ буквы, а так же способствуют развитию мелкой моторики, графо-моторных навыков и зрительно- двигательной координации.
Каждое занятие включает в себя:
- Знакомство с символом звука;
- Знакомство с образом буквы;
- Стихотворение про букву, на какие предметы окружающего мира похожа;
- Развитие фонематических процессов, фонематического анализа и синтеза (игра «Ловишки» - хлопнуть в ладоши, если услышишь в слоге, слове заданный звук), найти картинку, в названии которой есть данный звук;
- Развитие графо-моторных навыков (конструирование буквы из различных материалов, рисование буквы на световой песочнице, выкладывание из пуговиц, фасоли, палочек и т.д.).
- Раскрашивание картинок, начинающихся на изучаемую букву.
Мониторинг проводится два раза в год (октябрь, апрель), включает в себя два блока.
ЯЗЫКОВОЙ БЛОК:
Задание 1.
Цель: обследование степени овладения навыком чтения.
(Важно понимать, что умение читать до начала школьного обучения ни в коем случае не является обязательным.)
Материал: карточки с буквами, «Букварь».
Текст задания: «Скажи, ты знаешь какие-нибудь буквы? Если ты уже учился читать, почитай вот здесь, пожалуйста». Для чтения можно предложить любой не сложный текст из букваря.
Оценка выполнения задания:
3 балла – слитное или слоговое чтение;
2 балла – знает все буквы, пытается читать по слогам;
1 балл – побуквенное чтение;
0 баллов – не знает всех букв, не читает.
Задание 2.
Цель: обследование степени овладения навыком слогоделения.
Материал: набор слов (весело, море, птицы, кот, школа, тетрадь, карандаш).
Текст задания: «Знаешь ли ты, что слова делятся на слоги? Слоги можно считать так (хлопки): мо-ло-ко (или подставив ладонь под подбородок). Давай поиграем: я буду говорить слово, а ты – делить его на слоги и говорить, сколько их».
Оценка выполнения задания:
3 балла – правильное выполнение задания;
2 балла – правильное выполнение задания при помощи учителя (учитель переспрашивает, предлагает попробовать посчитать слоги ещё раз, хорошо подумать);
1 балл – множество ошибок при выполнении задания даже с помощью учителя;
0 баллов – не умеет делить слова на слоги.
Задание 3.
Цель: обследование степени овладения навыком выделять звук, определять его место в слове.
Материал: набор слов (сон, носок, слон, голос, место, нос, сумка), карточки с 3 окошками, цветные фишки.
Текст задания: «Сейчас я буду называть тебе слова со звуком [с], а ты отмечай на карточке фишкой, где он (в начале, в середине или в конце слова).
Оценка выполнения задания:
3 балла – правильное выполнение задания;
2 балла – правильное выполнение задания при помощи учителя (учитель переспрашивает, предлагает попробовать ещё раз, хорошо подумать);
1 балл – множество ошибок при выполнении задания даже с помощью учителя;
0 баллов – не умеет определять место звука в слове.
ПСИХОМОТОРНЫЙ БЛОК:
Задание 1.
Цель: обследование состояния моторики и зрительно-моторных координаций, умения копировать заданный образец.
Материал для выполнения задания: на листе бумаги графический рисунок.
Текст задания: «Видите, здесь рисунок, внимательно посмотрите и перерисуйте так же».
Оценка выполнения задания:
3 балла – хорошо скопированный образец. Правильно передано количество клеток и направление.
2 балла – достаточно точно, имеются незначительные ошибки.
1 балл – с образцом совпадают лишь несколько элементов.
0 баллов – задание не выполнено.
Задание 2.
Цель: определение уровня развития мелкой моторики.
Ребенку предлагается сконструировать из предоставленного материала заданную букву.
Оценка выполнения задания:
3 балла – буква выложена ровно и правильно.
2 балла – буква выложена верно, но неаккуратно (неровно).
1 балл – есть незначительные ошибки в элементе буквы.
0 баллов – задание не выполнено.
По итогам диагностики определяются уровни готовности воспитанника к обучению грамоте.
Высокий уровень – 15 -11 баллов
Средний уровень – 10 – 6 баллов
Низкий уровень - 5 – 0 баллов
В кружковой деятельности задействовано 10 детей старшего дошкольного возраста. Работа кружка организовывается с учетом опыта детей и их возрастных особенностей.
