Информационно - аналитический отчёт о результативности инновационной деятельности по теме: «Кинетический песок как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Коваленко Наталия Юрьевна

В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. ФОП дошкольного образования побуждает педагогов ДОУ к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми, которые обеспечивают их комфортное пребывание и оптимальное развитие в условиях ДОУ. Одна из таких технологий – это песочная терапия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineticheskiy_pesok_2025g.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Информационно - аналитический отчёт  о  результативности инновационной деятельности по теме:

«Кинетический песок как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»

Подготовила и провела воспитатель

                                                                                 Коваленко Н.Ю.

Санкт-Петербург

2025 г.

Проект по инновационной деятельности

«Кинетический песок как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»

Вид проекта: познавательный, творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
По количеству участников: групповой.
Участники проекта:
Дети первой младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с дошкольниками. ФОП дошкольного образования побуждает педагогов ДОУ к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми, которые обеспечивают их комфортное пребывание и оптимальное развитие в условиях ДОУ. Одна из таких технологий – это песочная терапия.

 Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Первые контакты детей друг с другом происходят именно в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья, возникают первые детские претензии к завладению игрушками других, к захвату территории или упрямому отстаиванию своей автономии. Зарождаются первые коммуникативные навыки общения.

         Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка, но это не простое времяпрепровождение. Строя картины из песка, придумывая различные истории, дети в наиболее понятной форме получают первоначальные знания об окружающем мире, знакомятся с его законами.        Также игры с песком обладают важным психотерапевтическим свойством- возможностью изменения сюжета, событий, взаимоотношений.

        Казалось бы, все очень просто: ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения и снова строит. Но именно это простое действие хранит уникальную тайну: нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх.

Именно поэтому песочная терапия, как одно из направлений психолого-педагогической арт-технологии, приобретает все большую актуальность при работе с детьми. 

Песочная терапия благотворно влияет на развитие тактильного восприятия, мелкой моторики рук, наглядно - образного мышления, творческих способностей, диагностики и коррекции нарушений поведения, страхов, агрессии, проблем во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Достоинство песочной терапии еще и в том, что увлекательные занятия стимулируют у детей интерес, и побуждают ребенка к активному развитию и творчеству с песком. Кроме того, формируется положительный эмоциональный настрой, усидчивость, навыки практического экспериментирования, возникают зачатки самостоятельной игры.

        В настоящее время значительно возрос интерес к специально организованным занятиям с использованием нового материала- кинетического песка.

Педагогическая целесообразность использования кинетического песка в том, что по мере освоения техники работы с кинетическим песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка, развивается мелкая моторика, творческие способности. Работа с кинетическим песком успокаивает (особенно гиперактивных детей), благодаря своим качествам – в нем как будто содержится живительная сила, которая заряжает ребенка позитивными эмоциями, способствует снятию у детей, имеющих проблемы с эмоционально -волевой сферой, внутреннего напряжения. Деятельность ребенка с кинетическим песком дает прекрасную возможность для самовыражения, развития творческих склонностей, а также является простым и действенным способ научиться выражать свои чувства, эмоции и переживания.

Преимущества песочной терапии с использованием кинетического песка:

         1.Доступность материала.

         2.Отсутствие необходимости специального оборудования и помещения.

         3.Экономия профессиональных ресурсов специалиста за счет переноса вербальных форм взаимодействия в мануальные.

 Новизна работы заключается в оптимальном подборе эффективных методов и приемов использования новейшего материала- кинетического песка при организации развивающих занятий или кружковой работы в ДОУ, способствующих развитию ребенка, реализации его потенциальных возможностей, проявления творчества, для нормализации эмоционального состояния.

Применение кинетической песочницы в детском саду непременно принесет

положительные результаты.

Проблема.

Проблема заключается в том, что у младших дошкольников 2 -3 лет не развита  мелкая моторика, тактильные ощущения и образное восприятие, связная и диалогическая речь; не сформированы коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса образования.

