Занятие в старшей группе Квест - игра по развитию речи Тема: Путешествие в страну «Красивой речи»
план-конспект занятия по развитию речи
Предварительный просмотр:
Занятие в старшей группе
Квест - игра по развитию речи
Тема: Путешествие в страну «Красивой речи»
Цель: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки воспитанников, полученные в течение учебного года.
Задачи:
Образовательные:
-совершенствовать навыки коммуникативного общения, словообразования;
- формировать умение распознавать гласные и согласные звуки;
- закреплять умение узнавать буквы;
- формировать умение составлять распространенные предложения по сюжетной картинке;
- закреплять умение проводить прямые линии определённой длины в заданном направлении.
Развивающие:
- развивать диалогическую связную речь, образное представление;
- расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах;
- развивать ориентацию в пространстве письменного листа.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Оборудование: аудио запись, посылка, картинки с заданием, музыкальная подборка, флажки красного и синего цвета на каждого ребенка, ключ, колокольчик, погремушка, карточки с изображением колокольчика и погремушки на каждого ребёнка, вата, сюжетная картинка для составления предложений, ковер-самолет, мячик.
Ход занятия
Воспит–ль: Ребята, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Ответы детей: Весна)
Как вы поняли, что сейчас на улице весна? (Ответы детей: Тает снег, день стал длиннее, а ночь короче, прилетели птицы, солнце ярче светит…)
Сколько месяцев длится весна? Назовите их. (Ответы детей: Весна длится три месяца. Март, апрель, май).
Какой сейчас месяц весны? (Ответы детей: Сейчас месяц апрель).
В нашей группе сегодня светло и весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка-это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
Давайте и мы гостям подарим хорошее настроение. (Сдувают с ладошки хорошее настроение гостям).
Основная часть:
Раздаётся стук в дверь, заходит Королева Грамоты
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Ребята вы знаете, кто это?
Королева Грамоты: - Здравствуйте, друзья! Я Королева Грамоты! Вы так долго и упорно учитесь слушать, запоминать и произносить трудные звуки, составлять слова, предложения, пересказывать сказки, придумывать рассказы, что я, Королева Грамоты, решила наградить вас. Я хочу, чтобы вы научились читать, и поэтому решила подарить вам Букварь. Но, к сожалению, злая колдунья Картава, прилетела, дел пакостных натворила в моей стране Красивой речи, перехватила мою посылку к вам и закрыла ее на огромный замок, а ключ разломила на части и разбросала по всей моей стране. Помогите мне, наведите порядок в стране Красивой речи: соберите все части ключа и спасите Букварь.
Воспитатель: - Ну что, ребята, вы хотите научиться читать? (Ответы детей: Да). Тогда нам необходимо как можно скорее отправиться в страну Красивой речи, чтобы раздобыть ключ и спасти Букварь. Ведь без Букваря мы никогда не научимся читать.
Воспитатель: Ребята, а на чём же мы можем отправиться в наше путешествие? (Ответы детей: На машине, поезде, самолёте и т.д.). А чтобы это узнать, отгадайте загадку:
Отправляется в полёт
Не ракета – самолёт.
Не простой – расписной,
Не стальной, а льняной,
Не с крылом, а с бахромой.
(Ковёр-самолёт)
- Правильно ребята, это ковёр-самолёт. На нём мы сможем попасть в страну Красивой речи. Прошу занимать места.
Дети занимают места на ковре. Звучит музыка. Дети закрывают глаза и представляют, как они летят над полями и лесами.
-Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на ковре-самолете сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Открывайте глаза. Вот мы и прибыли в сказочную страну Красивой речи.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, а здесь какие-то указатели. Нам необходимо двигаться по стрелочкам и выполнять задания.
1-е задание.
Игра «Ушки на макушке».
- Чтобы в сказочной стране не заблудиться, нужно уметь очень внимательно слушать! Давайте потренируем свои ушки! Я буду называть звуки, а вы должны поднять красный флажок, если это гласный звук, или синий флажок, если это согласный звук. (Воспитатель называет звуки гласные, согласные, а дети поднимают нужный флажок).
