Конспект коррекционно-развивающего занятия по теме «Дикие животные и их детёныши» для детей старшей группы (5-6 лет) с общим недоразвитием речи, заикание. /подгрупповая форма работы/
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА СЕРГИЕВ ПОСАД «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6» /ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ /
Выполнила: учитель-логопед
Южанина София Анатольевна
Конспект коррекционно-развивающего занятия
по теме «Дикие животные и их детёныши» для детей старшей группы (5-6 лет) с общим недоразвитием речи, заикание. /подгрупповая форма работы/
Цель: Уточнить и систематизировать знания о диких животных и их детенышах
Закреплять умение пользоваться шёпотной речью с формированием правильного речевого дыхания. Закрепление знаний о диких животных.
Задачи:
Образовательные:
-закреплять умение детей классифицировать предметы по теме "Дикие животные»;
- приобщать детей к бережному отношению с животными. Формировать представления о детёнышах животных наших широт;
- учить образовывать притяжательные прилагательные.
Развивающие:
- Развивать речевое дыхание.
- Вырабатывать навык говорить весь речевой материал в шёпотном режиме.
- Формировать правильный ритм речи. Работа над передачей правильной восклицательной интонации в речи.
- Развивать грамматический строй речи. Словообразование.
- Закреплять знания звуко-слоговой структуры слова. Закреплять умение делить слова на слоги.
- Закреплять умение хорового проговаривания стихотворного текста.
- Развивать фонематические процессы.
- Развивать связную речь используя наглядный материал.
- Обогащать, активизировать словарный запас.
- Развивать мимическую моторику, мелкую и общую.
- Развивать образное мышление, воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность и формировать доброжелательное отношение к природе, животным.
- Воспитывать навыки взаимодействия, сотрудничества.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно -исследовательская, двигательная, изобразительная.
Формы реализации детских видов деятельности: беседа, вопросы, ответы, художественное слово, игра.
Оборудование и материалы: цветные карандаши, шаблоны животных, рисунки животных по теме, иллюстрации с изображением животных с детёнышами, аудиозапись «Звуки леса», мешок, резиновые мячи, разрезные картинки с изображением животных.
Методы и приемы: психологический настрой, мотивирование детской деятельности, проблемные ситуации и вопросы.
Весь ревой материал на занятии проговаривается учителем-логопедом и детьми шёпотом в неторопливом темпе на выдохе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА СЕРГИЕВ ПОСАД «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6» /ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ /
Выполнила: учитель-логопед
Южанина София Анатольевна
Конспект коррекционно-развивающего занятия
по теме «Дикие животные и их детёныши» для детей старшей группы (5-6 лет) с общим недоразвитием речи, заикание. /подгрупповая форма работы/
Цель: Уточнить и систематизировать знания о диких животных и их детенышах
Закреплять умение пользоваться шёпотной речью с формированием правильного речевого дыхания. Закрепление знаний о диких животных.
Задачи:
Образовательные:
-закреплять умение детей классифицировать предметы по теме "Дикие животные»;
- приобщать детей к бережному отношению с животными. Формировать представления о детёнышах животных наших широт;
- учить образовывать притяжательные прилагательные.
Развивающие:
- Развивать речевое дыхание.
- Вырабатывать навык говорить весь речевой материал в шёпотном режиме.
- Формировать правильный ритм речи. Работа над передачей правильной восклицательной интонации в речи.
- Развивать грамматический строй речи. Словообразование.
- Закреплять знания звуко-слоговой структуры слова. Закреплять умение делить слова на слоги.
- Закреплять умение хорового проговаривания стихотворного текста.
- Развивать фонематические процессы.
- Развивать связную речь используя наглядный материал.
- Обогащать, активизировать словарный запас.
- Развивать мимическую моторику, мелкую и общую.
- Развивать образное мышление, воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность и формировать доброжелательное отношение к природе, животным.
- Воспитывать навыки взаимодействия, сотрудничества.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно -исследовательская, двигательная, изобразительная.
Формы реализации детских видов деятельности: беседа, вопросы, ответы, художественное слово, игра.
Оборудование и материалы: цветные карандаши, шаблоны животных, рисунки животных по теме, иллюстрации с изображением животных с детёнышами, аудиозапись «Звуки леса», мешок, резиновые мячи, разрезные картинки с изображением животных.
Методы и приемы: психологический настрой, мотивирование детской деятельности, проблемные ситуации и вопросы.
Весь ревой материал на занятии проговаривается учителем-логопедом и детьми шёпотом в неторопливом темпе на выдохе.
I этап
I. Организационный момент:
Релаксационная минутка.
Звучит спокойная релаксационная мелодия «Звуки леса». Дети заходят в кабинет и ложатся на ковёр, закрывают глаза и стараются максимально расслабиться.
Логопед: Нам хорошо и спокойно. Ручки отдыхают, ножки отдыхают и спокойный язычок расслаблен у себя в «домике».
- Ребята, открываем глаза. Скажите, какие правила речи вы помните.
Дети: говорить на выдохе, плавно, нараспев, говорить шёпотом.
Логопед: на этой неделе мы говорим только шёпотом, не только на занятии, но и дома с членами семьи. Кто правильно выполняет наши правила на занятии, того за каждый правильный ответ ждёт приз.
Логопед: Мы с вами попали в место, где очень много деревьев, как оно называется?
Дети: Лес.
Логопед: Как надо себя вести в лесу?
Дети: Тихо.
Дыхательная гимнастика
Давайте подышим ароматом леса. Вдох через нос, выдох через рот.
II этап
II. Вводная часть:
Логопед: Как вы думаете, встретим ли мы кого-нибудь в нашем лесу? загадки:
В дупле живет, орешки грызет (белка)
Комочек пуха – длинное ухо (заяц)
Словно елка весь в иголках (еж)
Хищная плутовка, рыжая головка (лиса)
Зимой спит, летом малину и мед ест (медведь)
Кто зимой холодной бродит злой, голодный? (волк)
Логопед: Ребята, перечислите животных, которых вы назвали? Что можно про них сказать, они какие? Дикие животные. Почему мы их называем дикими?(демонстрация иллюстрации животных)
Дети: Они живут в лесу и сами добывают себе пищу. Сами строят жилище и заботятся о своих детенышах.
Логопед: Молодцы! Тема нашего занятия сегодня: «Дикие животные и их детёныши».
III. Ход занятия:
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Логопед: Послушайте, я вам расскажу еще одну историю:
Вот однажды детёныши диких животных,
Нарушили все порядки.
Разбежались по лесу и потеряли своих мам.
Испугались и спрятались.
И я даже знаю, где они спрятались. Они спрятались вот в этот чудесный мешочек. Вы будете искать их на ощупь, не подглядывая в наш чудесный мешочек. Доставать их и ставить каждого возле своей мамы.
(Дети на ощупь находят детёнышей, называют и показывают всем. Все остальные проверяют и дополняют или исправляют). Будьте внимательны!
- Развитие лексики. Закрепление знаний об овощах.
Логопед: Детям раздаются картинки с изображением диких зверей.
Дети: По очереди называют животное, обводя их по контуру пальцем, далее подходящим по цвету шерсти цветным карандашом.
У меня ёж, это дикое животное.
У меня лиса, это дикое животное. И так далее.
- Развитие ритмичности речи/хоровое проговаривание.
Логопед: произнося считалки выкладываются фигурки зверей на стол.
Дети: Берут мяч, вслед за логопедом произносят считалку и ударяют мячом об пол (на первую строку – пять ударов мяча, на остальные - по три).
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем мы зверей считать:
Ёж, лиса, медведь, волчок,
Белка, заяц и хорёк.
- Развитие речевого дыхания, воображения, зрительной памяти.
Игра "Четвертый лишний".
Логопед: Ребята, сейчас я вам буду называть слова, а одно из них лишнее. Подумайте, какое это слово и объясните почему оно лишнее.
Лиса-белка-петух-лось
Медведь-заяц-корова-рысь
Оса-ёж-олень-волк
Барсук-волк -жираф- медведь
Еж-кабан -петух-заяц.
- Развитие конструктивного праксиса, зрительного внимания, мелкой моторики, мышления.
Дети: Садятся за столы. Складывают картинку с изображением животных из 6-7 частей.
Логопед: представь своего зверя.
Дети: «Я сложил медведя и т.д.»
- Развитие мимики, умение пользоваться побудительной интонацией в речи. Развитие творческого воображения. Развивать умение эмоционально показывать настроение героя.
В лесу бегает злой волк (Нахмурить брови)
Вдруг не стало волка (Поднять брови (удивление))
Это мишка косолапый прогнал злого волка (Подмигнуть правым глазом (радость))
- Развитие артикуляторной моторики и слухового внимания.
Логопед: Молодцы. Вы хорошо справились и с этим заданием.
Ребята, давайте вспомним повадки животных?
Дети: Садятся на стульчики перед зеркалом.
Логопед: Что ребята, поможем зверятам найтись?
Дети:
Мишка любит спать. Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.
Белка-попрыгушка. Кончик языка поднимается и опускается, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.
Зайчик.Зайчик покажи нам свои ушки. Широко открыть рот, закрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.
Ровная спинка у лисички. Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.
- Развитие общей моторики, образного мышления, слухового внимания, навыка словообразования, уточнение грамматических форм речи.
Логопед: Молодцы, ребята! А вы знаете, чем отличаются дикие животные от домашних? (Выслушиваются и обобщаются ответы детей)
Физ. минутка:
Раз – присядка. Присесть.
Два – прыжок. Подпрыгнуть.
Это заячья зарядка. “Ушки на макушке” – зайчики.
Любят долго потянуться, Потянуться.
Обязательно зевнуть, Повороты туловища.
Рыжим хвостиком вильнуть. Движения бедрами вправо-влево.
А волчата спинку выгнуть Наклон вперед.
А лисята как проснутся, Потереть кулачком глаза.
И легонечко подпрыгнуть. Прыжок вверх.
Ну а Мишка косолапый, Согнуть руки в локтях.
Широко расставив лапы, Ноги на ширине плеч.
То двумя, то всеми вместе Переступание с ноги на ногу.
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – Руки развести в стороны.
Начинает все сначала.
Дидактическая игра «Назови ласково».
Логопед: Ребята, я буду вам бросать мяч и называть животное, а вы мне возвращаете мяч и говорите его название ласково.
Логопед: заяц – зайчик; лиса –лисичка; ёж- ежонок; медведь-медведушка… Молодцы! Садитесь за столы.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Медведь большой, а ёж…
Лось высокий, а хорёк…
Белка слабая, а волк…
У лисы хвост длинный, а у медведя…
Дидактическая Игра «Поезд».
Выставляется паровозик с двумя вагончиками и фигурки диких животных.
- Наши лесные звери любят кататься на паровозе. Давайте мы их прокатим. В первом вагончике поедут животные, в названии которых 1 слог, во втором вагончике поедут животные, в названии которых 2 слога.
Волк, медведь, еж, лиса, заяц, лось, рысь, хорёк.
- Развитие мелкой моторики и слухового внимания.
Пальчиковая гимнастика:
Логопед: Еж, медведь, барсук, енот (поочередно все пальцы здороваются с большим начиная с указ., левая рука)
Спят зимою каждый год(тоже с мизинца)
Волка, зайца, рысь, лису(правая рука)
И зимой найдешь в лесу.
Логопед : Ребята, у вас на столах лежат шаблоны зверей. Их надо обвести.
Логопед: ребята, давайте посмотрим все ли справились с заданием правильно.
-Все справились с заданием?
-Посмотрите на животных. Какого они цвета? (белые)
-А разве бывают они белого цвета? (нет)
-У вас на столах стоят карандаши, давайте раскрасим их.
-Сделаем их яркими и красивыми.
(Дети раскрашивают картинки)
-Теперь каждое животное надо прикрепить к изображению леса.
Логопед: Молодцы. Вы замечательно справляетесь!
III этап
IV. Подведение итогов:
Логопед: Вот и закончилось наше путешествие по лесу. Посмотрите сколько зверей в лесу.
- Кого мы встретили в лесу?
- Что вам больше всего понравилось?
- Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали.
Логопед дает каждому ребенку мотивирующую наклейку с изображением дикого животного, которое можно раскрасить

