Занятие по развитию речи по теме "Насекомые"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Султанова Аида Наримановна

Занятие по развитию речи "Насекомые"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_starshey_gruppe_nasekomye.docx42.87 КБ

Предварительный просмотр:

             Конспект  занятия по развитию речи

                        в старшей группе «Насекомые »

Цель: 1. Закрепить знания о насекомых (виды, внешний вид, назначение, среда обитания, свойства).

Задачи:

-образовательные:  активизация и актуализация словаря по теме насекомые; совершенствование навыка составления рассказов-описаний об объектах по мнемотаблице; совершенствовать грамматического строя речи; совершенствования навыков слогового анализа.

-развивающие: учить детей  образовывать множественное число существительных, использовать глаголы, прилагательные; развивать у детей познавательный интерес, зрительное внимание и восприятия, память, логическое мышление, связную речь; закрепить знания о частях тела, образе жизни насекомых.

-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательность, самостоятельности; воспитывать экологическое отношение ко всему живому, понимании пользы для человека, подвести к осознанию взаимосвязи всего живого на земле.

  Словарная работа:

Существительные: пчела, муха, бабочка, муравей, кузнечик, комар, стрекоза, жук , божья коровка, грудка, брюшко, лапки, усики, крылья, хоботок, пыльца, спинка, жало;

Прилагательные: полезные, вредные ясное, желтое, яркое, теплое, ласковое, лучезарное;

Глаголы: летает, жужжит, жалит, кусает, собирает, звенит, пищит, прыгает, опыляет, охраняет, откладывают, засыпают.

 Оборудование: письмо, задания, волшебная поляна,  изготовление дидактических игры на тему: «Выбери цветок», мнемотаблица «Насекомые», музыкальное сопровождение для разминки по УМК, звук жужжания пчелы на телефоне.

  Предварительная работа: беседы о насекомых; рассматривание картинок с изображением насекомых; чтение произведений с героями насекомыми; использование музыки разминки по УМК.

1) Организационный момент

Воспитатель: Дети, сегодня у нас на занятии гости, давайте поприветствуем их и пожелаем им доброго утра.

-С добрым утром! (дети присаживаются на свои места)


2) Основная часть

Воспитатель:  Ребята, сегодня утром, когда я вышла из дома меня первым встретило солнышко и у меня сразу поднялось настроение. А скажите пожалуйста какое оно наше солнышко? (ясное, желтое, яркое, теплое, ласковое, лучезарное, весеннее)

Воспитатель: Правильно! А кого ещё разбудило весной солнце? (насекомых)

На лугу трещит кузнечик

В небе  бабочка парит

На цветке мохнатый, громкий,

Полосатый шмель жужжит,

Насекомые летают, скачут, ползают, парят,

Красотой нас удивляют,

Пользу также приносят!

Воспитатель: О ком говорилось в стихотворении?

Дети: В стихотворении говорилось о насекомых!

Воспитатель: А что делают насекомые? (летают, скачут, ползают, парят, и тд.)

Воспитатель: Чем они все похожи?

Воспитатель:  Они  разные по внешнему виду но все они имеют два одинаковых признака.

  1. Первый признак – это наличие шести лап.
  2. Второй признак – это присутствие на теле насекомого насечки, то есть можно  выделить на теле насекомого три части: голова, грудка и брюшко.

-Ребята, а как вы думаете насекомые полезные или вредные? Назовите полезных насекомых (божья коровка, пчела, бабочка, муравьи)

-А какие вредные? (саранча, клопы, мухи, комары)

Насекомые населяют всю нашу планету Земля – леса и водоемы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты.

  1.  Пчёлы и бабочки опыляют растения.
  2. Термиты и муравьи – участвуют в почвообразовании, они устраивают целые лабиринты под землей, разрыхляют почву.
  3. Насекомых едят птицы.
  4. Некоторые виды насекомых являются вредителями – саранча уничтожает огромные площади урожая.
  5. Клопы являются эктопаразитами животных и человека.
  6. Насекомые могут быть, как и вредителями, так и помощниками.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы отправимся в гости к насекомым!

Дети: Да!

Воспитатель: Нам с вами сегодня придеться много потрудиться и давайте мы все вместе поиграем с нашим язычком, а потом отправимся на волшебную поляну насекомых.

Артикуляционная гимнастика. 

