викторина "Умные непоседы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кудряшова Ирина Александровна

Развитие связной речи  удетей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл викторина24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи

ВИКТОРИНА «УМНЫЕ НЕПОСЕДЫ»

Составили и провели воспитатель старшей группы «Знайки»:

Кудряшова И. А.

Минина А.В.

Цель:  Выявить и закрепить уровень знаний детей по развитию речи.

Задачи:

Образовательные:

  • способствовать развитию речи, познавательных интересов, мыслительных операций (анализ, синтез, внимание, память, мышление)
  • формировать умения обобщать, классифицировать;
  • закреплять умение детей использовать синонимы и антонимы;
  • обогащать словарный запас через участие в словесно-речевых играх;
  • формировать навыки сотрудничества на занятии.
  • закреплять умение находить слова на заданный звук; умение составлять предложения из предложенных слов; описательный рассказ с опорой на схему.

Развивающие:

  • развивать связную речь детей, продолжить работу по активизации и уточнению словаря детей.
  • развивать зрительное и слуховое восприятие; способствовать развитию познавательных интересов, мыслительных операций, воображения в процессе отгадывания загадок; добиваться полных ответов на вопросы;
  • развивать у детей умение ориентироваться на местности по словесному описанию, определять направление маршрута.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, активность, целеустремленность, культуру общения, чувство коллективизма и взаимопомощи.

Интеграция образовательных областей:  речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Ход занятия:

- Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте улыбнемся гостям и друг другу и встретим сегодняшний день с улыбкой и хорошим настроением.

- Ребята, а вы любите играть? Сегодня у нас необычная игра, а игровая викторина. Хотите принять в ней участие?

- Для того, чтобы начать нам нужно поделиться на две команды. Выберете себе эмблемы и занимайте места. Команда «Умники» справа от  меня, а команда «Знайки» слева от меня. За каждый правильный ответ команда будет получать солнышки. Чья команда наберет больше солнышек, та и победит.

Чтобы перейти к выполнению задания, давайте повторим правила.

  1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

  1. Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

- Итак, команды готовы? Вы веселые ребята, и не будете скучать. На вопросы викторины будем с вами отвечать!

А вот и первое задание

Задание 1. «Веселые загадки»

В чаще голову задрав,

Воет с голоду … жираф (Волк)

Кто в машине знает толк,

Косолапый бурый … волк (Медведь)

Дочерей и сыновей

Учит хрюкать … муравей (Свинья)

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно, рыжая … лисица (Белка)

В теплой лужице своей

Громко квакал … Бармалей (Лягушонок)

С пальмы вниз, на пальму снова

Ловко прыгает … корова (Обезьяна)

- Молодцы ребята. Правильно все отгадали. С первым заданием вы справились.

Командам вручаются солнышки.

А мы переходим ко второму заданию.

Задание 2.  Игра «Что лишнее?»

- Я называю каждой команде по очереди группу слов, а вы должны сказать, какое слово лишнее в этой группе и почему?

  • Яблоко, груша, картофель, персик. (Картофель)
  • Заяц, комар, медведь, волк. (Комар)
  • Осина, береза, клен, одуванчик. (Одуванчик)
  • Корова, овечка, сорока, лошадь. (Сорока)

И с этим заданием вы справились, умнички.

Командам вручаются солнышки.

- Нам пора двигаться дальше.

Задание 3.  Игра «Назови одним словом»

- Я буду по очереди каждой команде называть группу слов, а вы должны сказать, как эта группа слов называется одним словом.

  • Тарелка, кастрюля, чайник, ложка. (Посуда)
  • Диван, стул, стол, кровать, шкаф. (Мебель)
  • Помидор, огурец, морковь, свекла, лук, перец. (Овощи)
  • Яблоко, апельсин, груша, ананас, персик, киви. (Фрукты)
  • Самолет, машина, поезд, грузовик, корабль. (Транспорт)
  • Повар, шофер, плотник, продавец, врач. (Профессии)

- Вы настоящие умники и знайки. И с этим заданием справились.

Командам вручаются солнышки

Ребята, давайте немножко отдохнем. Вставайте в круг и поиграем в игру «Скажи наоборот».

Игра «Наоборот»

Радостный – грустный, печальный

Светлеть – темнеть

Сухой – мокрый

Тишина – шум

Ясный – пасмурный

Мерзнуть – согреваться

Высоко – низко

Далеко – близко

Трус – храбрец

Начало – конец

- Команды занимают свои места и мы продолжаем

Задание 4.  «Помоги картинкам найти свой цветок»

- Посмотрите, перед вами цветы. Кого вы видите на цветах? (комара, пчелу). Давайте вспомним, какой звук произносит комар? (Дети произносят звук [з]). А пчела? – (звук [ж]). На тот цветок, где сидит комар, команда «Умники» поставит картинки со звуком [з], где пчела команда «Знайки» поставит картинки со звуком [ж].

В большом обруче находятся картинки. Вам необходимо выбрать картинку с нужным звуком и положить к своему цветку. От каждой команды будут выходить по одному ребенку по очереди. Готовы к выполнению задания?

- Молодцы, ребята, правильно расставили все картинки.

Командам вручаются солнышки.

- Переходим к следующему заданию

начинаем.

Командам вручаются солнышки.

- А в следующем задании вам нужно из слов составить предложение. Нужно быть очень внимательными. Готовы?

Задание 5.  «Составь предложение»

- Слова стоят не по порядку. Поэтому не очень понятно, о чем же говорится в предложении. Расставьте слова правильно, чтобы все стало понятно и предложение звучало красиво. За каждое правильное предложение команда получает одно солнышко.

  • Гнездо, на, сосне, птица, свила. (Птица свила на сосне гнездо)
  • Яблоне, плоды, выросли, на, вкусные. (На яблоне выросли вкусные плоды)
  • Лугу, на, растут, цветы, яркие. (На лугу растут яркие цветы)
  • Лиза, для, цветочек, сорвала, мамы. (Лиза сорвала цветочек для мамы)
  • Весной, расцветает, саду, в, сирень. (Весной в саду расцветает в сирень)
  • Летом, лугу, на, цветут, ромашки. (Летом на лугу цветут ромашки)

- Молодцы, и с этим заданием вы справились. Переходим к следующему заданию.

Задание 6.  «Расскажи обо мне»

- в следующем задании вам нужно выбрать картину с животным, показать ее другим детям и рассказать об этом животном, опираясь на схему. Подумайте и решите, кто из вашей команды пойдет выполнять это задание.

По схеме:

  1. Кто это?
  2. Домашнее, дикое.
  3. Части тела.
  4. Чем покрыто.
  5. Голос.
  6. Чем питается?
  7. Жилище.
  8. Чем занимается зимой.
  9. Детеныши.

(4-5 рассказов)

- Умнички!!! И с этим сложным заданием вы справились. У нас осталось последнее задание.

Задание 7.  «Найди клад»

- Ребята, вам нужно выстроиться змейкой, друг за другом. Затем следовать алгоритму: 5 шагов вперед, повернуть налево, сделать еще 4 шага вперед и повернуться налево. Найди клад.

В сундучке с «кладом» дети находят блестящие монетки – шоколадки.

- А нам пора вернутся и посчитать солнышки, чтобы узнать, какая команда победила.

Объявляется команда победитель.

- Вот и подошла к концу наша игра. Какое задание вам  понравилось больше всего? Какое задание было трудным? Вы все сегодня меня порадовали, все молодцы!

Очень много слов на свете,

Как снежинок у зимы.

Но возьмем, к примеру, эти:

Слово «я» и слово «мы».

«Я» на свете одиноко,

В «я» не очень много прока.

Одному или одной

Трудно справиться с бедой.

Слово «мы» сильней чем «я».

Мы – семья, И мы – друзья.

Мы – народ, И мы – едины.

Вместе мы Непобедимы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевой мыслительной деятельности "Занимательное путешествие Мячика Непоседы"

В занятии в игровой форме идёт отработка словаря по теме "Транспорт",  закрепляются знания о профессиях людей, работающих на транспорте, отрабаты вается понимание способа образования сложных слов...

НЕПОСЕДЫ. АКТИВНОСТЬ ИЛИ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ?

НЕПОСЕДЫ. АКТИВНОСТЬ ИЛИ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ? Родители жалуются - дети не могут усидеть на месте, всё разбрасывают, ужасные непоседы и вредины, очень импульсивные и невнимательные, упрямые, никогда не ...

Перспективное планирование кружка спортивного творчества "Непоседы"

В нашем детском саду фунционирует  спортивный кружок  с элементами художественной гимнастики. Занятия включают в себя упражнения и движения с элементами художественной гимнастики: упражнения...

«Необыкновенные приключения мячика Непоседы» - конспект занятия

Данное занятие позволяет детям в игровой форме закрепить виды транспорта....

МОЙ ЛЮБИМЫЙ НЕПОСЕДА

Повышенная двигательная активность часто становится проблемой не только для окружающих, но и для самого ребенка. Как же поступить в такой ситуации? Я предлагаю такой выход....

Методические рекомендации «Что нам делать с непоседой?»

Конкретные рекомендации для педагогов и родителей пл воспитанию гиперактивных детей....

Выпуск газет "Непоседы.ру", "Здоровье непосед"

Выпуск информационных газет о деятельности учреждения....