Занятие в старшей группе Квест - игра по развитию речи Тема: Путешествие в страну «Красивой речи»
план-конспект занятия по развитию речи

Фазлиева Гульнара Салиховна

занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в старшей группе

 Квест - игра по развитию речи

Тема: Путешествие в страну «Красивой речи»

 Цель: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки воспитанников, полученные в течение учебного года.

Задачи:

Образовательные:

-совершенствовать навыки коммуникативного общения,   словообразования;

- формировать умение распознавать гласные и согласные звуки;

- закреплять умение узнавать буквы;

- формировать умение составлять распространенные предложения по  сюжетной картинке;

- закреплять умение проводить прямые линии определённой длины в заданном направлении.

            Развивающие:

- развивать диалогическую связную речь, образное представление;

- расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах;

- развивать ориентацию в пространстве письменного листа.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.

Оборудование: аудио запись, посылка, картинки с заданием, музыкальная подборка, флажки красного и синего цвета на каждого ребенка, ключ, колокольчик, погремушка, карточки с изображением колокольчика и погремушки на каждого ребёнка, вата, сюжетная картинка для составления предложений, ковер-самолет, мячик.

Ход занятия

Воспит–ль: Ребята, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Ответы детей: Весна)

Как вы поняли, что сейчас на улице весна? (Ответы детей: Тает снег, день стал длиннее, а ночь короче, прилетели птицы, солнце ярче светит…)

Сколько месяцев длится весна? Назовите их. (Ответы детей: Весна длится три месяца. Март, апрель, май).

Какой сейчас месяц весны? (Ответы детей: Сейчас месяц апрель).

В нашей группе сегодня светло и весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка-это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

Давайте и мы гостям подарим хорошее настроение. (Сдувают с ладошки хорошее настроение гостям).

 

Основная часть:

Раздаётся стук в дверь, заходит Королева Грамоты

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Ребята вы знаете, кто это?

Королева Грамоты: - Здравствуйте, друзья! Я Королева Грамоты! Вы так долго и упорно учитесь слушать, запоминать и произносить трудные звуки, составлять слова, предложения, пересказывать сказки, придумывать рассказы, что я, Королева Грамоты, решила наградить вас. Я хочу, чтобы вы научились читать, и поэтому решила подарить вам Букварь. Но, к сожалению, злая колдунья Картава, прилетела, дел пакостных натворила в моей стране Красивой речи, перехватила мою посылку к вам и закрыла ее на огромный замок, а ключ разломила на части и разбросала по всей моей стране. Помогите мне, наведите порядок в стране Красивой речи: соберите все части ключа и спасите Букварь.

Воспитатель: - Ну что, ребята, вы хотите научиться читать? (Ответы детей: Да). Тогда нам необходимо как можно скорее отправиться в страну Красивой речи, чтобы раздобыть ключ и спасти Букварь. Ведь без Букваря мы никогда не научимся читать.

Воспитатель: Ребята, а на чём же мы можем отправиться в наше путешествие? (Ответы детей: На машине, поезде, самолёте и т.д.). А чтобы это узнать, отгадайте загадку:

Отправляется в полёт

Не ракета – самолёт.

Не простой – расписной,

Не стальной, а льняной,

Не с крылом, а с бахромой.

(Ковёр-самолёт)

- Правильно ребята, это ковёр-самолёт. На нём мы сможем попасть в страну Красивой речи. Прошу занимать места.

Дети занимают места на ковре. Звучит музыка. Дети закрывают глаза и представляют, как они летят над полями и лесами.

-Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на ковре-самолете сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Открывайте глаза. Вот мы и прибыли в сказочную страну Красивой речи.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, а здесь какие-то указатели. Нам необходимо двигаться по стрелочкам и выполнять задания.

1-е задание.

Игра «Ушки на макушке».

- Чтобы в сказочной стране не заблудиться, нужно уметь очень внимательно слушать! Давайте потренируем свои ушки! Я буду называть звуки, а вы должны поднять красный флажок, если это гласный звук, или синий флажок, если это согласный звук. (Воспитатель называет звуки гласные, согласные, а дети поднимают нужный флажок).

 

Игра с колокольчиком «Звонкий – глухой».

Логопед: - Ой, ребята, посмотрите, здесь корзина, а что же в ней? Давайте посмотрим? Колокольчик и погремушка. Я, кажется, догадалась, это игра «Звонкий - глухой». Ребята, как определить звонкий звук или глухой?

(Ответы детей: Надо положить ладошку на горлышко. Если звук глухой, то горлышко молчит, а если звук звонкий, то горлышко поет).

Логопед раздает карточки с изображением колокольчика и погремушки каждому.

- Я произнесу звук, а вы, если звук звонкий, покажите картинку с колокольчиком, а если звук глухой, то картинку с погремушкой. Если правильно отгадаете, вы услышите погремушку или колокольчик.

- Ребята, я кажется ещё что-то забыла достать из корзины и мне кажется, что это часть от ключика, который нам нужен для того чтобы открыть нашу посылку. Давайте попробуем найти остальные части и собрать целый ключик.

Отправляемся дальше. 

2-е задание «Буквы под снегом»

Восп-ль: Ребята, что мы можем делать с буквами?

(Ответы детей: Буквы мы можем видеть, читать, писать).

- Колдунья Картава, напустила на страну Красивой речи метель, и все буквы засыпало снегом. Давайте подуем на снег, освободим все буквы и назовём их.

(Дети дуют на картинки с изображением изученных букв, на которых лежит вата. Называют, какие буквы освободили).

- А вот и вторая часть от ключика.

Отправляемся дальше. 

 

3-е задание «Составь описательный рассказ по картинке»

Восп-ль: - Ребята, посмотрите какая интересная картинка, а что на ней изображено? Мне кажется, что это какое-то время года. (Ответы детей: Весна). Правильно, это весна. Посмотрите, какая она красивая, красочная, яркая. Чтобы получить следующий кусочек ключика нам необходимо выполнить следующее задание, составить рассказ по картинке. Давайте придумаем по одному предложению, и у нас получится красивый рассказ о весне.

- Молодцы! Вы и с этим заданием справились. А вот и следующий кусочек ключика, но мы ещё не можем собрать целый ключ, поэтому отправляемся дальше выполнять задания и собирать целый ключ.

Отправляемся с вами дальше, а по дороге мы с вами немного разомнемся

Мы устали, засиделись, нам размяться захотелось,

Руки в боки, улыбнулись,

Вправо, влево повернулись.

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок.

А теперь давайте вместе

Мы попрыгаем на месте.

4-е задание «Скажи наоборот»

Восп-ль: - Вот мы и добрались до следующего задания, перед нами мячик, он предлагает нам сыграть в игру «Скажи наоборот». Для этого нам нужно встать в круг, я буду вам бросать мяч и говорить слово, а вы назовёте слово, противоположное по значению.

Быстро – медленно, глупый – умный

твердый – мягкий, большой – маленький

ссориться – мириться, чистый – грязный

жарко – холодно, кислый – сладкий

трусливый – смелый, пасмурно – солнечно

грустный – веселый, короткий – длинный

низкий – высокий, широкий – узкий

- Молодцы! Вы нашли ещё одну часть от ключика. Ребята, мы почти собрали ключик, и мне кажется, что не хватает ещё одной части.

Отправляемся дальше.

 

5-е задание «Один – много»

 Воспитатель: Ребята следующее задание «Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

 Ход: Пример: стол – столы, стул – стулья, гора – горы, лист – листья ,дом – дома ,носок – носки ,глаз – глаза, кусок – куски ,день – дни, прыжок – прыжки ,сон – сны, гусёнок – гусята, лоб – лбы, тигрёнок – тигрята, заяц -зайчата.

- Ну вот, у нас уже пять частей от нашего ключа.

