Открытое логопедическое занятие по развитию речи „Морское путешествие со звуком р “ в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Никонорова Валентина Валерьевна

Сценарий открытого занятия по развитию речи "Морское путешествие со звуком р"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Открытое занятие по развитию речи „Морское путешествие со звуком р “ в подготовительной группе

-развитие диалогической речи, грамматического строя;

-обогащение опыта чтения;

-развитие памяти, мышления, воображения, тонкой моторики.

-развитие фонематического восприятия

-автоматизация звуков «Р» и «Рь»

Возрастная группа: подготовительная «Подсолнушки»

Предварительная работа:Беседа о водном мире «Что такое подводное царство беседы о поездках детей к реке, морю; д/и «Кто где живет?», «Сложи картинку», «Узнай по описанию»,

Материалы и оборудование: глобус; аудиозапись «Море»; пазл «Подводная лодка»; картинки обитателей моря; игрушка рыбка;; картинки-морской угорь, нарвал, морская звезда;

Литература:Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке», Москва, Баласс, 2014;

В. В. Гербова «Коммуникация. Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада» Мозаика-Синтез Москва, 2013

«Энциклопедия животных для малышей» Росмен 2008

Картинки и загадки в сети Интернет.

Ход занятия:

Слайд № 1 «Морское путешествие»

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие, давайте поздороваемся с нашими гостями и я приглашаю вас в морское путешествие со звуком р в поисках сокровища. Мы узнаем много интересного о море и ее обитателях, опустимся в его глубины садитесь на стулья. Перед тем как искать сокровища сделаем разминку

с Себастьяном.

Слайд № 2 «Артикуляционная гимнастика»

А вот наш помощник. (берет глобус.)

-Первый в мире космонавт Ю. Гагарин увидел нашу планету из космоса голубой. Объясните, почему Земля голубая? (ответы детей)

Если мы посмотрим с вами на глобус, какого он цвета? (Дети - Разноцветный).

Логопед: А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему?

Дети: Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.

Логопед: Что означает голубая краска на глобусе?

Дети: Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.

Логопед: Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. (Дети садятся на ковер). Что мы слышим, сидя на берегу моря?

Слайд №3 «Море»

Дети: Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.

01 (запись звуков моря.)

Логопед: Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что сильно поднялся ветер и, возьмите стаканчики и трубочки и пустите волны.

Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие на морское дно (подводная лодка, батиплан, подводные аппараты, батискаф, морские машины-иллюстрации)

Слайд №3 «Подводные аппараты»

Предлагаю сложить пазл-картинку и узнать на чем мы с вами отправимся в подводное путешествие (на подводной лодке).

Пассажиры, занять места. Лодка готова к погружению. Морские волны качают её (наклоны в стороны). На счёт «три» погружаемся (дети считают до трёх).

02 Звук лодки.

Мы погрузились неглубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, волшебные ракушки а на них волшебные звуки они укажут нам путь давайте сделаем специальные жесты чтобы мы смогли понимать друг друга в воде.

Дети повторяют хором.

Продолжаем путешествие дальше посмотрите  плывёт рыба, похожая на змею. Ребята а вызнаете что это за рыба? (мор-ской у-горь) (Показ картинки.) Эта рыба-хищник. Обитает как в холодных морях, так и в теплых течениях разных океанов. Обитает угорь около берега и на небольшой глубине.

Логопед: Ребята, морской угорь предлагает нам поиграть в игру «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [рь] в слове».(Слова: акваланг, рыбы, кит, лодка, море, водолаз, акула, нарвал, креветка, осьминог, плавник, черепаха, скат, камбала, рыболов, медуза, конек, угорь.)

Физкультминутка

«Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг! (Делают ладошку у лба «козырьком»)

Что ты видишь, милый друг (Приставляют пальцы колечками у глаз.)

Здесь прозрачная вода. (Разводят ладони в стороны)

Плывёт морской конёк сюда. (Волнообразные движения ладонями вперёд)

Вот медуза, вот кальмар. (Скрестить ладони рук, широко расставив пальцы в стороны.)

А вот это – рыба шар. (Соединить пальцы обеих рук в форме шара.)

А вот, расправив восемь ног, (Показывают тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения пальцами рук.)

Гостей встречает осьминог.

Слайд №3 «Берег Арктики»

Наша лодка у берегов Арктики. И к нам подплывает интересное животное. Это млекопитающее, кит со спиралевидным бивнем на голове. У меня было название этого животного, только, к сожалению, слово рассыпалось. Предлагаю вам сложить название этого кита. (Н-а-р-в-а-л)

Посмотрите, на картине изображен нарвал. Давайте послушаем, как звучит слово нарвал. Произнесем его. Сколько звуков в слове нарвал? Назовите их? Сколько гласных звуков в этом слове? Сколько согласных? Как можем охарактеризовать звуки в этом слове? Давайте разделим слово на слоги хлопками.

Я вам сказала, что кит-это животное. Кто сможет сказать почему? (У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде).

Что-то задержались мы на верхнем этаже. Мы опускаемся поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему? Дети: Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.

Хищная большая рыба налетела словно глыба.

Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула).

