Конспект логопедического занятия с малой подгруппой детей старшего возраста компенсирующей направленности «Молодильные яблоки и живая вода»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Кузьмина Екатерина Сергеевна

Цель: коррекция речевых нарушений через приобщение

                           детей к истокам русской   культуры.

Задачи:

  1.  Коррекционно-образовательные:
  • автоматизировать правильное произношение звука [Л]  изолированно,  в слогах, словах, фразах (уточнение слов, содержащих данный звук по теме);
  • дифференциация звуков [Л] - [Р]
  • совершенствовать грамматический строй речи (словообразование при помощи приставок, суффиксов, согласование существительных с прилагательными);
  • расширять и активизировать словарный запас по сказке «Молодилье яблоки и живая вода»;
  • совершенствовать интонационный компонент речи.

 

  1. Коррекционно-развивающие:
  • развивать общие речевые навыки в процессе общения;
  • развивать фонематический звуко-буквенный анализ
  • развивать речевой слух, фонематические представления, чувство рифмы, зрительное восприятие,  внимание, тонкую и общую  моторику;
  • создавать условия для накопления положительных  эмоций.

 

  1. Коррекционно-воспитательные:
  • воспитывать  доброжелательность, желание помогать друг другу,
  • развивать интерес к русским народным сказкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_minigruppy.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

С МАЛОЙ ПОДГРУППОЙ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Молодильные яблоки и живая вода»

Цель:

Цель: коррекция речевых нарушений через приобщение

                           детей к истокам русской   культуры.

Задачи:

  1.  Коррекционно-образовательные:
  • автоматизировать правильное произношение звука [Л]  изолированно,  в слогах, словах, фразах (уточнение слов, содержащих данный звук по теме);
  • дифференциация звуков [Л] - [Р]
  • совершенствовать грамматический строй речи (словообразование при помощи приставок, суффиксов, согласование существительных с прилагательными);
  • расширять и активизировать словарный запас по сказке «Молодилье яблоки и живая вода»;
  • совершенствовать интонационный компонент речи.

  1. Коррекционно-развивающие:
  • развивать общие речевые навыки в процессе общения;
  • развивать фонематический звуко-буквенный анализ
  • развивать речевой слух, фонематические представления, чувство рифмы, зрительное восприятие,  внимание, тонкую и общую  моторику;
  • создавать условия для накопления положительных  эмоций.

  1. Коррекционно-воспитательные:
  • воспитывать  доброжелательность, желание помогать друг другу,
  • развивать интерес к русским народным сказкам.

Предварительная работа: чтение сказкок «Молодильные яблочки и живая вода», «Гуси-лебеди», «Харвошечка», «О серебряном блюдечке и наливном яблочке», «О мертвой царевни и семи богатырях», «Белоснежка и семь гномов»

Оборудование:

Педагог

Дети

1. Организационный момент

1

До начала занятия ставит цель занятия перед детьми:

Мы сегодня с вами будем упражняться в правильном произношении звука «Л», а для этого я вам предлагаю отправиться в необычное путешествие в некоторое царство-государство.

Жил был царь, и было у него три сына. Постарел царь, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть молодильные яблоки и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко - помолодеет, а водой этой умыть глаза слепца - будет видеть.

Собирает он пир, созывает гостей, выбрать самых смелых что б добыли и привезли молодильных яблок и кувшин живой воды. За это отпишет (подарит) полцарства.

Как можно туда добраться?

Вы перечислили много видов транспорта, и назвали один, у которого нет колёс, кабины, салона, и летает он по воздуху. Догадались, о каком волшебном транспорте я говорю. Вспомним наше упражнение «Лошадка», которое поможет нам добраться быстрее.

На пути возникла река, как нам перебраться через неё?

Выберем транспорт название которого начинается на звук [Л] (лодка). Сложим из ладоней «лодку» и поплывём, чётко произнося звук [Л]

 Плывём, а чтобы было не скучно, поиграем в игру.

Дети дают предполагаемые ответы: на машине, на поезде, пешком, на автобусе и т.д.

Можно доехать на лошаде.

Выполняют упражнение «Дошадка»

Дети дают предполагаемые ответы: переплыть на лодке/корабле, перейти в брод, обойти по мосту.

Дети дают предполагаемый ответ: лодка. Скалывают из ладоней «лодочку» и идут вслед за логопедом.

2

Дидактическое упражнение «Измени слово» -  образование новых слов при помощи приставки от глагола «плыла».

(Логопед начинает предложение, дети заканчивают)

ЛА – ЛА – ЛА – ЛОДКА ПО МОРЮ …

                            ДО МОСТОЧКА …

                            ПОД МОСТОЧКОМ …

                          И К БЕРЕГУ …

Вот мы приплыли на пир в некоторое царство государство.

Дети добавляют:

ПЛЫЛА, ДОПЛЫЛА, ПРОПЛЫЛА, ПОДПЛЫЛА

2 Основная часть

1

Кратко рассказать начало сказки.

Логопед первым подходит к столу и садиться, приглашает гостей к столу: Мы в тридевятом царстве. Рассаживайтесь поудобнее.

Вызвался царевич поехать в тридесятое царство - поискать  молодильных яблок и живой воды, да поискать своих братьев царевичей что не вернулись с поиска яблок.

Как его звали, сейчас узнаем. Открываем кассу букв и складываем слово:

Первая буква стоит и начале имени Инна

Вторая спряталась в слове ОВАЛ

Третья – в слове ШПАЛА/ТКАНЬ, СКАЛА

Четвертная – последняя в слове БАТОН

Кто прочитал, как зовут царевича?

Трудный путь выпал царевичу, давайте поможем ему.

Дети пододвигают кассы, открывают и начинают выкладывать имя из букв.

И

В

А

Н

Предполагаемый ответ детей: Иван.

2

Чистоговорка

Логопед показывает картинку коня (А4)

Сначала нужно приручить коня, расскажем коню за чем едет Иван-царевич

Ду-ду-ду – растут яблоки в саду       ла-ло-лу

Ду-ду-ду – яблоки мы найдем

Ду – ду – ду – яблоки мы собирём

Су – су – су – яблоки мы привезём

Дети повторяют хором за логопедом чистоговорку.

3

Упражнение «Определи местонахождение звука [Л]

Игра «Найди предмет со звуком [Л].

Что возьмет с собой Иван царевич. Перед вам лежат картинки, найдите предметы со звуком [Л] в начале слова.

Назовите названия предметов, в которых звук [Л] в конце слова

Есть предметы со звуком [Л], где звук в середине слова. Поищете глазками и назовите их.

Предполагаемые ответы детей:

Лук, лапти, ложка, лукошко.

Седло, тулуп, калач, колун, узелок.

Котел, факел, кинжал

4

Родственные слова

Поскакал царевич кто помнит за чем?

Пофантазируйте и придумайте свои слова со словом яблоко

/вспомогательные вопросы:

1 Дерево, на котором растут яблоки – яблоня.

2 Сад с яблонями, какой – яблоневый.

3 Пирог с яблоком – яблочный.

4 Яблоко, а ласково – яблочко.

5 Яблоня, а ласково – яблонька/

Предполагаемый ответ детей: за молодильными яблоками и живой водой

5

«Скажи какое?»

Логопед обращает внимание детей на яблоко, спрашивает: что это?  

Яблоко какое?

Предполагаемый ответ детей: яблоко

Спелое, желтое, сладкое, ароматное, червивое, гнилое

6

Физкультминутка

Вот так яблоко!                    (встали)

Оно                                        (руки в сторону)

Соку сладкого полно           (руки на пояс)

Руки потяните                      (протяните руки вперед)

Яблоко сорвите                    (руки вверх)

Стал ветер веточку качать  (качаем вверху руками)

Трудно яблоко достать        (подтянулись)

Подпрыгну, руку протяну   (подпрыгнули)

И быстро яблоко сорву!      (хлопок в ладоши над головой)

Вот так яблоко!                    (показываем круг руками)

Оно                                        (руки в сторону)

Соку сладкого полно!          (руки на пояс)

Деты выполняют движения за логопедом проговаривая стих

7

Пословицы

В русском языке есть много пословиц и поговорок про яблоки. Какие вы знаете?

Объясните, что они значат.

Предполагаемые ответы детей:

1 Не родит осина яблоки.

2 Яблоко от яблони недалеко падает.

3 Запретный плод всегда сладок.

4 Яблоку негде упасть.

5 Месяц август яблоками пахнет.

8

Совершенствование логического ударения

Игра «Живые слова»

Вы назвали половицу «Месяц август яблоками пахнет». Поиграем в «Живые слова».

Назовите первое слово.

Второе слово.

Третье слово.

Четвертое слово.

(Логопед выставляет картинки после каждого называния слова)

Проговорите предложение целиком, голосом выделяя своё слово. Получиться вопрос.

Предполагаемые ответы детей

Месяц

Август

Яблоками

Пахнет

9

Модулирование голоса с эмоциональной окраской

С нашей помощь добрался Иван царевич до сада. Пошёл он воду набирать из чего?

Нас попросил нарвать яблоко.

Срывайте яблоко с яблони, и говорим всем какое у вас яблоко.

Какое яблоко не будем класть в лукошко? Почему?

Предполагаемые ответы детей: из колодца.

1. У меня спелое яблоко.

2. У меня желтое яблоко.

3. У меня гнилое яблоко.

4. У меня сладкое яблоко.

3. Заключительная часть

Вот и Иван царевич воротился с живой водой. Пора в путь дорогу. Поскакали на лошадке.

Привез он для батюшки-царя молодильные яблоки и живую воду.

Рад царь и говорит: гости дорогие, угощайтесь яблочками на здоровье.(угощает яблоками всех).

Деты выполняют артикуляционное упражнение «лошадка».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ индивидуального занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях»

Образовательные задачи:Закрепить знания о времени года – зима. Расширить представления о признаках зимы.Коррекционные задачи:Активизация словаря по теме.Развитие фонематического восприятия.Выработка р...

Конспект логопедического занятия по теме «Зима» в старшей группе компенсирующей направленности

В данной публикации представлен конспект логопедического занятия по теме «Зима» в старшей группе компенсирующей направленности....

Конспект логопедического занятия с использованием мнемотехники в подготовительной группе компенсирующей направленности с ОНР по теме «Осенняя пора»

Вашему вниманию представлен конспект логопедического занятия по развитию связной речи , основанный на использовании мнемотехники. В частности, в занятии используются мнемодорожки. Так же занятие постр...

Конспект логопедического занятия "Продукты питания" для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности (ТНР)

Фронтальное логопедическое занятие по формированию навыков употребления категории творительного падежа с предлогом С для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности (ТНР)...

Конспект индивидуального занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Формирование коммуникативных и речевых навыков у детей с ЗПР ( РАС) дошкольного возраста в ходе совместной деятельности...