Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие». (Развитие речи).
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
№ | Образовательные задачи | Страница |
1. | Пересказ сказки «Лиса и рак» Задачи: - связная речь: учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя: подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса»; Словарь и грамматика: учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи слова с противоположным значением (большой – маленький, сильный – слабый, быстро – медленно); - звуковая культура речи: развивать голосовой аппарат (произнесение чистоговорок - громко, тихо, шепотом). | Стр.24 |
2. | Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами» Задачи: - связная речь: учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку; - словарь и грамматика: учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов); учить самостоятельно образовывать клички животных; -звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с], [з]; учить дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса; закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, быстро и громко произносить его, вслушиваться в его звучание. | Стр.26 |
3. | Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки» Задачи: - связная речь: учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома; - словарь и грамматика: закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями; - звуковая культура речи: учить произносить слова со звуками [с] и [з] отчетливо и внятно, выделять эти звуки из слов, слова с этими звуками из фраз; регулировать силу голоса (произнесение фразы и отдельных слов громко, тихо и шепотом), произносить фразы на одном выдохе, а звуки [с] и [з] в словах протяжно. | Стр.32 |
4. | Составление рассказа по скороговорке Задачи: - связная речь: формировать навыки связной речи; - словарь и грамматика: учить использовать в речи сложноподчиненные предложения; называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу; - звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с] и [ц], учить дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками; произносить фразы в различном темпе (умеренно, быстро, медленно), с разной силой голоса (громко, тихо, шепотом). | Стр.33 |
5. | Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» Задачи: - связная речь: учить выразительно пересказывать текст; - словарь и грамматика: активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют названия, сходное по звучанию с названием взрослых животных. | Стр.38 |
6. | Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики.Строим дом» Задачи: - связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины; - словарь и грамматика: воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей; - звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ш] и [ж], учить дифференцировать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучание слогов в слове.
| Стр.41 |
7. | Составление рассказов на темы стихотворений Задачи: - связная речь: учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы; - словарь и грамматика: упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; закрепить представление о том, что не все детеныши имеют специальное название; активизировать в речи сложноподчиненные предложения; - звуковая культура речи: учить выделять из предложений слова со звуками [ш] и [ж], четко произносить фразы (чисто- и скороговорки), насыщенные данными звуками; произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шепотом; учить делить трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова, определять порядок слогов в слове. | Стр.44 |
8. | Составление рассказа на заданную тему Задачи: - связная речь: учить составлять короткий рассказ на заданную тему; - словарь и грамматика: закрепить умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; активизировать в речи сложноподчиненные предложения; - звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию.
| Стр.48 |
9. | Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Задачи: - связная речь: учить выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя; - словарь и грамматика: учить придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; - звуковая культура речи: учить пользоваться восклицательной интонацией. | Стр.50 |
10. | Составление рассказа по картине «Ежи» Задачи: - связная речь: учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей); - словарь и грамматика: активизировать в речи сложноподчиненные предложения; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках; - звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ч'] и [щ']; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить звуки [ч'], [щ'], выделять их в словах. | Стр.52 |
11. | Составление рассказа на тему «Домашнее животное» Задачи: - связная речь: учить рассказывать о своих личных впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события; - словарь и грамматика: учить употреблению трудных форм родительного падежа множественного числа существительных(ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек); воспитывать умение задавать друг другу вопросы; - звуковая культура речи: учить выделять во фразах слова со звуками [ч'] и [щ'], находить слова с тремя слогами, находить заданный звук, произносить слова громко и тихо. | Стр.55 |
12. | Составление описательного рассказа о предметах посуды Задачи: - связная речь: учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды; - словарь и грамматика: учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая – мелкая, большой – маленький, высокий – низкий) многозначных слов (глубокий, мелкий); закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебниц, сахарница, сухарница, супница). | Стр.58 |
13. | Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» Задачи: - связная речь: учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя; - словарь и грамматика: учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных); закрепить умение употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек); обратить внимание на формы изменения глагола хотеть; - звуковая культура речи: привлечь внимание к громкости и четкости произнесения слов. | Стр.61 |
14. | Составление рассказа по картине «Река замерзла» Задачи: - связная речь: учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действия; - словарь и грамматика: тренировать умение понимать оттенки значения слова; учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным; - звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [с] и [ш], учить различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова со звуками [с] и [ш]; закрепить умение делить слова на части – слоги. | Стр.64 |
15. | Составление рассказа на тему «Игры зимой» Задачи: - связная речь: учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы; - словарь и грамматика: учить употреблять предлоги с пространственным значением; - звуковая культура речи: учитьотчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками с[] и [ш], говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи, выделять голосом из фразы отдельные слова; обратить внимание на то, что слоги в слове звучат по-разному: один из них произносится немного протяжнее, громче; учить медленно проговаривать слова, вслушиваться в звучание слогов в слове. | Стр.67 |
16. | Составление рассказа на темы скороговорок Задачи: - связная речь: учить самостоятельно составлять короткий рассказ на темы скороговорок; - словарь и грамматика: закрепить представления о многозначности слова и словах, противоположных по смыслу; учить образованию форм родительного падежа множественного числа существительных; - звуковая культура речи: учить различать на слух звуки [з] и [ж]; подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи, произносить изолированные звуки [з] и [ж] протяжно, четко, с различной силой голоса (громко, тихо).
| Стр.70 |
17. | Пересказ сказки «Петух да собака» Задачи: - связная речь: учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц; - словарь и грамматика: учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака; учить использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения; ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде; образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных; - звуковая культура речи: подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном ритме.
| Стр.74 |
18. | Составление рассказа по картине «Северные олени» Задачи: - связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных; - словарь и грамматика: учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировать в речи антонимы; упражнять в образовании названий детенышей животных с уменьшительными суффиксами; - звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ч'] и [ц]; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова со звуками [ч'] и [ц]. | Стр.76 |
19. | Составление описательного рассказа на тему «Зима» Задачи: - связная речь: учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространенные и сложные); - словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребенок рассказывает, воспитатель записывает рассказ); - звуковая культура речи: добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки [ц] и [ч'], приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией, делить трехсложные слова на слоги. | Стр.79 |
20. | Ознакомление с предложением Задачи: - словарь и грамматика: дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и распространять предложение, правильно «читать» его; закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку; - звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; учить произносить чистоговорки с разной силой голоса.
| Стр.84 |
21. | Пересказ сказки «Лиса и кувшин» Задачи: - связная речь: учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно; - словарь и грамматика: объяснить значение слова жать, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу; учить в игре составлять из отдельных слов предложение; читать предложения после перестановки каждого слова; - звуковая культура речи: учить произносить предложения с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая). | Стр.88 |
22. | Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком» Задачи: - связная речь: учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета, величины; - словарь и грамматика: закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении; - звуковая культура речи: формировать умение отчетливо произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса. | Стр.90 |
23. | Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился» Задачи: - связная речь: учить самостоятельно продолжать и завершать рассказ, начатый воспитателем; - словарь и грамматика: формировать умение составлять из данного предложения новое путем последовательной замены слов; - звуковая культура речи: закреплять представления о слоге и ударении. | Стр.92 |