Слайд №4 «Акула»

Логопед: Ребята, посмотрите, нас догнала акула (иллюстрация). Акула нас с вами не пускает дальше путешествовать, пока мы не выполним задание.

У вас лежат карточки со словами. Вам нужно разбиться на пары и подобрать какой звук в слове встречается р или рь

Как выдумаете, чем отличаются звуки Р и Рь? На письме они обозначаются буквой Р. (картинки со стихами про Р)

Слайд №5 «Буква Р»

Как запомнить букву Р?

Каждый может, например,

Руку на бочок поставить

И друг другу Р представить.

Логопед: Мы выполнили задание. А теперь давайте уплывём подальше от этой опасной рыбы. Погружение продолжается. Вот мы и оказались на морском дне. Сможем ли мы дышать под водой?

Дети: Нет. У человека нет жабр.

Логопед: Как же можно путешествовать по морскому дну?

Дети: Надеть акваланги, водолазные костюмы.

Логопед: Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов). Выходим из корабля. Как здесь красиво. Какие зелёные водоросли, сколько разных обитателей. А это кто? (показ игрушки рыбки)

Логопед: Рыбка предлагает нам с ней поиграть. Игра называется «Вопросы - ответы». Передаём её друг другу, отвечая на мои вопросы.

(Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.)

Чья голова? (Это рыбья голова). Чей хвост? (Это рыбий хвост).Чьи жабры? (Это рыбьи жабры). Чьё брюшко? (Это рыбье брюшко).Чьи плавники? (Это рыбьи плавники). Чьи кости? (Это рыбьи кости).Чья чешуя? (Это рыбья чешуя). Чьи икринки? (Это рыбьи икринки).Чьё туловище? (Это рыбье туловище). Чьи глаза? (Это рыбьи глаза).

Логопед: Молодцы, отпустим рыбку плавать.

Мы спустились с вами на самое дно океана. Отгадайте, какого обитателя морского дна мы еще с вами встретили.

Загадка:

Ты уже, дружок, конечно,

Что-то слышал обо мне:

Я всегда пятиконечна

И живу на самом дне. (Морская звезда)

Слайд №4 «Морская звезда»

Звезды могут быть различных цветов и разных размеров. Тело морских звезд имеет, в зависимости от вида, от 5 до 40 рук. Если вы перевернете звезду на спину, вы сможете увидеть более 15000 трубок-ног. Эти ноги в конце имеют присоски, которые присасываются к поверхности, чтобы подняться или ползать по ней. Морская звезда – это живое существо. Лучики – это ноги с присосками, с помощью которых она передвигается. А еще она открывает ими раковины и питается. Морские звезды бывают красными, желтыми, синими, яркими.

Вы справились со всеми заданиями, которые вам предложили морские обитатели. А теперь нам пора вернуться в группу. Закрываем глаза. Звучит шум прибоя (

01 (запись звуков моря.)

Ребята а ваи понравилось наше путешествие?Что вам понравилось?Кого мы встретили?

Посмотрите, море подарило нам на память о путешествии сундук. С чем же он, давайте посмотрим (сюрпризный момент-угощение).

Слова: акваланг, рыбы, кит, лодка, море, водолаз, акула, нарвал, креветка, осьминог, плавник, черепаха, скат, камбала, рыболов, медуза, конек, угорь.)

Посмотри скорей вокруг! (Делают ладошку у лба «козырьком»)

Что ты видишь, милый друг (Приставляют пальцы колечками у глаз.)

Здесь прозрачная вода. (Разводят ладони в стороны)

Плывёт морской конёк сюда. (Волнообразные движения ладонями вперёд)

Вот медуза, вот кальмар. (Скрестить ладони рук, широко расставив пальцы в стороны.)

А вот это – рыба шар. (Соединить пальцы обеих рук в форме шара.)

А вот, расправив восемь ног, Гостей встречает осьминог.

Как запомнить букву Р?

Каждый может, например,

Руку на бочок поставить

И друг другу Р представить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи Тема: "Путешествие в царство Снежной Королевы" Возрастная группа: старшая

Материал используется интересный, разнообразный. Забавные игровые моменты, презентация, музыкальное сопрвождение и другие методические приёмы делают "путешествие" увлекательным.Рекомендую воспользоват...

Конпект занятия по развитию речи "Морское путешествие" для детей 4-5 лет

Глвная цель речевого воспитания состоит в том, что бы ребенок освоил нормы и правила родного языка, умел применять их в разных ситуатциях и овладел основными коммуникаивными способностями. Дошкольный ...

Открытое занятие по развитию речи " Морское путешествие"

Конспект организационной образовательной деятельности  в старшней группе...

Конспект открытого логопедического занятия по развитию речи сенсорной интеграции в средней группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ.

Конспект открытого логопедического занятия по развитию речи сенсорной интеграции в средней группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ....

Конспект открытого логопедического занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в средней группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ.

Конспект открытого логопедического занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в средней группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ....

Открытое логопедическое занятие по развитию речи в подготовительной группе "Вовка в тридевятом царстве"

Тема: «Вовка в тридевятом царстве».Образовательные области:  речевое развитиеУчастники: логопед и дети подготовительной группы. Возраст: 6-7 лет.Цель: создать...