Использование уникального инструмента – кинетического песка в игровой деятельности способствует развитию мелких мышц рук, тактильной чувствительности, сенсомоторных функций, творческой активности обеспечивает наивысший результат гармонического формирования личности ребёнка, стабилизации эмоционального состояния (проявление ярких позитивных эмоций и новых впечатлений, формирование дружеских взаимоотношений).

Во время адаптации, вновь поступившие дети, проходят некоторые жизненные испытания. У ребёнка меняется свой привычный домашний уклад жизни, он встречается с новыми взрослыми и детьми, в результате происходят стрессовые ситуации, нарушается психосоматическое состояние ребёнка.

На данный момент, игровые упражнения и игры с кинетическим песком являются наилучшим, полезным средством, так как имеют терапевтическое свойство снижать психофизическое напряжение, регулировать эмоциональное состояние ребёнка, вызывают положительное желание ходить в детский сад, ускоряют прохождение адаптационного периода. Известно, что гиперактивные дети имеют повышенную возбудимость нервной системы. Игровая деятельность с кинетическим песком содействует оптимальному развитию таких психофизических качеств личности: усиленного внимания, целеустремлённости, усидчивости, образной памяти, логического мышления, тактильной чувствительности. Песок имеет свойство успокаивать и расслаблять нервную систему, улучшать эмоциональное самочувствие. Дети с большой активностью проявляют заинтересованность, инициативу в развитии творческого замысла, тем самым удлиняется продолжительность игрового процесса, формируются коммуникативные навыки общения (дети учатся мирно играть, делиться игрушками, оказывать взаимопомощь), стабилизируется положительный эмоциональный фон в группе.

Цель: развитие и совершенствование игровой деятельности с кинетическим песком.

Задачи:

Образовательные: создать условия для развития и совершенствования игровой деятельности с использованием кинетического песка, как инструмента в проведении дидактических, сюжетно – ролевых игр, упражнений; формирования трудовых навыков; сохранения и укрепления психического здоровья детей, обеспечивающее благополучное эмоциональное состояние.

Развивающие: развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, внимание, мышление, связную и диалогическую речь, творческий, игровой замысел.

воспитательные: создать благоприятные условия для стабилизации эмоционального состояния детей, развития положительных впечатлений, коммуникативных навыков общения; воспитывать желание доводить начатое дело до конца, доброжелательность, аккуратность в работе с кинетическим песком.

Формы образовательной деятельности:

игровая детская деятельность;

продуктивная детская деятельность;

коммуникативная детская деятельность;

трудовая детская деятельность;

восприятие художественной литературы;

двигательная детская деятельность.

Средства решения задач

использование научно - методической литературы;

изучение передового опыта.

 Взаимодействие с семьями воспитанников через следующие формы:

Консультации:

1.Организация игр с кинетическим песком для родителей и детей «Волшебный песок»

2.«Советы по организации работы с кинетическим песком, его хранению», 3.«Использование кинетического песка как терапевтическое средство»; Индивидуальные беседы:

1.«Приготовление кинетического песка в домашних условиях»; 

2.«Правила игры с кинетическим песком в песочнице для детей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Литературные игры как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста"

В консультации представлена информация для воспитателей ДОУ о том, каие литературные игры (и в какой форме) можно проводить в группе с детьми старшего дошкольного возраста....

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста. « Волшебные ладошки»

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста....

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»

План по самообразованию «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»...

Презентация "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста"

   Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования во время непосредственно – образовательной деятельности привели меня к выводу о необходимости использования таких...

Методические рекомендации «Кинетический песок как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»

Предлагаемые методические рекомендации направлены на повышение информированности педагогов о возможностях использования инновационного, уникального по своим свойствам материала- кинетического песка....

Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста»

Искусство рисования - это удивительный процесс, с одной стороны, творческий, с другой – познавательный. Он позволяет развить наблюдательность, воображение, фантазию, координацию руки и глаза, кр...