Долгосрочный проект по речевому развитию "Пальчик, ручка, язычок" для младшей группы 3-4 года
проект по развитию речи (младшая группа)
Долгосрочный проект по речевому развитию "Пальчик, ручка, язычок" для младшей группы 3-4 года
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 226.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»)
ул. Зверева, дом 19/1, г. Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ, Российская Федерация, 629730
тел/факс 8 (3499) 53-57-58, E-mail: dsmedvezhonok@nadym.yanao.ru
ОГРН 1168901051637, ИНН/КПП 8903034870/890301001
Проект в младшей группе
«Пальчик, ручка, язычок».
Разработчик:
Бембеева В.В.
Воспитатель
г. Надым
2024-2025 г.
Актуальность проекта:
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Развитие мелкой моторики необходимо не только для выполнения каких-либо повседневных действий, но и стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Так учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так же установлено, что уже к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Из этого следует, что начинать работу в данном направлении необходимо с двух лет, так как это самый благоприятный период для развития ребенка, когда кора больших полушарий окончательно еще не сформирована.
Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на образовательный процесс в целом, а в дальнейшем и на качество жизни ребенка.
Я выбрала проект по данной теме в связи с тем, что эту тему наиболее актуальной для детей младшего возраста. Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребенка. Работа проекта направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет.
При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 3-4 лет.
Вид проекта: социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Срок реализации проекта: долгосрочный, сентябрь 2024г. – май 2025г.
Участники проекта: воспитатели, дети младшего возраста, родители.
Цель проекта:
Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики. Формирование и воспитание нравственно – волевых качеств: целеустремлённость, сосредоточенность, настойчивость, контроль и оценку собственной деятельности. Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения.
Задачи проекта:
-Привить детям любовь к художественному слову.
-Познакомить детей с пальчиковыми играми и пальчиковым театром.
-Развивать фантазию и творческое воображение.
-Развитие коммуникативных навыков.
-Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно – двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.
-Способствовать объединению детей в группы по интересам, их умению сотрудничать: взаимодействовать между собой и педагогом.
-Обогащать детей новыми знаниями, умениями, навыками и закреплять их.
-Развивать у детей умение учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности: пальчиковых играх с предметами, лепке.
-Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.
Ожидаемые результаты:
-Увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;
возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности; - родители станут единомышленниками с педагогами по развитию мелкой моторики в работе с детьми;
-Родители получат необходимые знания по данной теме;
-Предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей;
кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений.
Для реализации проекта использовались методы:
♦ Словесный метод. Словесные обращения воспитателя к детям объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
♦ Наглядно-действенный метод обучения. Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.
♦ Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
♦ Игровой метод. Часто используются игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;
использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев
Форма работы проекта в основном носит игровой характер, который наиболее доступен и близок детям. Это способствует обеспечению комфорта для развития личности ребенка.
Этапы реализации проекта:
1 этап –Подготовительный.
- Составление перспективного плана мероприятий проекта.
⁕ Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и т. д.
⁕ Выявление уровня развития мелкой моторики у детей.
⁕ Консультация для родителей «Ум на кончиках пальцев».
⁕ Пополнение предметно-развивающей среды группы.
2 этап- Основной (Практический).
