Конспект коррекционно-развивающего занятия по теме «Дикие животные и их детёныши» для детей старшей группы (5-6 лет) с общим недоразвитием речи, заикание. /подгрупповая форма работы/
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Южанина София Анатольевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА СЕРГИЕВ ПОСАД «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6» /ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ /

                              Выполнила: учитель-логопед

 Южанина София Анатольевна

 

Конспект коррекционно-развивающего занятия

по теме  «Дикие животные и их детёныши» для детей старшей группы (5-6 лет) с общим недоразвитием речи, заикание. /подгрупповая форма работы/

 

Цель: Уточнить и систематизировать знания о диких животных и их детенышах

Закреплять умение пользоваться шёпотной речью с формированием правильного речевого дыхания. Закрепление знаний о диких животных.

Задачи:

Образовательные:

-закреплять умение детей классифицировать предметы по теме "Дикие животные»;

- приобщать детей к бережному отношению с животными. Формировать представления о детёнышах животных наших широт;

- учить образовывать притяжательные прилагательные.

 

Развивающие:

- Развивать речевое дыхание.

- Вырабатывать навык говорить весь речевой материал в шёпотном режиме.

- Формировать правильный ритм речи. Работа над передачей правильной восклицательной интонации в речи.

- Развивать грамматический строй речи. Словообразование.

- Закреплять знания звуко-слоговой структуры слова. Закреплять умение делить слова на слоги.

- Закреплять умение хорового проговаривания стихотворного текста.

- Развивать фонематические процессы.

- Развивать связную речь используя наглядный материал.

-  Обогащать, активизировать словарный запас.

- Развивать мимическую моторику, мелкую и общую.

- Развивать образное мышление, воображение.

 Воспитательные

- Воспитывать любознательность и формировать доброжелательное отношение к природе, животным.

- Воспитывать навыки взаимодействия, сотрудничества.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно -исследовательская, двигательная, изобразительная.

Формы реализации детских видов деятельности: беседа, вопросы, ответы, художественное слово, игра.

Оборудование и материалы: цветные карандаши, шаблоны животных, рисунки животных по теме, иллюстрации с изображением животных с детёнышами, аудиозапись «Звуки леса», мешок, резиновые мячи, разрезные картинки с изображением животных.

Методы и приемы: психологический настрой, мотивирование детской деятельности, проблемные ситуации и вопросы.

Весь ревой материал на занятии проговаривается учителем-логопедом и детьми шёпотом в неторопливом темпе на выдохе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА СЕРГИЕВ ПОСАД «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6» /ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ /

                              Выполнила: учитель-логопед

 Южанина София Анатольевна

Конспект коррекционно-развивающего занятия

по теме  «Дикие животные и их детёныши» для детей старшей группы (5-6 лет) с общим недоразвитием речи, заикание. /подгрупповая форма работы/

Цель: Уточнить и систематизировать знания о диких животных и их детенышах

Закреплять умение пользоваться шёпотной речью с формированием правильного речевого дыхания. Закрепление знаний о диких животных.

Задачи:

Образовательные:

-закреплять умение детей классифицировать предметы по теме "Дикие животные»;

- приобщать детей к бережному отношению с животными. Формировать представления о детёнышах животных наших широт; 

- учить образовывать притяжательные прилагательные.

Развивающие: 

- Развивать речевое дыхание.

- Вырабатывать навык говорить весь речевой материал в шёпотном режиме.

- Формировать правильный ритм речи. Работа над передачей правильной восклицательной интонации в речи.

- Развивать грамматический строй речи. Словообразование.

- Закреплять знания звуко-слоговой структуры слова. Закреплять умение делить слова на слоги.

- Закреплять умение хорового проговаривания стихотворного текста.

- Развивать фонематические процессы.

- Развивать связную речь используя наглядный материал.

-  Обогащать, активизировать словарный запас.

- Развивать мимическую моторику, мелкую и общую.

- Развивать образное мышление, воображение.

 Воспитательные: 

- Воспитывать любознательность и формировать доброжелательное отношение к природе, животным.

- Воспитывать навыки взаимодействия, сотрудничества.

Виды деятельностиигровая, коммуникативная, познавательно -исследовательская, двигательная, изобразительная.

Формы реализации детских видов деятельности: беседа, вопросы, ответы, художественное слово, игра.

Оборудование и материалы: цветные карандаши, шаблоны животных, рисунки животных по теме, иллюстрации с изображением животных с детёнышами, аудиозапись «Звуки леса», мешок, резиновые мячи, разрезные картинки с изображением животных.

Методы и приемы: психологический настрой, мотивирование детской деятельности, проблемные ситуации и вопросы. 

