Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Любимые персонажи С.Я.Маршака. Усатый полосатый»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Новизна. Занятие имеет временной открытый конец, дети могут продолжить в формате самостоятельной продуктивной деятельности. Практическая значимость. Используя эту методическую разработку, мы можем способствовать всестороннему развитию личности ребенка и развитию интегративных качеств.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Любимые персонажи С.Я.Маршака. Усатый полосатый»
Автор:
Мошкова Марина Леонидовна, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 27» Асбестовского муниципального округа Свердловской области, воспитатель, высшая квалификационная категория, номер контактного телефона 8904-384-00-47
Пояснительная записка
Введение.
Осознание старшими дошкольниками звуковой структуры слова-необходимая предпосылка обучения письму и чтению (обучение грамоте). Многие дети к моменту поступления в школу свободно выделяют в словах только первый звук. Особые трудности возникают при последовательном выделении звуков из слова, а при неразвитом фонематическом слухе такие ошибки вполне закономерны. Развитое фонематическое восприятие необходимо не только для обучения грамоте, но и для выработки многих разговорных и орфографических навыков. Эту работу необходимо начинать с дошкольного возраста, когда резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов, дети наиболее восприимчивы к звуковой стороне языка и проявляют желание работать со словами и звуками.
Новизна. Занятие имеет временной открытый конец, дети могут продолжить в формате самостоятельной продуктивной деятельности. Практическая значимость. Используя эту методическую разработку, мы можем способствовать всестороннему развитию личности ребенка и развитию интегративных качеств.
Планируемый результат:
слушает, воспринимает и выполняет инструкции и указания;
эмоционально откликается на предстоящую деятельность, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает поставленную цель; проявление интереса к речевой и продуктивной деятельности;
оценивают результат собственной деятельности, выражают свои чувства; умеет отвечать на вопросы;
использует разные части речи по смыслу и составляет сложные предложения.
Возрастная группа: дети с 5 до 6 лет
Форма НОД: занятие
Форма организации: групповая
Технология: игра, интегрированное обучение
Методы: словесные (диалог с детьми), наглядные и практические.
Средства: наглядные и оборудование (интерактивная доска, или мольберт, в конкретном случае большая магнитная доска).
Цель: создание условий для развития у детей речевых способностей и умений, формирования первоначальных предпосылок чтения.
Задачи:
Обучающие:
автоматизировать звук –С;
совершенствовать правильное звукопроизношение;
формировать звуковую аналитико-синтетическую активность;
совершенствовать умение использовать разные части речи, точно по смыслу;
совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
закреплять умение отвечать на вопросы и задавать их;
продолжать знакомить с детскими произведениями С.Я. Маршака.
Развивающие:
способствовать развитию связной речи, фонематического слуха развивать речевое дыхание;
развивать внимание, память, воображение и творческие способности.
Воспитательные:
воспитывать культуру речевого общения;
воспитывать интерес к художественной детской литературе.
Предварительная работа:
Чтение стихов: «Усатый-полосатый», «Пудель», «Большой карман», «Мяч «Тили-бом», «Вот какой рассеянный» и рассматривание к ним иллюстраций (слайдшоу).
Ход занятия:
- Организационный момент
На экране или на мольберте фото С.Я.Маршака и иллюстрации к уже знакомым стихам.
Воспитатель предлагает детям поиграть всем вместе.
Привлекает их внимание к демонстрационным материалам.
Мотивирует их на принятие предложения тем самым, создает эмоционально-положительный настрой.
Воспитатель:
Перед вами портрет замечательного детского писателя.
Давайте вспомним его стихи, которые вы уже знаете. (Ответы детей.)
Если вы затрудняетесь и не можете назвать, то воспользуйтесь подсказками-иллюстрациями.
Воспитатель:
Ребята, а вы сможете угадать про какого персонажа (усатый-полосатый) я сейчас зачитаю отрывок?
Хотите попробовать?
Вот тебе под спинку
Мягкую перинку
Сверху на перинку
Чистую простынку…
(Дети угадывают)
А у вас есть домашний питомец, похожий на этого котенка? Всегда хочется поиграть с пушистым питомцем, но к сожалению, не у каждого он есть.
#1054;сновная часть.
Предлагаю вам его позвать к нам чтобы всем вместе поиграть.
Как будем его звать? (дети высказывают предположения)
Давайте попробуем покричим – кис-кис-кис (несколько повторов).
Не идет, видимо не нравится ему наше приглашение.
Возможно, что кто-то неправильно произносит звуки, как вы считаете?
Как можно это исправить? (дети предлагают варианты)
Может быть нам поможет артикуляционная гимнастика, как вы думаете?
Артикуляционная гимнастика.
Давайте попробуем покричать еще раз – кис-кис-кис (несколько повторов). Не идет к нам усатый-полосатый.
Не понимаю почему, но не расстраивайтесь, мы пока его будем ждать поиграем без него. (приглашает детей на игру – упражнение)
Чистоговорки (Приложение 1)
Ребята, а может быть он не откликается на - кис-кис-кис?
Может у него есть имя, как, вы, считаете?
Какое? (дети предлагают разные варианты)
В таких именах: Васька, Серый, Сема, Сеня, и др. везде есть звук – С.
Везде ли он стоит в начале слова?
А как назвал его Маршак?
В словах усатый – полосатый есть звук – С?
В какой части слова он находится?
Слова усатый и полосатый разные или похожие?
Давайте, попробуем подобрать похожие слова. (дети предлагают варианты)
Игра-упражнение «Скажи ласково»
Воспитатель:
Ребята, писатель говорит нам, что наш любимый персонаж маленький, а не взрослый кот. Как мы с вами догадались, что он маленький?
А как еще вы можете его назвать ласково? (кот-котик-котенок-котеночек, полосатый – полосатенький, серый-серенький)
А еще какие слова из стихотворения можно сказать ласково? (воспитатель задает наводящие вопросы)
Что кушал?
На чем спал?
Как купала?
Как и чем играл? (простынка-простыночка, подушка-подушечка, перинка-периночка, мыломыльце, чашка-чашечка, водица-водичка, карандаш-карандашик, стол-столик, табурет-табуреточка, кровать-кроваточка)
Физкультразминка
Приглашаю вас в игру-превращение в кота Антипа. (Приложение 2)
Игра-упражнение «Слышишь лишнее слово?»
Серый, полосатый, усатый, мохнатый.
Сало, кашка, колбаска, редиска.
Спинка, простынка, картинка, перинка.
Буфет, табурет, трафарет, пистолет.
- Заключительная часть
Составление предложений «Мой котенок»
Ребята, а вы хотели бы завести дома такого усатого-полосатого?
Представьте, что вы уже это сделали, он у вас дома, составьте предложение, которое расскажет нам о нем.
(Моего котенка зовут…, он очень смешной, пушистый, любит играть и спит со мной на кровати)
- Рефлексия
Кого мы сегодня ждали поиграть с нами?
Кто написал это стихотворение?
А почему вам нравится этот персонаж?
Вы справились с заданиями?
Как вы думаете почему усатый-полосатый к нам не пришел? (вымышленный персонаж)
Какое у вас настроение?
А вы, хотите, чтобы оно стало лучше?
- Открытый временной конец
Я предлагаю вам сделать своего усатого-полосатого, кто-то возможно захочет его нарисовать, а есть другой вариант сделать его из бумаги. (Дети самостоятельно выбирают средства в центре творчества и место для продуктивной деятельности)
Ваших котят потом расположите на выставке для родителей чтобы познакомить их с вашим новым другом.
Подведение итогов (самоанализ)
Занятие построено с учетом федерального государственного образовательного стандарта. Сюжет занятия построен в виде игровой деятельности, что позволяет проведению занятия любым педагогом. Содержание доступно для воспитанников: игры, игровые упражнения, задания п подобраны с учетом возрастных особенностей детей и их индивидуальных возможностей. Структура занятия имела три основных этапа, вводный, основной и заключительный. Дети на протяжении всего занятия были эмоционально-положительно настроены. Легко и активно включались в совместную деятельность. Я считаю, что данную методическую разработку коллеги могут применять в работе
Приложение 1
Са-са-са — в лесу бегает лиса.
Са-са-са — в нашем парке чудеса.
Со-со-со — у машины колесо.
Со-со-со — это чудо-колесо.
Су-су-су — было холодно в лесу.
Су-су-су — ягоды в лесу.
Ос-ос-ос - на поляне много ос.
Ус-ус-ус - мы несем домой арбуз.
Ас-ас-ас - пили мы из кружки квас.
Ыс-ыс-ыс - мы пошли гулять на мыс.
Ас-ас-ас - у Сони ананас.
Ас-ас-ас - у нас дома квас.
Ус-ус-ус - у Сони много бус.
Ус-ус-ус - у Сани новый автобус.
Ис-ис-ис - в лесу много лис.
Ас-ас-ас - мы пили квас у нас.
Приложение 2
Физкультразминка
Кот Антипка жил у нас. (встали, руки на поясе)
Он вставал с лежанки в час. (потянулись, руки вверх – вдох)
В два на кухне крал сосиски (наклоны влево-вправо)
В три сметану ел из миски. (наклоны вперед, руки на поясе)
Он в четыре умывался. (наклоны головы к плечам влево –вправо)
В пять по коврику катался. (повороты влево-вправо)
В шесть тащил сельдей из кадки. (рывки руками перед грудью)
В семь играл с мышами в прятки (хлопки спереди – сзади)
В восемь хитро щурил глазки. (приседания)
В девять ел и слушал сказки. (хлопки в ладоши)
В десять шел к лежанке спать, (прыжки на месте)
Потому что в час вставать. (шагаем на месте)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы с ОНР по теме: "Пища. Посуда"
Предоставляю вашему вниманию конспект своего занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме недели: "Пища. Посуда". Конспект сопровождается презентацией для интерактивной доски. ...

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. «Любимые герои сказок и мультфильмов»
Создать условие для развития всех компонентов устной речи детей ,на примере любимых сказок и мультфильмов....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....
Методическая разработка: "Конспект занятия по развитию речи для детей младшей группы: «Волшебное путешествие по сказкам»
Методическая разработка. Конспект занятия по развитию речи для детей младшей группы.«Волшебное путешествие по сказкам»...

Методическая разработка: Конспект занятия по развитию сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста «Человек и живой мир вокруг»
Образовательная область: познавательное развитие...

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Красивой речи»
Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на тему: « Необычное путешествие по стране Мухи-Цокотухи»
уточнить знания детей по произведениям К.И.Чковского; активизировать словарь по данной теме....