Конспект логопедического занятия "Мы живем в Самаре"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Жижина Ольга Владимировна

Цель: закрепление лексико-грамматических средств языка через расширение представлений о родном городе и его достопримечательностях.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_samara.docx31.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по   теме:

«Мы живем в Самаре»

Конспект составил: учитель-логопед

Жижина Ольга Владимировна

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: закрепление лексико-грамматических средств языка через расширение представлений о родном городе и его достопримечательностях.   

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

- расширять и активизировать активный словарь по теме «Малая Родина»;

- продолжать закреплять полученные знания о достопримечательностях Самары;

Коррекционно-развивающие:

- развивать образно-логическое мышление;

- развивать навык использования существительных множественного числа в Родительном падеже;

- совершенствовать навык подбора антонимов;

- закреплять навык образования относительных прилагательных;

- закреплять навык употребления в речи простых и сложных предлогов;

- закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем времени;

-  развивать навык отвечать на вопрос полными ответами;

- развивать общую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

 -  развивать познавательный интерес, внимание, любознательность;

-  воспитывать у детей любовь, чувство гордости к родному городу;

 - вызвать желание делиться впечатлениями о своем городе;

- воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества;

- формировать навык совместной работы;

- формировать навыки самоконтроля и самооценки;

- закреплять навык определения собственной эмоции.

Материалы и оборудование: шапочки сыщиков, подсказки, картины Самарской площади, Ленинградской улицы, площади Славы, парк Ю. Гагарина, бункер Сталина, предметные картинки, мяч, картинки дерева и белки, письмо, сундук с кладом, смайлики.

Предварительная работа:

– чтение книг о Самаре, беседа с детьми об истории города;

– рассматривание открыток старого и нового города;

– рассматривание альбома «Самара – мой родной город»;

- экскурсия по городу родителей с детьми с целью знакомства с достопримечательностями;

– подготовка фотовыставки на тему «Я и моя семья отдыхаем в городе»;

– беседа о зданиях города, их назначении.

Логика образовательной деятельности.

Этап занятия

Задачи (с обозначением обр. области)

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность воспитанников

Мотивационно-организационный этап.

Создать положительный настрой на предстоящую деятельность (социально- коммуникативное развитие)

Логопед: Ребята, проходите в зал. Здесь нас ждут гости, давайте им улыбнемся и поздороваемся!

Дети проходят в зал, приветствуют гостей.

Создать положительный настрой и мотивацию на предстоящую деятельность. 

(Социально-коммуникативное развитие)

Сюрпризный момент

Логопед: ребята скажите в каком городе мы с вами живем?

-правильно

- а вы знаете, что в Самаре много разных легенд?

- в одной легенде говорится, что один разбойник спрятал свой клад где-то в Самаре, а подсказки раскидал по всему городу. И сегодня я вам предлагаю поискать этот клад, тем более что первая подсказка у нас с вами есть.

Отправимся на поиски клада?  

Дети: мы живем в городе Самара

- нет

-да

Деятельный

Этап  

Развивать образно-логическое мышление.

(Познавательное развитие)

Первая подсказка:

Логопед: вам нужно отгадать место, где найдете следующую подсказку.  Там на берегу реки Волга много лавочек, дорожек, кустов и песка. Где это?

- вот мы и пришли на Самарскую набережную, но для того что бы получить следующую подсказку необходимо выполнить задание.

Дети: Самарская набережная.

Развивать навык использования существительных множественного числа в Родительном падеже.

Игра «Один-много»

Логопед: нужно рассказать, чего много на набережной.

Скамейка-

Дорожка-

Куст-

дерево –

 цветок-

фонарь-

Дети:

- много скамеек,

- много дорожек,

- много кустов,

-много деревьев,

- много цветов,

- много фонарей.

После выполнения задания дети получают вторую подсказку.

Развивать образно-логическое мышление.

(Познавательное развитие)

Логопед: это улица находится в центре Самары и начинается от набережной, на этой улице можно увидеть много доходных домов прошлых хозяев. Какая это улица?

Дети: Ленинградская улица.

Совершенствовать навык подбора антонимов.

(Речевое развитие)

Игра «Скажи наоборот» с мячом

 Логопед начинает предложение, а дети заканчивают.

Моя улица новая, ….

Моя улица узкая, ….

Моя улица ближняя, …

Моя улица длинная, …

Моя улица светлая, …

Моя улица грязная, …

Моя улица «веселая», ….

Моя улица тихая, ….

Моя улица большая,  ….

Дети:

- а моя улица старая.

- а моя улица широкая.

-а моя улица дальняя

- а моя улица короткая.

- а моя улица темная.

- а моя улица чистая.

- а моя улица «грустная».

- а моя улица шумная.

- а моя улица маленькая.

Развивать образно-логическое мышление.

(Познавательное развитие)

После выполнения задания дети получают третью подсказку.

Логопед: на этой площади находится монумент Славы, мемориал «Гордость, честь и слава Самарской области», «Вечный огонь» и храм во имя Святого Георгия Победоносца.

Как называется эта площадь?

Дети: Площадь Славы

Закреплять навык образования относительных прилагательных.

(Речевое развитие)

Игра «Какой, какая?»

Логопед:

Монумент из стали он какой?

Плитка из камня она какая?

Лавочка из дерева она какая?

Горелка с газом она какая?

Перила из железа они какие?

Фотографии из бумаги они какие?

Дети:

- стальной,

- каменная,

- деревянная,

- газовая,

- железные,

- бумажные.

После выполнения задания получают четвертую подсказку, но прежде, чем двигаться дальше логопед предлагает немного отдохнуть.

Профилактика утомляемости, развитие координации движений. (физическое развитие)

Физ. минутка «Мы по городу шагаем»

Логопед:

Мы по городу шагаем 

То, что видим, называем:

Светофоры и машины

Ярмарки и магазины

Скверы, улицы, мосты

И деревья и кусты!

Дети:

Идут

поворот головы влево,

поворот вправо,

 (Потянулись вверх - присели)

Развивать образно-логическое мышление.

(Познавательное развитие)

Логопед: в этом парке есть дубовая роща, пруд, небольшой стадион, колесо обозрения и много аттракционов.  

Дети: Парк Юрия Гагарина.

Закреплять навык употребления в речи простых и сложных предлогов.

(Речевое развитие)

Игра «Где спряталась белка»

 Логопед: в этом парке есть белки, но они пугливые и прячутся от людей давайте посмотрим, где белка?

Белка спряталась между деревьями.

Белка спряталась за дерево.

Белка спряталась в дупле.

Белка спряталась под скамейку.

Белка выглядывает из-под ветки.

Белка выглядывает из-за дерева.

Дети отвечают по картинкам.

Развивать образно-логическое мышление.

(Познавательное развитие)

После выполнения задания дети получают пятую подсказку.

Логопед: это помещение находится глубоко под землей (8 этажей), оно было сделано в 1941году для Сталина. Там есть комната отдыха и зал заседаний.  

Дети: Бункер Сталина

Закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем времени.

(Речевое развитие)

Игра «Сейчас- раньше»

Логопед:

Мы сейчас спускаемся по лестнице, а раньше, что делали?

Мы сейчас смотрим на зал, а раньше, что делали?

Мы сейчас ходим по бункеру, а раньше, что делали?

Мы сейчас трогаем стол, а раньше, что делали?

Мы сейчас сидим на стуле, а раньше, что делали?

Дети:

Спускались,

смотрели,

ходили,

трогали,

сидели.

Развивать образно-логическое мышление.

(Познавательное развитие)

После выполнения задания дети получают письмо.

Логопед читает письмо:

Дорогие кладоискатели, вы выполнили все мои задания и непременно получите клад, но для того, чтобы он стал для вас видимым, еще раз вспомните, какие достопримечательности вы сегодня посетили?

В каком городе эти достопримечательности?

Какой наш город Самара?

 

Вы молодцы, любите свой родной город.

Дети: Самарская набережная, Ленинградская улица, Площадь Славы, парк Юрия Гагарина, бункер Сталина.

Самара

Самара -красивая, большая, великая …..

На столе появляется сундук. Логопед обращает внимание детей на сундук, и все вместе открывают его.

Заключительный этап.

Закрепить навык определения собственной эмоции и  самооценки. Формировать привычку к осмыслению событий. (Социально-коммуникативное развитие)

Подведение итогов.

Логопед: ребята сегодня было удивительное приключение, мне очень понравилось. А для того, чтобы узнать ваше мнение предлагаю каждому выбрать смайлик.

Веселый смайлик – мне все понравилось.

Грустный смайлик – мне было скучно.

Злой смайлик – все было ужасно.

Дети выражают своё мнение и выбирают один смайлик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области в логопедической работе На тему: «Самара – наш родной город».

Методическая разработка напралена организации НОД по формированию первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области у детей старшего дошкольного возраста с нарушени...

Долгосрочный проект «Я живу в Самаре»

Презентация долгосрочного проекта "Я живу в Самаре"Проект подготовлен для городского фестиваля "Педогогический старт", номинация "Педагогический опыт"...

Конспект НОД «Я живу в Самаре» в подготовительной к школе группе.

Развитие познавательных интересов дошкольников к истории родного края; развитие умения правильно отвечать на поставленные вопросы; формирование у детей любви к родному городу....

Конспект занятия по экологии в ставшей логопедической группе «Живая природа»

Познакомить с миром живой и неживой природы.Дать представление о мире живой природы. Закрепляем знание о птицах и о диких животных.Обогащаем словарь детей, ввести в активную речь слова: среда оби...

Методическая разработка. Конспект занятия по экологии в старшей логопедической группе «Живая природа»

Методическая разработка по экологиив старшей логопедической группе«Живая природа»...

Конспект логопедического занятия на тему: "Город, в котором мы живем"

План-конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе....