Конспект подгруппового логопедического занятия на тему Космос
план-конспект занятия по развитию речи

Малкова Ксения Алексеевна
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи 
Тема: «Космос»
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи

Тема: «Космос»

Подготовила:

Учитель – логопед

Малкова Ксения Алексеевна

Цель: закрепление синтаксических связей согласование и управление в устной речи.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:
  • расширять активный словарь по теме «Космос»;
  • совершенствовавать умение согласовывать порядковые и количественные числительные с существительными;
  • совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными;
  • совершенствовать умение использовать связи согласование и управление слов в предложении;
  • совершенствовать умение употреблять простые предлоги для связи слов в предложении;
  • совершенствовать умение образовывать родственные слова;
  • закреплять навык звукового анализа и синтеза.
  1. Коррекционно-развивающие:
  • развивать внимание, память, мышление;
  • развивать слуховое внимание;
  • развивать мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.
  1. Воспитательные:
  • развивать познавательный интерес детей;
  • формировать положительную установку на участие в занятии;
  • формировать умение слушать и слышать взрослого и сверстников;
  • формировать умение анализировать собственную деятельность.

Оборудование: изображение солнечной системы с орбитами; предметные картинки: планеты солнечной системы, скафандр, ракета, барабан, звезда, Земля, Юпитер, Марс, головка сыра, солнце, луна, космонавт, звёздное небо; массажные колечки Су-Джок; изображение звёздного неба; звёзды из бумаги.

Ход образовательной деятельности:        

Вводная часть.

  • Ребята, какой сегодня день недели? (Сегодня вторник.)
  • Какой праздник вся страна отмечает на этой неделе? (На этой неделе вся страна отмечает День космонавтики.)
  • Правильно! А какого числа отмечают День космонавтики? (День космонавтики отмечают 12 апреля.)
  • Молодцы!

        Звучит аудиозапись. Звук приземляющейся космической тарелки. На слайде космический житель Тико.

  •  «Здравствуйте! Разрешите представиться я – космический житель – Тико. Я путешествовал по космосу и сбился с пути. Поэтому оказался на вашей планете. Разрешите у вас немного погостить. (Разрешаем.) 

Основная часть

  1. Игра «Планеты»

Цель: активизация словаря по теме «Космос»; развитие координации движений; согласование порядковых числительных с существительными.

  • Тико: Я знаю всё о космосе и о планетах. А вы знаете, названия планет и сколько их всего в вашей солнечной системе? (Знаем). Давайте проверим!
  • Логопед: Ребята, давайте разместим планеты по порядку на свои орбиты, цифры на планетах вам помогут. 

Первый – Меркурий

Вторая – Венера

Третья – Земля

Четвёртый – Марс

Пятый – Юпитер

Шестой – Сатурн

Седьмой – Уран

Восьмой – Нептун

Девятый – Плутон.

  • Логопед: Сколько всего планет? (9)
  • Тико: Молодцы! А где вы узнаёте про космос? (У нас есть космический музей, там можно посмотреть космические предметы). Сейчас я проверю, всё ли вы знаете про космические предметы.
  1. Игра «Что лишнее?»

Цель: активизация словаря, развитие мышления (классификация и обобщение).

На магнитной доске 2 ряда картинок. Из них одна лишняя, которая не имеет отношения к космосу.

  • Тико: Посмотрите, перед вами два ряда картинок, в каждом из которых одна картинка лишняя. Найдите её и объясните своё выбор.
  • Скафандр, ракета, барабан, звезда (Лишний барабан, потому что это музыкальный инструмент, а всё остальное космические предметы)
  • Земля, Нептун, Марс, головка сыра (Лишний сыр, потому что это продукт, а всё остальное планеты солнечной системы)
  • Тико: Молодцы! Хорошо вас в музее научили!
  1. Игра «Сосчитай звёзды»

Цель: совершенствование умения согласовывать существительные с числительными.

  • Тико: Где вы ещё узнаёте о космосе? (В планетарии) Что это? (Планетарий – это научное здание, в котором можно узнать много интересного о планетах, космосе, звёздах.) Как интересно! У меня для вас загадка:

Небесные фонарики

С закатом солнца зажигаются,

А с зарею – выключаются. (Звёзды)

  • Тико: Правильно! Звёзды очень трудно считать, давайте проверим это – посчитаем их.
  •  Логопед: Считать мы будем, надевая массажное колечко на наши пальчики. (Начинает один ребёнок – до 5, второй – заканчивает.) Молодцы!

  1. «Подбери признак»

Цель: уточнение и расширения знаний о космосе; совершенствование умения согласовывать прилагательные с существительными; развитие памяти.

  • Логопед: Тико, а ещё в планетарии показывают, как проходит млечный путь, рассказывают интересные истории про космос.
  • Тико: Сейчас я и проверю, смогут ли ребята правильно разместить предметы в космосе! Угадайте по прилагательным, о чём я говорю, и найдите каждому своё космическое место. 

