Методическая разработка "Конспект занятия на тему "На весенней полянке" (ОО "Развитие речи")
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
В материале содержится конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада, в котором решаются задачи по подготовке детей к обучению грамоте, звуковой культуре речи в соответствии с ФОП.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие на тему «На весенней полянке»
ОО «Речевое развитие»
Цель: закрепление пройденного материала
Образовательные задачи: закреплять представления о сезонных изменениях в природе; закреплять понятия «слово», «звук»,дифференцировать звуки ш-ж изолированно и в словах; учить подбирать слова, обозначающие признаки и действия предмета, правильно согласовывать слова в предложении; составлять схему предложения, учить различать длинные и короткие слова, делить их на слоги.
Развивающие задачи: развитие слухового внимания, фонематического слуха.
Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к природе, воспитание навыков сотрудничества.
Материалы и оборудование: картинки с изображением лягушки, медведя, пчелы, скворца, утреннего солнца, процесса вскапывания грядок; игрушки «ежик», «пчела», «змея»; звукозапись пения птиц, жужжания пчелы, шипения змеи, воя волка; дидактическая игра «Пчелки» (изображения улей с нарисованными на них цифрами 1-3, изображения пчел, которые в лапах «несут» картинки с различными предметами); набор полосок разного цвета по 2 на каждого ребенка, на которых нарисованы волнистая линия и две параллельные полосы.
Ход занятия.
В-ль: «Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями
А теперь
Давайте в круг мы соберемся
Друг другу нежно улыбнемся
Мы пожелаем всем добра
Здоровья света и тепла.
- Какая сегодня чудесная погода! Нам комфортно, тепло и уютно – настроение хорошее? Так и хочется улыбнуться, как вы думаете почему?
Какое время года сейчас?
-Вы знаете весенние месяцы?
-Какой сейчас месяц? ( апрель),
- Какой будет следующий месяц»
-Какой первый месяц весны?
Что происходит весной?(Ответы детей). Что бы это проверить, я вам загадаю загадки:
На пенечке греет брюшко
Пучеглазая (лягушка).
Во дворе наши ребятки
По весне копают (грядки).
Долго ждали, наконец,
Прилетел домой (скворец).
Вот с цветочков понесла
Мед мохнатая (пчела).
Свети ласково в оконце
Детям ласковое (солнце).
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу левую сосал,
А проснулся, стал реветь
Этот зверь- лесной (медведь).
В-ль: Молодцы, все загадки отгадали. А вы хотели бы оказаться на полянке около леса? Тогда отправляемся в путь. (Звучит музыка).
Вот мы и пришли. Давайте послушаем звуки, которые мы можем здесь услышать. (Звучит запись пения птиц). Кто издает такие звуки? (Звучит запись воя волка.) Кто это, как вы думаете? Какой звук он издает? Давайте попробуем его повторить. «У-у-у». Этот звук длинный или короткий? Его можно петь?А я услышала в кустах такой звук «П». Кто это может быть? (Ежик)Воспитатель достает из кустов Ежика. Ежик здоровается с детьми, издавая звук П-П-П. Звук «П» длинный или короткий? (Далее звучит запись шипения змеи.) Звук «Ш» длинный или короткий? Его можно петь? Посмотрите, вот и змейка нашлась под деревом, греется на солнышке. (Звучит запись жужжания пчелы.) Какой звук слышим? Он длинный или короткий? Его можно петь?
Вот и пчелка к нам прилетела.
Физкультминутка «Трудолюбивая пчелка».
Пчелка трудится весь день (Руками рисовать перед собой круг)
И работать ей не лень (Покачивание указательными пальцами в знак отрицания)
От цветка летит к цветку (Ритмичные взмахи руками)
Клеит на брюшко пыльцу (Круговые движения ладонью по животу)
Хоботком нектар сосет (Вытянуть руку вперёд, затем вниз, наклониться)
За день много соберет («Раскрыть» перед собой все пальцы)
Унесет нектар тот в улей (Изображают полёт)
И назад вернется пулей (Резко выбросить руку с вытянутым указательным пальцем вперёд)
Дифференциация изолированных звуков
Давайте поиграем с пчелкой и змеей. Я буду их вам показывать , а вы произнесете их звуки
Воспитатель показывает пчелу
Дети: Ж-ж-ж.
Воспитатель показывает змею
Дети: Ш-ш-ш.
2-3 раза( путает детей)
Молодцы! Вы правильно произносили звуки и даже не запутались, хотя ведь они очень похожи.
Анализ изолированных звуков.
А чем отличаются звук змеи от звука пчелки?
Правильно! когда мы произносим звук «Ш» в горлышке тихо. Проверьте. (Дети выполняют задание.) А когда произносим «Ж», наше горлышко дрожит. Проверьте.
