Занятие по развитию речи "Пересказ рассказа Н.Калининой "Помощники"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Низамова Татьяна Борисовна

Занятие по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад  №148»

Конспект занятия по развитию речи

 для детей 4-5 лет № 9

«Пересказ  рассказа Н. Калининой «Помощники»

Подготовила: воспитатель

 Высшей квалификационной категории

Низамова Т.Б.

                                             

г. Оренбург – 2025 г.

Организационная информация

Примечание (дополните-льная информация к конспекту)

1.

Доминирующая образовательная область

Речевое развитие

2.

Вид деятельности детей

Познавательная, коммуникативная, физическое развитие,  игровая.

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Пересказ рассказа Н.Калининой «Помощники»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Сюрпризный момент-приход домовенка Кузи; Чтение рассказа; Вопросы по содержанию рассказа; Пересказы  5-6 детей; Физминутка-пальчиковая гимнастика; Игровое упражнение «Для чего нужна посуда» ; Игровое упражнение «Найди картинку в названии которой есть звук «С» или «Ш»; рефлексия.

3.

Интеграция образовательных областей

социально-коммуникативное развитие, речевое развитие,   физическое развитие, художественно-эстетическое развитие

4.

Возрастная группа

4-5 лет

5.

Цель:

Развитие связной монологической речи.

6.

Задачи:

6.1

Образовательные:

-Совершенствовать диалогическую речь; учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.

-Закреплять правильное  произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, развивать фонематический слух.

6.2

Развивающие:

Продолжать знакомить с предметным миром(название , функция, назначение); Развивать мелкую моторику рук.

6.3

Воспитательные:

-Формировать умение ответственно относиться к порученному заданию; -Культуру поведения с взрослыми и детьми.

7.

Планируемые результаты:

- Дети с помощью игровых ситуаций закрепят правила дружбы, научатся определять эмоциональное состояние окружающих людей.

 - Умение детей называть предметы посуды и для чего ее используют на кухне-Умение слышать пи определять в словах звуки «С» и «Ш».

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Оформление группы к проведению занятия:

- Игрушка домовенка Кузи.

-  текст рассказа Н.Калининой «Помощники»

- наглядный  материал (посуда) для игры «Для чего нужна посуда»

  • Раздаточные картинки с изображениями одежды для определения звуков в словах.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

- игры «Мамины помощники», «Да-нет», «Кухня», «Посуда» и др.

Чтение пословиц и поговорок о труде

Образовательная деятельность

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему (вовлечение детей в деятельность)

  Воспитатель и дети заходят в группу. В игровом уголке разбросаны игрушки и среди них сидит домовенок Кузя

В. Ой , ребята, что такое? Мы же убрали игрушки, а тут все разбросано. Кто это у нас тут похозяйничал?

1 минута

1.2

Мотивация деятельности детей

Воспитатель и дети замечают Кузю.

В.-Здравствуй, домовенок Кузя.

Кузя:-Здравствуйте, ребята. Я тут  поиграл у вас, а где лежали игрушки не помню. Помогите мне пожалуйста, расставить  их на место.

1/2 минуты

1.3

Целеполагание

 В. –Давайте поможем Кузе расставить игрушки.(Дети помогают убрать игрушки). Кузя говорит вам спасибо, и хочет поприсутствовать на нашем занятии. Проходите и садитесь на стульчики.

1/2 минуты

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

 В.  -Какие вы у меня хорошие помощники. Ребята, а про кого говорят -помощники?

Дети.  Про того, кто помогает.

Воспитатель. Я знаю интересную историю про двух мальчиков. Хотите послушать. Рассказ таки называется «Помощники». Написала его писательница Надежда Калинина. Воспитатель выразительно читает рассказ «Помощники»Н.Калининой Саша с Алёшей помогали накрывать на стол. Все сели обедать. Суп налили, а есть нечем. Вот так помощники! Стол накрыли, а ложки не положили.

Воспитатель. Про кого этот рассказ?  

Ребёнок. Про Сашу и Алешу.

 Воспитатель. Что делали Саша и Алеша?  

Дети. Они помогали, дежурили, накрывали на стол.

 Воспитатель.  Что забыли сделать мальчики?

Ребёнок. Положить ложки.  

Воспитатель.  Как заканчивается этот рассказ? Кто мог так сказать: «Вот так помощники!»?