24. | Составление рассказа на заданную тему Задачи: - связная речь: учить составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем; учить сравнивать предметы, точно обозначать словом черты сходства и различия; находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать свои суждения; - словарь и грамматика: уточнить значения слов мебель и посуда; учить самостоятельно образовывать названия посуды; формировать умение строить предложения. | Стр.94 |
25. | Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки» Задача: - связная речь: учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов; - словарь и грамматика: учить подбирать по смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу; учить составлять предложения-путаницы и заменять слова в этих предложениях; - звуковая культура речи: развивать чувство ритма и рифмы (составление шуток-чистоговорок). | Стр.97 |
26. | Составление сюжетного рассказа по набору игрушек Задачи: - связная речь: учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей (игрушки); давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог; - словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; учить составлять предложения из набора слов с помощью воспитателя и из двух-трех слов – самостоятельно; - звуковая культура речи: учить различать на слух звуки [с] - [с'], [щ'] в словах, четко произносить слова с этими звуками. | Стр.91 |
27. | Сочинение на тему «Приключения зайца» Задачи: - связная речь: учить придумывать сказку по предложенному плану, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей; - словарь и грамматика: учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному заяц; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; - звуковая культура речи: добиваться внятного и четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки [с] - [с'], [щ'], учить выделять слова с данными звуками из фраз; закрепить представления об ударных и безударных слогах. | Стр.101 |
28. | Составление рассказа на предложенную тему Задачи: - связная речь: учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет; - словарь и грамматика: учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинках; - звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л] - [л'], [р] - [р'], изолированных, в словах и фразах; учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками; учить правильно отгадывать загадки. | Стр.103 |
29. | Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик» Задачи: - связная речь: учить пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует – взрослый записывает); - словарь и грамматика: подвести к образованию названий профессий исходя из занятий; активизировать в речи названия профессий и действий; учить называть предметы, необходимые людям той или иной профессии. | Стр.106 |
30. | Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик» (Повторение) Задачи: - связная речь: продолжить формирование связной речи воспитанников, через пересказ текста; - словарь и грамматика :продолжить формирование умений называть названия профессий исходя из занятий; активизировать в речи названия профессий и действий; | Стр.106 |
31. | Составление рассказа по картине «Зайцы» Задачи: - связная речь: учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику; - словарь и грамматика: учить образовывать существительные от глаголов (продавать – продавец) и прилагательных (веселый – весельчак); - звуковая культура речи: учить определять ударение в двухсложном слове. | Стр.108 |
32. | Составление рассказа по картине «Зайцы» (Повторение) Задачи: - связная речь: учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику; - словарь и грамматика: учить образовывать существительные от глаголов (продавать – продавец) и прилагательных (веселый – весельчак); - звуковая культура речи: учить определять ударение в двухсложном слове. | Стр.108 |
33. | Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка» (Повторение) Задачи: -связная речь: учить составлять рассказ по предложенному плану, образно описывая место действия, настроение героя; -словарь и грамматика: учить построению сложных предложений в ситуации письменной речи; дать задание на образование слов – названий профессий. | Стр.110 |
34. | Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка» Задачи: -связная речь: продолжить формирование связной речи воспитанников, через пересказ текста по предложенному плану, образно описывая место действия, настроение героя; -словарь и грамматика: продолжить формировать умения строить сложные предложения в ситуации письменной речи; дать задание на образование слов – названий профессий. |
|
35. | Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» Задачи: -связная речь: учить связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию сказки; -словарь и грамматика: учить понимать и объяснять смысл поговорок; ориентировать на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова, подводить к усвоению способов словообразования. | Стр.111 |
36. | Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» (Повторение) Задачи: -связная речь: продолжить формировать связную речь через рассказывание сказки, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию сказки; -словарь и грамматика: формировать умение понимать и объяснять смысл поговорок; ориентировать на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова, подводить к усвоению способов словообразования. | Стр.111 |
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие». (Развитие речи).