Игра с колокольчиком «Звонкий – глухой».
Логопед: - Ой, ребята, посмотрите, здесь корзина, а что же в ней? Давайте посмотрим? Колокольчик и погремушка. Я, кажется, догадалась, это игра «Звонкий - глухой». Ребята, как определить звонкий звук или глухой?
(Ответы детей: Надо положить ладошку на горлышко. Если звук глухой, то горлышко молчит, а если звук звонкий, то горлышко поет).
Логопед раздает карточки с изображением колокольчика и погремушки каждому.
- Я произнесу звук, а вы, если звук звонкий, покажите картинку с колокольчиком, а если звук глухой, то картинку с погремушкой. Если правильно отгадаете, вы услышите погремушку или колокольчик.
- Ребята, я кажется ещё что-то забыла достать из корзины и мне кажется, что это часть от ключика, который нам нужен для того чтобы открыть нашу посылку. Давайте попробуем найти остальные части и собрать целый ключик.
Отправляемся дальше.
2-е задание «Буквы под снегом»
Восп-ль: Ребята, что мы можем делать с буквами?
(Ответы детей: Буквы мы можем видеть, читать, писать).
- Колдунья Картава, напустила на страну Красивой речи метель, и все буквы засыпало снегом. Давайте подуем на снег, освободим все буквы и назовём их.
(Дети дуют на картинки с изображением изученных букв, на которых лежит вата. Называют, какие буквы освободили).
- А вот и вторая часть от ключика.
Отправляемся дальше.
3-е задание «Составь описательный рассказ по картинке»
Восп-ль: - Ребята, посмотрите какая интересная картинка, а что на ней изображено? Мне кажется, что это какое-то время года. (Ответы детей: Весна). Правильно, это весна. Посмотрите, какая она красивая, красочная, яркая. Чтобы получить следующий кусочек ключика нам необходимо выполнить следующее задание, составить рассказ по картинке. Давайте придумаем по одному предложению, и у нас получится красивый рассказ о весне.
- Молодцы! Вы и с этим заданием справились. А вот и следующий кусочек ключика, но мы ещё не можем собрать целый ключ, поэтому отправляемся дальше выполнять задания и собирать целый ключ.
Отправляемся с вами дальше, а по дороге мы с вами немного разомнемся
Мы устали, засиделись, нам размяться захотелось,
Руки в боки, улыбнулись,
Вправо, влево повернулись.
Руки тянем в потолок,
Будто к солнышку цветок.
А теперь давайте вместе
Мы попрыгаем на месте.
4-е задание «Скажи наоборот»
Восп-ль: - Вот мы и добрались до следующего задания, перед нами мячик, он предлагает нам сыграть в игру «Скажи наоборот». Для этого нам нужно встать в круг, я буду вам бросать мяч и говорить слово, а вы назовёте слово, противоположное по значению.
Быстро – медленно, глупый – умный
твердый – мягкий, большой – маленький
ссориться – мириться, чистый – грязный
жарко – холодно, кислый – сладкий
трусливый – смелый, пасмурно – солнечно
грустный – веселый, короткий – длинный
низкий – высокий, широкий – узкий
- Молодцы! Вы нашли ещё одну часть от ключика. Ребята, мы почти собрали ключик, и мне кажется, что не хватает ещё одной части.
Отправляемся дальше.
5-е задание «Один – много»
Воспитатель: Ребята следующее задание «Один – много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Ход: Пример: стол – столы, стул – стулья, гора – горы, лист – листья ,дом – дома ,носок – носки ,глаз – глаза, кусок – куски ,день – дни, прыжок – прыжки ,сон – сны, гусёнок – гусята, лоб – лбы, тигрёнок – тигрята, заяц -зайчата.
- Ну вот, у нас уже пять частей от нашего ключа.