6 –е задание «Назови одним словом»

(Воспитатель называет группу слов, дети называют обобщающее слово, для этой группы)

-тарелка, кастрюля, чайник, ложка. (Посуда)

-диван, стул, стол, кровать, шкаф. (Мебель)

- помидор, огурец, морковь, свекла (Овощи)

- самолет, машина, поезд, грузовик, корабль. (Транспорт)

- повар, шофер, плотник, продавец, врач. (Профессии)

- Яблоко, груша, слива, лимон – … (фрукты)

- Кровать, тумбочка, стул, шкаф – … (мебель)

- Собака, кошка, корова, коза – … (домашние животные)

- Папа, мама, бабушка, дедушка – … (родственники - семья)

- Кубик, кукла, машина, мячик – … (игрушки)

- Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки – … (обувь)

- Пчела, стрекоза, муха, жук – … (насекомые)

- Ну вот, у нас и последняя часть от нашего ключа. Давайте мы соберем его. 

Королева Грамоты: - Ребята, но ключ не стал целым. Что же делать?.. Воспитатель: А чтобы ключ стал целым, нам необходимо волшебство. Давайте закроем глаза, покружимся вокруг себя, позвоним в волшебный колокольчик и скажем такие волшебные слова:

- Колокольчик позвони, ключик целым нам верни!

- Ну вот, у нас и ключ от нашей посылки. Давайте скорее возвращаться в нашу группу, чтобы вернуть Букварь.

Садятся на ковер-самолет, под волшебную музыку возвращаются в группу.

 - Ключ у нас есть, попробуем открыть посылку. (Открывают посылку и достают Букварь).

Рефлексия

-Вот мы и вернулись.

-Где мы с вами побывали?

-Что мы там с вами делали?

Что вам больше всего понравилось, ребята?

Какие у вас впечатления? (Ответы детей)

Какое задание понравилось вам больше всего?

Всё ли у вас получалось?

Трудно ли вам было?

Королева Грамоты:  - Молодцы, ребята! Вы навели порядок в стране Красивой речи, выполнили все задания, собрали все части ключа и спасли Букварь. Теперь вы сможете научиться читать. А еще я приготовила для вас сюрприз, вы найдете его на дне посылки. (Из посылки воспитатель достает медальки, и раздает детям)  

 

 

 

Игра «Ушки на макушке».

- Чтобы в сказочной стране не заблудиться, нужно уметь очень внимательно слушать! Давайте потренируем свои ушки! Я буду называть звуки, а вы должны поднять красный флажок, если это гласный звук, или синий флажок, если это согласный звук. (Воспитатель называет звуки гласные, согласные, а дети поднимают нужный флажок).

 

Игра с колокольчиком «Звонкий – глухой»

Логопед: - Ой, ребята, посмотрите, здесь корзина, а что же в ней? Давайте посмотрим? Колокольчик и погремушка. Я, кажется, догадалась, это игра «Звонкий - глухой». Ребята, как определить звонкий звук или глухой?

Логопед раздает карточки с изображением колокольчика и погремушки каждому.

- Я произнесу звук, а вы, если звук звонкий, покажите картинку с колокольчиком, а если звук глухой, то картинку с погремушкой. Если правильно отгадаете, вы услышите погремушку или колокольчик.

- Ребята, я кажется ещё что-то забыла достать из корзины и мне кажется, что это часть от ключика, который нам нужен для того чтобы открыть нашу посылку. Давайте попробуем найти остальные части и собрать целый ключик.

6 –е задание «Назови одним словом»

-тарелка, кастрюля, чайник, ложка. (Посуда)

-диван, стул, стол, кровать, шкаф. (Мебель)

- помидор, огурец, морковь, свекла (Овощи)

- самолет, машина, поезд, грузовик, корабль. (Транспорт)

- повар, шофер, плотник, продавец, врач. (Профессии)

- Яблоко, груша, слива, лимон – … (фрукты)

- Кровать, тумбочка, стул, шкаф – … (мебель)

- Собака, кошка, корова, коза – … (домашние животные)

- Папа, мама, бабушка, дедушка – … (родственники - семья)

- Кубик, кукла, машина, мячик – … (игрушки)

- Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки – … (обувь)

- Пчела, стрекоза, муха, жук – … (насекомые)

- Ну вот, у нас и последняя часть от нашего ключа. Давайте мы соберем его. 