 Дети.  Воспитатель, родители, другие дети.

Воспитатель. Сейчас я прочту ещё раз этот рассказ. А потом вы будете пересказывать. Самостоятельный пересказ рассказа (прослушать 5- 6  детей).

Воспитатель от имени домовёнка Кузи  обращает их внимание на полноту передачи содержания, выразительность интонаций. про кого говорят – помощник?

Кузя. Молодцы. Ребята, пока слушал вас  я вспомнил, про свою грязную посуду в раковине и мне грустно стало.

Воспитатель. Кузя, не переживай, мы тебе поможем.

Физкультминутка с использованием пальчиковой гимнастики

Пальчиковая игра  «Моем посуду»

Кран с водою мы открыли с-с-с-с (изображают, как будто бы открывают кран с водой)

И посуду перемыли ш-ш-ш-ш

Раз, два, три, четыре, (чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)  

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)  

Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибать пальчики по одному, начиная с большого)  И большую поварешку.  

Ничего мы не сломали. (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши  

Так мы Кузе помогали.  

А теперь все дружно встаньте

И друг другу улыбнитесь

Ну-ка плечи распрямите

Поднимите, опустите

 Влево, вправо повернитесь

Ручками колен коснитесь

 Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Кузя. Спасибо вам ребята. У меня сразу же улучшилось настроение. Люблю чистую посуду. Воспитатель. Послушайте, какой одина¬ковый звук есть в названиях этих предметов.?» (солонка,  масленка, сахарница, салфетница, салатник  ) Ребёнок. В этих словах слышится звук «С» Воспитатель. Назовите слова, в  названии которых есть звук «с». (Дети называют слова.

Кузя. Спасибо вам, ребята. У меня сразу улучшилось настроение. Люблю чистую посуду.

Игровое упражнение «Покупка посуды»

В.-Я буду продавцом, вы-покупателями. Выбрав посуду, дети должны рассказать, для чего нужна выбранная посуда, которую они покупают.

(Каждый ребенок выбирает предмет посуды и рассказывает,  как его используют на кухне.

Игровое упражнение «Найди картинку в названии которой слышится звук «С» или «Ш»

(Дети выбирают картинки на столе с изображением предметов одежды и называют ее. Определяют звук который слышится в названии одежды.

Кузя:-Спасибо вам ребята, теперь я никогда не перепутаю посуду и буду беречь ее. Ну, мне пора домой, до свидания ребята.

Дети. До свидания,  Кузя.

 Воспитатель . До свидания. Приходи ещё.

16 минут

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ результатов деятельности

В.  С каким рассказом мы познакомились?

 -Кто написал этот  рассказ?  

-Кто был в гостях у нас?

 -Чем помогли мы ему?  

-В какие игры мы сегодня  с вами играли?

-С какими звуками мы познакомились?

2 минуты

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию (развитие речи) в средней группе для детей с задержкой психического развития. Составление рассказа по картине "Огород".

Данное занятие разработано для детей среднего возраста с ЗПР. В основу занятия вошел метод наглядного моделирования. В приложении представлена сама картина "Огород", также схемы предложений к данной к...

Конспект ООД по развитию речи для детей 5 – 6 лет. Образовательная область: Речевое развитие. Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Ласточка».

Пересказ текста с использованием опорных сигналов (презентации с иллюстрациями к тексту) и схемы....

НОД с детьми средней группы по познавательному развитию речевое развитие Составление рассказов по картине « На полянке» по ФГОС

Познавательное развитие Речевое развитие Тема: Составление рассказов по картине « На полянке»                          ...

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»спект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки» Возрастная группа: старшая группа.Образовательная область: «Познавательн...

Игровое занятиепо развитию мышления у детей дошкольного возраста."Где живут герои мультиков?"

quot;Где живут герои мультиков?"Игровое занятиепо развитию мышления у детей дошкольного возраста. Цель - развитие мыслительной деятельности, операций мышления - анализа, синтеза, сравнения,...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию (Составление рассказа по игрушке) в подготовительной группе «Рассказ об игрушечном котенке»

Цель: Создание условий для обучения детей описательному рассказу об игрушке.         Задачи:         Образовательна...

Структура НОД в детском саду, приемы и методика обучения по речевому развитию Составление рассказов по картине. Развитие связной речи

Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи. Особую актуальность это приобретает сейчас, когда развитие речи становится все более зло...