Сентябрь | ||
1. | 1 неделя | Су – Джок терапия «Овощи» Артикуляционная гимнастика «Рыбка шевелит губами» Пальчиковая гимнастика «Я – зелёная капуста» Дидактическая игра «Где чей нос?» (крышки) |
2. | 2 неделя | Су – Джок терапия «Фрукты» Артикуляционная гимнастика «Птенцы» Пальчиковая гимнастика «Жёлтый-жёлтый наш лимон» Дидактическая игра «Собери гусеницу» (крышки) |
3. | 3 неделя | Су – Джок терапия «Грибы» Артикуляционная гимнастика «Улыбка» Пальчиковая гимнастика «Красный-красный мухомор» Дидактическая игра «Разложи по коробочкам» (макароны) Аппликация семенами «Бусы» (фасоль) |
4. | 4 неделя | Су – Джок терапия «Ягоды» Артикуляционная гимнастика «Трубочка» Пальчиковая гимнастика «С ветки ягодки снимаю…» Дидактическая игра «Разложи фигуры по местам!» |
Октябрь | ||
5. | 1 неделя | Су – Джок терапия «Солнышко греет уже еле – еле…» Артикуляционная гимнастика «Улыбка-трубочка» Пальчиковая гимнастика «Вышла осень погулять» Дидактическая игра «Спрячь в ладошке!» |
6. | 2 неделя | Су – Джок терапия «Дикие животные» Артикуляционная гимнастика «Лопаточка» Пальчиковая гимнастика «Заяц и ёжик» Аппликация семенами «Платье для куклы» (семена тыквы, кукурузы) |
7. | 3 неделя | Су – Джок терапия «Крючочки» Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье» Пальчиковая гимнастика «Зайка – ушки на макушке» Дидактическая игра «Собери картинку из пазлов» |
8. | 4 неделя | Су – Джок терапия «Мы колечки надеваем» Артикуляционная гимнастика «Заборчик» Пальчиковая гимнастика «Муку в тесто замесили» Дидактическая игра «Выгладим платочки для мамы и для дочки» (бумага) |
Ноябрь | ||
9. | 1 неделя | Су – Джок терапия «Домашние животные» Артикуляционная гимнастика «Бублик» Пальчиковая гимнастика «Вот, убрав царапки, кошка |
моет лапки…» Дидактическая игра «Маленькие помощники» (прищепки) | ||
10. | 2 неделя | Су – Джок терапия «Мебель» Артикуляционная гимнастика «Шарик» Пальчиковая гимнастика «На кроватке мы поспали» Дидактическая игра «Золушка» (фасоль) |
11. | 3 неделя | Су – Джок терапия «Сказка про ёжика» Артикуляционная гимнастика «Часики» Пальчиковая гимнастика «По шоссе идут машины» Самомассаж шестигранным карандашом. |
12. | 4 неделя | Су – Джок терапия «Подводный мир» Артикуляционная гимнастика «Лошадка» Пальчиковая гимнастика «Мой весёлый, звонкий мяч» Дидактическая игра «Разрезные картинки» |
Декабрь | ||
13. | 1 неделя | Су – Джок терапия «Посуда» Артикуляционная гимнастика «Качели» Пальчиковая гимнастика «Из тарелок, как один…» Аппликация семенами «Узор» (горох) |
14. | 2 неделя | Су – Джок терапия «Снег» Артикуляционная гимнастика «Непослушный язычок» Пальчиковая гимнастика «Зима» Упражнение «Шаловливый котёнок» (моток ниток) |
15. | 3 неделя | Су – Джок терапия «Новый год» Артикуляционная гимнастика «Веселая змейка» Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, Дедушка Мороз!» Аппликация семенами «Ёлочка» (семена арбуза, горох, фасоль) |
16. | 4 неделя | Су – Джок терапия «Ёлка» Артикуляционная гимнастика «Пятачок» Пальчиковая гимнастика «Дедушка Мороз» Дидактическая игра «Волшебные палочки» (счетные палочки) |
Январь | ||
17. | 2 неделя | Су – Джок терапия «Медведь в берлоге крепко спит» Артикуляционная гимнастика «Посчитаем нижние зубки» Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит» Дидактическая игра «Колечки» (резинка для волос) |
18. | 3 неделя | Су – Джок терапия «Зимние забавы» Артикуляционная гимнастика «Сдуй ватку с ладошки» Пальчиковая гимнастика «Что зимой мы любим делать?» |
Аппликация семенами «Рамка для фото «Сердечко» (семена подсолнечника, яблок) | ||
19. | 4 неделя | Су – Джок терапия «Птичья кормушка» Артикуляционная гимнастика «Котенок лакает молоко» Пальчиковая гимнастика «Сел на ветку снегирёк» Дидактическая игра «Угадай, что это?» |
Февраль | ||
20. | 1 неделя | Су – Джок терапия «Паровоз» Артикуляционная гимнастика «Поиграем на губах» Пальчиковая гимнастика «Самолёт» Пластилинография «Баранки» |
