Конспект логопедического занятия "Мы живем в Самаре"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: закрепление лексико-грамматических средств языка через расширение представлений о родном городе и его достопримечательностях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме:
«Мы живем в Самаре»
Конспект составил: учитель-логопед
Жижина Ольга Владимировна
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: закрепление лексико-грамматических средств языка через расширение представлений о родном городе и его достопримечательностях.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- расширять и активизировать активный словарь по теме «Малая Родина»;
- продолжать закреплять полученные знания о достопримечательностях Самары;
Коррекционно-развивающие:
- развивать образно-логическое мышление;
- развивать навык использования существительных множественного числа в Родительном падеже;
- совершенствовать навык подбора антонимов;
- закреплять навык образования относительных прилагательных;
- закреплять навык употребления в речи простых и сложных предлогов;
- закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем времени;
- развивать навык отвечать на вопрос полными ответами;
- развивать общую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- развивать познавательный интерес, внимание, любознательность;
- воспитывать у детей любовь, чувство гордости к родному городу;
- вызвать желание делиться впечатлениями о своем городе;
- воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества;
- формировать навык совместной работы;
- формировать навыки самоконтроля и самооценки;
- закреплять навык определения собственной эмоции.
Материалы и оборудование: шапочки сыщиков, подсказки, картины Самарской площади, Ленинградской улицы, площади Славы, парк Ю. Гагарина, бункер Сталина, предметные картинки, мяч, картинки дерева и белки, письмо, сундук с кладом, смайлики.
Предварительная работа:
– чтение книг о Самаре, беседа с детьми об истории города;
– рассматривание открыток старого и нового города;
– рассматривание альбома «Самара – мой родной город»;
- экскурсия по городу родителей с детьми с целью знакомства с достопримечательностями;
– подготовка фотовыставки на тему «Я и моя семья отдыхаем в городе»;
– беседа о зданиях города, их назначении.
Логика образовательной деятельности.
Этап занятия | Задачи (с обозначением обр. области) | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность воспитанников |
Мотивационно-организационный этап. | Создать положительный настрой на предстоящую деятельность (социально- коммуникативное развитие) | Логопед: Ребята, проходите в зал. Здесь нас ждут гости, давайте им улыбнемся и поздороваемся! | Дети проходят в зал, приветствуют гостей. |
Создать положительный настрой и мотивацию на предстоящую деятельность. (Социально-коммуникативное развитие) | Сюрпризный момент | ||
Логопед: ребята скажите в каком городе мы с вами живем? -правильно - а вы знаете, что в Самаре много разных легенд? - в одной легенде говорится, что один разбойник спрятал свой клад где-то в Самаре, а подсказки раскидал по всему городу. И сегодня я вам предлагаю поискать этот клад, тем более что первая подсказка у нас с вами есть. Отправимся на поиски клада? | Дети: мы живем в городе Самара - нет -да | ||
Деятельный Этап | Развивать образно-логическое мышление. (Познавательное развитие) | Первая подсказка: Логопед: вам нужно отгадать место, где найдете следующую подсказку. Там на берегу реки Волга много лавочек, дорожек, кустов и песка. Где это? - вот мы и пришли на Самарскую набережную, но для того что бы получить следующую подсказку необходимо выполнить задание. | Дети: Самарская набережная. |
Развивать навык использования существительных множественного числа в Родительном падеже. | Игра «Один-много» | ||
Логопед: нужно рассказать, чего много на набережной. Скамейка- Дорожка- Куст- дерево – цветок- фонарь- | Дети: - много скамеек, - много дорожек, - много кустов, -много деревьев, - много цветов, - много фонарей. | ||
После выполнения задания дети получают вторую подсказку. | |||
Развивать образно-логическое мышление. (Познавательное развитие) | Логопед: это улица находится в центре Самары и начинается от набережной, на этой улице можно увидеть много доходных домов прошлых хозяев. Какая это улица? | Дети: Ленинградская улица. | |
Совершенствовать навык подбора антонимов. (Речевое развитие) | Игра «Скажи наоборот» с мячом | ||
Логопед начинает предложение, а дети заканчивают. Моя улица новая, …. Моя улица узкая, …. Моя улица ближняя, … Моя улица длинная, … Моя улица светлая, … Моя улица грязная, … Моя улица «веселая», …. Моя улица тихая, …. Моя улица большая, …. | Дети: - а моя улица старая. - а моя улица широкая. -а моя улица дальняя - а моя улица короткая. - а моя улица темная. - а моя улица чистая. - а моя улица «грустная». - а моя улица шумная. - а моя улица маленькая. | ||
Развивать образно-логическое мышление. (Познавательное развитие) | После выполнения задания дети получают третью подсказку. | ||
Логопед: на этой площади находится монумент Славы, мемориал «Гордость, честь и слава Самарской области», «Вечный огонь» и храм во имя Святого Георгия Победоносца. Как называется эта площадь? | Дети: Площадь Славы | ||
Закреплять навык образования относительных прилагательных. (Речевое развитие) | Игра «Какой, какая?» | ||
Логопед: Монумент из стали он какой? Плитка из камня она какая? Лавочка из дерева она какая? Горелка с газом она какая? Перила из железа они какие? Фотографии из бумаги они какие? | Дети: - стальной, - каменная, - деревянная, - газовая, - железные, - бумажные. | ||
После выполнения задания получают четвертую подсказку, но прежде, чем двигаться дальше логопед предлагает немного отдохнуть. | |||
Профилактика утомляемости, развитие координации движений. (физическое развитие) | Физ. минутка «Мы по городу шагаем» | ||
Логопед: Мы по городу шагаем То, что видим, называем: Светофоры и машины Ярмарки и магазины Скверы, улицы, мосты И деревья и кусты! | Дети: Идут поворот головы влево, поворот вправо, (Потянулись вверх - присели) | ||
Развивать образно-логическое мышление. (Познавательное развитие) | Логопед: в этом парке есть дубовая роща, пруд, небольшой стадион, колесо обозрения и много аттракционов. | Дети: Парк Юрия Гагарина. | |
Закреплять навык употребления в речи простых и сложных предлогов. (Речевое развитие) | Игра «Где спряталась белка» | ||
Логопед: в этом парке есть белки, но они пугливые и прячутся от людей давайте посмотрим, где белка? Белка спряталась между деревьями. Белка спряталась за дерево. Белка спряталась в дупле. Белка спряталась под скамейку. Белка выглядывает из-под ветки. Белка выглядывает из-за дерева. | Дети отвечают по картинкам. | ||
Развивать образно-логическое мышление. (Познавательное развитие) | После выполнения задания дети получают пятую подсказку. | ||
Логопед: это помещение находится глубоко под землей (8 этажей), оно было сделано в 1941году для Сталина. Там есть комната отдыха и зал заседаний. | Дети: Бункер Сталина | ||
Закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем времени. (Речевое развитие) | Игра «Сейчас- раньше» | ||
Логопед: Мы сейчас спускаемся по лестнице, а раньше, что делали? Мы сейчас смотрим на зал, а раньше, что делали? Мы сейчас ходим по бункеру, а раньше, что делали? Мы сейчас трогаем стол, а раньше, что делали? Мы сейчас сидим на стуле, а раньше, что делали? | Дети: Спускались, смотрели, ходили, трогали, сидели. | ||
Развивать образно-логическое мышление. (Познавательное развитие) | После выполнения задания дети получают письмо. | ||
Логопед читает письмо: Дорогие кладоискатели, вы выполнили все мои задания и непременно получите клад, но для того, чтобы он стал для вас видимым, еще раз вспомните, какие достопримечательности вы сегодня посетили? В каком городе эти достопримечательности? Какой наш город Самара?
Вы молодцы, любите свой родной город. | Дети: Самарская набережная, Ленинградская улица, Площадь Славы, парк Юрия Гагарина, бункер Сталина. Самара Самара -красивая, большая, великая ….. | ||
На столе появляется сундук. Логопед обращает внимание детей на сундук, и все вместе открывают его. | |||
Заключительный этап. | Закрепить навык определения собственной эмоции и самооценки. Формировать привычку к осмыслению событий. (Социально-коммуникативное развитие) | Подведение итогов. | |
Логопед: ребята сегодня было удивительное приключение, мне очень понравилось. А для того, чтобы узнать ваше мнение предлагаю каждому выбрать смайлик. Веселый смайлик – мне все понравилось. Грустный смайлик – мне было скучно. Злой смайлик – все было ужасно. | Дети выражают своё мнение и выбирают один смайлик. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области в логопедической работе На тему: «Самара – наш родной город».
Методическая разработка напралена организации НОД по формированию первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа и Самарской области у детей старшего дошкольного возраста с нарушени...

Долгосрочный проект «Я живу в Самаре»
Презентация долгосрочного проекта "Я живу в Самаре"Проект подготовлен для городского фестиваля "Педогогический старт", номинация "Педагогический опыт"...

Конспект НОД «Я живу в Самаре» в подготовительной к школе группе.
Развитие познавательных интересов дошкольников к истории родного края; развитие умения правильно отвечать на поставленные вопросы; формирование у детей любви к родному городу....

Конспект занятия по экологии в ставшей логопедической группе «Живая природа»
Познакомить с миром живой и неживой природы.Дать представление о мире живой природы. Закрепляем знание о птицах и о диких животных.Обогащаем словарь детей, ввести в активную речь слова: среда оби...

Методическая разработка. Конспект занятия по экологии в старшей логопедической группе «Живая природа»
Методическая разработка по экологиив старшей логопедической группе«Живая природа»...

Конспект логопедического занятия с малой подгруппой детей старшего возраста компенсирующей направленности «Молодильные яблоки и живая вода»
Цель: коррекция речевых нарушений через приобщение...

Конспект логопедического занятия на тему: "Город, в котором мы живем"
План-конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе....
