«Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность».
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Актуальность
Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления, волшебство, превращения, сказка очаровывают их. Это особенно верно, если речь идет о детях раннего возраста. В самом деле, театрализованная игра хорошо развивает память, фантазию, художественно-образное восприятие, воображение, активизирует мышление, речь. Ребенок учится воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения, поэтому приобщение ребенка к миру игры и театра начинаем с раннего возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность».
Актуальность
Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления, волшебство, превращения, сказка очаровывают их. Это особенно верно, если речь идет о детях раннего возраста. В самом деле, театрализованная игра хорошо развивает память, фантазию, художественно-образное восприятие, воображение, активизирует мышление, речь. Ребенок учится воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения, поэтому приобщение ребенка к миру игры и театра начинаем с раннего возраста.
Работая в этом направлении, я поставила перед собой цель и определила задачи:
Цель: формировать интерес детей к театрализовано - игровой деятельности, обогащать и активизировать разговорную речь воспитанников.
Задачи:
1) побуждать интерес детей к театрализованной игре ;
2) побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (произведениях малых фольклорных форм);
3) способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками;
4) развивать умение следить за действиями сказочных героев, адекватно реагировать на них.
Для реализации поставленной цели и задачи я выделила следующие направления деятельности:
-организация развивающей предметно-пространственной среды;
-работа с детьми;
-работа с родителями.
И принципы работы:
• от простого к сложному;
• возрастная особенность (доступность);
• наглядность.
Невозможно представить себе развитие ребенка без игры. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеские взаимоотношения между детьми. Одно из условий для полноценного развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении.
Создавая условия для развития речи в своей группе, я руководствовалась принципами в соответствии с ФГОС и ФОП
( насыщенность среды, трансформируемость, полуфункциональность, вариативность, доступность, безопасность.)
Таким образом, развивающее пространство нашей группы соответствует требованиям программы, соответствует возрастным особенностям детей, их потребностям и интересам, отвечает видам детской деятельности и помогает решать поставленные цели и задачи.
Для организации театрализованной деятельности нами:
- Пополняются и обновляются атрибуты, вызывая эмоциональный отклик ребенка, активизирующий его речь;
- Ежедневно вводятся в образовательную деятельность и в повседневную жизнь, игры - инсценировки с сюжетными игрушками, используется при этом фольклорный материал;
- Проводится демонстрация программных сказок с использованием разных видов театров.
Центр речевого развития в группе содержит в себе: ряжение, театрализация, книжный, музыкальный уголки.
В нашем театральном уголке есть разнообразные виды театров, маски, которые наиболее эффективны, понятны и доступны для наших малышей.
Плоскостной театр (его мы можем показать на ковролине или на столе)
Этот вид театра позволяет не только развивать речь, но и мелкую моторику. Здесь я использую уже готовые сказки и создаю самостоятельно.
Театр би-ба-бо
После представления даю возможность детям пообщаться с куклами, дети с удовольствием продолжают играть с ними. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, играть дружно.
Пальчиковый театр
Детки очень любят играть с пальчиковым театром. Мир пальчиковых кукол – волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя. У детей развивается мелкая моторика, воображение, активизируется словарь ребенка, он учится передавать настроение и характер персонажей.
Настольный театр
Самым любимым театром для наших малышей стал настольный театр. Он прост и доступен, не требует определённых умений, они сами могут играть с игрушками-персонажами, охотно перевоплощаться в действующих персонажей (колобок, заяц, лиса и т. д.,), пытаются передать характер героя (мимикой, изменяя интонацию).
Конусный театр
Использование конусного театра расширяет кругозор детей, он помогает детям координировать движения рук и глаз, а также стимулирует речь.
Маски и костюмы
Для драматизации сказок, потешек, народных песенок мы используем маски и костюмы.
Организация содержания работы
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка. И только при благоприятных условиях, ребёнок успешно пройдёт все стадии речевого развития, которые позволят ему понимать речь, самому свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
Поэтому, свою работу построила из нескольких этапов.
На первоначальном этапе проводила диагностику развития детей .
На втором этапе: изучала методическую литературу; исследовала разные виды художественных произведений (малые фольклорные формы, стихи, сказки, рассказы), отбирала сюжеты из повседневной жизни детей; подготавливала персонажи.
Далее произведения подвергла дидактической обработке: подбирала вопросы и задания от персонажей, направленных на активизацию речевой деятельности малышей; физкультминутки, подвижные игры, загадки так, чтобы они были объединены общим сюжетом; оборудование для создания сказочного сюжета.
Следующий этап – творческое применение театрализованных игр на практике:
- ознакомление детей с сюжетными игрушками. я показываю и называю разнообразные действия с ними. Одни и те же слова при последующих повторениях произношу, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения.
На данном этапе театрализованная деятельность в работе с детьми представляет собой пальчиковая гимнастика , игры с куклой игрушкой , знакомство с несложными сюжетами сказок, пассивное участие в импровизациях, простые игры — имитации отдельных действий человека, животных и птиц (воробышки машут крыльями, идут косолапые мишки, похлопали в ладоши, и т.д.) . Здесь очень важно предоставлять детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизируется их речь, и закрепляются игровые действия.
В адаптационный период, театрализованная деятельность помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную, добрую атмосферу.
Сказочные герои (например, колобок, веселый зайка, которые встречали их по утрам, помогали детям окунуться в эмоционально-комфортную для них среду). Рассказывание русских народных сказок, показ кукольного, настольного и пальчикового театра хорошо отвлекают детей от капризов и воспоминаний о том, что мамы нет рядом. Дети повторяют движения за игрушкой, улыбаются, здороваются, обнимают её.
Работа с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой. Также потешки мы обыгрываем в режимных моментах.
Дети очень полюбили потешки игрового характера, активно участвовали в изображении сопутствующих потешкам действий. При чтении потешки «Огуречик, огуречик…», проводили игры на прогулке.
Знакомя с песенками, потешками, закличками («Мишка косолапый», «Пошел котик на торжок», «Коза рогатая», «Петушок, петушок» и т. д.) используем маски. Малыши с удовольствием передают характер и настроение героев. Текст произносим не спеша, выразительно. В дальнейшем малыши запоминают его содержание и могут обыгрывать самостоятельно.
В подготовке к самостоятельной творческой игре в развитии воображения большую роль играют игры-имитации, подвижные игры с ролью. Малышей необходимо научить действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных.
Полезно проводить игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально я сама проговариваю и выполняю движения, а дети слушают и смотрят. Затем они точно выполняют движения соответственно тексту. Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит..», «Вышла курочка гулять…» и т. д.
Проведение игр – театрализаций. Нужно подобрать художественное произведение доступное возрастным возможностям детей и программным требованиям («Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок» и т. д.). Привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное. Театрализация сказок очень увлекает детей.
Прежде чем показывать детям какую-либо сказку, проводила знакомство малышей с каждым героем поочерёдно: показывала персонаж - зайку, называла его, предлагала потрогать, рассматривали все части, давала детям самим внимательно изучить игрушку. Затем читала потешку «Зайка шел, зайка шел» или «Заинька – зайка» или пела песенку «Зайка» Е. Железновой. Показывала одну и ту же игрушку несколько раз, предлагая потанцевать с ней, самим спеть про неё песенку, потом знакомила со следующим персонажем.
Когда малыши узнавали всех героев, начинала показ самой сказки. Одно и то же произведение рассказывала с применением разных видов кукольного театра (настольный, магнитный, пальчиковый и др.), вместе рассматривали иллюстрации к сказкам, повторяя пройденный материал. Дети показывали на картинках персонажей, демонстрировали, как рычит волк, кудахчет курочка. В начале детям сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают отдельные фразы, сопровождая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё.
К 3 годам дети узнают персонажей сказок, знают их содержание («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и т.д.),уже могут повторять фразы, начинает хорошо активизироваться речь.
Чтобы не угасал интерес малышей к театрализованным играм, придерживалась определённых требований:
-Содержание и разнообразие тематики.
-Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все форму педагогического процесса.
-Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.
-Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной деятельности.
Успешную работу по развитию речи посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями.
Для привлечения родителей к совместной деятельности, проводятся собрания, консультации, мастер классы, обновляются папки – передвижки, которые включают в себя рекомендации по организации театральной деятельности в семье.
Родители были заинтересованы и с удовольствием откликались в помощи обогащения театрального центра в группе: обновили пальчиковый, вязаный, магнитный, деревянный, настольный театры, маски.
В прошлом году я проводила мастер-класс с родителями на тему «Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей раннего возраста».
Вся работа, которая проводится с родителями, способствует расширению кругозора, обогащают внутренний мир, а главное – учат членов семьи любви и доброте.
Таким образом, наблюдая за детьми в течение года, хочу отметить, что проводя работу с использованием театрализованной деятельности, у детей наметилась положительная динамика в развитии речи. Если в начале года уровень развития детей по развитию речи был у всех низкий, то на сегодняшний день уровень развития детей значительно повысился. Средствами театрализованных игр, я вовлекала детей в диалог, обогащала активный словарь детей, развивала навыки фразовой речи, что благоприятно повлияло на развитие детей.
Театрализованная деятельность является важным средством в развитии речи детей, потому что театрализованные игры позволяют решать проблему развития речи детей раннего возраста в ходе игры, легко и непринужденно.
И конечно, с коллегами тоже я делюсь опытом своей работы через презентации, консультации. Приглашаю коллег на открытые занятия. Участвую в конкурсах педагогического мастерства и принимаю активное участие в мероприятиях различного уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность
Опыт работы по вовлечению в театрализованную деятельность детей раннего возраста. Как приобщить ребенка ск миру театра и игры с раннего возраста, с первых дней пребывания в детском саду. Работа ...

Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность.
Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность....

"Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность".
Театр – это волшебный край,в котором ребёнок радуется, играя,А в игре он познаёт мир....

Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность
Статья о речевом развитии детей...

Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»
Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализов...

Консультация для родителей первой младшей группы «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»
Консультация для родителей....

Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность
Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность...