Яркое, большое, тусклое, горячее, лучистое – это что? (Солнце)

Большая, холодная, яркая, ночная (Луна)

Большая, быстрая, огромная, крепкая (Ракета)

Сильный, умный, храбрый, смелый (Космонавт)

Огромное, темное, звёздное, ночное (Небо)

Яркая, далёкая (Звезда)

  • Тико: У вас здорово получилось! Космос – это моя Родина.
  • Логопед: Молодцы, ребята, вы составили космос сами. А теперь давайте ещё раз вспомним, солнце, какое? (Яркое, большое, тусклое, горячее, лучистое.) Ракета, какая? (Большая, быстрая, огромная, крепкая.) Космонавт, какой? (Сильный, умный, храбрый, смелый.)
  • Логопед: Молодцы! Предлагаю вам немножко отдохнуть!
  1. Физкультминутка

Цель: развитие общей моторики, координации речи с движениями.

Космонавт

Не зевай по сторонам,

Ты сегодня – космонавт. (Повороты в стороны)

Начинаем тренировку, (Наклоны вперед)

Чтобы сильным стать и ловким.

Ждет нас быстрая ракета (Приседают)

Для полета на планету.

Отправляемся на Марс. (Кружатся)

Звезды в гости ждите нас.

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост – (руки назад, в стороны)

И поднимется до звезд. (Тянутся вверх)

  1.  «Составь предложение»

Цель: развитие слухового внимания; совершенствование умения согласовывать слова в простом распространённом предложении; совершенствование умения употреблять простые предлоги в речи.

  • Тико: Ребята, а где вы ещё узнаёте про космос? (Нам рассказывают про космос воспитатели в детском саду.)
  • Тико: Если вы так много знаете о космосе, то сможете правильно составить мои рассыпанные предложения.
  • Логопед: А я тебе помогу: 
  1. Космонавт, в, летает, космос. (Космонавт летает в космос.)
  2. Ракета, космоса, летит, из. (Ракета летит из космоса.)
  3. Метеорит, на, упал, землю. (Метеорит упал на землю.)
  4. под, Ребята, гуляют, звёздами. (Ребята гуляют под звёздами.)
  • Тико: Молодцы, ребята, вы действительно много знаете о космосе.
  1.  «Родственные слова»

        Цель: уточнение и расширение словарного запаса по теме «Космос», совершенствование умения образовывать родственные слова.

  • Тико: Расскажите, где вы ещё узнаёте про космос? (Нам рассказывают родственники про космос.) Кто такие родственники? (Родственники это люди, которые на нас похожи.) А у слов бывают родственники? (Конечно, ведь есть похожие слова.) Ну, тогда давайте поиграем. Кто из вас больше придумает слов-родственников к слову космос. А к слову звезда? (За каждое правильное слово дети получают звезду).
  • Космос (Космический, космонавт, космодром, космонавтика)
  • Звезда (Звёздочка, звездопад, звёздный, звездочёт, созвездие)
  • Тико: Какие вы тут на планете Земля умные! А я думал, вы вообще ничего про космос не знаете. Но мне уже пора возвращаться, чтобы завести мой космический корабль, вы должны выполнить ещё одно задание. Если вы всё верно сделаете, тогда мой корабль взлетит, и я попаду к себе домой.
  • Логопед: Я вам буду называть звук, а вы придумайте космическое слово на этот звук. Готовы? (Да.)

Р – ракета

П – планета, Плутон

К – космос, космонавт, корабль (космический)

М – Марс, Меркурий, метеорит

З – звезда, Земля, звездочёт

С – Сатурн, скафандр, спутник, солнце

Л – Луна, луноход 

  • Тико: Всё ребята, мне пора! Я полетел обратно в космос. Желаю вам удачи и дальнейших знаний про космос. (Звук улетающей тарелки)

Итог занятия.

  • Логопед: Ребята, улетел наш гость. Тико. Давайте вспомним, что мы рассказали Тико про космос. (Мы рассказали про планеты нашей солнечной системы, про космические вещи, про родственные слова, мы на звуки придумали космические слова.) Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: "Морское путешествие. Звук С"

Данный конспект был тспользован и составлен для проведения итогового занятия в 3 периоде обучения в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: "Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях"

Вашему вниманию представлен конспект подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях". Данное занятие было проведено в логопункте детского сада с детьми старшего...

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука «Л» в словах»

Вашему вниманию предлагаю конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Автоматизация звука «Л» в словах»....

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему "Африканские приключения"

Конспект подгруппового занятия на автоматизацию звука [Р] в предложениях и тексте по лексической теме "Животные жарких стран"...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Животные Севера и Жарких стран" для детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи

Данный конспект позволить педагогу провести с детьми подготовительного к школе возраста увлекательное и познавательное занятие по теме "Животные Севера и Жарких стран". Занятие направлено на развитие ...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Космос» в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию навыков связной речи с использованием ИКТ

закрепить и обобщить знания детей о космосе, закрепить навык составления рассказа по слайдам – картинкам, формировать навык связной монологической речи....

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему Тема: « Школа. Школьные принадлежности»

-Закрепить с детьми полученные знания, продолжать учить находить слова противоположные по смыслу, активизировать словарь,  уточнить знания о звуках, делить слова на слоги, звукового анализа слова...