21. | 2 неделя | Су – Джок терапия «Быть шофёром хорошо» Артикуляционная гимнастика «Иголочка» Пальчиковая гимнастика «Доктор» «Рисуем снежинку» (фасоль) |
22. | 3 неделя | Су – Джок терапия «Лодка по волнам плывёт» Артикуляционная гимнастика «Крестик» Пальчиковая гимнастика «Ем я много витаминов» Дидактическая игра «Переложи яйца» (Пластиковые яйца «Киндер сюрприз») |
23. | 4 неделя | Су – Джок терапия «Шарик» Артикуляционная гимнастика «Расческа» Пальчиковая гимнастика «День Защитника Отечества» |
Март | ||
24. | 1 неделя | Су – Джок терапия «Кручу - верчу» Артикуляционная гимнастика «Загнать мяч в ворота» Пальчиковая гимнастика «Мамин праздник» Пластилинография «Конфеты для мамочки» |
25. | 2 неделя | Су – Джок терапия «Ловкие пальчики» Артикуляционная гимнастика «Почистим за нижними зубами» Пальчиковая гимнастика «Мы — красавицы матрешки» Дидактическая игра «Подбери чашки к блюдцам» |
26. | 3 неделя | Су – Джок терапия «Одежда» Артикуляционная гимнастика «Киска сердится» Пальчиковая гимнастика «Одежда» Пластилинография «Украсим кукле платье» |
27. | 4 неделя | Су – Джок терапия «Обуваем ножки бегать по дорожке» Артикуляционная гимнастика «Парашютик» Пальчиковая гимнастика «Я надену сапоги» Аппликация семенами «Веточка вербы» (семена тыквы) |
Апрель | ||
28. | 1 неделя | Су – Джок терапия «Перелетные птицы» |
Артикуляционная гимнастика «Барабанщик» Пальчиковая гимнастика «Весна» Дидактическая игра «Цветик – семицветик» (прищепки) | ||
29. | 2 неделя | Су – Джок терапия «Друзья» Артикуляционная гимнастика «Гармошка» Пальчиковая гимнастика «Дружба» Пластилинография «Дождик» |
30. | 3 неделя | Су – Джок терапия «Сказки» Артикуляционная гимнастика «Блинчик» Пальчиковая гимнастика «Рукавичка» Дидактическая игра «Кто что ест?» |
31. | 4 неделя | Су – Джок терапия «Есть у курицы цыпленок» Артикуляционная гимнастика «Орешки» Пальчиковая гимнастика «Зёрна курочка клюёт» Аппликация семенами «Ёжик» (семена подсолнечника, чечевица) |
Май | ||
32. | 1 неделя | Су – Джок терапия «За мамой слонихой шагает слоненок» Артикуляционная гимнастика «Пароход гудит» Пальчиковая гимнастика «Дятел дерево долбит» Упражнение «Выложи дорожку для лисёнка» |
33. | 2 неделя | Су – Джок терапия «Насекомые» Артикуляционная гимнастика «Маляр» Пальчиковая гимнастика «Мы пошли гулять на луг» Аппликация семенами «Грибы» (косточки слив, оранжевая чечевица) |
34. | 3 неделя | Су – Джок терапия «Довольна корова своими телятами» Артикуляционная гимнастика «Поймаем мышку» Пальчиковая гимнастика «Цветы» Игра в песочнице «Необыкновенные следы» |
35. | 4 неделя | Су – Джок терапия «Будь здоров!» Артикуляционная гимнастика «Кто дальше загонит мяч» Пальчиковая гимнастика «Лето» Пластилинография «Гусеница» |
Работа с родителями Провести консультации с родителями на темы: Мастер – класс для родителей «Развитие мелкой моторики детей в домашних условиях»; Консультация для родителей «Нетрадиционные методы рисования и аппликации для детей второй младшей группы»; Консультация для родителей «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»; Консультация «Рисуем на манке» (световой короб); Консультация «Пальчиковая гимнастика», «Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики»; - Консультация для родителей «Зачем нужны шнуровки»; Индивидуальное и подгрупповое консультирование «Пальцы помогают говорить», «Играя, учимся говорить», «Мелкая моторика – развивает малыша»; Оформить передвижную папку для родительского уголка «Игры с песком, или песочная терапия»; Изготовление папки-передвижки «Ум ребенка на кончиках пальцев»; Памятка для родителей: «Пальчиками играем – стихи повторяем!». Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей, новинок педагогической литературы. |
Заключение
⁕ Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с детьми и родителями.