6 –е задание «Назови одним словом»
(Воспитатель называет группу слов, дети называют обобщающее слово, для этой группы)
-тарелка, кастрюля, чайник, ложка. (Посуда)
-диван, стул, стол, кровать, шкаф. (Мебель)
- помидор, огурец, морковь, свекла (Овощи)
- самолет, машина, поезд, грузовик, корабль. (Транспорт)
- повар, шофер, плотник, продавец, врач. (Профессии)
- Яблоко, груша, слива, лимон – … (фрукты)
- Кровать, тумбочка, стул, шкаф – … (мебель)
- Собака, кошка, корова, коза – … (домашние животные)
- Папа, мама, бабушка, дедушка – … (родственники - семья)
- Кубик, кукла, машина, мячик – … (игрушки)
- Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки – … (обувь)
- Пчела, стрекоза, муха, жук – … (насекомые)
- Ну вот, у нас и последняя часть от нашего ключа. Давайте мы соберем его.
Королева Грамоты: - Ребята, но ключ не стал целым. Что же делать?.. Воспитатель: А чтобы ключ стал целым, нам необходимо волшебство. Давайте закроем глаза, покружимся вокруг себя, позвоним в волшебный колокольчик и скажем такие волшебные слова:
- Колокольчик позвони, ключик целым нам верни!
- Ну вот, у нас и ключ от нашей посылки. Давайте скорее возвращаться в нашу группу, чтобы вернуть Букварь.
Садятся на ковер-самолет, под волшебную музыку возвращаются в группу.
- Ключ у нас есть, попробуем открыть посылку. (Открывают посылку и достают Букварь).
Рефлексия
-Вот мы и вернулись.
-Где мы с вами побывали?
-Что мы там с вами делали?
Что вам больше всего понравилось, ребята?
Какие у вас впечатления? (Ответы детей)
Какое задание понравилось вам больше всего?
Всё ли у вас получалось?
Трудно ли вам было?
Королева Грамоты: - Молодцы, ребята! Вы навели порядок в стране Красивой речи, выполнили все задания, собрали все части ключа и спасли Букварь. Теперь вы сможете научиться читать. А еще я приготовила для вас сюрприз, вы найдете его на дне посылки. (Из посылки воспитатель достает медальки, и раздает детям)
Игра «Ушки на макушке».
- Чтобы в сказочной стране не заблудиться, нужно уметь очень внимательно слушать! Давайте потренируем свои ушки! Я буду называть звуки, а вы должны поднять красный флажок, если это гласный звук, или синий флажок, если это согласный звук. (Воспитатель называет звуки гласные, согласные, а дети поднимают нужный флажок).
Игра с колокольчиком «Звонкий – глухой»
Логопед: - Ой, ребята, посмотрите, здесь корзина, а что же в ней? Давайте посмотрим? Колокольчик и погремушка. Я, кажется, догадалась, это игра «Звонкий - глухой». Ребята, как определить звонкий звук или глухой?
Логопед раздает карточки с изображением колокольчика и погремушки каждому.
- Я произнесу звук, а вы, если звук звонкий, покажите картинку с колокольчиком, а если звук глухой, то картинку с погремушкой. Если правильно отгадаете, вы услышите погремушку или колокольчик.
- Ребята, я кажется ещё что-то забыла достать из корзины и мне кажется, что это часть от ключика, который нам нужен для того чтобы открыть нашу посылку. Давайте попробуем найти остальные части и собрать целый ключик.
6 –е задание «Назови одним словом»
-тарелка, кастрюля, чайник, ложка. (Посуда)
-диван, стул, стол, кровать, шкаф. (Мебель)
- помидор, огурец, морковь, свекла (Овощи)
- самолет, машина, поезд, грузовик, корабль. (Транспорт)
- повар, шофер, плотник, продавец, врач. (Профессии)
- Яблоко, груша, слива, лимон – … (фрукты)
- Кровать, тумбочка, стул, шкаф – … (мебель)
- Собака, кошка, корова, коза – … (домашние животные)
- Папа, мама, бабушка, дедушка – … (родственники - семья)
- Кубик, кукла, машина, мячик – … (игрушки)
- Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки – … (обувь)
- Пчела, стрекоза, муха, жук – … (насекомые)
- Ну вот, у нас и последняя часть от нашего ключа. Давайте мы соберем его.