№ | Образовательные задачи | Страница |
1. | Пересказ сказки «Лиса и рак» Задачи: - связная речь: учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя: подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса»; Словарь и грамматика: учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи слова с противоположным значением (большой – маленький, сильный – слабый, быстро – медленно); - звуковая культура речи: развивать голосовой аппарат (произнесение чистоговорок - громко, тихо, шепотом). | Стр.24 |
2. | Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами» Задачи: - связная речь: учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку; - словарь и грамматика: учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов); учить самостоятельно образовывать клички животных; -звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с], [з]; учить дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса; закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, быстро и громко произносить его, вслушиваться в его звучание. | Стр.26 |
3. | Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки» Задачи: - связная речь: учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома; - словарь и грамматика: закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями; - звуковая культура речи: учить произносить слова со звуками [с] и [з] отчетливо и внятно, выделять эти звуки из слов, слова с этими звуками из фраз; регулировать силу голоса (произнесение фразы и отдельных слов громко, тихо и шепотом), произносить фразы на одном выдохе, а звуки [с] и [з] в словах протяжно. | Стр.32 |
4. | Составление рассказа по скороговорке Задачи: - связная речь: формировать навыки связной речи; - словарь и грамматика: учить использовать в речи сложноподчиненные предложения; называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу; - звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с] и [ц], учить дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками; произносить фразы в различном темпе (умеренно, быстро, медленно), с разной силой голоса (громко, тихо, шепотом). | Стр.33 |
5. | Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» Задачи: - связная речь: учить выразительно пересказывать текст; - словарь и грамматика: активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют названия, сходное по звучанию с названием взрослых животных. | Стр.38 |
6. | Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики.Строим дом» Задачи: - связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины; - словарь и грамматика: воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей; - звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ш] и [ж], учить дифференцировать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучание слогов в слове. | Стр.41 |
7. | Составление рассказов на темы стихотворений Задачи: - связная речь: учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы; - словарь и грамматика: упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; закрепить представление о том, что не все детеныши имеют специальное название; активизировать в речи сложноподчиненные предложения; - звуковая культура речи: учить выделять из предложений слова со звуками [ш] и [ж], четко произносить фразы (чисто- и скороговорки), насыщенные данными звуками; произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шепотом; учить делить трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова, определять порядок слогов в слове. | Стр.44 |
8. | Составление рассказа на заданную тему Задачи: - связная речь: учить составлять короткий рассказ на заданную тему; - словарь и грамматика: закрепить умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; активизировать в речи сложноподчиненные предложения; - звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию. | Стр.48 |
9. | Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Задачи: - связная речь: учить выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя; - словарь и грамматика: учить придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; - звуковая культура речи: учить пользоваться восклицательной интонацией. | Стр.50 |
10. | Составление рассказа по картине «Ежи» Задачи: - связная речь: учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей); - словарь и грамматика: активизировать в речи сложноподчиненные предложения; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках; - звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ч'] и [щ']; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить звуки [ч'], [щ'], выделять их в словах. | Стр.52 |
11. | Составление рассказа на тему «Домашнее животное» Задачи: - связная речь: учить рассказывать о своих личных впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события; - словарь и грамматика: учить употреблению трудных форм родительного падежа множественного числа существительных(ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек); воспитывать умение задавать друг другу вопросы; - звуковая культура речи: учить выделять во фразах слова со звуками [ч'] и [щ'], находить слова с тремя слогами, находить заданный звук, произносить слова громко и тихо. | Стр.55 |
12. | Составление описательного рассказа о предметах посуды Задачи: - связная речь: учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды; - словарь и грамматика: учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая – мелкая, большой – маленький, высокий – низкий) многозначных слов (глубокий, мелкий); закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебниц, сахарница, сухарница, супница). | Стр.58 |
13. | Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» Задачи: - связная речь: учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя; - словарь и грамматика: учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных); закрепить умение употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек); обратить внимание на формы изменения глагола хотеть; - звуковая культура речи: привлечь внимание к громкости и четкости произнесения слов. | Стр.61 |
14. | Составление рассказа по картине «Река замерзла» Задачи: - связная речь: учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действия; - словарь и грамматика: тренировать умение понимать оттенки значения слова; учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным; - звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [с] и [ш], учить различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова со звуками [с] и [ш]; закрепить умение делить слова на части – слоги. | Стр.64 |
