"Создание условий для речевого творчества дошкольников и формирования предпосылок читательской грамотности в процессе усвоения традиционных ценностей как основы социализации юных граждан российского общества"
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Выступление на тему:

«Создание условий для речевого творчества дошкольников и формирования предпосылок читательской грамотности в процессе усвоения традиционных  ценностей как основы социализации юных граждан российского общества»

 

Докладчик: Повертайло Е.С., воспитатель структурного подразделения «Аленький цветочек» МБДОУ «Детский сад «Лукоморье»

 

Детский сад и школа – это  единственные социальные институты, через которые проходят практически все граждане России. Поэтому ключевая роль в социализации будущих граждан страны отводится именно образованию. Ведь общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров.

Что же можно отнести к этим нравственным ориентирам? В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России четко определены базовые национальные ценности, к которым относятся семья, труд и творчество, патриотизм.

Кажется, что дети 5 – 7 лет слишком малы для их полноценного усвоения. Но у педагогов есть прекрасное средство, чтобы сделать абстрактные понятия близкими и понятными любому малышу. Это сказки и другие фольклорные произведения, которые сопровождают дошкольников с самого раннего возраста. Сказки – это отражение народной мудрости и накопленного опыта. Поэтому в них встречаются самые разные персонажи, всевозможные сюжеты, присутствуют различные события, благодаря которым человек может проиллюстрировать любую жизненную ситуацию и извлечь из нее урок.

Сказка в жизни детей занимает очень важное место: с ее помощью они очень рано начинают говорить и учатся грамотно выражать свои мысли, а еще сказка является лучшим помощником в формировании основ общения и поведения, а значит и основой социализации.

Вот только некоторые методы и приемы работы со сказкой в дошкольном возрасте:

«Сказочный телефон». Как вы думаете, о чем могли бы поговорить заяц и медведь, которые в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом. Учили бы друг друга вежливому общению? Или жаловались на обманщика-Колобка? А что могут сказать друг другу Доктор Айболит и Бармалей из сказок Чуковского? Догадайтесь, о чем беседуют старуха и поп из сказок Пушкина?

Моих воспитанников такие вопросы не ставят в тупик. Они творчески подходят к решению литературной задачи: подготовить и обыграть диалог, опираясь на сюжет сказки и учитывая характер персонажей. А в процессе работы над диалогом создаются предпосылки для обогащения культурного, нравственного и социального опыта каждого участника игры.

Еще один из нетрадиционных методов, нашедших свое применение в дошкольном образовании - сказочные «кейс-иллюстрации». Дошкольники должны самостоятельно изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь решения проблемы. Этот метод близок проблемному обучению, но в проблемной ситуации есть только одно правильное решение, а  кейс-технология предполагает наличие множества решений. При работе с дошкольниками мы не можем использовать все компоненты данной технологии, так как она больше ориентирована на сферу среднего и профессионального образования, но адаптировав ее для дошкольного возраста, мы наблюдаем значительный положительный эффект. Кейс-иллюстрации способствуют развитию связной речи, формированию основ нравственности и морали и позволяют дошкольникам  проявить лидерские качества, ораторские навыки и организаторские способности. Также в своей практике мы используем кейс-драматизации и мульт-кейсы, которые обладают не меньшим образовательным потенциалом.

Интерес детей 6 – 7 лет вызывают любые игры, в которых они могут проявить самостоятельность, активность и инициативу. Например, получившие широкое распространение в последнее время квесты. Адаптируя данную форму под потребности образовательного процесса, мы разработали сказочный квест «От русского богатыря до современного защитника Отечества» и посвятили его Дню защитника Отечества.

Выполняя различные речевые задания, дети путешествуют вместе с Ильей Муромцем по сказкам «Каша из топора», «Солдатская шинель», «Межа», «Солдатский кафтан»,  «Солдат Семен – скорый гонец», «Охотник до сказок», «Василёк», помогая найти лекарство для Ильи Муромца и заодно разгадать «В чем сила русского солдата?».

