Чтение художественной литературы
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа)

Магомедкеримова Кизейбат Камиловна

Чтение художественной литературы посредством игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon chtenie_hudozhestvennoy_literatury.ppt1.01 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ г. Иркутска детский сад №115 Обмен опытом работы по реализации ФОП ДО. Магомедкеримова К.К.

Слайд 2

Проектные технологии Двухгодичный курс ознакомления детей с художественными произведениями писателей Прибайкалья

Слайд 3

Информационно – консультативный проект Работа ДОУ в современных условиях Цель: повышение компетентности педагогов в работе по ФОП ДО

Слайд 4

становление и развитие личности в её индивидуальности, уникальности, неповторимости

Слайд 5

20.4(6);20.5(6);20.6(6);20.7(6) ФОП ДО (формируемая часть ) Образовательная область «Речевое развитие». «Выразительное чтение » - знакомство с художественной литературой писателей Прибайкалья

Слайд 6

Специфика ФОП ДО Дошкольное детство: пластичность, неравномерность развития, многофакторность ФОП ДО: смещение центра тяжести с требований к результатам на требования к условиям

Слайд 7

духовно-нравственного развития и воспитания детей на уровне дошкольного образования, становление основ их российской гражданской идентичности равных возможностей полноценного развития , обучения и воспитания ребенка формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста формирования образовательной среды дошкольного образования, обеспечивающей реализацию требований ФГОС и ФОП ДО преемственности уровней образования (единая философия образования)

Слайд 8

Образование СД взрослых и детей ( по интересам детей) Проект - план по дополнительному образованию. Кружок «Выразительное чтение» - знакомство дошкольников с художественными произведениями детских писателей Прибайкалья Руководитель - воспитатель МБДОУ г.Иркутска детского сада №115. Магомедкеримова Кизейбат Камиловна

Слайд 9

2. Требования к структуре образовательной программы ДО (ФОП ДО) и ее объему. 20.4(6);20.5(6);20.6(6);20.7 (6) «Речевое развитие» Владение речью как средством общения и культуры Обогащение активного словаря Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи развитие речевого творчества Развитие звуковой и интонационной культуры речи Развитие фонематического слуха Знакомство с книжной культурой Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамотности

Слайд 10

Р.2. П.2.6. ФГОС ДО Цель приобщения детей к художественной литературе Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений на основе содержания художественного произведения Развитие литературной речи Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса Формирование интереса и потребности в чтении

Слайд 11

3. Требования к условиям реализации образовательной программы (ФОП ДО) 20.4(6);20.5(6);20.6(6);20.7(6) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым, но не актуализирующихся в его индивидуальной деятельности (зона ближайшего развития)через: создание условий и организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения, речевого творчества .

Слайд 12

4. Требования к результатам реализации образовательной программы ФОП ДО Целевые ориентиры по ФОП ДО П.29.2.3.2. Социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. целевые ориентиры образования в раннем возрасте: 1. владеет активной речью, включенной в общение, понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами к взрослым и сверстникам.

Слайд 13

ФГОС ДО (Р.4 п.4.6. ) Целевые ориентиры На этапе завершения дошкольного образования: 1. достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использует речь для построения высказывания в ситуации общения , может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности, подготовлена рука к письму

Слайд 14

Образование (индивидуальная работа по интересам детей)по ФГОС ДО и ФОП ДО Р.1. п 1.4.п\п 2)построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования(индивидуализация) Р.1.п1.6. п\п 3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней дошкольного образования (далее ФОП ДО и начального общего образования)

Слайд 15

Актуальность план – проекта по реализации ФОП ДО Детская художественная литература рассматривается как самоценный вид искусства. Литературный материал напрямую не связан ни с одним из программных разделов, хотя оказывает огромное влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения ребенка к миру, любви и интереса к книге. Воспитание читателя – процесс длинный и трудоемкий, поэтому перечни художественных произведений и задачи приобщения детей к литературе для каждого дошкольного возраста свои. Изменения в списки рекомендованной литературы воспитатели вносят с учетом регионального компонента содержания Программы и особенностей ее формируемой части, а также вариативного модуля дополнительного образования и режимных моментов в работе дошкольного учреждения. Дошкольников необходимо знакомить с классическими произведениями и с произведениями отечественных авторов