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (5 – 6 лет) С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «В гостях у Лунтика»
Цель: Обобщение знания детей по лексической теме «Игрушки» Задачи:Коррекционно-образовательные:1. Расширение активного словаря по лексической теме: «Игрушки».2....

Конспект интеллектуально-речевого занятия с элементами игрового тренинга по правовому воспитанию для детей старшей группы и их родителей
Цветок Правушка...

Сценарий НОД по образовательной области "Речевое развитие" с применением ИКТ для детей старшей группы компенсирующей направленности с тнр: общее недоразвитие речи 3-го уровня речевого развития "Путешествие в страну вежливости"
Сценарий по развитию речи с применением ИКТ "Путешествие в страну Вежливости" (приуроченному к Дню Толерантности)...

Конспект НОД по окружающему миру на тему:«Животные Арктики и Антарктиды» для детей старшей группы
Формировать у детей правильное представление об Арктике, Антарктике и обитателях данной местности...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы "Перелетные птицы" по коррекции общего недоразвития речи.
1. Лексическая тема: "Перелетные птицы" 2. Грамматическая тема: Согласование существительных с числительными. 3. Логопедическая тема: Развитие фонематического, слогового, языкового анализа и синтеза...

Консультация для воспитателей ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Пространственная ориентировка – оценка расстояния, размера, формы предметов, взаиморасположение предметов и их положение относительно человека.Дошкольный возраст – период интенсивного разв...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука «С» в словах у ребенка 5 лет с расстройством аутистического спектра с общим недоразвитием речи II уровня.
Тема:Логопедическая: автоматизация звука [С] в словах.Лексическая: «Транспорт».Цель занятия: автоматизация звука [С] в словах (в начале, в середине и в конце сло...
