Конспект занятия по развитию речи «Прогулка по весеннему лесу » для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: Закрепить знания детей о характерных признаках весны в ходе коммуникативной деятельности.
Задачи:
Обучающие  задачи:
- Систематизировать знания о весенних явлениях природы; изменениях, происходящих весной в живой и неживой природе.
- Совершенствовать умение образовывать: существительные во множественном числе; существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- образовывать сравнительные обороты, подбирать слова –определения к слову солнце.
Развивающие задачи:
- развивать логическое мышление, воображение, память;
- развивать слуховое восприятие, зрительное внимание;
- развитие артикуляционного аппарата.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей);
Материалы и оборудование: конверт с письмом, картинки с изображением птиц (снегирь, скворец, грач, ласточка) и животных, аудиозапись «Голоса птиц», солнышко с лучами для гимнастики для глаз, мяч, магнитная доска.

Раздаточный материал: палочки Кюизенера на каждого ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи «Прогулка по весеннему лесу » в старшей группе.

Цель: Закрепить знания детей о характерных признаках весны в ходе коммуникативной деятельности.
Задачи:
Обучающие  задачи:
- Систематизировать знания о весенних явлениях природы; изменениях, происходящих весной в живой и неживой природе.
- Совершенствовать умение образовывать: существительные во множественном числе; существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- образовывать сравнительные обороты, подбирать слова –определения к слову солнце.
Развивающие задачи:
- развивать логическое мышление, воображение, память;
- развивать слуховое восприятие, зрительное внимание;
- развитие артикуляционного аппарата.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей);
Материалы и оборудование: конверт с письмом, картинки с изображением птиц (снегирь, скворец, грач, ласточка) и животных, аудиозапись «Голоса птиц», солнышко с лучами для гимнастики для глаз, мяч, магнитная доска.

Раздаточный материал: палочки Кюизенера на каждого ребёнка.

Методические приёмы:

Мотивационно-целевой этап.
Воспитатель: Ой, ребята, сегодня утром Буратино принес нам письмо. Давайте, посмотрим, что там написано? (воспитатель берёт письмо и читает его)
«Для ребят старшей группы, вас кто то приглашает в гости а кто это вы узнаете отгадав загадку в картинках ( кроссенс)».Воспитатель показывает кроссенс:

2025-05-05_00-41-50

Воспитатель: Ребята, Весна приглашает нас в гости на прогулку. Скажите, вы любите путешествовать?

Дети: отвечают.

Процессуальный этап.


Лексическое упражнение «Подбери признак»
Воспитатель: Но сначала я проверю, готовы ли вы путешествовать? Надо вспомнить все приметы весны. Что происходит с природой весной? Предлагаю ответить полным предложением, начиная его со слова «Весной». 

Дети: Например: Весной ярко светит солнце. Весной день становиться длиннее. Весной бегут ручьи. Весной тает снег.

Воспитатель: Молодцы, было сложно выполнять упражнение? В чем была сложность? Сейчас давайте поиграем в игру: «Скажи наоборот»
- Зимой снег белый, а весной 
(серый)
- Зимой снег чистый, а весной 
(грязный)
- Зимой дни холодные, а весной 
(теплые)
- Зимой дни короткие, а весной 
(длинные)
- Зимой солнце тусклое, а весной 
(яркое)
- Зимой небо серое, а весной 
(голубое)
- Зимой ветер холодный, а весной 
(теплый)
- Зимой солнце низкое, а весной 
(высокое)
- Зимой похолодало, а весной 
(потеплело)
Воспитатель: Очень хорошо, что вы знаете о весне, и о признаках весны.
Воспитатель: Молодцы! Тогда отправляемся в путь! Возьмитесь за руки и улыбнитесь. У всех нас хорошее настроение, и всё у нас получится. Для этого надо произнести волшебные слова:
Ты подуй в свои ладошки, 
(Дуют в ладошки.)
Покружись потом немножко, 
(Кружатся.)
Попадёшь тогда ты в лес, 
(Закрывают глаза ладонями.)
Полный тайны и чудес!
Дети повторяют слова вместе с воспитателем и выполняют движения по тексту.
Воспитатель: Смотрите ребята, что это? 