⁕ Анализ эффективности системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
⁕ Выставка совместных работ родителей и детей с использованием нетрадиционных методов рисования и аппликации.
Список литературы:
Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников».
Бондаренко А.К., Матусик А.И. «Воспитание детей в игре».
Борисенко М. Г. «Наши пальчики играют».
Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры».
Плутaeвa E. «Рaзвитиe мeлкoй мoтoрики у дeтeй 2-4 лeт»
Рожков О. П., Дворова И.П. «Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Метод. Рекомендации».
Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
Смирнова Е. А. «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
Солнцева В. А. «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников».
Тимофеева Е. Ю. «Пальчиковая гимнастика»
Узорова О. В. «Игры с пальчиками».
Узорова О. В. «Пальчиковая гимнастика».
Т. Н. Давыдова «Рисуем ладошками»
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» М.2017
И. А. Лыкова «Лепим, фантазируем, играем» М.2001
И. Агапова, М. Давыдова «Аппликация» М. 2008
Е. А.Короткова «Рисование, аппликация в детском саду»
Э. К. Гульянц «Что можно сделать из природного материала»
Е. Г. Лебедева «Простые поделки из бумаги и пластилина»
И. В. Новикова «Конструирование из бумаги в детском саду»
В. О. Скворцова «Развитие творческих способностей дошкольников»
З. Д. Коваленко «Аппликация семенами»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "что умеют наши ручки" для младшей группы
Проект по развитию мелкой моторики.Подходит для ГКП, первой и второй младшей групп.Проект«Что умеют наши ручки»Развитие мелкой моторики у детей младшего возрастаЦель: развитие мелкой мотор...

КОНСПЕКТ НОД по речевому развитию в первой младшей группе (2-3 года) Тема: Чтение произведения А. Барто «Девочка чумазая»
Задачи:Развивающие: Побуждать детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.Обучающие: П...

Долгосрочный проект «Все профессии важны!» во второй младшей группе.
Долгосрочный проект «Все профессии важны!» во второй младшей группе...

Долгосрочный проект по речевому развитию для детей средней группы «Дети и сказки» с использованием мнемотаблиц.
Каждого ребёнка в детском саду необходимо научить правильно излагать свои мысли. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связность речи – это связность мыслей, где отражае...

Долгосрочный проект "В мире профессий" для второй младшей группы
Долгосрочный проект "В мире профессий" для второй младшей группы...

Долгосрочный проект по речевому развитию для детей средней группы «Дети и сказки» с использованием мнемотаблиц
Главная цель проекта: Создать условия для развития познавательно-речевых способностей у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники.Задачи проекта:Обучающие:-Создать условия для уве...
Долгосрочный проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «Театр в жизни ребёнка»
Долгосрочный проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «Театр в жизни ребёнка»...