Весь ревой материал на занятии проговаривается учителем-логопедом и детьми шёпотом в неторопливом темпе на выдохе.

I этап

I. Организационный момент:

Релаксационная минутка.

Звучит спокойная релаксационная мелодия «Звуки леса». Дети заходят в кабинет и ложатся на ковёр, закрывают глаза и стараются максимально расслабиться.

Логопед: Нам хорошо и спокойно. Ручки отдыхают, ножки отдыхают и спокойный язычок расслаблен у себя в «домике».

 - Ребята, открываем глаза.  Скажите, какие правила речи вы помните.

Дети: говорить на выдохе, плавно, нараспев, говорить шёпотом.

Логопед: на этой неделе мы говорим только шёпотом, не только на занятии, но и дома с членами семьи. Кто правильно выполняет наши правила на занятии, того за каждый правильный ответ ждёт приз.

Логопед: Мы с вами попали в место, где очень много деревьев, как оно называется?

Дети: Лес.

Логопед: Как надо себя вести в лесу?

Дети: Тихо.

Дыхательная гимнастика

Давайте подышим ароматом леса. Вдох через нос, выдох через рот. 

 

II этап

II. Вводная часть:

Логопед: Как вы думаете, встретим ли мы кого-нибудь в нашем лесу? загадки:

В дупле живет, орешки грызет (белка)

Комочек пуха – длинное ухо (заяц)

Словно елка весь в иголках (еж)

Хищная плутовка, рыжая головка (лиса)

Зимой спит, летом малину и мед ест (медведь)

Кто зимой холодной бродит злой, голодный? (волк)

Логопед: Ребята, перечислите животных, которых вы назвали? Что можно про них сказать, они какие? Дикие животные. Почему мы их называем дикими?(демонстрация иллюстрации животных)

Дети: Они живут в лесу и сами добывают себе пищу. Сами строят жилище и заботятся о своих детенышах.

Логопед: Молодцы! Тема нашего занятия сегодня: «Дикие животные и их детёныши».

III. Ход занятия:

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Логопед: Послушайте, я вам расскажу еще одну историю:

Вот однажды детёныши диких животных,

Нарушили все порядки.

Разбежались по лесу и потеряли своих мам.

Испугались и спрятались.

И я даже знаю, где они спрятались. Они спрятались вот в этот чудесный мешочек. Вы будете искать их на ощупь, не подглядывая в наш чудесный мешочек. Доставать их и ставить каждого возле своей мамы.

(Дети на ощупь находят детёнышей, называют и показывают всем. Все остальные проверяют и дополняют или исправляют). Будьте внимательны!

  1. Развитие лексики. Закрепление знаний об овощах.

Логопед: Детям раздаются картинки с изображением диких зверей.

Дети: По очереди называют животное, обводя их по контуру пальцем, далее подходящим по цвету шерсти цветным карандашом.

У меня ёж, это дикое животное.

У меня лиса, это дикое животное. И так далее.

  1. Развитие ритмичности речи/хоровое проговаривание.

Логопед: произнося считалки выкладываются фигурки зверей на стол.

Дети: Берут мяч, вслед за логопедом произносят считалку и ударяют мячом об пол (на первую строку – пять ударов мяча, на остальные - по три).

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мы зверей считать:

Ёж, лиса, медведь, волчок,

Белка, заяц и хорёк.

  1. Развитие речевого дыхания, воображения, зрительной памяти.

Игра "Четвертый лишний". 

Логопед: Ребята, сейчас я вам буду называть слова, а одно из них лишнее. Подумайте, какое это слово и объясните почему оно лишнее.

Лиса-белка-петух-лось

Медведь-заяц-корова-рысь

Оса-ёж-олень-волк

Барсук-волк -жираф- медведь
Еж-кабан -петух-заяц.

  1. Развитие конструктивного праксиса, зрительного внимания, мелкой моторики, мышления.

Дети: Садятся за столы. Складывают картинку с изображением животных из 6-7 частей.

Логопед: представь своего зверя.

Дети: «Я сложил медведя и т.д.»

  1. Развитие мимики, умение пользоваться побудительной интонацией в речи. Развитие творческого воображения. Развивать умение эмоционально показывать настроение героя.

В лесу бегает злой волк (Нахмурить брови)

Вдруг не стало волка (Поднять брови (удивление))

Это мишка косолапый прогнал злого волка (Подмигнуть правым глазом (радость))

  1. Развитие артикуляторной моторики и слухового внимания.

Логопед: Молодцы. Вы хорошо справились и с этим заданием.

     Ребята, давайте вспомним повадки животных?

 Дети: Садятся на стульчики перед зеркалом.

Логопед: Что ребята, поможем зверятам найтись?

Дети:

Мишка любит спать. Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.

