Открытый показ по развитию речи "Птицы - наши друзья". Старшая группа.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Киселева Ольга Александровна

Цель:

Уточнение и расширение знаний детей о зимующих и перелетных птицах.

Задачи:

Обучающие:

- Закреплять знания о зимующих и перелетных птицах;

- Продолжать учить детей различать зимующих и перелетных птиц;

- Продолжать учить детей узнавать птиц по внешнему виду;

- Вызывать желание узнавать новые факты из жизни птиц;

- Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц;

- Расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие и перелетные птицы»;

- Формировать умение употреблять существительные единственного числа в родительном и творительном падеже.

Развивающие:

- Создать условия для развития мышления, памяти, воображения;

- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитывающие:

- Воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

- Вызывать стремление беречь их, помогать птицам;

- Воспитывать выдержку, умение внимательно, не перебивая, товарищей, оценивать и дополнять ответы.

Методическое обеспечение:

Магнитофон и диск с записью голосов птиц; цветные картинки с изображением зимующих птиц ( снегирь, синица, воробей, сорока); кормушка; поднос с ягодами, семенами подсолнечника, пшено, хлебные крошки, сало; цветные картинки для дидактической игры «Зимующие и перелетные птицы», карандаши ; раскраски по теме; письмо с заданиями от сороки в конверте; разрезанные картинки с изображением птиц «для работы в группах»; картинки птиц на магнитах для игры « Перелетные птицы».

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие» - умение договариваться и работать в паре; воспитывать доброе отношение к природе.

«Речевое развитие» - знакомство со стихотворениями о птицах; закреплять умение слушать и отгадывать загадки; совершенствование грамматического строя речи; слуховое восприятие детей.

«Познавательное развитие» - закрепление знаний о зимующих и перелетных птицах; развитие умения узнавать, сравнивать, называть разных птиц, выделяя общее и различия в окраске, строении, поведении, способе добывания пищи.

«Художественно – эстетическое развитие» - приобщать к музыкальному искусству.

«Физическое развитие» - формировать у детей потребности в двигательной активности; сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей».

Словарная работа: существительные – снегирь, синица и т.д. , корм, зерно, семена, оперенье; прилагательные – насекомоядные, зерноядные, белобокая, красногрудый, длиннохвостая; глаголы – каркает, свистит, трещит, чирикает, воркует.

Сюрпризный момент: Письмо с заданиями от Сороки.

Здоровьесберегающие технологии: зрительная гимнастика, физкультурная минутка.

Методика проведения занятия:

Психогимнастика «Встанем дружно вместе в круг»;

Письмо от Сороки;

Дидактическая игра «Сложи птицу»;

«Отгадай загадку и расскажи об отгадке» знакомство с видом зимующих птиц;

Зрительная гимнастика «Птички»;

Дидактическая игра «Узнай птицу»;

Подведение итогов деятельности.

 

Вводная часть:

Воспитатель: - Сегодня к нам в группу пришло много гостей. Давайте поздороваемся с ними.

- Дети, встанем дружно вместе в круг,

(дети встают в круг)

Я твой друг и ты мой друг.

(каждый ребёнок показывает сначала на себя, затем на товарища).

Дружно за руки возьмёмся,

(дети берутся за руки)

И друг – другу улыбнемся.

(улыбаются друг - другу)

От ваших улыбок стало светлее и теплее вокруг.

Воспитатель: Дети, придя сегодня в группу, я обнаружила конверт, на котором написано - для детей группы № 8 «Непоседы». Пришло это письмо из леса, но от кого – загадка. Давайте разгадаем загадку, и может быть, тогда мы узнаем, кто же прислал это письмо:

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива,

Белобока, а зовут её …

Дети: Сорока.

Воспитатель: Молодцы, правильно ответили! А давайте скорее откроем конверт и узнаем, что все- таки в нем.

«Дорогие дети! Приглашаю вас в увлекательное путешествие, в котором вы узнаете много интересного о нас, птицах. А чтобы путешествие было интересным, выполняйте мои задания! Готовы?»

Основная часть:

Воспитатель: И прежде, чем отправиться в путешествие давайте поиграем.  Передавая мяч, назовите птиц, которых вы знаете.

- Где можно увидеть птиц? (На улице, в парке, на участке, в лесу).

- Чем похожи птицы? Что есть у всех птиц? (Крылья, клюв, перья).

- Чем отличаются? (Размером, окрасом, формой клюва, хвоста, чем питаются).

- Как мы называем птиц, которые остаются у нас зимовать? (Зимующие).

- Как мы называем птиц, которые улетают от нас на зиму? (Перелетные).