5-е задание «Один – много»

 Воспитатель: Ребята следующее задание «Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

 Ход: Пример: стол – столы, стул – стулья, гора – горы, лист – листья ,дом – дома ,носок – носки ,глаз – глаза, кусок – куски ,день – дни, прыжок – прыжки ,сон – сны, гусёнок – гусята, лоб – лбы, тигрёнок – тигрята, заяц -зайчата.

4-е задание «Скажи наоборот»

Восп-ль: - Вот мы и добрались до следующего задания, перед нами мячик, он предлагает нам сыграть в игру «Скажи наоборот». Для этого нам нужно встать в круг, я буду вам бросать мяч и говорить слово, а вы назовёте слово, противоположное по значению.

Быстро – медленно, глупый – умный

твердый – мягкий, большой – маленький

ссориться – мириться, чистый – грязный

жарко – холодно, кислый – сладкий

трусливый – смелый, пасмурно – солнечно

грустный – веселый, короткий – длинный

низкий – высокий, широкий – узкий

- Молодцы! Вы нашли ещё одну часть от ключика. Ребята, мы почти собрали ключик, и мне кажется, что не хватает ещё одной части.

2-е задание «Буквы под снегом»

Восп-ль: Ребята, что мы можем делать с буквами?

(Ответы детей: Буквы мы можем видеть, читать, писать).

- Колдунья Картава, напустила на страну Красивой речи метель, и все буквы засыпало снегом. Давайте подуем на снег, освободим все буквы и назовём их.

(Дети дуют на картинки с изображением изученных букв, на которых лежит вата. Называют, какие буквы освободили).

- А вот и вторая часть от ключика.

 

3-е задание «Составь описательный рассказ по картинке»

Восп-ль: - Ребята, посмотрите какая интересная картинка, а что на ней изображено? Мне кажется, что это какое-то время года. (Ответы детей: Весна). Правильно, это весна. Посмотрите, какая она красивая, красочная, яркая. Чтобы получить следующий кусочек ключика нам необходимо выполнить следующее задание, составить рассказ по картинке. Давайте придумаем по одному предложению, и у нас получится красивый рассказ о весне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Путешествие в страну Красивой речи»

Занятие напревлено на закрепление знаний детей по лексическим темам с помощью игровой мотивации....

Конспект итогового открытого занятия в образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) «Путешествие в страну Красивой речи» (Старшая группа «Б»)

Задачи:Образовательные: Закреплять умение сравнивать, обобщать, анализировать, делать  простейшие умозаключения. Закреплять умение строить ответ путем рассуждения. Закрепление согласования п...

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию (ФЭМП) “Путешествие в страну математики”.

Игровое занятие в старшей группе по познавательному развитию (ФЭМП) "Путешествие в страну Математики" создано для повторения и закрепления пройденного материала....

Консп ект занятия в старшей группе по познавательному развитию (ФЭМП) “Путешествие в страну математики”.

Консп ект занятия в старшей группе по познавательному развитию (ФЭМП) “Путешествие в страну математики”.Цель: Создание условий для формирования элементарных математических п...

Конспект занятия по речевому развитию тема: Путешествие в страну Красивой речи

Все задания для детей проходят в игровой форме на умения обобщать, классифицировать, делить слова на слоги. Закрепление и расширение словарного запаса детей....

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие». Тема: «Путешествие в страну Красивой речи» для детей старшей группы

Конспект  ООД по образовательной области «Речевое развитие».Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»,для детей старшей группы...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе в соответствии с ФГОС «Путешествие в страну Красивой Речи»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое развитие. Цель: Обогащать словарны...