Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Любимые персонажи С.Я.Маршака. Усатый полосатый»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Новизна. Занятие имеет временной открытый конец, дети могут продолжить в формате самостоятельной продуктивной деятельности. Практическая значимость. Используя эту методическую разработку, мы можем способствовать всестороннему развитию личности ребенка и развитию интегративных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_usatyy_polosatyy.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Любимые персонажи С.Я.Маршака. Усатый полосатый»

Автор:

Мошкова Марина Леонидовна, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 27» Асбестовского муниципального округа Свердловской области, воспитатель, высшая квалификационная категория, номер контактного телефона 8904-384-00-47

Пояснительная записка

Введение.

Осознание старшими дошкольниками звуковой структуры слова-необходимая предпосылка обучения письму и чтению (обучение грамоте). Многие дети к моменту поступления в школу свободно выделяют в словах только первый звук. Особые трудности возникают при последовательном выделении звуков из слова, а при неразвитом фонематическом слухе такие ошибки вполне закономерны. Развитое фонематическое восприятие необходимо не только для обучения грамоте, но и для выработки многих разговорных и орфографических навыков. Эту работу необходимо начинать с дошкольного возраста, когда резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов, дети наиболее восприимчивы к звуковой стороне языка и проявляют желание работать со словами и звуками.

Новизна. Занятие имеет временной открытый конец, дети могут продолжить в формате самостоятельной продуктивной деятельности. Практическая значимость. Используя эту методическую разработку, мы можем способствовать всестороннему развитию личности ребенка и развитию интегративных качеств.

Планируемый результат:

слушает, воспринимает и выполняет инструкции и указания;

эмоционально откликается на предстоящую деятельность, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает поставленную цель; проявление интереса к речевой и продуктивной деятельности;

оценивают результат собственной деятельности, выражают свои чувства; умеет отвечать на вопросы;

использует разные части речи по смыслу и составляет сложные предложения.

Возрастная группа: дети с 5 до 6 лет

Форма НОД: занятие

Форма организации: групповая

Технология: игра, интегрированное обучение

Методы: словесные (диалог с детьми), наглядные и практические.

Средства: наглядные и оборудование (интерактивная доска, или мольберт, в конкретном случае большая магнитная доска).

Цель: создание условий для развития у детей речевых способностей и умений, формирования первоначальных предпосылок чтения.

Задачи:

Обучающие:

автоматизировать звук –С;

совершенствовать правильное звукопроизношение;

формировать звуковую аналитико-синтетическую активность;

совершенствовать умение использовать разные части речи, точно по смыслу;

совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

закреплять умение отвечать на вопросы и задавать их;

продолжать знакомить с детскими произведениями С.Я. Маршака.

Развивающие:

способствовать развитию связной речи, фонематического слуха развивать речевое дыхание;

развивать внимание, память, воображение и творческие способности.

Воспитательные:

воспитывать культуру речевого общения;

воспитывать интерес к художественной детской литературе.

Предварительная работа:

Чтение стихов: «Усатый-полосатый», «Пудель», «Большой карман», «Мяч «Тили-бом», «Вот какой рассеянный» и рассматривание к ним иллюстраций (слайдшоу).

Ход занятия:

  1. Организационный момент

На экране или на мольберте фото С.Я.Маршака и иллюстрации к уже знакомым стихам.

Воспитатель предлагает детям поиграть всем вместе.

Привлекает их внимание к демонстрационным материалам.

Мотивирует их на принятие предложения тем самым, создает эмоционально-положительный настрой.

Воспитатель:

Перед вами портрет замечательного детского писателя.

Давайте вспомним его стихи, которые вы уже знаете. (Ответы детей.)

Если вы затрудняетесь и не можете назвать, то воспользуйтесь подсказками-иллюстрациями.

Воспитатель:

Ребята, а вы сможете угадать про какого персонажа (усатый-полосатый) я сейчас зачитаю отрывок?

Хотите попробовать?

Вот тебе под спинку

Мягкую перинку

Сверху на перинку

Чистую простынку…

(Дети угадывают)

А у вас есть домашний питомец, похожий на этого котенка? Всегда хочется поиграть с пушистым питомцем, но к сожалению, не у каждого он есть.

#1054;сновная часть.

Предлагаю вам его позвать к нам чтобы всем вместе поиграть.

Как будем его звать? (дети высказывают предположения)

Давайте попробуем покричим – кис-кис-кис (несколько повторов).

Не идет, видимо не нравится ему наше приглашение.

Возможно, что кто-то неправильно произносит звуки, как вы считаете?

Как можно это исправить? (дети предлагают варианты)

Может быть нам поможет артикуляционная гимнастика, как вы думаете?

Артикуляционная гимнастика.

Давайте попробуем покричать еще раз – кис-кис-кис (несколько повторов). Не идет к нам усатый-полосатый.

Не понимаю почему, но не расстраивайтесь, мы пока его будем ждать поиграем без него. (приглашает детей на игру – упражнение)

Чистоговорки (Приложение 1)

Ребята, а может быть он не откликается на - кис-кис-кис?

Может у него есть имя, как, вы, считаете?

Какое? (дети предлагают разные варианты)

В таких именах: Васька, Серый, Сема, Сеня, и др. везде есть звук – С.

Везде ли он стоит в начале слова?

А как назвал его Маршак?

В словах усатый – полосатый есть звук – С?

В какой части слова он находится?

Слова усатый и полосатый разные или похожие?

Давайте, попробуем подобрать похожие слова. (дети предлагают варианты)

Игра-упражнение «Скажи ласково»

Воспитатель:

Ребята, писатель говорит нам, что наш любимый персонаж маленький, а не взрослый кот. Как мы с вами догадались, что он маленький?

А как еще вы можете его назвать ласково? (кот-котик-котенок-котеночек, полосатый – полосатенький, серый-серенький)

А еще какие слова из стихотворения можно сказать ласково? (воспитатель задает наводящие вопросы)

Что кушал?

На чем спал?

Как купала?

Как и чем играл? (простынка-простыночка, подушка-подушечка, перинка-периночка, мыломыльце, чашка-чашечка, водица-водичка, карандаш-карандашик, стол-столик, табурет-табуреточка, кровать-кроваточка)

Физкультразминка

Приглашаю вас в игру-превращение в кота Антипа. (Приложение 2)

Игра-упражнение «Слышишь лишнее слово?»

Серый, полосатый, усатый, мохнатый.

Сало, кашка, колбаска, редиска.

Спинка, простынка, картинка, перинка.

Буфет, табурет, трафарет, пистолет.

  1. Заключительная часть

Составление предложений «Мой котенок»

Ребята, а вы хотели бы завести дома такого усатого-полосатого?

Представьте, что вы уже это сделали, он у вас дома, составьте предложение, которое расскажет нам о нем.

(Моего котенка зовут…, он очень смешной, пушистый, любит играть и спит со мной на кровати)

  1. Рефлексия

Кого мы сегодня ждали поиграть с нами?

Кто написал это стихотворение?

А почему вам нравится этот персонаж?

Вы справились с заданиями?

Как вы думаете почему усатый-полосатый к нам не пришел? (вымышленный персонаж)

Какое у вас настроение?

А вы, хотите, чтобы оно стало лучше?

  1. Открытый временной конец

Я предлагаю вам сделать своего усатого-полосатого, кто-то возможно захочет его нарисовать, а есть другой вариант сделать его из бумаги. (Дети самостоятельно выбирают средства в центре творчества и место для продуктивной деятельности)

Ваших котят потом расположите на выставке для родителей чтобы познакомить их с вашим новым другом.

Подведение итогов (самоанализ)

Занятие построено с учетом федерального государственного образовательного стандарта. Сюжет занятия построен в виде игровой деятельности, что позволяет проведению занятия любым педагогом. Содержание доступно для воспитанников: игры, игровые упражнения, задания п подобраны с учетом возрастных особенностей детей и их индивидуальных возможностей. Структура занятия имела три основных этапа, вводный, основной и заключительный. Дети на протяжении всего занятия были эмоционально-положительно настроены. Легко и активно включались в совместную деятельность. Я считаю, что данную методическую разработку коллеги могут применять в работе

Приложение 1

Са-са-са — в лесу бегает лиса.

Са-са-са — в нашем парке чудеса.

Со-со-со — у машины колесо.

Со-со-со — это чудо-колесо.

Су-су-су — было холодно в лесу.

Су-су-су — ягоды в лесу.

Ос-ос-ос - на поляне много ос.

Ус-ус-ус - мы несем домой арбуз.

Ас-ас-ас - пили мы из кружки квас.

Ыс-ыс-ыс - мы пошли гулять на мыс.

Ас-ас-ас - у Сони ананас.

Ас-ас-ас - у нас дома квас.

Ус-ус-ус - у Сони много бус.

Ус-ус-ус - у Сани новый автобус.

Ис-ис-ис - в лесу много лис.

Ас-ас-ас - мы пили квас у нас.

Приложение 2

Физкультразминка

Кот Антипка жил у нас. (встали, руки на поясе)

Он вставал с лежанки в час. (потянулись, руки вверх – вдох)

В два на кухне крал сосиски (наклоны влево-вправо)

В три сметану ел из миски. (наклоны вперед, руки на поясе)

Он в четыре умывался. (наклоны головы к плечам влево –вправо)

В пять по коврику катался. (повороты влево-вправо)

В шесть тащил сельдей из кадки. (рывки руками перед грудью)

В семь играл с мышами в прятки (хлопки спереди – сзади)

В восемь хитро щурил глазки. (приседания)

В девять ел и слушал сказки. (хлопки в ладоши)

В десять шел к лежанке спать, (прыжки на месте)

Потому что в час вставать. (шагаем на месте)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы с ОНР по теме: "Пища. Посуда"

Предоставляю вашему вниманию конспект своего занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме недели: "Пища. Посуда". Конспект сопровождается презентацией для интерактивной доски. ...

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. «Любимые герои сказок и мультфильмов»

Создать условие для развития всех компонентов устной речи детей ,на примере любимых сказок и мультфильмов....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Методическая разработка: "Конспект занятия по развитию речи для детей младшей группы: «Волшебное путешествие по сказкам»

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи для детей младшей группы.«Волшебное путешествие по сказкам»...

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Красивой речи»

Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....