Оборудование: Масса для лепки, цветные карандаши, бумага, ноутбук, обучающие мультфильмы про буквы, световая песочница, нитки разного качества, наборное полотно, фланелеграф, крупа (фасоль, горох, рис), природный материал, раскраски – буквы, цветная бумага, цветной картон, ножницы.
Планируемая деятельность кружка
№ | Месяц | Тема | Программное содержание |
1 | Октябрь |
| Знакомить с образом буквы, формировать умение соотносить звук и букву, учить выделять заданный звук в начале слова, формировать умение конструировать букву из различного материала, развивать мелкую моторику. |
2 | Ноябрь |
| Знакомить с образом буквы, формировать умение соотносить звук и букву, учить выделять заданный звук в начале слова, формировать умение конструировать букву из различного материала, развивать мелкую моторику. |
3 | Декабрь |
| Знакомить с образом буквы, формировать умение соотносить звук и букву, учить выделять заданный звук в начале слова, формировать умение конструировать букву из различного материала, развивать мелкую моторику. |
4 | Январь |
| Знакомить с образом буквы, формировать умение соотносить звук и букву, учить выделять заданный звук в начале слова, формировать умение конструировать букву из различного материала, развивать мелкую моторику. |
5 | Февраль |
| Знакомить с образом буквы, формировать умение соотносить звук и букву, учить выделять заданный звук в начале слова, формировать умение конструировать букву из различного материала, развивать мелкую моторику. |
6 | Март |
| Знакомить с образом буквы, формировать умение соотносить звук и букву, учить выделять заданный звук в начале слова, формировать умение конструировать букву из различного материала, развивать мелкую моторику. |
7 | Апрель |
| Знакомить с образом буквы, формировать умение соотносить звук и букву, учить выделять заданный звук в начале слова, формировать умение конструировать букву из различного материала, развивать мелкую моторику. |
8 | Май |
| Знакомить с образом буквы, формировать умение соотносить звук и букву, учить выделять заданный звук в начале слова, формировать умение конструировать букву из различного материала, развивать мелкую моторику. Диагностические игры. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Османова Г.А., Позднякова Л.А. Буквы на ладошке: Слышим звуки - пишем буквы.- Санкт-Петербург:КАРО,2017.-120с.:ил.- (Мастер-класс логопеда)
- Нищева Н.В. Тетрадь №1 для обучения грамоте детей дошкольного возраста.- СПб.:ООО «Издательство «Детство-пресс»,2013.-32с.
- Нищева Н.В. Тетрадь №2 для обучения грамоте детей дошкольного возраста.- СПб.:ООО «Издательство «Детство-пресс»,2013.-32с.
- Нищева Н.В. Тетрадь №3 для обучения грамоте детей дошкольного возраста.- СПб.:ООО «Издательство «Детство-пресс»,2013.-32с.
- О.И. Крупенчук Учим буквы для детей 5-6 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Плавающие Буквоежки".
Конспект НОД для детей 6 - 7 лет. Предлагаемые задания разнообразны, интересны, требуют от ребят ловкости, собранности, знаний, координированности движений. Занятие необычно, ...

«Подарок от Буквоежки». Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группеПрограммное содержание:1. Учить детей составлять предложения, считать количество слов в предложении, с...

Конспект занятия по обучению грамоте "По следам Буквоежки", подготовительная группа
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста, решающее следующие задачи:Коррекционно – образовательные:· уточнить произношение звука [а];·...

Сценарий выпускного утренника в детском саду «"Буквоежки в стране сказок »
Сценарий выпускного утренника в детском саду «"Буквоежки в стране сказок » для руководства в работе воспитателей, муз.руководителей...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе: «Проделки Буквоежки»
Представлен конспект занятия по обучению грамоте в подгтовительной к школе группе.Задачи:Закреплять знания детей о звуках и буквах, обозначающих эти звуки.Продолжать учить детей выделять первый и посл...

План кружковой работы «Буквоежка» Старшая группа
План кружковой работы «Буквоежка» Старшая группа...

План кружковой работы «Буквоежка» Подготовительная группа 2019 –2020учебный год
План кружковой работы «Буквоежка»Подготовительная группа 2019 –2020учебный год...
