Открытое НОД по речевому развитию с использованием мнемодорожек в подготовительной группе "Пересказ рассказа К.Д. Ушинского "4 желания "
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Создать условия для развития связной речи детей через ознакомление и пересказ етского лиературного произведения, с наглядной опорой в виде графических схем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_chetyre_zhelaniya.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад №78

««Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»

«Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»

.

Цель: создавать условия для развития связной речи детей через ознакомление и пересказ детского литературного произведения, с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:

  • Развивать коммуникативные и речевые навыки;
  • Пополнять и активизировать словарь;
  • Учить передавать содержание рассказа близко к тексту с опорой на модельные схемы
  • Приобщать к художественной литературе;
  • Формировать инициативность;
  • Воспитывать умение слушать ответы других детей.
  • Закрепление навыков изображать графически, то, что слышим.
  • Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний.
  • Актуализация словаря по теме «Времена года», закрепление навыка подбора синонимов, антонимов, родственных слов.
  • Работа над интонационной выразительностью речи.

Методические приемы: беседа, рассматривание иллюстраций, моделирование. Лексико-грамматические упражнения (подбор антонимов, синонимов, родственных слов). Чтение рассказа

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображениями времен года, мольберт и (или) магнитная доска; модельные схемы по содержанию рассказа; пустые мнемодорожки, фломастеры, портрет детского писателя К. Д. Ушинского

Ход:

1. Организационный момент.

Ребята, давайте поприветствуем друг друга.

Порадуемся солнцу и птицам,

А также порадуемся улыбчивым лицам.

И всем, кто живет на этой планете,

«Доброе утро» скажем мы взрослым и детям.

Основная часть

Педагог привлекает внимание детей к погоде за окном

Педагог:

- Ребята, когда вы сегодня шли в детский сад, какая погода была на улице? Как можно ее описать?

- А какое время года сейчас? Как можно его описать? Почему?

- Ребята, а вы любите весну? Почему?

Педагог:

Педагог: Как можно назвать осень, зиму, весну и лето? (Времена года.)

Как их можно описать?

ЛЕТО - ….. (жаркое, теплое, солнечное и т.д.)

ОСЕНЬ - ……(золотая, нарядная и т.д.)

ЗИМА -……(холодная, пушистая, снежная, белая, морозная и т.д.)

(дети подбирают описания для каждого времени года, на магнитной доске размещаются иллюстрации с изображениями времен года)

Педагог:

- Ребята, а я знаю одного мальчика по имени Митя, с которым произошла удивительная история. Вы хотите с ним познакомится?

(дети соглашаются познакомиться с главным героем рассказа)

Педагог:

- Об этом мальчике я узнала из рассказа, который написал детский писатель Константин Ушинский, а называется этот рассказ «Четыре желания». Чтобы и вы познакомились с Митей я вам прочту этот рассказ.

(на мольберте размещается портрет детского писателя К. Д. Ушинского)

Педагог читает первую часть рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания», сопровождает свой рассказ соответствующими модельными схемами

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу:

- Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы все зима была.

- Запиши свое желание в мою карманную книжку, - сказал отец

Митя записал.

Беседа по содержанию:

- О каком времени года говорится в этом отрывке? (О зиме)

Как звали мальчика? (Митя)

Что делал Митя зимой? (Катался на саночках и на коньках)

Каким он прибежал домой? (Веселым и румяным)

Какое желание высказал мальчик отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима.)

Куда записали его желание? (В записную книжку)

На столе у вас лежат белые полоски. Возьмите одну полоску. Сейчас будем рисовать мнемодорожку. Дети рисуют.

Педагог: А сейчас все встали идём на коврик. Поиграем.

Митя сказал: «Уж как весело зимой!» Какой знак стоит в конце этого предложения? (Восклицательный). Мы будем передавать карточку с изображением восклицательного знака по кругу, и каждый придумает свое предложение о зиме. Следите за интонацией.

(Уж как (радостно, славно, увлекательно, прекрасно, отлично, хорошо, здорово) зимой!)

После игры дети садятся за столы.


Педагог: Слушайте продолжение. Вывешиваю свою мнемодорожку.

Педагог:

- Молодцы, ребята. А теперь слушайте продолжение…

Педагог читает вторую часть рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания», сопровождает свой рассказ соответствующими модельными схемами

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была.

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

Беседа по содержанию:

- О каком времени года говорится?

Кто порхал над зеленым лугом? (Над лугом порхали бабочки.)

Какие были бабочки? (Бабочки были пестрые.)

Что мальчик рвал на лугу? (Мальчик рвал цветы.)

Как мальчик говорил о весне? (Что за прелесть эта весна!)

Куда Митя записал свое желание? (Митя записал желание в записную книжку.) А теперь возьмите вторую полоску листа.

Будем продолжать рисовать мнемодорожку ко второй части рассказа. Снова взяли вторую белую полоску.

Педагог: Молодцы, все правильно. Давайте поиграем в игру. Все встали, поиграем в игру с мячом. Игра называется «Скажи наоборот».

Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот».

Закрепление навыка подбора антонимов.

Погода теплая, а наоборот — холодная

Осень ранняя, а наоборот — поздняя

День длинный, а наоборот — короткий

Насекомые засыпают, а наоборот — просыпаются

Дети грустные, а наоборот - веселые

Настроение плохое, а наоборот — хорошее

Урожай маленький, а наоборот — большой

- Тропинка узкая, а дорога – широкая

- Рыбка крупная, а наоборот – мелкая

- Облако белое – туча чёрная

- Камень тяжёлый, а наоборот – лёгкий

- Дедушка старый, а внук молодой
- Дерево высокое, а куст низкий
-

Поиграли пройдите на свои места. Пока дети садятся вывешиваю свою мнемотаблицу.

Педагог:

- Молодцы, ребята. Хотите узнать, что же было дальше?

Педагог читает третью часть рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания», сопровождает свой рассказ соответствующими модельными схемами

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, и вечером сказал отцу:

- Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в книжку.

Беседа по содержанию:

- Какое время года настало?

Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос.)

Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене.)

Что сказал Митя отцу вечером? (Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было!)

Куда было записано желание мальчика? (В записную книжку.)

Берём третью полоску бумаги и продолжаем рисовать мнемолорожку.

Молодцы. А теперь снова поиграем. Встали все поиграем.

Педагог: Ребята, у меня есть фишки. Будем придумывать слова. Если вы правильно назовете слово, то получите фишку. Потом мы посчитаем, сколько слов вы придумали.

Давайте мы с вами подберем родственные слова к слову рыба. (Рыбак, рыбачек, рыболов, рыбка, рыбонька, рыбешка, рыбный, рыбалка, рыбачить.) Садимся, продолжаем.

Четвертая часть рассказа. Развитие памяти, внимания, мышления.

Вывешиваю четвёртую полоску.

Педагог:

- Молодцы, ребята. Слушайте, что же было дальше…

Педагог читает четвертую часть рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания», сопровождает свой рассказ соответствующими модельными схемами

Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

- Осень лучше всех времен года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Беседа по содержанию:

Какое время года наступило? (Осень.)

Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и желтые груши.)

Какое было настроение у Мити? (Митя был в восторге!)

Что мальчик говорил отцу? (Осень —лучше всех времен года!)

Что сделал отец? (Показал сыну записную книжку, где было записано, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.)

Приготовили четвёртую полоску и начинаем рисовать мнемодорожку к четвёртой части рассказа.

Физльтминутка

- А сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Давайте мы представим себя на месте мальчика, Мити из рассказа и будем делать то, что делал он.

Мы на саночках катались (полуприседания)
И коньками увлекались (ноги поочередно выставляем вперед).
Белоснежные дома (руки вверх,)
Хорошо, когда зима (прыжки на месте!)
Бабочки порхают (помахать руками,)
Цветы зацветают (наклоны вперед),
Всюду, всюду красота (разводят руками,)
Что за прелесть весна (прыжки на месте!)
Мы с отцом на сенокосе (имитация покоса травы,)
В речку удочку забросим (размахнуться, руку вперед,)
Красных ягод наберем (наклоны вперед)
И на сене отдохнем (руки за голову).
Жаркая стоит погода (обмахиваются,)
Лето — лучшее время года (прыжки на месте!)
Груши, яблоки в саду (руки в стороны),
Осень - лучшее время в году (прыжки на месте!)

Педагог:

- Вам понравился рассказ про Митю? Вы хотите рассказать этот рассказывать это рассказ своим друзьям и близким людям? (ответы детей)

- Пересказ детьми рассказа с опорой на графический план.

Заключительная часть

Педагог:

- Молодцы, ребята, очень подробно рассказали. Каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Давайте сравним их?

Летом было хорошо – а осенью? (еще лучше);

Весна теплая – а лето? (теплее);

Осенью холодно – а зимой? (холоднее).

Педагог:

- Наше занятие подошло к концу. Скажите, что вы сегодня узнали нового? Какое время года лучше всех?

Ответы детей

Педагог:

- Вы сегодня очень хорошо отвечали, пересказывали рассказ. Я вами довольна. Спасибо вам всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытая ООД по речевому развитию с использованием крупотерапии и ИКТ во второй группе раннего дошкольного возраста, пгт. Южно-Курильск

Здесь представлен конспект проведенной образовательной деятельности во второй группе раннего дошкольного возраста......

Конспект занятия по речевому развитию с использованием мнемотехнологии в подготовительной группе "Поход с Иванушкой в тридевятое царство"

Данное занятие помогает развивать связную речь, последовательно передавать содержание сказки с опорой на мнемотаблицу...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе по теме: "Пересказ рассказа Н.Сладкова "Как медведь сам себя напугал"

Цель: Создать условия для обучения детей старшего дошкольного возраста связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде мнемодорожки....

Конспект открытого занятия по речевому развитию с использованием игровой технологии и элементов методики ТРИЗ в младшей группе

Конспект открытого занятия по речевому развитию  с использованием  игровой технологии и элементов методики ТРИЗ в младшей группе...

Конспект открытого занятия по речевому развитию, с использованием технологии виммельбух Тема: «Весна».

Цели и задачи: совершенствовать речь как средство общения. Образовательные:- учить работать с иллюстрацией ВИММЕЛЬБУХА.- уточнять  представления о характерных признаках весны;- упражнять дет...