5-е задание «Один – много»
Воспитатель: Ребята следующее задание «Один – много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Ход: Пример: стол – столы, стул – стулья, гора – горы, лист – листья ,дом – дома ,носок – носки ,глаз – глаза, кусок – куски ,день – дни, прыжок – прыжки ,сон – сны, гусёнок – гусята, лоб – лбы, тигрёнок – тигрята, заяц -зайчата.
4-е задание «Скажи наоборот»
Восп-ль: - Вот мы и добрались до следующего задания, перед нами мячик, он предлагает нам сыграть в игру «Скажи наоборот». Для этого нам нужно встать в круг, я буду вам бросать мяч и говорить слово, а вы назовёте слово, противоположное по значению.
Быстро – медленно, глупый – умный
твердый – мягкий, большой – маленький
ссориться – мириться, чистый – грязный
жарко – холодно, кислый – сладкий
трусливый – смелый, пасмурно – солнечно
грустный – веселый, короткий – длинный
низкий – высокий, широкий – узкий
- Молодцы! Вы нашли ещё одну часть от ключика. Ребята, мы почти собрали ключик, и мне кажется, что не хватает ещё одной части.
2-е задание «Буквы под снегом»
Восп-ль: Ребята, что мы можем делать с буквами?
(Ответы детей: Буквы мы можем видеть, читать, писать).
- Колдунья Картава, напустила на страну Красивой речи метель, и все буквы засыпало снегом. Давайте подуем на снег, освободим все буквы и назовём их.
(Дети дуют на картинки с изображением изученных букв, на которых лежит вата. Называют, какие буквы освободили).
- А вот и вторая часть от ключика.
3-е задание «Составь описательный рассказ по картинке»
Восп-ль: - Ребята, посмотрите какая интересная картинка, а что на ней изображено? Мне кажется, что это какое-то время года. (Ответы детей: Весна). Правильно, это весна. Посмотрите, какая она красивая, красочная, яркая. Чтобы получить следующий кусочек ключика нам необходимо выполнить следующее задание, составить рассказ по картинке. Давайте придумаем по одному предложению, и у нас получится красивый рассказ о весне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Путешествие в страну Красивой речи»
Занятие напревлено на закрепление знаний детей по лексическим темам с помощью игровой мотивации....

Конспект итогового открытого занятия в образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) «Путешествие в страну Красивой речи» (Старшая группа «Б»)
Задачи:Образовательные: Закреплять умение сравнивать, обобщать, анализировать, делать простейшие умозаключения. Закреплять умение строить ответ путем рассуждения. Закрепление согласования п...

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию (ФЭМП) “Путешествие в страну математики”.
Игровое занятие в старшей группе по познавательному развитию (ФЭМП) "Путешествие в страну Математики" создано для повторения и закрепления пройденного материала....

Консп ект занятия в старшей группе по познавательному развитию (ФЭМП) “Путешествие в страну математики”.
Консп ект занятия в старшей группе по познавательному развитию (ФЭМП) “Путешествие в страну математики”.Цель: Создание условий для формирования элементарных математических п...
Конспект занятия по речевому развитию тема: Путешествие в страну Красивой речи
Все задания для детей проходят в игровой форме на умения обобщать, классифицировать, делить слова на слоги. Закрепление и расширение словарного запаса детей....
Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие». Тема: «Путешествие в страну Красивой речи» для детей старшей группы
Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие».Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»,для детей старшей группы...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе в соответствии с ФГОС «Путешествие в страну Красивой Речи»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое развитие. Цель: Обогащать словарны...