Значит всех птиц можно разделить на зимующих и перелетных.

- Как вы думаете, почему перелетные птицы улетают от нас на зиму? (Боятся морозов, нечем питаться, не умеют делать себе запасов корма, добывать его в зимних условиях).

- А почему зимующие птицы живут у нас весь год?

(Эти птицы не боятся морозов, добывают себе еду даже в очень сильные морозы, они могут достать корм из-под снега, даже в сильные метели).

Воспитатель: Все верно, молодцы.

Ну, а теперь давайте вместе отправимся в увлекательное путешествие. Вот вам первое задание от Сороки.

Дети, подойдите к столам и посмотрите на картинки, обратите внимание, что картинки разного цвета. Выберите картинки по цветам. Дети с картинками синего цвета подойдите к столу №1, с картинками красного цвета к столу №2, с картинками зеленого цвета к столу №3. Переверните и соберите их.

Дидактическая игра «Сложи птицу!»

Воспитатель: Что у вас получилось?

Дети: Птицы.

Воспитатель: Молодцы!

- Посмотрите внимательно на картинки, назовите мне птиц, которые у вас получились? (Синица, воробей, сорока, снегирь).

- Какие это птицы? (Зимующие).

- Отгадайте загадки:

Спинкой зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой…

(Сорока)

Отгадайте, что за птица

Скачет по дорожке?

Словно кошки не боится,

Собирает крошки,

А потом на ветку – прыг

И чирикнет: «Чик-чирик»

(Воробей)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ...

(Снегири)

- Молодцы, все загадки отгадали!

- А вот вам второе задание от Сороки.

- Посмотрите она подготовила кормушку, в ней корм на любой вкус: мягкие хлебные крошки; сытные, аппетитные семечки; полезное зерно; вкусные спелые ягоды; питательное, свежее сало; пшено.

Назовите какая птица, чем любит лакомиться?

Дети: - Синицы- любят сало, но оно должно быть обязательно не соленое!

Снегири- любят лакомится ягодами рябины, калины.

Сороки- любят семечки, зёрна и семена.

Воробьи- любят хлеб, но лучше будет, чтобы хлеб был подсушен, сухарики и, конечно, без соли и специй.

- Молодцы, со вторым заданием справились.

А теперь проходите, садитесь на стульчики.

Воспитатель: Дети, прислушайтесь. Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?

Кто пришел так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла … весна.

Вот и к нам пришла весна.

Воспитатель: Скажите, какой месяц у нас за окошком?

Дети: Март.

Воспитатель: Март - это первый весенний месяц. Какие еще весенние месяцы вы знаете?

Дети: Апрель и май.

Звукозапись «Голоса птиц».

Воспитатель: Ой, вы слышите, дети, что это за звуки?

- Да, это к нам возвращаются перелётные птицы и запели свои звонкие песни. Сорока хочет узнать, что вы знаете о перелетных птицах? Это будет третье задание от нее.

Воспитатель: Почему их называют перелетными?

Дети: Потому что они улетают на зиму в теплые края.

Воспитатель: А почему птицы улетают в теплые края?

Дети: Потому что им страшен голод.

Воспитатель: Каких перелётных птиц вы знаете?

- Правильно. С наступлением весны птицы возвращаются и радуют нас своим пением. Для птиц весенние песни – это очень серьезное и важное дело.

Подвижная игра. «Перелётные и зимующие».

-  Давайте поиграем. Встаньте около своих стульчиков. Если я назову перелётную птицу – вы машите «крыльями». Если назову зимующую – приседайте и хлопайте в ладоши.

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим на картинки.

Грачи.

- Первыми прилетают грачи. Ещё кругом снег, а они уже тут.

Отдохнут грачи и начинают вить гнёзда. Вьют гнёзда грачи на вершине высокого дерева. Грачи выводят своих птенцов раньше, чем другие птицы.

Скворцы.

- Стоит появиться скворцам, и ручьи побежали тут и там. Мать –и- мачеха зацвела, и весна вступила в свои права. Первыми прилетают папы скворцы, находят скворечники и начинают петь. Маму скворчиху призывают и чужих на свою территорию не пускают.

Кукушка.

Кипит работа в весеннем лесу, птицы строят гнезда, готовятся к появлению птенцов. Только кукушка гнезда не строит! Она уселась на сук на макушке высокой осины и внимательно, терпеливо высматривает, где птицы устраивают себе жилища. Когда заботливая, работящая птичка ненадолго отлетит от гнезда — кукушка тут как тут! Сразу подложит в чужой уютный домик свое яичко, а хозяйское унесет в клюве и выбросит.

Ласточка.

Прилетают в апреле и начинают строить гнезда, выводить птенцов.

Ласточки – искусные строители. Из грязи и травы они лепят глубокие чашечки и выстилают их пухом. Получаются уютные домики, которые крепятся под крышами, на стенах домов. Люди всегда рады прилету ласточек. Их любят за трудолюбие, за то, что уничтожают массу вредных насекомых, и просто за веселое щебетанье.

Аист.

Аисты селятся рядом с человеком. Аист-самец выбирает себе подругу, с которой живет всю жизнь. Пара аистов вьет большое гнездо из веток, которое обычно устраивает на домах, высоких фабричных. Гнездо служит для аистов уютным домом много лет. Каждый год, возвращаясь весной из теплых стран, аисты ремонтируют гнездо, вплетают в него новые ветки.

Питаются аисты в основном лягушками и ящерицами.

Воспитатель: А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть. Поэтому, в лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А еще, заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца и птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить, и тогда птенцы погибнут. Вы запомнили? Молодцы!

Воспитатель: Итак, дети, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?

Воспитатель показывает птицу, а дети называют её.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием сороки.

А вот еще одно задание от Сороки.

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Дидактическая игра «Прилетели птицы».

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и клесты (дети хлопают)

Что неправильно и почему? – мухи это насекомые.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Сороки, вороны,

Дятлы, макароны (дети хлопают)

Что неправильно и почему? –

макароны это продукты.

Прилетели птицы:

Голуби, куницы (дети хлопают)

Что неправильно и почему? –

куницы это животные.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Вороны, комары (дети хлопают)

Что неправильно и почему? –

комары это насекомые.

- Молодцы, справились с заданием Сороки.

Воспитатель: А теперь проходите, садитесь за столы.

- Дадим нашим глазкам отдохнуть (головой не крутим, за птичкой наблюдаем только глазками).

Зрительная гимнастика «Птички»:

Летели птички,                                           Движения глазами по кругу

Собой невелички.

Как они летели,                                           Движения глазами вправо – влево

Все люди глядели.

Как они садились,                                      Движения глазами вверх – вниз

Люди  все дивились.

Воспитатель: Следующее задание от Сороки. Перед вами картинки с изображением птиц. Самостоятельно обведите только перелетных птиц.

Дидактическая игра «Узнай птицу».

Воспитатель: А теперь давайте проверим, назовите птиц, которых вы обвели.

Воспитатель: Молодцы, справились и с этим заданием.

Заключительная часть

Воспитатель: Мы выполнили все задания Сороки.

- Понравилось вам путешествие? (Ответы.)

- Как называют птиц, которые не улетают в теплые края? (Зимующие.)

- Как называют птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетные)

- Чем любит лакомиться зимой синица? (Салом)

- У какой птицы снежное имя? (У снегиря)

- Какая птица весной прилетает самая первая? (Грач)

- Какая птица не высиживает сама птенцов? (Кукушка)

- Какая птица питается лягушками? (Аист)

Воспитатель (читает вторую часть письма Сороки).

«Дорогие дети! Сегодня вы успешно выполнили все мои задания, узнали о том, какие мы, птицы, разные. Передаю вам, друзья, небольшие подарки.

Ваша Сорока».

Воспитатель раздает детям подарки от Сороки – раскраски «Птицы».

Воспитатель:  Молодцы! Попрощайтесь с нашими гостями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy.docx1.27 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в области "Познание" (экология) "Птицы - наши друзья" старшая группа

Разработка итогового конспекта НОД в области "Познание" (экология)...

"Птицы-наши друзья" (старшая группа)

"Птицы-наши друзья" (старшая группа)...

Открытый показ НОД с использованием ИКТ в старшей группе на тему «Транспорт» для педагогов и родителей

Программные задачи: Расширение и обогащение знаний детей о видах транспорта; уточнение их представлений о способах передвижения транспорта: по воде, воздуху, земле.Формирование умения самос...

"Птицы - наши друзья" старшая группа (презентация) - 2016 г.

Ознакомление детей с окружающим миром "Зимующие птицы"...

Открытый показ Психолого – педагогической поддержки для детей старшей группы МДОУ «СЮРПРИЗ»

Цель: Раскрытие ресурсов у детей  умения распознавать и  выражать основные эмоции  посредством  сюрпризных моментов, а так же изучение основных социальных правил проведения с...

открытое занятие по экологии"Растения - наши друзья!"(старшая группа)

Конспект занятия по экологии с использованием моделей и  проведением элементарных опытов....