Продемонстрировать свои речевые навыки и актерские способности помогает также дидактическая игра «Живая сказка», в которой воспитанникам предлагается оживить персонажей какой-либо известной сказки (народной или авторской). Работа выполняется по группам. Дети под руководством педагога выбирают сказку, знакомятся с ее содержанием и героями, подбирают (или изготавливают) реквизит и костюмы и по команде педагога создают «живую иллюстрацию» к данной сказке. Члены других команд должны отгадать сказку и ее персонажей. Этот игровой прием хорошо знаком детям и не является инновационным. Но к подготовительной группе мы разработали усложненный вариант этой игры, при котором педагог после «оживления» сказки предлагает каждому персонажу произнести и обыграть заранее подготовленную фразу, противоположную его сказочному образу. Так, волк может стать трусливым, лиса наивной, а Кощей добрым и щедрым. Игра неизменно вызывает интерес у детей, помогает осознать многогранность окружающего мира и сформировать толерантное отношение к собеседнику.

Педагогический эффект сказки очевиден, поэтому данный жанр присутствует в творчестве многих современных авторов: Владимир Сутеев, Александр Волков, Валентин Катаев, Евгений Шварц, Олеся Емельянова. Их произведения близки и понятны дошкольникам и стимулируют их к собственному речевому творчеству. Вот только одна из авторских работ воспитанницы подготовительной к школе группы №6 Новокщеновой Евы. Ее «Былина о богатыре Романе» - прекрасный пример творческого переосмысления изученных литературных произведений и современных событий, о которых дошкольники узнают от родителей и через СМИ.

Сформированная нами в процессе многолетней педагогической практики система развития речи детей, основанная на традиционных российский ценностях и принципах социализации базируется на создании и соблюдении определенных условий, которые вы можете видеть на слайде.

Но самое важное – пример взрослого: грамотная речь, интерес в литературе и творчеству, любовь к чтению.

Поэтому формирование предпосылок читательской грамотности невозможно без активного участия родителей воспитанников. И мы привлекаем их к участию в акциях, конкурсах, театральных постановках и праздниках. Знакомим с новыми интересными формами работы над речью детей, например, пересказ известных сказок при помощи сказочных карт Проппа. И конечно же, при каждой встрече советуем больше читать самим и вместе с ребенком. Однако вездесущие гаджеты зачастую заменяют обычные детские книги, но никакие говорящие ручки и плакаты, электронные книги и образовательные мультфильмы не заменят ребенку живого общения с близким человеком. Поэтому мы рекомендуем родителям обратить внимание на серию книг Елены Матвеевой.

Сквозным героем ее произведений является смешная и любопытная такса Ламба, которая сразу зовет ребенка поиграть!

Основой этих пособий является авторская методика обучения чтению через игровые ситуации, эмоциональное восприятие текста и рисунков. Также рассказы про собаку Ламбу изложены в доступной для детей форме и содержат в себе глубокий социальный смысл.

Лично я, послушав отзывы родителей, решила приобрести данную серию книг и тетрадей. И в следующем учебном году планирую активизировать свою работу в этом направлении, опираясь именно на методику Елены Матвеевой.

Считаю, что все вышеперечисленные методы, приемы и технологии способствуют формированию основ не только читательской грамотности, но и  нравственных основ личности дошкольника, позволяют осуществить переход на следующий жизненный этап и создают предпосылки для полноценной социализации дошкольников в дальнейшем.

И, наконец, завершая свой доклад, хотелось бы сказать следующее… В силу своей профессиональной деятельности, мы очень много времени уделяем своим воспитанникам, и нередко случается так, что обделяем вниманием своих родных детей и близких. Поэтому я хочу пожелать вам здоровья, успехов в работе и прививать любовь и интерес к книге не только детям детских садов и школ, но и своим дочкам, сыночкам и внукам. Спасибо за внимание!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_povertaylo_e.s._ispr.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

«Создание условий для речевого творчества дошкольников и формирования предпосылок читательской грамотности в процессе усвоения традиционных  ценностей как основы социализации юных граждан российского общества»

Докладчик: Повертайло Е.С., воспитатель структурного подразделения «Аленький цветочек» МБДОУ «Детский сад «Лукоморье»

Детский сад и школа – это  единственные социальные институты, через которые проходят практически все граждане России. Поэтому ключевая роль в социализации будущих граждан страны отводится именно образованию. Ведь общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров.

Что же можно отнести к этим нравственным ориентирам? В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России четко определены базовые национальные ценности, к которым относятся семья, труд и творчество, патриотизм.

Кажется, что дети 5 – 7 лет слишком малы для их полноценного усвоения. Но у педагогов есть прекрасное средство, чтобы сделать абстрактные понятия близкими и понятными любому малышу. Это сказки и другие фольклорные произведения, которые сопровождают дошкольников с самого раннего возраста. Сказки – это отражение народной мудрости и накопленного опыта. Поэтому в них встречаются самые разные персонажи, всевозможные сюжеты, присутствуют различные события, благодаря которым человек может проиллюстрировать любую жизненную ситуацию и извлечь из нее урок.

Сказка в жизни детей занимает очень важное место: с ее помощью они очень рано начинают говорить и учатся грамотно выражать свои мысли, а еще сказка является лучшим помощником в формировании основ общения и поведения, а значит и основой социализации.

Вот только некоторые методы и приемы работы со сказкой в дошкольном возрасте:

«Сказочный телефон». Как вы думаете, о чем могли бы поговорить заяц и медведь, которые в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом. Учили бы друг друга вежливому общению? Или жаловались на обманщика-Колобка? А что могут сказать друг другу Доктор Айболит и Бармалей из сказок Чуковского? Догадайтесь, о чем беседуют старуха и поп из сказок Пушкина?

Моих воспитанников такие вопросы не ставят в тупик. Они творчески подходят к решению литературной задачи: подготовить и обыграть диалог, опираясь на сюжет сказки и учитывая характер персонажей. А в процессе работы над диалогом создаются предпосылки для обогащения культурного, нравственного и социального опыта каждого участника игры.

Еще один из нетрадиционных методов, нашедших свое применение в дошкольном образовании - сказочные «кейс-иллюстрации». Дошкольники должны самостоятельно изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь решения проблемы. Этот метод близок проблемному обучению, но в проблемной ситуации есть только одно правильное решение, а  кейс-технология предполагает наличие множества решений. При работе с дошкольниками мы не можем использовать все компоненты данной технологии, так как она больше ориентирована на сферу среднего и профессионального образования, но адаптировав ее для дошкольного возраста, мы наблюдаем значительный положительный эффект. Кейс-иллюстрации способствуют развитию связной речи, формированию основ нравственности и морали и позволяют дошкольникам  проявить лидерские качества, ораторские навыки и организаторские способности. Также в своей практике мы используем кейс-драматизации и мульт-кейсы, которые обладают не меньшим образовательным потенциалом.

Интерес детей 6 – 7 лет вызывают любые игры, в которых они могут проявить самостоятельность, активность и инициативу. Например, получившие широкое распространение в последнее время квесты. Адаптируя данную форму под потребности образовательного процесса, мы разработали сказочный квест «От русского богатыря до современного защитника Отечества» и посвятили его Дню защитника Отечества.

Выполняя различные речевые задания, дети путешествуют вместе с Ильей Муромцем по сказкам «Каша из топора», «Солдатская шинель», «Межа», «Солдатский кафтан»,  «Солдат Семен – скорый гонец», «Охотник до сказок», «Василёк», помогая найти лекарство для Ильи Муромца и заодно разгадать «В чем сила русского солдата?».

Продемонстрировать свои речевые навыки и актерские способности помогает также дидактическая игра «Живая сказка», в которой воспитанникам предлагается оживить персонажей какой-либо известной сказки (народной или авторской). Работа выполняется по группам. Дети под руководством педагога выбирают сказку, знакомятся с ее содержанием и героями, подбирают (или изготавливают) реквизит и костюмы и по команде педагога создают «живую иллюстрацию» к данной сказке. Члены других команд должны отгадать сказку и ее персонажей. Этот игровой прием хорошо знаком детям и не является инновационным. Но к подготовительной группе мы разработали усложненный вариант этой игры, при котором педагог после «оживления» сказки предлагает каждому персонажу произнести и обыграть заранее подготовленную фразу, противоположную его сказочному образу. Так, волк может стать трусливым, лиса наивной, а Кощей добрым и щедрым. Игра неизменно вызывает интерес у детей, помогает осознать многогранность окружающего мира и сформировать толерантное отношение к собеседнику.

Педагогический эффект сказки очевиден, поэтому данный жанр присутствует в творчестве многих современных авторов: Владимир Сутеев, Александр Волков, Валентин Катаев, Евгений Шварц, Олеся Емельянова. Их произведения близки и понятны дошкольникам и стимулируют их к собственному речевому творчеству. Вот только одна из авторских работ воспитанницы подготовительной к школе группы №6 Новокщеновой Евы. Ее «Былина о богатыре Романе» - прекрасный пример творческого переосмысления изученных литературных произведений и современных событий, о которых дошкольники узнают от родителей и через СМИ.

Сформированная нами в процессе многолетней педагогической практики система развития речи детей, основанная на традиционных российский ценностях и принципах социализации базируется на создании и соблюдении определенных условий, которые вы можете видеть на слайде.

Но самое важное – пример взрослого: грамотная речь, интерес в литературе и творчеству, любовь к чтению.

Поэтому формирование предпосылок читательской грамотности невозможно без активного участия родителей воспитанников. И мы привлекаем их к участию в акциях, конкурсах, театральных постановках и праздниках. Знакомим с новыми интересными формами работы над речью детей, например, пересказ известных сказок при помощи сказочных карт Проппа. И конечно же, при каждой встрече советуем больше читать самим и вместе с ребенком. Однако вездесущие гаджеты зачастую заменяют обычные детские книги, но никакие говорящие ручки и плакаты, электронные книги и образовательные мультфильмы не заменят ребенку живого общения с близким человеком. Поэтому мы рекомендуем родителям обратить внимание на серию книг Елены Матвеевой.

Сквозным героем ее произведений является смешная и любопытная такса Ламба, которая сразу зовет ребенка поиграть!

Основой этих пособий является авторская методика обучения чтению через игровые ситуации, эмоциональное восприятие текста и рисунков. Также рассказы про собаку Ламбу изложены в доступной для детей форме и содержат в себе глубокий социальный смысл.

Лично я, послушав отзывы родителей, решила приобрести данную серию книг и тетрадей. И в следующем учебном году планирую активизировать свою работу в этом направлении, опираясь именно на методику Елены Матвеевой.

Считаю, что все вышеперечисленные методы, приемы и технологии способствуют формированию основ не только читательской грамотности, но и  нравственных основ личности дошкольника, позволяют осуществить переход на следующий жизненный этап и создают предпосылки для полноценной социализации дошкольников в дальнейшем.

И, наконец, завершая свой доклад, хотелось бы сказать следующее… В силу своей профессиональной деятельности, мы очень много времени уделяем своим воспитанникам, и нередко случается так, что обделяем вниманием своих родных детей и близких. Поэтому я хочу пожелать вам здоровья, успехов в работе и прививать любовь и интерес к книге не только детям детских садов и школ, но и своим дочкам, сыночкам и внукам. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы ДОО по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников

Система работы ДОО по формированию предпосылок читательской грамотности у дошкольников...

Формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников с ОВЗ

Совершенствование системы образования в Российской Федерации обусловлено вхождением нашей страны в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является соответ...

Формирование предпосылок читательской грамотности дошкольников

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Брусничка»  Выступление на тему:«Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста через иг...

формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников через прием «чтение с дырками и пробелами»

Конспект интегрированного занятия "формирование предпосылок читательской грамотности старшихдошкольников через прием "чтение с дырками и пробелами""...

Выступление на тему: "Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр"

Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр...

Создание условий в детском саду для формирования предпосылок читательской грамотности

В статье рассматриваются условия для формирования предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста....