Конспект занятия по речевой мыслительной деятельности "Занимательное путешествие Мячика Непоседы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Сластникова Наталья Михайловна

В занятии в игровой форме идёт отработка словаря по теме "Транспорт",  закрепляются знания о профессиях людей, работающих на транспорте, отрабаты вается понимание способа образования сложных слов и умения составлять предложения по схеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект

открытого занятия по речевой мыслительной деятельности в подготовительной логопедической группе.

«Занимательное путешествие Мячика Непоседы»

                                   

                                                                                                                             

 

Воспитатель: Н.М.Сластникова

МКДОУ № 171

г.Киров мкр Лянгасово

Программное содержание :

Образовательные задачи:

  1. Систематизировать у детей представления о различных видах транспорта (наземном, железнодорожном, подземном, водном, воздушном);
  2. Закреплять знания детей  о профессиях людей, работающих на транспорте;
  3. Добиваться понимания способа  образования сложных слов;
  4. Закреплять умения детей составлять предложения по схеме;
  5. Развивать связную речь детей, закреплять умение строить придаточные предложения и устанавливать причинно-следственные связи.

Развивающие:

  1. Развивать у детей речевую активность;
  2. Формировать у них умение использовать полученные ранее знания при выполнении новых заданий.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей выдержку и самообладание, уважительное отношение друг к другу;
  2. Умение выслушивать  ответы товарищей.

Коррекционные:

  1. Развивать у детей отдельные психические функции и операции: мелкую моторику, внимание, память, мышление.

Методы и приёмы:

Словесные:

  1. Вопросы индивидуальные и к группе в целом;
  2. Элементы беседы;
  3. Художественный аспект (стихи, загадки).

Игровые и сюрпризные:

  1. Появление Мячика Непоседы;
  2. Появление Мудрой Совы;
  3. Разрезанный силуэт самолета
  4. «Заколдованные картинки»
  5. Макет электрички

Наглядные:

  1. Схематическое изображение предложения
  2. «Заколдованные картинки»;
  3. плоскостное изображение Мудрой Совы.

Оборудование:

  1. Большой мяч, на котором нарисована весёлая рожица;
  1. Плоскостное изображение Мудрой Совы;
  2. Макеты электрички, парохода;
  3. Картинки с изображением транспорта;
  4. Картина «Ледоход»
  5. Половинки альбомного листа с силуэтами различных видов транспорта;
  6. Разрезанное изображение самолета;
  7. Схематичное изображение предложения;
  8. Магнитофонная запись со звуками движения поезда, самолета.

Предварительная работа:

  1. Чтение художественной литературы (Ильина и Сегал «Машинисты на нашей улице»).
  2. Отгадывание загадок о транспорте.
  3. Рассматривание транспорта;
  4. Беседы о транспорте;
  5. Сюжетно-ролевые строительные игры.    

Ход занятия

  Воспитатель:- Дети, я предлагаю вам поиграть с пальчиками. Согласны?!:

(Дети поочерёдно касаются большого пальца всеми пальцами по очереди на каждый ударный слог)

Автобус, троллейбус, машина, трамвай,

О них ты на улице не забывай.

(смена рук)

В морях корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

Воспитатель:  Дети, как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить?

Дети: О транспорте.

Воспитатель: Верно! Мы будем говорить о транспорте.

Дети, утром по дороге в детский сад я встретила нашего старого знакомого Мячика Непоседу и пригласила его к нам в гости. Вы рады его видеть!

Дети: Да!

Воспитатель:  Мячик Непоседа любит путешествовать,

  1. Что любит делать Мячик Непоседа?

Воспитатель: Дети, какое интересное слово мы услышали: ПУТЕШЕСТВИЕ.

(Дети произносят это слово вначале хором, затем индивидуально)

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите из каких двух слов получилось это слово? (Путь и шествие) А теперь, дети, расскажите мне, как вы понимаете, что обозначает это слово?

(Дети отвечают)

Воспитатель:- Давайте положим слово «ПУТЬ» на правую ладошку, а слово «ШЕСТВИЕ» на левую. А когда сведём ладошки вместе получится длинное,  трудное слово-ПУТЕШЕСТВИЕ.