Дифференциация звуков ш-ж в словах
Сейчас я буду произносить слова, если услышите звук «Ж», помашите руками, как пчела крыльями, если «Ш», то покажите рукой как ползет змея. Слова : шмель, жаба, мышка, лужа, жук, мишка. (Воспитатель положительно оценивает работу детей). Наша пчелка хочет с вами поиграть.
В-ль. Дети посмотрите, наша пчелка любит играть в слова и принесла с собой прямоугольники. Как вы думаете, что они могут обозначать? На какой вопрос отвечают слова , которые обозначаются прямоугольником с волнистой полоской? А с двумя прямыми полосками?
-ль: Дети, возьмите себе по две полоски одинакового цвета и присядьте на стульчики. Давайте посмотрим на нашу пчелку и соберем в корзину слова, которые отвечают на вопрос «Какая пчела?». (Каждый ребенок придумывает слово, называет его громко и четко и кладет в корзину полоску.) А сейчас в другую корзину соберем слова, которые отвечают на вопрос «Что делает пчелка?».
Слова мы собрали, давайте из них составим предложение. (Случайным выбором воспитатель берет из корзины полоску, обозначающую прилагательные.) Чье это словечко? (Прикрепляем на мольберт. Затем картинку «пчела». Из второй корзины также выбираем полоску, обозначающую глагол.) Чье слово? Покажи где первое слово? Назови его! ( воспитатель подставляет палочку к первому слову). Обозначим начало предложения . Где последнее слово? Назови его! ( воспитатель прикрепляет точку после последнего слова). Обозначим конец предложения! Сколько слов в предложении?
-Посмотри, что у нас получилось. («Прочитываем» предложение, по необходимости добавляем еще слова).
Красивая пчелка летает
Веселая пчелка жужжит
Какие интересные предложения у нас получились!
Физминутка (песня).
Дети, но наша пчелка просит у вас помощи. Ее подружки заблудились и не могут попасть в свои домики. Как называется домик у пчел? ( улей). Правильно! Давайте прохлопаем это слово у-лей. Сколько слогов? ( два). Если вы знаете как разделить слово на слоги, значит точно сможете помочь подружкам пчелки найти домики по цифрам. Вам надо отнести каждое слово в тот улей, на котором есть цифра, которая соответствует количеству слогов в слове ( проверка выполнения задания). В каком домике самые длинные слова, в каком короткие? Назовите их.
Спасибо, вам, ребята. Помогли пчелкам добраться до своих домиков. В благодарность за эту помощь пчелка дарит вам раскраски с первоцветами. Давайте скажем спасибо пчелке за подарки. Ведь чем больше будет цветов, тем больше пчелка соберет меда! Чтобы собрать маленькую баночку меда, пчеле надо облететь миллион цветов! Поэтому ее называют труженица-пчела. Люди очень ценят пчел. У нее даже есть свой праздник. Каждый год 20 мая отмечается Всемирный день пчел. Давайте скажем «Спасибо» нашей трудолюбивой пчеле.
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте) для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Весенняя прогулка»
Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте)для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Весенняя прогулка»...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (Коммуникация: развитие речи и аппликация в технике квиллинг) Тема: «Весеннее пробуждение природы»
Формировать у детей представление о весне, как времени года, приспособленности растений к изменениям в природе....

Методическая разработка учебного занятия " Путешествие в весенний лес"
Данная методическая разработка учебного занятия адаптирована для лиц с ОВЗ, в т.ч. для детей с общим и фонетико-фонематическом недоразвитием речи, учитывает особенности их психофизического развития, и...

Методическая разработка занятия в старшей группе по развитию речи "Домашние животные"
Методическая разработка Развитие речи "Домашние животные" ...

Методическая разработка занятия по ситуативной технологии по развитию речи в подготовительной группе " Путешествие в лесную школу"
Технология "Ситуация" относится к технологиям поддержки детской инициативы.Педагоги используют ее как инструмент системно-деятельностного подхода . Технология включает шест...
Методическая разработка занятия по окружающему миру в младшей группе на тему: "Прогулка в весенний лес."
Методическая разработка занятия по окружающему миру в младшей группе на тему: "Прогулка в весенний лес."...

Методическая разработка занятия в старшей группе по развитию речи «Домашние животные»
Краткий конспект занятия по развитию речи...