Дети видят, висит солнышко

Словесная игра «Сравни и назови»
Воспитатель: А что вы скажете о весеннем солнышке? С чем можно сравнить его? Я начну предложение, а вы его закончите:
Солнце желтое, как … одуванчик, цыпленок.
Солнце круглое, как …мячик, колесо, блюдце, блинчик.
Солнце ласковое, как …мама, котенок, бабушка.
Солнце золотое, как …огонь, печка.
Солнце горячее, как … фонарики, лампочка.
Солнце яркое, как …фонарик, лампочка, люстра.
Воспитатель: Вот сколько хороших слов подобрали вы к слову «солнышко».
Ребята, смотрите, как засияло наше солнышко, теперь оно будет согревать нашу землю теплом! А хотите попробовать какое оно солнышко теплое, ласковое, повторяйте за мной
Воспитатель, и дети делают массаж лица

Самомассаж лица
Солнце личико согрело
Потеплело, потеплело
(поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей)
Наши ручки потянулись 
(тянемся вверх)
Наши губки улыбнулись 
(улыбнуться)

Воспитатель: А ещё весной хочется говорить и слышать не только красивые, но и ласковые слова.
Дидактическая игра «Назови ласково» (с мячом)

Солнце – солнышко,
ветка –
веточка,
трава –
травка,
гнездо –
гнёздышко,
лист – листочек,
птица –
птичка,
ручей –
ручеек,
облако – облачко,
лужа –
лужица,
цветок –
цветочек,
туча –
тучка,
вода –
водичка.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам поговорить с самой весной, хотите?

Дети: Отвечают.
Чтение по ролям «Разговор с весной»
Ну, весна, как дела?
У меня уборка.
Для чего тебе метла?
Снег смести с пригорка.
Для чего тебе ручьи?
Мусор смыть с дорожек!
Для чего тебе лучи?
Для уборки тоже.
Всё помою, просушу,
Вас на праздник приглашу!
Дидактическая игра "Кто здесь лишний?"
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько разных птиц прилетело к нам. А какие это птицы, мы должны с вами отгадать.
Загадки

1. Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Прыг да скок по полю вскачь,
А зовётся птица – … 
(Грач).
2. Во дворе стоит дворец,
Там живёт один певец.
Очень ловкий молодец
И зовут его… 
(Скворец)
3. Я проворна, легкокрылая,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко. 
(Ласточка)
4. Алый низ и черный хвост,
Воробья побольше рост,
Толстый клюв раздался вширь –
До чего красив ... 
(Снегирь)
5. Гнездо не строит никогда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. 
(Кукушка)

Воспитатель: Ребята, давайте посчитаем, сколько же птиц прилетело на дерево? (Дети считают вместе птиц). Посмотрите внимательно на птиц. Кто здесь лишний? (Ответ детей)
Объясните, почему снегирь лишний здесь. 
(Ответы детей.)
Воспитатель: А почему этих птиц называют перелетными? (Ответ детей)
Воспитатель: Слышите, как поют птицы в весеннем лесу? Какая птица открывает весну, как вы думаете? (ответ детей)
Воспитатель: Какая первая забота у птиц весной? (построить гнезда).
- Из чего птицы строят гнезда? 
(из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, мха, березовой коры, веточек и т.п.).
- Где птицы строят свои гнезда? 
(на деревьях, на земле, под крышей, под балконом, в кустах…)
- А когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц? 
(отложить яйца, вывести птенцов).
- А мы с вами можем как-то помочь птицам весной? Кто знает, как называется домик у скворца? Кто строит скворечник – люди или птицы? Давайте, и мы построим уютные домики для скворцов.
Дети садятся за столы, выкладывают скворечники из счетных палочек на столе.
В
оспитатель: А чем весной питаются скворцы и другие птицы? (Ответы детей).
Воспитатель: Верно. А каких насекомых вы знаете? (Ответ детей).
Воспитатель: Ребята, а что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной? (Произойдет экологическая беда. Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат хлеба, фрукты, овощи. Мы никогда не услышим их чудесных песен.)
- Спасибо вам, наши верные и преданные друзья – птицы! За то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину!
Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря,
Всегда, в любое время года
Берегите всяких птиц, друзья!
Воспитатель: Ребята, все очень радуются весне. Давайте только глазками посмотрим, как лучики солнышка согревают все живое.
Гимнастика для глаз «Солнышко»
Лучик вверх, лучик вниз,
Лучик детям улыбнись,
Вправо, влево посмотри,
Вокруг солнца обойди.
Воспитатель: Ребята, но изменения происходят не только в жизни птиц, насекомых, но и зверей. Пойдемте гулять дальше по весеннему лесу.
Воспитатель: Ребята, отгадайте, кто живет на этой лесной полянке.