Слайд 16

Особенности метода «заучивание» в план – проекте «Выразительное чтение» Неоднократное чтение художественного произведения Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей театра и других средств наглядности (зрительно – слуховая память) Слушать произведения без наглядного сопровождения (слуховая память) Договаривать слова, фразы при чтении стихотворения (логическое мышление) Выразительно с естественной интонацией читать стихи, прозу Читать текст по ролям в инсценировках

Слайд 17

Рекомендации педагогам и родителям Как совершенствовать технику выразительного чтения? 1.1 чтение текстов , заученных наизусть (слышит выразительное исполнение текста, самостоятельно декламируют стихи, выступают на сцене, др) ; 1.2.применяется прием «частота тренировочных упражнений» (часто выступают перед зрителями, зеркалом,др); 1.3.чтение перед сном (5 мин)- развивается эмоциональная память 2.Какие книги выбирать? 2.1. красочная, с реалистическими иллюстрациями; 2.2. рисунок сопровождается текстом, предложением 2.3.учет художественного достоинства, доступность содержания детям определенного возраста 3. Гигиена чтения 3.1.читать и заучивать текст, нужно тогда, когда ребенок в хорошем настроении, не переутомлен, проявляет интерес к художественному произведению. 3.2.детям любого возраста по возможности следует читать каждый день (новые и уже знакомые произведения) 3.3. программные задачи необходимо решать и на НОД и вне их

Слайд 18

Двухгодичный курс ознакомления детей с художественными произведениями писателей Прибайкалья Система НОД рассчитана на два учебных года (старшая, подготовительная группы) В основе заложен принцип развивающего обучения и соблюдения условий Программы и Стандарта Предусматривает и учитывает индивидуальные возможности ребенка Длительность НОД в среднем от 25-30 минут Имеется картотека литературы, д\игр, наглядного материала и пособий План – проект содержит перспективный план НОД на два учебных года Разработаны конспекты комплексных краткосрочных тематических проектов на каждую тему НОД Подбор разнообразного дидактического материала, включающего физкультминутки для снятия напряжения и переключения внимания детей Подготовлены методические рекомендации Целевые ориентиры

Слайд 19

Направления в организации работы по ознакомлению выразительного чтения и знакомству с произведениями писателей Прибайкалья Словесные игры и упражнения Заучивание стихотворений Беседы по содержанию художественного произведения Ознакомление с портретом писателя, поэта Ознакомление с иллюстративным материалом сибирских художников Обучение выразительному чтению Вырази- тельное чтение Словесные и дидакти- ческие игры Чтение, беседа, пересказ, заучивание , выразительное чтение стихов Рассмат- ривание, рассказы- вание по иллюст- рации

Слайд 20

Целевые ориентиры «Выразительное чтение» - старшая группа Знает 3-4 программных стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки. Называет жанр произведения Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения Называет любимого детского писателя

Слайд 21

Планирование индивидуальной работы в старшей группе на сентябрь, октябрь Сентябрь 1. знакомство с журналом «Сибирячек» 2. песенка Сибирячка 3. Слушание. Стихи о Байкале Октябрь 1. Б.Ф..Лапин «Лесная сказка» 2. Н.П.Шаповалов. Стихи

Слайд 22

Планирование индивидуальной работы в старшей группе на ноябрь, декабрь Ноябрь: 1. А.Г. Байбородин Сказка «Косопят – борода до пят» 2. В.П.Скиф Стихи Декабрь : 1. А.С.Ольхон Сказка «Младший брат тигра» 3.. Ю.Е.Черных Стихи

Слайд 23

Планирование индивидуальной работы в старшей группе на январь, февраль Январь М.Д.Сергеев «Разноцветные сказки» 2. И.И.Молчанов –Сибирский . Стихи Февраль 1. Ю.Е.Черных «Сказка по наследству» 2. М.Е.Трофимов. Стихи

Слайд 24

Планирование индивидуальной работы в старшей группе на март, апрель Март Г.Н.Машкина. Сказка «Утенок Кряк» К.А.Горбунова Стихи Апрель С.Н.Агеева «Таежные истории»- сказки В.В.Корнилова. Стихи

Слайд 25

Планирование индивидуальной работы в старшей группе на май Май 1.Тематическое развлечение КВН «В мире сказок» 2. В.В.Киселева Стихи Конкурс чтецов

