Конспект педагогического мероприятия с детьми разновозрастной группы по развитию речи «В поисках запутанных сказок»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Перетрухина Елена Анатольевна

Цель: совершенствовать речь детей на материале русских народных сказок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_o.z.p.g.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

Дошкольное образовательное учреждение детский сад №29

Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект

педагогического мероприятия с детьми разновозрастной группы

по  развитию речи «В поисках запутанных сказок»

Подготовила и провела

воспитатель

Перетрухина Елена Анатольевна

высшая квалификационная категория,

Саратов, 2025 г.

Цель: совершенствовать речь детей на материале русских народных сказок.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствование навыка словообразования имен существительных с именами прилагательных в винительном падеже;

- закреплять умение детей правильно называть слова на заданный звук;

- закрепить знания детей о знакомых сказках, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.

Развивающие:

- развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;

- развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к сказкам;

- совершенствование умения взаимодействовать в коллективе;

- воспитывать стремление к познанию нового; формировать умение грамотно излагать свое мнение.

Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, отгадывание сказок.

Материалы и оборудование: сундучки, клубок ниток, волшебный мешочек, иллюстрации к сказкам, картинки сказочных героев, буквы для составления слова, картинки с изображение времен года, замочки, письмо, сердечко.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, двигательная, игровая, продуктивная.

Ход образовательной деятельности.

п/п

Этапы

работы,

виды заданий и

упражнений

Организация

рабочего

пространства

Деятельность

педагога

Деятельность

детей

1.

Приветствие

Дети  сидят на стульях  напротив

 воспитателя.

Воспитатель предлагает поздороваться с гостями.

В: Ребята, сегодня к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся.

Станем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу,

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Доброе утро!

Ребята, а как ещё можно поприветствовать друг друга? (ответы детей) Можно ли взрослому незнакомому человеку сказать «привет»? Ребята, мы с вами знаем, что кроме слов приветствия существует много других приятных, ласковых слов, которые называются как …? (комплименты).

Игра «Комплименты»

Воспитатель: - Давайте с вами подарим друг другу комплименты. Вставайте в круг.

Ребята, от теплых слов настроение стало у всех радостное, мы вместе и нам хорошо!

Дети входят в групповую комнату и здороваются с гостями.

Дети беседуют с педагогом, отвечают на вопросы.

Дети, передают «сердечко», говорят друг другу комплименты.

2.

Вхождение в сказку.

Мотивационно – ориентировочный этап.

Дети проходят на свои места.

Стук в дверь. Письмо. Дети вместе с воспитателем рассматривают конверт.

 

Дети занимают места на ковре

Воспитатель читает письмо.

«Дорогие ребята! Волшебница-путаница проникла в нашу страну и принесла нам много бед. Помогите нам, пожалуйста. Она все у нас перепутала, и мы не знаем, как нам избавиться от её чар…».

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, письмо закончено? Почему?

- Как же нам узнать от кого письмо и кому нужно помочь?

- Кажется, в конверте еще что-то есть.

Воспитатель: - Ребята, а на чём мы можем туда отправиться?

Воспитатель:- Страна у нас сказочная, ну и транспорт должен быть сказочный. Какой?

Воспитатель: - А вот и ковер-самолёт. А что это на нём за буквы? Что они могут означать?

Правильно. Буквы означают первый звук, с которого начинается ваше имя. Это и будет ваше место на ковре-самолете.

Воспитатель:- Садитесь на ковер-самолёт, он донесёт нас в страну сказок.

Дети отвечают на вопрос.

В конверте лежат буквы, из которых дети собирают слово СКАЗКА

 Дети: на поезде, на самолёте и т.д.

Дети: ковёр – са-молёт, сапоги скороходы, облако.

Дети предлагают варианты .

3.

Сказка.

Поисковый этап.

Игры

«Звукоподражание»,

«Сказочный сундук».

«Живые слова»

Звучит сказочная музыка

Перед детьми воспитатель ставит большой сундук с замком

Воспитатель:

-Отправляемся друзья,

В чудо сказку - вы и я.

Игра «Звукоподражание»

Воспитатель: - Пока мы летим, мы будем повторять звуки животных и предметов, над которыми пролетаем.

1. Пролетаем над городом, шумят машины: ш-ш-ш.

2. Лопнули шины: с-с-с.

3. Пролетаем над лесом. Волки воют: у-у-у

4. Жуки жужжат: ж-ж-ж.

5. Комары летят: з-з-з.

6. Мы сейчас поднимемся высоко, где воздух холодный, погреем ладошки: х-х-х.

