Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Комнатные растения»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тимакова Елена Евгеньевна
Цель: Расширять представление детей о комнатных растениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kz_razv_rechi_komnatnye_rasteniya.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Комнатные растения»

Цель: Расширять представление детей о комнатных растениях

Задачи:

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к растениям, желание ухаживать за ними;

- воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру.

Образовательные:

- расширять знания о комнатных растениях, их внешних характеристиках;

- продолжать совершенствовать знания детей о разнообразии комнатных растений, об уходе за ними;

-закреплять умение образовывать новые слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, правильно употреблять слова во множественном числе.

Развивающие: 

 - развивать связную речь, учить отвечать на поставленные вопросы, поддерживать диалог, активизировать и расширять словарный запас.

- развитие внимания и памяти.

Материалы и оборудование: кукла Незнайка, комнатные растения (фиалка, толстянка), демонстрационные картинки по теме, мяч.

 

Ход занятия.

Воспитатель предлагает поздороваться и сесть красиво, спинку выпрямить. Тут в дверь раздается стук: в гости пришел Незнайка, в руках у него цветок в горшке.

- Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел Незнайка. (дети здороваются)

- Незнайка, а что у тебя в руках?

Незнайка: - Да сам не знаю, что это такое. Подарили на праздник, сказали, что это цветок. Только вот разве бывают такие цветы? Это больше похоже на обычную траву в горшке. Вот пришел к вам, может, вы мне поможете разобраться, что же это такое? Может и правда цветок такой.

Воспитатель: - Незнайка, ну конечно, это цветок.

- Ребята, попробуем отгадать загадку

Воздух очищают, создают уют

На окнах зеленеют и зимой цветут. (Комнатные растения)

- Это комнатное растение. Как вы догадались?

- Ребята, растут ли сейчас на улице зеленые растения? (нет)

- Почему не растут? (еще холодно)

- Правильно, растения зеленеют сейчас только в комнате, в тепле. И называются поэтому комнатными. Их маленькими сажают в горшочек, за ними ухаживают, поливают, а потом они вырастают большими и красивыми. Давайте все вместе покажем, как растут цветы.

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне (руки вверх)

Утром весенним раскрыл лепестки (ладошки - лодочкой)

Всем лепесткам красоту и питание (ладони соединить тыльной стороной)

Дружно дают под землёй корешки. (Раскрыть пальчики)

 - Незнайка, твой цветок называется фиалка. Ребята, давайте все вместе скажем, как называется цветок (фиалка).

- Ребята, давайте Незнайке еще расскажем, какие у нас в группе есть комнатные растения.

- Фиалки, толстянка, декабрист.

- Молодцы, а какие еще вы знаете комнатные растения (ответы детей)

- А из каких частей состоит растение (корень, стебель, листья, цветок)

- Для чего растению корень? (Корни растения находятся в земле. За счет корня растение не падает и крепко держится в земле. Землю обязательно нужно рыхлить, чтобы к цветку попадал воздух. Еще корень питает растение. Когда мы поливаем землю в горшке, корешок впитывает воду, и она поднимается вверх по стеблю к листьям и цветам)

Воспитатель: - Ребята, давайте внимательно посмотрим на эти два растения и сравним (фиалка и толстянка) Это комнатное растение как называется? (толстянка) А это? (фиалка)

- Посмотрим на их листочки, одинаковые у них листочки или разные? (разные)

- Есть ли стебель? Одинаковый? Чем отличаются?

- Попробуйте описать фиалку (толстянку).

- Какой формы листья? Какого цвета листья?

- У фиалки есть листья (цветки, стебель и корень). Листья округлой формы, темно-зеленого цвета, мягкие, покрытые ворсинками.

- Потрогайте листья фиалки. Листочки фиалки похожи на бархат.

- Стебель у фиалки низкий.

- А какого цвета бывают цветки фиалки? (розовые, малиновые, фиолетовые, белые итп)

Толстянка: У этого цветка прямой стебель, листья овальной формы, гладкие, большие,

плотные, блестящие, темно-зеленого цвета, цветов не имеет.

- Молодцы, а сейчас давайте немножко отдохнем. Встаньте в круг и представьте, что вы стали красивыми цветочками.

Пальчиковая гимнастика «Наши нежные цветки»

Наши нежные цветки               Руки в вертикальном положении.

Распускают лепестки                Развести пальцы рук.

Ветерок чуть дышит,                 Ритмичные движения пальцев рук.

Лепестки колышит.  

Наши нежные цветки

Закрывают лепестки.               Соединить пальцы вместе.

Тихо засыпают,                         Небольшие покачивания рук со сжатыми пальцами.

Головой качают.    

Физминутка

На окне в горшочках                 (дети сидят на корточках лицом в круг.

Поднялись цветочки                 (Медленно встают).

К солнцу потянулись,                 (Тянутся на носочках, подняв руки вверх).

Солнцу улыбнулись.

К солнышку листочки                 (Разводят руки в стороны ладонями вверх).

Повернут цветочки.

Развернут бутоны                         (Соединяют руки над головой и медленно)

В солнышке утонут                 (Покачиваются).

Дыхательная Гимнастика «Подуем на листочки».

- Наши ладошки – это листочки, а руки – стебельки. Правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт. Повторить 4-5 раз.

- Ребята, что нужно растениям для того, чтобы они росли и цвели? (почва, вода, свет и тепло).

- Правильно! А еще за ними надо правильно ухаживать.

- Ребята, как надо ухаживать за растением, чтобы оно росло большим, красивым, чтобы на нем появились цветы? (поливать, протирать листья от пыли, рыхлить землю, опрыскивать.)

- Ребята, а зачем людям нужны комнатные растения? (для красоты)

- Правильно, для красоты, а еще цветы очищают воздух.

Воспитатель: Ребята, а какие вы комнатные растения знаете?

Дети называют и показывают растения - фикус, бегония, роза, герань, кактус, фиалка.

- Ребята, а у вас дома есть комнатные растения? Какие?

- Как вы ухаживаете за ними?

Игра «Мяч волшебный помоги»

– Мяч волшебный помоги и комнатное растение назови. Я буду бросать вам по очереди мяч, а вы называть комнатные растения.

Игра «Назови ласково» (с мячом)

Я называю слово, вы говорите его в ласковой форме.

Фиалка - фиалочка, лист –листочек, стебель - стебелек, цветок – цветочек, земля – землица, вода – водица, солнце – солнышко, лейка – леечка, бутон-бутончик.

- Сыграем в игру «Один – много»
Один цветок – много цветков
Один стебелек – много ….. (стебельков)
Один листик – много …. (листиков)
Один корень - много …. (корней)

Игра «Один-много»

Цветок - цветы, бутон - бутоны, стебель - стебли, лист - листья, горшок - горшки, лейка - лейки

Игра «Скажи наоборот»
Тонкий лист – толстый лист
Маленький цветок – …
Колючий лист - …
Толстый стебелек - …
Цветок расцвел –
Сухая земля - …

Воспитатель: А теперь давайте сосчитаем растения!

Игра «Сосчитай до пяти»
Один фикус – два фикуса, три фикуса, четыре фикуса, пять фикусов.
Одна фиалка - ….
Один кактус - ….
Одна герань - …

Упражнение «Закончи предложение».

-Ребята, давайте поиграем в игру. Я начинаю предложение, а вы сочиняете вторую

часть, и начинаете свой ответ со слов  «для того чтобы».

- Комнатные растения нужно поливать.....

Комнатные растения нужно поливать для того, чтобы они не завяли.

- Листья на комнатных растениях нужно протирать...

Листья на комнатных растениях нужно протирать для того, чтобы они могли дышать.

- Комнатным растениям нужен солнечный свет....

Комнатным растениям нужен солнечный свет для того, чтобы они могли хорошо расти.

- Комнатные растения нужны человеку.....

Комнатные растения нужны человеку для того, чтобы украшать дом.

- Для чего еще комнатные растения нужны человеку?

Комнатные растения нужны человеку для того, чтобы очищать воздух.

- Молодцы, ребята! Ребята, Незнайка уже спешит домой.

Незнайка: Ребята, спасибо за рассказ о комнатных растениях! Я побегу, буду свой цветок поливать, землю рыхлить. До новых встреч!

До свидания, ребята! (дети прощаются)

- Молодцы, ребята! Помогли Незнайке.

Рефлексия

 - Ребята, вам понравилось наше занятие? Что понравилось на занятие? Что было сложно? (дети отвечают).

- Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему "Комнатные растения"

План-конспект по развитию речи в младшей группе на тему "Комнатные растения"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ»Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляци...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Составление описательного рассказа на тему «Зима».

Доминирующая ОО: речевое развитие.Интеграция ОО:  познавательное, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЗадачи:-Связная речь: учи...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:  «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]» Цель: упражнять детей в различении звуков л &mda...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Составление рассказа на заданную тему»

Доминирующая ОО: речевое развитие.Интеграция ОО:  познавательное, физическое, художественно- эстетическое, социально-личностное, физическое развитиеВид деятельности детей: коммуникативная, игрова...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [л]-[р]".

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [л]-[р]".Цель: упражнять детей в различении звуков л-р в словах, фразовой речи; учи...