Наступил солнечный денёк. Язычок проснулся рано (рот открыть, медленно вытягивать язык к подбородку). Он взял с собой ведерко (чашечка), грабли (пропускать язык сквозь зубы), лопату (лопатка) и отправился в сад. В саду было много работы. Взяв грабли, язык стал аккуратно сгребать засохшую траву (пропускать язык между зубами, назад — вперед). Потом язычок взял лопату и стал перекапывать землю (упираться языком то в одну щеку, то в другую). Обрадовался язычок, что теперь в саду стало чисто и красиво. Вдруг он услышал, что кто – то жужжит (ж-ж-ж) в стороне (звукоподражание). Это была пчела. Пчелка кружила то у одного цветка, то у другого (облизать губы, то в одну сторону, то в другую). Ещё где-то слышалась песенка комара (з-з-з). Под вечер язычок заметил, что в саду стали просыпаться кузнечики. Они сидели в траве и громко стрекотали (щик-щик-щик). Солнышко медленно опускалось за верхушки деревьев, и в саду становилось темнее ( открыть широко рот и медленно закрывать). Язычок прилег на качели и не заметил, как задремал. Ночью около язычка кружилось много светлячков, которые охраняли чудесный сад (облизать губы).

Воспитатель: Ребята, чтобы попасть на цветочную поляну надо сказать волшебные слова. Приготовились, закрыли глаза и говорим: «Раз, два, три обернись на цветочной поляне очутись». Открываем глаза,  цветочная поляна есть, а где же наши насекомые? (находят письмо)

Воспитатель: Дети, а что это? (поднимает конверт)

Дети: Письмо!

Воспитатель: А как думаете от кого? Давайте прочитаем!

Дети: Да, давайте!

Воспитатель читает письмо: Пишет вам Всемогущий колдун-чародей, надоели мне букашки-таракашки,  заколдовал я их на цветочной поляне, не хочу их больше видеть, надоели, то пищат, то жужжат, то звенят.

А сейчас такая тишь и благодать. Но если кто найдет цветочную поляну и захочет увидеть букашек-таракашек, я придумал задания, но они надеюсь для многих будут не выполнимы. И никто никогда не узнает о насекомых.

Воспитатель: Дети, представляете  какой он злой этот колдун-чародей, он не хочет, чтобы вокруг нас весело жужжали, пищали, звенели насекомые. А давайте поможем нашим насекомым! Он злой колдун, а мы превратимся в добрых волшебников.

 Разминка по УМК.

Воспитатель: Вот первое задание на цветке:

1. Отгадайте загадки

1.Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь,

Туи уж вдоволь нажужжусь. (жук)

2.Шевелись у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

3. В полосатом платьице
На лугу летает.
Мохнатыми лапками
Пыльцу собирает. (пчела)

4. Я по потолку ползу
Никогда не упаду,
Лапки чищу я всегда
Там присоски у меня. (муха)

5. Надо мною он кружит
И пищит, пищит, пищит. (комар)

6. Зелёная пружинка
Живет в траве густой.
С травинки на травинку
Он скачет день- деньской. (кузнечик)

7. Я летаю, как хочу 
Боком, взад, вперед лечу.
Есть огромные глаза
Я летунья - …(стрекоза)

8. Этот малыш, сильнее слона
Веточки носит он без труда. (муравей)

Воспитатель: Какие молодцы, с первым заданием мы справились, можем снимать наш заколдованный цветок и под ним прячется (……………..).

 (снимает второе задания и зачитывает!)

2. Игра «Угадай кто?»

Стрекочет (кто?) – кузнечик

Бегает (кто?) – муравей

Ползает (кто?) – гусеница

Звенит (кто?) – комар

Собирает мед (кто?) – пчела

Жужжит (кто?) – жук

Порхает (кто?) – бабочка

Воспитатель: Молодцы!  И под вторым цветком у нас затаился(…………….).

 (снимает третье задание).

3.Игра «Четвертый лишний»
1.жук, пчела, муравей, кошка

2.кузнечик, жук, комар, паук

3.слон, бабочка, шмель, гусеница

4.стрекоза, бабочка, муха, муравей

5.муха, муравей, грач, пчела

Воспитатель: Так под этим цветком у нас (……………).

Что то я немного устала, дети давайте с вами сделаем физминутку, а потом продолжим расколдовывать наших насекомых.

Физминутка  «Жук»

        

Я нашла себе жука

(дети вытягиваю руки вперед,

На большой ромашке

Как бы показывая жука).

Не хочу держать в руках,

(Изображают, как кладут

Пусть сидит в кармашке.

в карман)

Ой, упал, упал мой жук,

(Нагибаются.)

Нос испачкал пылью.

(Показывают на нос.)

Улетел мой майский жук,

(Машут руками)

Зажужжали крылья.

Воспитатель: Ребята вы отдохнули? Следующее задание:

4. «Один -много»

Муравей – муравьёв

Гусеница – гусениц

Комар – комаров

Пчела – пчел

Жук - жуков

Стрекоза – стрекоз

Муха – мух

Воспитатель: Дети открываем заколдованный цветок?

Дети: Да!

Воспитатель: Под ним у нас (…………………).

Ой, дети с каждым заданием все сложнее и сложнее

 (снимает пятое задание )

5. Назови насекомых в названии которых спрятались звуки:

Ж, З, С,Ч

       Воспитатель: И как раз под этим цветочком у нас запряталась бабочка.

(снимает шестое задание).

6. Игра «Чудесный мешочек»  Назови первый звук

7.Выбери цветок (слоговой анализ)

Жук – 1 слог                         мак

Бабочка – 3 слога

Пчела – 2слога

Муха – 2слога

Комар – 2 слога

Кузнечик – 3 слога

Стрекоза – 3 слога

Муравей – 3 слога

8. Расскажи про насекомое  (рассказ по мнемотаблице)

Воспитатель: Молодцы! Открываем, кто у нас тут последний затаился (………….).

3) Заключительная часть

(раздаётся звук жужжания пчелы)

Воспитатель: Дети, кто это жужжит? (находят корзинку с угощениями)

Дети: Это пчела!

Воспитатель: пчёлка благодарит вас за то, что вы расколдовали насекомых и просит и впредь быть заботливыми и не обижать насекомых, а это её угощение.

Воспитатель:  Дети, вы сегодня все были такие молодцы, справились со всеми заданиями, расколдовали насекомых. А вам понравилось наше путешествие? Были у вас затруднения? Кому расскажите о нашем приключении? А теперь пора возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова «Раз, два, три обернись снова в детском саду очутись»

5.Этап развития бабочки по цепочке

1. Бабочка откладывает яйца.

2. Из яичек вылупляются личинки - гусеницы.

3. Гусеница превращается в куколку.

4. Из куколки появляется бабочка.

(дети выставляют на мольберте схему этапов развития бабочки)

Упражнение «Скажи ласково»;                

Муравей- муравейчик

Гусеница-гусеничка

Комар-комарик

Пчела-пчелка

Жук – жучок

Карлсон: Ой дети, в этом задания надо рассказать стишки про насекомых, вы знаете?

Дети: Да!

  1. Расскажи стихотворение про насекомых

  «Паучок».
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползет опять,
А за ним ползут все детки,

 Чтобы погулять на ветке.

 «Трудолюбивая пчелка».

Пчелка трудится весь день
И работать ей не лень.

От цветка летит к цветку,

 Клеит на брюшко пыльцу.

Будет пчелкам, чем питаться.
Нужно летом им стараться.

«Жук».
На лужайке по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу,
Тихо по ветру качаюсь, низко-низко наклоняюсь.
«Бабочка».
Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел,

Солнце утром лишь проснется, бабочка кружит и вьется.

«Стрекоза».
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась, раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась, три - нагнулась и присела,
На четыре - полетела,
У реки остановилась,
Над водою закружилась.

«Жук»

Общая и мелкая моторика.

Цель: Координация речи и движений, развитие моторики.

В группу к нам жук влетел,

Зажужжал и запел: ж-ж-ж.  

Грозят пальцем

Вот он вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть,

Кказывают рекой и провожают взглядом

Указывают рекой и провожают взглядом

Правой рукой направление движения к носу со стороны

Не дадим ему присесть.

Грозят пальцем

Жук наш приземлился.

Присесть

Зажужжал и закружился.

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

Делают вращательные движения типа «волчка» и встают

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка.

Посиди на ней немножко.

Поочерёдно протягивают руки и смотрят на них

Жук наверх полетел

И на потолок присел.

Поднимают руки вверх и смотрят

«Муравей»

Пальчиковая гимнастика

Стоит на горе домишко,

Показывают крышу над головой

Ползет туда муравьишко,

Перебирают пальчиками

Он тащит соломинки, щепки,

Сжимают, разжимают кулачки

Чтоб дом получился крепким.

Кисти взяли в замок

Вокруг суетятся братишки –

Старательные муравьишки,

Перебирают пальчиками

Несут в муравейник они червячка,

Букашку, жучка, паучка.

Шевелят указательными пальцами, остальные сжаты в кулак

Кто строит,

 кто кормит детишек –

Крошечных муравьишек.

Бьют кулак об кулак

Движения пальцев «солят»

Вот так – целый день в работе,

В трудах, беспокойстве, заботе.

Держась за голову качают ей.

Комар
Летит муха вокруг уха: жжж
(водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс
(водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб — оп!
(пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его — хлоп!
(ладошкой дотрагиваемся до лба)
И к уху: зззз 
(зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку

Паучок
Паучок ходил по ветке,
(руки скрещены)
А за ним ходили детки.
(пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Дождик с неба вдруг полил,
(кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение — дождик)
Паучков на землю смыл.
(хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать,
(ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками — солнышко светит)
Паучок ползет опять,
(действия аналогичны первоначальным)
А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.
(«паучки» ползают на голове)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Закрепить умения подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы).Продолжать учить произносить звукосочетания: мяу-мяу, гав-гав, му-му.Продолжать учить узнавать животное по описанию, подбира...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

НОД занятие по математике "День рождения медвежонка", НОД занятие по развитию речи "Волшебный мир книги", НОД занятие по развитию речи и ИЗО с использованием нетрадиционных способов рисования.

1.Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»,«Познание».Развиваю...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...