Белка-попрыгушка. Кончик языка поднимается и опускается, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.

Зайчик.Зайчик покажи нам свои ушки. Широко открыть рот, закрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.

Ровная спинка у лисички. Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.

  1. Развитие общей моторики, образного мышления, слухового внимания, навыка словообразования, уточнение грамматических форм речи.

Логопед: Молодцы, ребята! А вы знаете, чем  отличаются дикие животные от домашних? (Выслушиваются и обобщаются ответы детей)

Физ. минутка: 

Раз – присядка. Присесть.
Два – прыжок. 
Подпрыгнуть.
Это заячья зарядка. 
“Ушки на макушке” – зайчики.

Любят долго потянуться, Потянуться.
Обязательно зевнуть, 
Повороты туловища.
Рыжим хвостиком вильнуть. 
Движения бедрами вправо-влево.
А волчата спинку выгнуть 
Наклон вперед.
А лисята как проснутся, 
Потереть кулачком глаза. 

И легонечко подпрыгнуть. Прыжок вверх.
Ну а Мишка косолапый, 
Согнуть руки в локтях.
Широко расставив лапы, 
Ноги на ширине плеч.
То двумя, то всеми вместе 
Переступание с ноги на ногу.
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – 
Руки развести в стороны.
Начинает все сначала.

 Дидактическая игра «Назови ласково».

Логопед: Ребята, я буду вам бросать мяч и называть животное, а вы мне возвращаете мяч и говорите его название ласково.

Логопед: заяц – зайчик; лиса –лисичка; ёж- ежонок; медведь-медведушка… Молодцы!  Садитесь за столы.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Медведь большой, а ёж…

Лось высокий, а хорёк…

Белка слабая, а волк…

У лисы хвост длинный, а у медведя…

Дидактическая Игра «Поезд». 

Выставляется паровозик с двумя вагончиками и фигурки диких животных.

- Наши лесные звери любят кататься на паровозе. Давайте мы их прокатим. В первом вагончике поедут животные, в названии которых 1 слог, во втором вагончике поедут животные, в названии которых 2 слога.

Волк, медведь, еж, лиса, заяц, лось, рысь, хорёк.

  1. Развитие мелкой моторики и слухового внимания.

Пальчиковая гимнастика:

Логопед: Еж, медведь, барсук, енот (поочередно  все  пальцы  здороваются  с  большим  начиная  с  указ.,    левая  рука)
Спят  зимою  каждый  год(тоже  с  мизинца)
Волка, зайца, рысь, лису(правая  рука)
И  зимой  найдешь  в  лесу.    

Логопед : Ребята, у вас на столах лежат шаблоны зверей. Их надо обвести.

Логопед: ребята, давайте посмотрим все ли справились с заданием правильно.

-Все справились с заданием?

-Посмотрите на животных. Какого они цвета? (белые)

-А разве бывают они белого цвета? (нет)

-У вас на столах стоят карандаши, давайте раскрасим их.

-Сделаем их яркими и красивыми.

(Дети раскрашивают картинки)

-Теперь каждое животное надо прикрепить к изображению леса.

 Логопед: Молодцы. Вы замечательно справляетесь!

III этап

IV. Подведение итогов:

Логопед: Вот и закончилось наше путешествие по лесу. Посмотрите сколько зверей в лесу.

- Кого мы встретили в лесу?

- Что вам больше всего понравилось?

- Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали.

Логопед дает каждому ребенку мотивирующую наклейку с изображением дикого животного, которое можно раскрасить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (5 – 6 лет) С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «В гостях у Лунтика»

Цель:  Обобщение знания детей по лексической теме «Игрушки» Задачи:Коррекционно-образовательные:1.     Расширение активного словаря по лексической теме: «Игрушки».2....

Конспект НОД по окружающему миру на тему:«Животные Арктики и Антарктиды» для детей старшей группы

Формировать у детей правильное представление об Арктике, Антарктике и обитателях данной местности...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы "Перелетные птицы" по коррекции общего недоразвития речи.

1. Лексическая тема: "Перелетные птицы" 2. Грамматическая тема: Согласование существительных с числительными. 3. Логопедическая тема: Развитие фонематического, слогового, языкового анализа и синтеза...

Консультация для воспитателей ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Пространственная ориентировка – оценка расстояния, размера, формы предметов, взаиморасположение предметов и их положение относительно человека.Дошкольный возраст – период интенсивного разв...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука «С» в словах у ребенка 5 лет с расстройством аутистического спектра с общим недоразвитием речи II уровня.

Тема:Логопедическая: автоматизация звука [С] в словах.Лексическая: «Транспорт».Цель занятия: автоматизация звука [С] в словах (в начале, в середине и в конце сло...