Воспитатель: - Вот мы и прибыли

- Посмотрите, ребята, что это? Сундук. – А на  сундуке – замок. Давайте, его откроем.

- А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок»

На дверях висит замок Да никто открыть не мог!

Мы замочком постучали,

Мы замочек повертели,

Мы замочек покрутили –

И замочек мы открыли!

Воспитатель: - Замочек в этой стране очень большой. Как вы думаете, что спрятано за этим замком?

Воспитатель:  Давайте посмотрим… Ребята, в сундуке ещё спрятаны сундучки и коробочки с замками. Чтобы открыть следующий замок надо вы полнить задание.

Я вам  буду читать названия сказок, в которых имена героев написаны неверно, только вы и сможете помочь исправить все ошибки.

Дидактическая игра «Сказочный сундук»

1. «Царевна — индюшка»;

2. «По-собачьему велению»;

3. «Сивка - будка»;

4. «Иван-царевич и зелёный волк»;

5. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»;

6. «Мальчик-с-кулачок»;

7. «Курочка в полосочку»;

8. «Петушок— золотой пастушок»;

9. «Заюшкина сумочка»;

10. «Лапша из топора».

Замечательно! Молодцы! Вот мы с вами открыли ещё один замок. А в этом сундучке нас ждёт следующее задание.

Дидактическая игра «Живые слова».

- Давайте выберем четырёх человек. Один будет словом «козлят», второй – «7», третий «волк», четвертый – коротким словом «и». Теперь дети – «слова», постройте название сказки «Волк и 7 козлят».

- Следующая сказка, которую мы должны угадать:

1-Иванушка, 2-Аленушка, 3-братец, 4 –и, 5- сестрица

Дети повторяют за воспитателем  звуки.

Дети повернулись и увидели сундук, а на нём большой замок.

пальцы в "замочек"

постучать о коленки

круговые движения "замочком"

показать ладошки

Дети смотрят на замок и высказывают свои догадки.

Дети исправляют ошибки.

Выбранные дети выстраиваются в нужном порядке, а остальные отгадывают название сказки.

4.

 Физминутка

Дети стоят на коврике полукругом. Воспитатель показывает движения со словами под музыку

Воспитатель: - Вот мы уже и открыли с вами 2 замка. Чтобы попасть в другую сказку нам надо немного размяться.

Физминутка «Герои сказок»

Дети выходят и становятся свободно на коврике. Затем выполняют движения со словами под музыку.

5.

Игра «Подражание герою» (подражание голосам животных)

Дети занимают свои места.

На столе лежат маски зверей.

На столе лежит загадка

Воспитатель: - Герои еще одной сказки просят у вас помощи. Посмотрите и скажите, что это за сказка?

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, никак звери не могу договориться, какой теремок им лучше построить. Точно без чар волшебницы-путаницы и здесь не обошлось. Не договориться им никак потому, что они все время друг перед другом хвастаются.

Игра «Подражание герою» (подражание голосам животных)

Мышка говорит: У меня не усы, а усищи.

Лягушка говорит: У меня не глаза, а….

Заяц говорит: У меня не уши, а….

Волк говорит: У меня не зубы, а ….

Лиса говорит: У меня не хвост, а…

Медведь говорит: У меня не лапы, а…

Воспитатель: - Интересно, в какой сказке мы оказались?

Воспитатель: Молодцы! 3-ий замочек открыли.

 А вот и ещё задание-загадка. Давайте отгадаем и откроем ещё один замок.

Загадка:

Двенадцать братьев

Друг за другом бродят,

Друг друга не обходят.

В какой сказке мы оказались?

Воспитатель: - Волшебница-путаница так сильно дунула, что все времена года и месяцы поменялись местами. Давайте разложим времена года по порядку. Какое сейчас время года? Какое было до весны? Какое будет после весны? Какое между летом и зимой? А названия весенних месяцев вы знаете? Молодцы! Этим сказочным героям мы помогли, навели порядок.

- С этой сказкой мы прощаемся и в другую отправляемся.

Дети отвечают на вопросы воспитателя и играют в игру «Подскажи словечко».

Ход игры. Дети отвечают на вопросы, называют тех людей, кто управляет транспортом.

Дети заканчивают предложения.

Дети: «Теремок»

Дети: «12 месяцев»

Дети расставляют картинки-символы.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

6.

Игра «Назовите сказочного героя, название которого начинается на звук…»

Игра «Где прячутся противоположности?»

Дети стоят полукругом, затем делятся на две команды. (Слайд 10, 11). Воспитатель раскладывает игру на коврике.

Игра «Назовите сказочного героя, название которого начинается на звук [З]»

(Заяц, Змей Горыныч, Золушка, Золотая рыбка…)

На звук [К]

(Кот в сапогах, Карлсон, Крошка Енот, Конёк-Горбунок, Кощей Бессмертный, Колобок, Красная Шапочка, домовенок Кузя, папа Карло, Кай, Карабас-Барабас)

На звук [М]

(Морозко, Муха-Цокотуха, Маугли, Мальчик-с-пальчик, Мальвина, Мойдодыр, Маленький Мук).

Игра «Где прячутся противоположности?»

На столах картинки: заяц, лиса, Золушка, Емеля, Фея, Баба-Яга и т. д.

Воспитатель: ребята, на столах лежат картинки с изображением различных предметов. Я буду называть признаки предмета, а вы искать предмет с этим признаком.

Длинные - короткие;

Добрая - злая;

Трудолюбивая – ленивый;

Дети называют известных героев.

Дети стоят у столов.

Дети находят картинки и объясняют свой выбор.

Заяц – уши длинные, у лисы - короткие; Золушка – трудолюбивая, Емеля - ленивый; Фея-добрая, Баба-Яга-злая и т.д.

7.

8.

Игра «Назови сказки»

Выход из сказки

Дети свободно сидят на коврике.

Мешочек с клубком.

Ребусы.

Воспитатель включает песню

«По дороге с облаками»

Игра «Назови сказки»

Воспитатель: - Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Правильно.

Это – волшебный клубок. - Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок)

- Ой, ребята, волшебница-путаница и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаем один моток, а вы при этом называем русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка , и он нам поможет открыть последний, самый хитрый замок с последним заданием. Ой, смотрите, здесь какие-то рисунки-схемы. Что это? Как вы думаете?

Воспитатель: если мы сумеем разгадать все ребусы, мы окончательно поможем жителям волшебной страны справиться с бедами, которые натворила волшебница-путаница.

Воспитатель: - Ну, что ребята мы помогли героям и исправили все плохие поступки волшебницы - путаницы, и нам пора отправляться в детский сад.

- Располагайтесь поудобнее на ковре - самолёте, и он отвезёт нас обратно в группу.

1,2,3 взлетаем, глазки закрываем

1,2,3,4,5 вот и в группе мы опять, можно глазки открывать.

Воспитатель: - Молодцы, всем сказочным героям помогли.

Дети: «Волшебный клубок»

Дети: «Это-ребусы»

Дети разгадывают ребусы.

9.

Рефлексия.

Дети сидят на коврике рядом с воспитателем.

Вот мы и в детском саду.  

- Ребята, а где мы побывали?

- А что вам понравилось?

- Что вам было интересно?

- А что вам было не интересно?

- С чем было трудно справиться?

- Какие задания вам было трудно сделать?

- С какими заданиями было легко справиться? Детки, вы сегодня молодцы! Вы справились с таким количеством заданий.

А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями и скажем им «Спасибо! До свидания»

Дети беседуют с воспитателем о путешествии, высказывают свои эмоции .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по речевому развитию "Лабиринт сказок"

Конспект занятия по развитию речи, выполненный в виде квеста. Детям предлагается задача - отыскать спрятанную Кощеем Бессмертным книгу сказок. Выполняя различные задания дети получают части ключа. Соб...

Технологическая карта педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы. квест-игра "В поисках потерянной книги"

Тема: В поисках потерянной книгиВозростная группа: дети 7-го года жизни (подготовительная группа)Вид детской деятельности: игровая, позновательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.Тип о...

Конспект педагогического мероприятия с детьми младшей группы образовательной направленности по развитию речи

Конспект педагогического мероприятия с детьми младшей группы общеразвивающей направленности по развитию речи "По тропинке к сказкам". Развитие речи и  творческих способностей детей поср...

Методическая разработка.Конспект педагогического мероприятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности по коррекции речи, познавательное развитие «На грибной полянке». Логопедическая досуговая деятельность

Подготовила и провелаучитель-логопедРогулева Ирина НиколаевнаВысшая квалификационная категория  Цель: Поддержание детской инициативы в условиях коррекционно-развивающей деятельности.За...

Конспект педагогического мероприятия с детьми средней группы«В поисках дорожных знаков»

Государственное бюджетноедошкольное образовательное учреждение детский сад №53Красносельского района Санкт-Петербурга      Конспектпедагогического мероприятия с детьми ср...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: «В поисках запутанных сказок»

Занятие направлено на совершенствование речи детей подготовительной к школе группы на материале русских народных сказок...