Тема «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность»
материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Готовцова Елена Анатольевна

1 слайд.  Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Готовцова Е. А. ,пришла работать в Корниловский детский сад в 2019 году, в старшую разновозрастную группу общеразвивающей  направленности для детей 5-7 лет. Работая в этой группе, я заметила, что многие дети не выговаривают ряд букв, коверкают слова. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Разрешите представить вам тему своей педагогической находки «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Корниловский детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад № 189»

Тема  «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\картинки для доу\Изображение 202.jpg

Выполнил воспитатель:

Готовцова Е. А.

2023

1 слайд.  Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Готовцова Е. А. ,пришла работать в Корниловский детский сад в 2019 году, в старшую разновозрастную группу общеразвивающей  направленности для детей 5-7 лет. Работая в этой группе, я заметила, что многие дети не выговаривают ряд букв, коверкают слова. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Разрешите представить вам тему своей педагогической находки «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность»

2 слайд. Актуальность

В последние годы, к сожалению, увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи.

А ясная, правильная речь – это залог продуктивного общения, уверенности, успешности в жизни.

Театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Поэтому возникла идея - создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста  через театрализованную деятельность.

3 слайд. Особо любимы детьми сказки, язык сказок отличается большой живописностью, в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить словарный запас. Искусство театрализации близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра.

3 слайд. Цель моей работы: Развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

 Задачи речевого развития в театрализованной деятельности

1. Учить детей связно, последовательно излагать свои мысли.

2. Формировать грамматический и лексический строй речи.

3. Развивать навыки активной, разговорной речи, совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

4. Развивать выразительную, интонационную сторону речи.

5. Пополнять и активизировать словарь детей (за счет слов, обозначающих название предметов, действий, признаков).

6. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей в разных видах театрализованной деятельности.

7. Воспитывать культуру речевого общения, умение согласованно действовать в коллективе.

8. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников.

4 слайд. Каким образом театрализованная деятельность влияет на речевое развитие дошкольников?

   Театрализованная деятельность способствует:

• развитию монологической и диалогической речи;

•обогащению словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;

•овладению выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами) 

5 слайд.  Анализ программно-методического обеспечения позволил отобрать и систематизировать средства, позволяющие решить задачи речевого развития детей.

Разработаны:

  • конспекты организованной образовательной деятельности по развитию речи с использованием сказочных героев для детей;

Созданы:

  • настольная ширма для театра, большая напольная ширма
  • различные виды театров;
  • картотеки речевых игр и упражнений;
  • картотеки подвижных  игр с героями;

Чистоговорки и скороговорки;

           Оформлены:

  • Лепбук «Все о театре»;
  • альбом: «Виды театров»
  • папка  передвижка  «Мир театра»

Для родителей:

 рекомендации для родителей: «Домашний кукольный театр»

6 слайд. Для обогащения предметно-развивающей среды в нашей группе создан театральный центр, который состоит из различных видов театров (кукольный, пальчиковый, настольный и др.)

        Работа над данной проблемой побудила обогатить предметно-пространственную среду нестандартным оборудованием -  ширма театр, сделанный руками детей и педагога, театр на палочках, перчатках, и др.

7 слайд. Для реализации поставленных задач были использованы различные методы и приемы:

- Изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

- Организация  предметно-развивающей среды;

- Индивидуальные беседы с детьми;

- Чтение и обсуждение художественных   произведений;

 - Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- Просмотр и обсуждение слайдов, видеофильмов, мультфильмов;

- Игры - драматизации;

- Режиссерские игры;

- Подготовка и разыгрывание сказок и инсценировок;

- Моделирование ситуаций;

- Упражнения по формированию выразительности исполнения;

- Изготовление атрибутов, элементов костюмов.

8 слайд. Театрализованные игры и упражнения включаю в разные виды деятельности в течение дня:

-Утренняя гимнастика с использованием элементов театральных игр.

-В виде появления сказочного героя  во время занятий

- Во время прогулки

- Гимнастика после сна с использованием элементов пальчиковых игр

-Индивидуальная работа

-Самостоятельная работа

9 слайд. Детям младшей группы представляем инсценировки русских народных сказок: «Репка», «Теремок», «Колобок».

10 слайд. Постановка спектаклей: «Иван Царевич и Змей Горыныч», «Заюшкина избушка».

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

11 слайд. Работа с родителями – одно из важнейших направлений. Работая над данной проблемой не оставила без внимания и работу с родителями, т.к. родители воспитанников главные помощники. Для родителей разработала консультацию  «Театрализованная деятельность в детском саду как средство развития речи», в раздевалке оформила наглядную информацию «Театрализованная деятельность в жизни дошкольника». Родители были задействованы в изготовлении театра из перчатки, книжки своими руками.

12 слайд. Настольный театр помогает учить детей, координировать движения рук и глаз; сопровождать движения пальцев речью; побуждать выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

13 слайд. Пальчиковый театр стимулирует кончики пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряет процесс речевого и умственного развития.

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и развитие речи ребенка.

14 слайд. Маленькие дети очень любят рассматривать картинки в книгах, но если картинки показать двигающимися, действующими, они получат ещё больше удовольствия. Такие картинки изготавливаются из двух половинок, которые соединяются друг с другом. Внутри крепится деревянная палочка, за которую можно держать сказочного героя.

15 слайд. Работая в этом направлении, я поняла, что не нужно останавливаться на достигнутом, а:

  • Продолжать внедрять театрализованные игры и упражнения во все виды детской деятельности.
  • Усложнять театрализованные игры и упражнения в соответствии с возрастом.
  • Пополнять  развивающую среду различных видов театра.
  • Обобщать опыт работы по представленной проблеме.

16 слайд. Вывод:

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе лежит игра. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром, учатся его понимать. Через театрализованные игры мы развиваем у детей речевые умения и навыки, обеспечиваем эмоциональное благополучие. У детей значительно активизируется словарный запас в повседневной жизни, речь становится более яркой, эмоциональной.

17 слайд. Со своим опытом работы

  • Выступала на родительском собрании «Создание условий для речевого развития детей в группе»;
  • На педсовете в виде презентаций и докладов по теме самообразования: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности»
  • Представляю свои  методические разработки на Методическом Объединении в виде докладов, открытых занятий и игр с детьми по теме:  «Развитие связной речи  детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

18 слайд. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему «Развитие связной речи дошкольников в театрализованной деятельности» старшая группа

Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в...

Самообразование на тему: «Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность» в подготовительной к школе группе

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; создание условий для успешного развития речи детей через театрализованную деятельность....

Перспективный план по самообразованию Тема: «Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность»

Актуальность:Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретени...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность». (средняя, старшая, подготовительная группа). Музыкальный руководитель: Гусейнова Н.С.

Тема моего самообразования «Развитие творческих способностей  дошкольников через театрализованную деятельность». План подготовлен  для детей среднего,старшего и подгот...

Доклад для воспитателей на тему: «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность». Гусейнова Н.С.

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей  дошкольников через театрализованную деятельность»....

Конспект открытого занятия для воспитателей на тему : " Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность"

                          Конспект открытого занятия  на тему  :        « Развитие связ...