Она прыгать мастерица,
Она прыгать не боится.
Небольшой у неё рост,
Но зато пушистый хвост. 
(Белка)
Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной?
Снег разгребает,
Мышек хватает. 
(Лисица)
Угадайте, что за шапка
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору
У стволов грызет кору. 
(Заяц)
Этот зверь тебе знаком,
Ест мышей и молоко.
Но на кошку не похож
Весь в иголках длинных… 
(Ёж)
Кто позабыв тревоги,
Спал в своей берлоге? 
(Медведь)

Воспитатель: Ребята, как меняется жизнь животных с приходом весны. (Звери линяют, просыпаются после зимней спячки, у них появляются детеныши.)
Какие звери просыпаются весной? 
(Медведь, еж, барсук.)
Воспитатель: А кто весной появляется у диких животных ? (Детеныши.)
Сейчас я буду называть вам взрослое животное, а вы будете говорить, как называется у него детеныш. Или несколько детенышей.
Воспитатель называет по очереди диких животных, показывая иллюстрации.
Игровое упражнение «Назови малышей» или «У кого кто?»
У медведя - … медвежонок ...... медвежат
У зайца - … зайчонок ...... зайчат
У лисицы - … лисенок ...... лисят
У волка - … волчонок ...... волчат
У ежа - … ежонок ...... ежат
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы с вами вышли на солнечную поляну. Вот и подошла к концу наша прогулка по весеннему лесу. И нам пора возвращаться. Давайте произнесём волшебные слова:
Ты подуй в свои ладошки, 
(Дуют в ладошки.)
Покружись потом немножко, 
(Кружатся.)
Попадёшь тогда ты в сад, 
(Закрывают глаза ладонями.)
Встретишь там своих ребят!


Рефлексивно-оценочный этап.

Воспитатель: Вот мы и вернулись в наш детский сад.
- Вам понравилось в гостях у Весны в весеннем лесу?
- А что вам запомнилось?
- Что вы увидели, гуляя по лесу?
(Ответы детей)
Вы все меня порадовали. Весна с нами не прощается, ее следы мы будем замечать везде. Согласны?
Лесные жители передали вам вот эти маленькие солнышки за то, что вы побывали у них в гостях и так много рассказали о весне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием песочной игротерапии для детей старшего дошкольного возраста в логопедической группе. Разработала: воспитатель МБДОУ "Детский сад№67" Березикова Ирина Ивановна

Конспект занятия по развитию речи с использованием песочной игротерапии  для  детей  старшего дошкольного возраста в  логопедической группеСоставитель: Березикова Ирина ИвановнаВос...

Конспект занятия по развитию речи на тему "Мой город" Для детей старшего дошкольного возраста.

Цель занятия: уточнить и систематизировать знания детей о городе Новокузнецке,формировать представления о городе Новокузнецке как о самом родном городе, обогащать словарный запас,воспитывать патриотич...

Конспект НОД по развитию речи "Дикие животные русских лесов" для детей старшего дошкольного возраста.

Данный конспект можно использовать при ознакомлении детей с многообразным миром диких животных русского леса. ...

Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий для детей старшего дошкольного возраста

Разучивание стихотворения Алексея Николаевича Плещеева «Скучная картина» при помощи самостоятельного составления мнемотаблицы....

Конспект занятия по развитию речи «У страха глаза велики» для детей старшего дошкольного возраста

Познакомить с содержанием русской народной сказки «У страха глаза велики», учить анализировать поступки героев, различать реальную и мнимую опасности.Закреплять умение обыгрывать сказку &l...

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в мир сказок» для детей старшего дошкольного возраста

Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а знач...