Технологическая карта занятия по речевому развитию для группы 3-4 года на тему «Насекомые»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Басалаева Татьяна Игоревна

Задачи ФОП ДО, реализуемые в занятии:- Обогащение словаря (названия насекомых, части тела).
- Развитие диалогической речи (ответы на вопросы, описание картинок).
- Развитие звуковой культуры речи (звукоподражания: "ж-ж-ж" пчелы, "ф-ф-ф" бабочки).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по речевому развитию для группы 3-4 года на тему «Насекомые»

Тема

«Насекомые»

Основные задачи

Образовательные:
- Познакомить с названиями насекомых (бабочка, пчела, муравей, божья коровка и др.).
- Учить отвечать на вопросы по теме.
Развивающие:
- Развивать речь, память, внимание, мелкую моторику.
- Обогащать словарный запас (части тела насекомых: крылья, усики, лапки).
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе.

Приоритетный вид функциональной грамотности

Естественно-научная грамотность (знания о природе), речевая грамотность.

Формируемые компетенции

Коммуникация – умение слушать и отвечать на вопросы.
Креативность – создание поделок, участие в играх.
Критическое мышление – сравнение насекомых, определение их особенностей.
Кооперация – работа в парах, групповые игры.

Формы организационной деятельности

Совместная деятельность педагога с детьми, работа в парах, самостоятельная деятельность (творческое задание).

Организационный этап

Действия воспитателя:
"Ребята, давайте встанем в кружок и поздороваемся друг с другом!"
Действия детей:
Дети встают в круг, повторяют движения и слова приветствия.

Мотивационный этап

Действия воспитателя:
"К нам прилетела пчелка Жужа (показываю игрушку). Она принесла загадки про своих друзей-насекомых. Поможете отгадать?"
Действия детей:
Слушают, отгадывают загадки (про бабочку, муравья, божью коровку).

Информационный этап

Действия воспитателя:
Показываю картинки с насекомыми, задаю вопросы:
"Кто это? Какого цвета крылья у бабочки? Где живет муравей?"
Действия детей:
Рассматривают картинки, отвечают на вопросы.

Практический этап

Игры и задания:
1. 
«Полет бабочки» (дети машут руками, как крыльями).
2. 
«Собери цветок для пчелы» (пазлы или мозаика).
3. 
«Найди домик для насекомого» (соотнесение карточек: муравей – муравейник, пчела – улей).
4. 
Творческое задание (раскрашивание бабочек с помощью пальчиковых красок).

Оценочно-рефлексивный этап

Действия воспитателя:
"Какое насекомое вам понравилось больше всего? Давайте вместе скажем, какие они красивые и полезные!"
Действия детей:
Делятся впечатлениями, называют насекомых.

Образовательная деятельность родителей с детьми

Рекомендую родителям:
- На прогулке наблюдать за насекомыми.
- Сделать поделку «Божья коровка» из пластилина.
- Почитать сказку «Муха-Цокотуха».

Игры подробно:

  1. «Кто как двигается?» (имитация движений):
  • "Бабочка летает" (дети машут руками).
  • "Муравей ползет" (шевелят пальчиками).
  1. «Чей домик?» (карточки):
  • Дети подбирают, где живет пчела, муравей и т. д.
  1. «Собери бабочку» (разрезные картинки):
  • Нужно сложить половинки крыльев по цвету.

Занятие построено в игровой форме с частой сменой деятельности, чтобы удержать внимание малышей.

Задачи ФОП ДО (Федеральной образовательной программы дошкольного образования) и содержание образовательной деятельности в рамках занятия по речевому развитию на тему "Насекомые" для детей 3–4 лет:

1. Задачи ФОП ДО, реализуемые в занятии

ФОП ДО направлена на развитие личности ребенка, формирование ключевых компетенций и подготовку к школе. В данном занятии реализуются следующие задачи:

Направление ФОП ДО

Конкретные задачи в занятии

Познавательное развитие

- Формирование представлений о насекомых (внешний вид, среда обитания).
- Развитие наблюдательности (сравнение, классификация).

Речевое развитие

- Обогащение словаря (названия насекомых, части тела).
- Развитие диалогической речи (ответы на вопросы, описание картинок).
- Развитие звуковой культуры речи (звукоподражания: "ж-ж-ж" пчелы, "ф-ф-ф" бабочки).

Социально-коммуникативное развитие

- Формирование навыков сотрудничества (игры в парах, групповые задания).
- Воспитание бережного отношения к природе.

Художественно-эстетическое развитие

- Развитие творческих способностей (рисование, аппликация).
- Эмоциональное восприятие образов насекомых (стихи, загадки).

Физическое развитие

- Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, раскрашивание).
- Координация движений (подвижные игры, имитация полета).

2. Содержание образовательной деятельности

В занятии используются следующие методы и формы работы в соответствии с ФОП ДО:

Содержательный компонент

Примеры в занятии

Игровая деятельность

- Дидактические игры ("Чей домик?", "Собери бабочку").
- Подвижные игры ("Полет бабочки", "Пчелки собирают нектар").

Познавательно-исследовательская деятельность

- Рассматривание картинок с насекомыми.
- Обсуждение их особенностей (крылья, лапки, где живут).

Коммуникативная деятельность

- Беседа по вопросам ("Какого цвета бабочка?", "Где живет муравей?").
- Чтение стихов, загадок.

Продуктивная деятельность

- Рисование пальчиками (божья коровка).
- Аппликация (крылья бабочки из цветной бумаги).

Двигательная активность

- Имитация движений насекомых (ползаем, как муравьи, летаем, как бабочки).

Взаимодействие с родителями

- Рекомендации для домашних занятий (наблюдение за насекомыми на прогулке, чтение сказок).

Вывод

Занятие построено в соответствии с ФОП ДО и охватывает все 5 образовательных областей:

  • Познание (изучение насекомых),
  • Речь (развитие словаря и диалога),
  • Социализация (игры в парах, бережное отношение к природе),
  • Творчество (рисование, аппликация),
  • Физическое развитие (подвижные игры, мелкая моторика).

Такой подход обеспечивает всестороннее развитие детей 3–4 лет в игровой, доступной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта занятия по речевому развитию Тема занятия: «Деление слов на слоги»

Технологическая карта занятия по речевому развитию Тема занятия: «Деление слов на слоги»...

Технологическая карта занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группы № 103 «Знайки». Тема. "Грамотеи".

Цель: Воспитание любви к чтению и грамматике. Задачи:- Продолжать учить детей выкладывать предложения с применением всех пройденных грамматических и синтаксических правил, определять словесное уд...

Технологическая карта занятия по речевому развитию в группе раннего возраста "Животные Севера"

Формировать у детей представление о внешнем виде животных севера (белый медведь, олень, полярная сова). Формировать представление детей о погоде севера....

Технологическая карта занятия по речевому развитию «Купание куклы Кати» группа раннего возраста (2-3 года)

Технологическая карта занятия по речевому развитию «Купание куклы Кати»  группа раннего возраста (2-3 года)...

Технологическая карта занятия по речевому развитию в старшей возрастной группе на тему "Весенние проталины"

Технологическая карта занятияОбразовательная область: речевое развитиеТема занятия: описательный рассказ по картине «Весенние проталины»Возрастная группа: старшая группаЦель занятия:...

Технологическая карта занятия по речевому развитию по теме «Пересказываем русскую народную сказку «У страха глаза велики» с детьми подготовительной к школе группы

Технологическая карта занятия по речевому развитию по теме: "Пересказываем русскую народную сказку "У страха глаза велики" с опорой на мнемодорожку...