  1. Мячик Непоседа решил с вами поиграть. Он предлагает вам составить предложения по схеме, в которых вы расскажете на чем Мячик Непоседа мог добраться до нас? Вот схема:

  1. Мячик Непоседа плыл на корабле;
  2. Мячик Непоседа ехал на автобусе;
  3. Мячик Непоседа летел на самолете;
  4. Мячик Непоседа спешил на велосипеде;
  5. Мячик Непоседа плыл на лодке;
  6. Мячик Непоседа поднимался на вертолёте;
  7. Мячик Непоседа путешествовал на катере;
  8. Мячик Непоседа взлетал на ракете;
  9. Мячик Непоседа  добирался на электричке;
  10. Мячик Непоседа шел по дороге;
  11. Мячик Непоседа мчался на мотоцикле;
  12. Мячик Непоседа катился на самокате.

Воспитатель: Дети, а Мячик Непоседа  приглашает вас с собой в путешествие. Догадайтесь, на чем мы отправимся в путь?

Загадка: 

Братья в гости снарядились,

Друг за друга зацепились.

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили дымок.

(поезд)

Воспитатель:  Правильно! Мы будем путешествовать на поезде. Займите свои места в вагонах.

Куда мы с вами вошли?

  1. Мы вошли в поезд;
  2. Мы вошли в  вагон;
  3. Мы вошли в электричку.

Воспитатель:  Дети, а на чем мы с вами поедем?

  1. Мы поедем на поезде;
  2. Мы поедем на  электричке;
  3. Мы поедем на  тепловозе.

Воспитатель:  Дети, а если это транспорт передвигается за счёт тепла,  то есть ТЕПЛОМ ВОЗИТ – это будет тепловоз, а если ПАРОМ ВОЗИТ – паровоз.

Где едет поезд?

  1. Поезд едет по железной дороге;
  2. Поезд едет по рельсам;
  3. Поезд едет по земле.

Воспитатель: Значит можно сделать вывод, что поезд относится к какому виду транспорта?

  1. Это наземный транспорт;
  2. Это железнодорожный транспорт.

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, а есть ли еще какой-нибудь вид транспорта очень похожий на железнодорожный?

У меня есть для вас подсказка:

Под землёй, как крот, живет,

Мчит в тоннелях он вперед.

(метро)

А к какому виду транспорта относится метро?

(подземному)

Дети, а знаете ли вы, кто каким видом транспорта управляет? Продолжите предложение:

Автобусом управляет…………водитель

Грузовиком управляет…………шофер

Поездом управляет…………….машинист

Вертолетом управляет…………вертолетчик

Самолётом управляет…………..лётчик

Кораблём управляет…………….капитан

Мотоциклом управляет…………мотоциклист

Велосипедом управляет…………велосипедист

Ракетой управляет……………….космонавт

Вот поле, вот речка,

Вот лес густой.

Приехали дети,

Поезд, стой!

Что мы с вами сейчас будем делать?

  1. Выходить из вагона;
  2. Выходить из поезда.

Куда мы выйдем?

  1. На перрон;
  2. На платформу.

А как называется то место, куда прибывает поезд?

  1. Вокзал.

А если этот вокзал стоит у железной дороги, тогда какой это вокзал?

  1. Железнодорожный вокзал.

Воспитатель: Ну что ж, наше путешествие продолжается. Мячик Непоседа привел нас к реке.

А какое сейчас время года?

(весна)

И что же мы видим на реке? (показ картины «Ледоход»)

Что же это за явление –ЛЕДОХОД? Из каких двух слов оно состоит

(ЛЁД И ХОДИТ)

Дети, если на реке образовался затор из льдин, то чтобы очистить русло, люди вызывают на помощь что? (ледокол)

 Из каких двух слов состоит слово ЛЕДОКОЛ?

Дети, скажите, на чем можно плавать по воде?

  1. Плавать по воде можно на корабле;
  2. Плавать по воде можно на яхте;
  3. Плавать по воде можно на плоту;
  4. Плавать по воде можно на катере;
  5. Плавать по воде можно на теплоходе;
  6. Плавать по воде можно на пароходе.

Воспитатель: Какие интересные слова встретились в ваших ответах (пароход и теплоход)

Из каких двух слов были образованы оба эти слова?

К какому виду транспорта относятся: корабли, лодки? (к водному)

Воспитатель: Дети, но Мячик Непоседа немного огорчился тому, что мы не можем плыть по реке. Как вы думаете, почему?

А в какое время года мы так же не можем путешествовать на водном транспорте? (зимой)

Дети, а чтобы развеселить Мячика Непоседу я предлагаю вам игру на внимание.

Физкультминутка

На слово «самолет» летают по одному, руки  в стороны.