Слайд 26

Р.4 п.4.6. Целевые ориентиры «Выразительное чтение» - подготовительная группа Различает жанры литературных произведений Называет любимые сказки, рассказы, знает наизусть 3- 5 любимых стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки Называет 2- 3 авторов и 2-3 иллюстраторов книг Выразительно читает стихотворения, пересказывает отрывки из сказки, рассказа, участвует в драматизации стихов, сказок, рассказов

Слайд 27

Планирование индивидуальной работы в подготовительной группе на сентябрь, октябрь Сентябрь 1. Продолжать знакомство с журналом «Сибирячек» 2. Стихи о Байкале Октябрь 1. Русская сказка «Мальчик из горошины» 2.Н.П.Шаповалов .Стихи

Слайд 28

Планирование индивидуальной работы в подготовительной группе на ноябрь, декабрь Ноябрь 1.Чукотская сказка «Хвастун, который хотел быть самым хитрым» 2. В.П.Скиф. Стихи Декабрь Тофаларская сказка «Змея и человек» Ю.Г.Черных . Стихи

Слайд 29

Планирование индивидуальной работы в подготовительной группе на январь, февраль Январь Бурятская сказка «Хозяин Ольхона» 2. И.И.Молчанов - Сибирский . Стихи Февраль Русская сказка «Охохонюшка» М.Е.Трофимов. Стихи

Слайд 30

Планирование индивидуальной работы в подготовительной группе на март, апрель Март Русская сказка»Лисица и птичка» К.А.Горбунов. Стихи Апрель С.И.Агеева «Таежные истории» В.В.Корнилова Стихи

Слайд 31

Планирование индивидуальной работы в подготовительной группе на май Май Развлечение КВН « В мире сибирских сказок» Театрализованное представление по мотивам сибирских сказок Конкурс чтецов

Слайд 32

Методическое обеспечение В.в.Гербова \Приобщение детей к художественной литературе\М\2008 Н.В.Додокина, Е.С.Евдокимова \Семейный театр в детском саду \М \ 2008 Книга для чтения №1 с 4-5 лет Книга для чтения №2 с 5-7 лет

Слайд 33

Литература Психологическое сопровождение в ходе освоения образовательной области «Речевое развитие» : 1. подраздел- «Ознакомление с художественной литературой»

Слайд 34

Детские книги

Слайд 35

Фото коллаж «Книжное Царство» Организация социокультурной предметно – пространственной среды (Р 3.п.3.3 ФГОС ДО) по ФОП ДО

Слайд 36

Информационное пространство

Слайд 37

Детская библиотека

Слайд 38

Дидактический материал и пособия

Слайд 39

Совместная деятельность взрослого с детьми Этюды и сценки направленные на освоение выразительных средств языка Дидактические игры (обогащение словаря, работа над дикцией, ударением, составлением предложений, грамматическим строем речи - сочетание слов в числе, роде и падеже, др) Совершенствование речи как средством общения

Слайд 40

«Этюды - диалоги» элементы театрализованной деятельности Диалогическая форма речи – эмоциональность, выразительность передачи содержания текста Выразительно пересказывать знакомые тексты, драматизировать их Рассказывание по ролям С \ролевая игра

Слайд 41

Самостоятельная деятельность детей

Слайд 42

Целевые ориентиры «Выразительное чтение» Различает жанры литературных произведений Выразительно читает стихотворение, пересказывает отрывки из сказок, рассказов Обращает внимание на выразительные средства (образные слова, выражения, эпитеты, сравнения) Чувствует красоту и выразительность языка, проявляет чуткость к поэтическому слову.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

Конспект НОД по художественной литературе в средней группе. (Образовательная область « Чтение художественной литературы») « Цветик - семицветик»

В занимательной форме дети вспоминают о разных сказочных героях. НОД проводится с использованием ЭОР. Интересна детям  средней группы детского сада....

НОД Художественное развитие "Вальс цветов"Данное занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной деятельности вызыва

Данное  занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной д...

ВИКТОРИНА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С ДЕТЬМИ Тема «Ознакомление с художественной литературой».

ВИКТОРИНА СОДЕРЖИТ ИГРЫ С ПЕДАГОГАМИ, ИНСЦЕНИРОВКИ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО, ИНТЕРЕСНЫЕ  И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, ИГРУ В КОМАНДАХ. ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ПЕДАГОГАМ , ПРОВЕРИТЬ СВОИ ЗНАНИЯ, НАЙТИ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ....