Конспект по развитию речи «Составление творческих рассказов по картине «Помощь зимующим птицам» Возрастная группа: подготовительная к школе (6-7 лет)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: формировать умение составлять творческие рассказы по картине.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Умка»
Конспект по развитию речи «Составление творческих рассказов по картине «Помощь зимующим птицам»
Возрастная группа: подготовительная к школе (6-7 лет)
Воспитатель: Хопта О.В.
г. Шадринск, 2024 г.
Цель: формировать умение составлять творческие рассказы по картине.
Задачи:
образовательная:
- формировать умение составлять творческие рассказы по картине;
- отрабатывать мыслительные операции по анализу картины как целостной системы и изображенных на ней отдельных объектов;
-формировать умение связно высказывать свои мысли, используя предложения со сложноподчинённой мыслью.
развивающая:
- развивать творческую активность детей;
- развивать связную речь; умение составлять предложения по картине;
- формировать словарь по теме;
- активизировать использование в речи прилагательных и закреплять навык согласования прилагательных с существительными.
воспитательные:
- воспитывать бережное отношение, любовь к живой природе;
- воспитывать у дошкольников выдержку, терпение, умение выслушивать рассказы товарищей до конца.
Предварительная работа: рассматривание картин из серии «Перелетные и зимующие птицы», проведение бесед, дидактических игр по обучению дошкольников творческому рассказыванию по картине, просмотр презентации, чтение художественной литературы о зимующих птицах.
Материалы и оборудование: картинки 3-х гномов, большой круг, разбитый на 4 сектора: красный, синий, зелёный, жёлтый; кубик, снежинки, подзорные трубы, ватман с готовыми зарисовками кругов, маркер, письмо с картиной «Помогите зимующим птицам», звукозапись П. Чайковского «Времена года».
Ход:
1.Организационный момент. Игровая мотивация.
Воспитатель обращает внимание детей на лежащий круг на полу, разбитый на 4 сектора (синий, красный, зелёный, жёлтый) в середине которого стоит сундучок.
Воспитатель: Сегодня у нас в группе произошло чудо. В гостях побывал волшебник и приготовил вам игру с сюрпризом. Вы бы хотели узнать, что это за сюрприз и игра? А узнать, что это за сюрприз, сможем лишь тогда, когда с помощью кубика выполним все его задания. Вы готовы? Игра начинается. Кто первый бросит кубик?
Дети по очереди бросают кубик на круг и отвечают на вопросы по секторам, по 2 вопроса на каждый сектор.
Синий сектор:
- Ребята, кто меняет шубку два раза в год? (два раза в год меняет шубку заяц)
- Кто ответит, что общего у ежа и медведя? (они оба живут в лесу, зимой оба впадают в спячку).
Красный сектор:
– Ребята, а каких зимующих птиц вы знаете? (к зимующим птицам относятся синичка, воробей, ворона, снегири, клесты).
- Чем питаются птицы зимой? (птицы питаются зимой корой, ягодами с деревьев, зернами).
Зелёный сектор:
- Надо ли корни деревьев утеплять зимой? (на зиму корни деревьев надо посыпать опилками, чтобы они не замерзли).
- Почему зимой с деревьев надо сбивать снег? (зимой надо сбивать снег с деревьев, потому что много снега может сломать ветки деревьев).
Жёлтый сектор:
– Что бывает зимой в снежную, ветреную погоду? (зимой в снежную и ветреную погоду бывает вьюга);
- Сколько лучиков у снежинок? (все снежинки разные, одинаковых снежинок не бывает).
Воспитатель: Задания мы все выполнили, теперь можем узнать, что за сюрприз приготовил нам волшебник.
Воспитатель открывает сундук, в котором находится картина на тему «Покормите зимующих птиц»
Воспитатель: Вот какую красивую картину оставил для нас волшебник. Ребята, давайте рассмотрим, что на ней изображено. Давайте придумаем ей название.
Ответы детей.
Воспитатель: А вы бы хотели поиграть с картиной в новые игры? Помогут нам в этом наши гости волшебники – гномы.
Воспитатель выставляет по очереди картинки гномов
«Гном – деление». Он принёс с собой подзорные трубы (каждый ребёнок получает подзорную трубу от гнома – деления), через которые на картине виден только один предмет или один живой объект.
Воспитатель. Посмотрите на картину через свои волшебные трубы и скажите, что или кого вы там видите? А затем приклейте в кружочки на ватмане то, что вы увидели на картине.
Дети наклеивают в кругах на ватмане тот предмет или живой объект, который увидели в подзорную трубу
Воспитатель. К нам пришёл «Гном – Объединение». Он просит вас подумать, что с чем можно объединить и почему?
Дети объединяют предметы и высказывают свои суждения, соединяют круги с изображёнными предметами при помощи стрелок
Ответы детей:
- я объединю дерево со снегом, потому что снег укрыл деревья пуховым одеялом;
- я объединю снегирей и ветку дерева, потому что снегири сидят на ветке;
-я объединю белочку с мальчиком, потому что он дает белочке орех,
- я объединю девочку с кормушкой, потому что она кладет туда семечки для птиц и т.д.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все предметы и живые объекты вы связали друг с другом. А третий гном волшебник предлагает вам тоже поиграть. Вы сейчас станете «отставайками». Посмотрите на картину и скажите , что было до того как мальчик с девочкой пришли в парк покормить птиц?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь, вас волшебник превратит в «забегаек», скажите ему, что же будет потом, когда ребята покормят птиц?
Ответы детей.
Воспитатель. А пока дети играют, резвятся, мы с вами тоже поиграем в игру со снежинками.
Физминутка и дыхательная гимнастика (на ковре)
Кружатся снежинки в воздухе морозном,
Падают на землю кружевные звёзды.
Вот, одна упала на мою ладошку,
Ой, не тай снежинка подожди немножко.
Дети под музыку П. Чайковского «Времена года» кружатся, держа в руке снежинку, приседают и гладят снежинку
Воспитатель: А теперь, ребята мы превратимся в ветерок и немного подуем на снежинки (дуют, снежинки падают на ковер).
Воспитатель. Смотрите, сколько снежинок к нам прилетело. Давайте соберём снежинки в шкатулку, но при этом каждую снежинку превратим в красивое слово о зиме. Какая зима?
-Лютая, холодная, волшебная, снежная, красивая, весёлая, морозная и т.д. (назвав красивое слово о зиме, ребёнок опускает снежинку в шкатулку).
Воспитатель. А остальные снежинки превратим в красивые слова о снеге. Какой снег?
-Белый, пушистый, воздушный, лёгкий, сверкающий и т.д.
Воспитатель. Спасибо ребята. Сколько красивых слов вы опустили в шкатулку.
Дети садятся на ковер
Воспитатель. Давайте представим, что мы оказались внутри картины. Прислушайтесь, что вы слышите, какие звуки? Я советую вам начинать предложение так: «Я слышу, как…хрустит снег, щебечут птицы, смеются дети…
Воспитатель. А теперь вдохните глубоко- глубоко. Ещё раз вдохните, какой воздух на улице?
- Чистый, свежий, морозный.
Воспитатель. Ребята, я предлагаю отправиться в путешествие по этой картине. Кто хотел бы составить рассказ по ней?
- А для того, чтобы нам легче было составить рассказ, мы воспользуемся планом (выставляется план-схема составления рассказа).
- С чего начнем рассказ? Что было дальше и чем закончится рассказ?
-Ребята, в своих рассказах обязательно придумайте имена для героев. Не забудьте использовать и красивые слова, которые вы говорили о снеге, о зиме.
Рассказы детей
(воспитатель записывает рассказы детей с помощью схем, слов). Затем, если кто-то из детей испытывает затруднения при составлении рассказа, воспитатель предлагает свой рассказ:
«Однажды, зимним, морозным утром, Саша со своей сестренкой Машей вышли погулять в парк рядом со своим домом. И увидели, что зимующие птицы прилетели на кормушку, чтобы полакомиться чем-нибудь вкусненьким. Зимой им особенно трудно найти пищу в лесу. А здесь на кормушке они увидели корм и принялись клевать его. Снегири сели на веточку дерева, что бы погреться на солнышке. Маша уронила часть семечек на снег, их тут же принялись клевать воробышки и синичка. Синичка, сидящая на кормушке, стала клевать семечки прямо с руки девочки, она ничего не боялась. А Саша, увидев, что к нему бежит белка, достал из кармана вкусный орех и протянул его ей. Ребята кормили птиц и белочку с удовольствием, потому что знали, как тяжело приходится им зимой».
Воспитатель. Вот какие красивые рассказы вы рассказали по картине. Как настоящие писатели.
Рефлексия:
- Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (играли в игру, составляли по картине творческий рассказ)
- В какие игры мы играли?
-Какая игра вам понравилась больше всего?
-Что было труднее всего?
- Вам было интересно играть с картиной?
Воспитатель: Ребята, вам понравилось составлять рассказы?
- …., чей рассказ понравился тебе больше? А тебе …?
Воспитатель: Мне понравились все ваши рассказы, вы молодцы. Ваши рассказы получились очень интересными.
Воспитатель: ребята, мы записали ваши рассказы на листочках и оставим картину у себя в группе. Я хочу предложить вам вечером с родителями снова посмотреть эту картину, и озвучить им ваши рассказы. (Дети высказывают своё мнение). И так как, вы все сегодня замечательно работали, я приготовила для вас сладкий сюрприз (конфеты), а так же корм для птиц, сегодня мы пойдем с вами на прогулку и тоже угостим зимующих птиц лакомством, как и герои из ваших рассказов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по речевому развитию. Тема: "Составление творческих рассказов по картине В.М. Васнецова «Снегурочка» от лица разных объектов".
Речевое развитие организовано с использованием технологий развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко и социо-игровых подходов к педагогике Е.Е. Шулешко, А.П. Ершовой, В.М. Букатова. Тема по ком...

Конспект НОД в подготовительной группе на тему "Составление творческих рассказов по картине "Помогите зимующим птицам""
Цель: формировать умение составлять творческие рассказы по картине....

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень» для подготовительной группы.
Составление связного описательного рассказа по картине является важным коммуникативным умением, которое должно быть сформированно у старших дошкольников. Данный конспект НОД- в помощь педагогам- дошко...
Конспект по развитию речи «Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим Дом.»
Учить составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины. Учить подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей; уточнить и закрепить пр...

Конспект по развитию речи Составление описательного рассказа по картине "Куры"
Образовательные задачи:Учить составлять короткий описательный рассказ по картинке;Учить сравнивать петуха, курицу и цыплят (по цвету, величине, повадкам);Формировать представление о внешнем виде петух...
Конспект открытого занятия по развитию связной речи «Составление творческого рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ»
Составление творческого рассказа на основе восприятия картины через разные органы чувств с использованием технологии ТРИЗ....

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень» для подготовительной группы.
Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень» для подготовительной группы.Цель: формирование у старших дошкольни...