На слово «лодочка» встают в пары.

На слово «паровоз» встают тройками друг за другом.

Вот самолётик в небо

Взвился, полетел.

Вы слышите, как гулко,

Моторчик загудел. У-У-У.

Две лодочки по озеру

Широкому плывут,

Гребцы сидят на лодочках

И весело плывут.

Вот паровоз с вагонами

По линии бежит,

Пар выпускает шумно,

Колесами стучит.

Воспитатель: Мячик Непоседа предлагает продолжить путешествие, а на чем, вам опять придется догадаться.

Вот загадка:

Словно птица

Мчится в небе голубом.

Города, моря, границы

И загадки под крылом.

Снова в путь, мотор ревет.

Рвётся в небо……….(самолет)

На чем мы полетим? (на самолете)

Из каких двух слов состоит слово «самолет»?

  1. А на чем еще можно летать (на самолетах, на вертолетах, на воздушных шарах, на ракетах)

Воспитатель: Какой это вид транспорта?  (воздушный)

Куда мы отправимся, что бы сесть на самолет? (в аэропорт)

Воспитатель:Вот мы и в аэропорту. Но что это?! Я не вижу ни одного самолета! Мячик Непоседа приготовил сюрприз. Он разобрал самолет на части. А сможем ли мы его собрать?

(Дети собирают большой силуэт самолета, разобранного на части). При этом детям в течение работы задаются следующие вопросы:

  1. Что за деталь у тебя?(нос).
  2. А у тебя? (корпус).
  3. А у тебя?(хвост).
  4. А у тебя? (крыло).
  5. А у тебя?(пропеллер).
  6. А у тебя?(шасси)
  7. А у тебя?(иллюминаторы)

Воспитатель: Самолет готов. Мы летим в детский сад. Расправили крылья, завели моторы и полетели обратно в свою группу. (дети садятся за столы)

Воспитатель:  Вот мы вместе с Мячиком Непоседой вернулись в группу. Но нас ждет ещё один гость. Это наша старая знакомая  - Мудрая Сова.

Она приготовила для нас новые интересные вопросы. Хотите узнать какие?

Дети: Да!

Воспитатель: Как вы думаете а

  1. Сапоги скороходы;
  2. Ступа Баби-Яги;
  3. Ковер-самолет  это тоже транспорт или нет?  (это сказочный транспорт)

Воспитатель: Мудрая Сова хотела бы у вас узнать, как вы думаете, почему это случилось.

(дети находят как можно больше причин происходящего)

  1. Все троллейбусы стояли и мешали движению, потому что…
  2.   Машина буксовала и не могла тронуться с места, потому что…
  3. самолет не мог взлететь, потому что….
  4. Велосипедист никак не мог обогнать машину, потому что…
  5. У светофора все машины остановились, потому что…

Воспитатель: Дети, Мудрая Сова и Мячик Непоседа приготовили для вас заколдованные картинки. Попробуйте их расколдовать и подарите их после этого нашим гостям.

Детям даются силуэты различных видов транспорта, которые они штрихуют различными видами штриховки.

Воспитатель: Мячик и Сова прощаются с вами. И пока вы заняты делом, я провожу их до выхода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию Тема: «Путешествие в страну сказок»

Конспект занятия по речевому развитиюТема: «Путешествие в страну сказок»...

Конспект занятия ОО Речевое развитие . Тема "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина "

Углубить и расширить знания детей о творчестве А. С. Пушкина....

Конспект занятия по речевому развитию тема: Путешествие в страну Красивой речи

Все задания для детей проходят в игровой форме на умения обобщать, классифицировать, делить слова на слоги. Закрепление и расширение словарного запаса детей....

Конспект занятия по речевому развитию Тема: «Путешествие по сказке «Заюшкина избушка» Группа общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет

Тема: «Путешествие по сказке «Заюшкина избушка» Цель: Формирование интереса и любви к русским сказкам. Задачи: Образовательные: - Формировать умение детей отвечать на вопросы по содержанию...

Конспект занятия по речевому развитию "Сказочное путешествие"

Упражнять детей в развитии навыка словообразования, активизировать словарь прилагательных в речи, совершенствовать речевую культуру.Развивать интерес к художественной литературе, игровой деятельности,...

Конспект занятия в речевой старшей группе «Путешествие в лес за грибами »

Методическая разработка Конспект занятия в речевой старшей группе  «Путешествие в лес за грибами»....