15. | Составление рассказа на тему «Игры зимой» Задачи: - связная речь: учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы; - словарь и грамматика: учить употреблять предлоги с пространственным значением; - звуковая культура речи: учитьотчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками с[] и [ш], говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи, выделять голосом из фразы отдельные слова; обратить внимание на то, что слоги в слове звучат по-разному: один из них произносится немного протяжнее, громче; учить медленно проговаривать слова, вслушиваться в звучание слогов в слове. | Стр.67 |
16. | Составление рассказа на темы скороговорок Задачи: - связная речь: учить самостоятельно составлять короткий рассказ на темы скороговорок; - словарь и грамматика: закрепить представления о многозначности слова и словах, противоположных по смыслу; учить образованию форм родительного падежа множественного числа существительных; - звуковая культура речи: учить различать на слух звуки [з] и [ж]; подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи, произносить изолированные звуки [з] и [ж] протяжно, четко, с различной силой голоса (громко, тихо). | Стр.70 |
17. | Пересказ сказки «Петух да собака» Задачи: - связная речь: учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц; - словарь и грамматика: учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака; учить использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения; ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде; образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных; - звуковая культура речи: подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном ритме. | Стр.74 |
18. | Составление рассказа по картине «Северные олени» Задачи: - связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных; - словарь и грамматика: учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировать в речи антонимы; упражнять в образовании названий детенышей животных с уменьшительными суффиксами; - звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ч'] и [ц]; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова со звуками [ч'] и [ц]. | Стр.76 |
19. | Составление описательного рассказа на тему «Зима» Задачи: - связная речь: учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространенные и сложные); - словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребенок рассказывает, воспитатель записывает рассказ); - звуковая культура речи: добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки [ц] и [ч'], приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией, делить трехсложные слова на слоги. | Стр.79 |
20. | Ознакомление с предложением Задачи: - словарь и грамматика: дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и распространять предложение, правильно «читать» его; закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку; - звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; учить произносить чистоговорки с разной силой голоса. | Стр.84 |
21. | Пересказ сказки «Лиса и кувшин» Задачи: - связная речь: учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно; - словарь и грамматика: объяснить значение слова жать, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу; учить в игре составлять из отдельных слов предложение; читать предложения после перестановки каждого слова; - звуковая культура речи: учить произносить предложения с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая). | Стр.88 |
22. | Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком» Задачи: - связная речь: учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета, величины; - словарь и грамматика: закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении; - звуковая культура речи: формировать умение отчетливо произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса. | Стр.90 |
23. | Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился» Задачи: - связная речь: учить самостоятельно продолжать и завершать рассказ, начатый воспитателем; - словарь и грамматика: формировать умение составлять из данного предложения новое путем последовательной замены слов; - звуковая культура речи: закреплять представления о слоге и ударении. | Стр.92 |
24. | Составление рассказа на заданную тему Задачи: - связная речь: учить составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем; учить сравнивать предметы, точно обозначать словом черты сходства и различия; находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать свои суждения; - словарь и грамматика: уточнить значения слов мебель и посуда; учить самостоятельно образовывать названия посуды; формировать умение строить предложения. | Стр.94 |
25. | Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки» Задача: - связная речь: учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов; - словарь и грамматика: учить подбирать по смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу; учить составлять предложения-путаницы и заменять слова в этих предложениях; - звуковая культура речи: развивать чувство ритма и рифмы (составление шуток-чистоговорок). | Стр.97 |
26. | Составление сюжетного рассказа по набору игрушек Задачи: - связная речь: учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей (игрушки); давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог; - словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; учить составлять предложения из набора слов с помощью воспитателя и из двух-трех слов – самостоятельно; - звуковая культура речи: учить различать на слух звуки [с] - [с'], [щ'] в словах, четко произносить слова с этими звуками. | Стр.91 |
27. | Сочинение на тему «Приключения зайца» Задачи: - связная речь: учить придумывать сказку по предложенному плану, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей; - словарь и грамматика: учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному заяц; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; - звуковая культура речи: добиваться внятного и четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки [с] - [с'], [щ'], учить выделять слова с данными звуками из фраз; закрепить представления об ударных и безударных слогах. | Стр.101 |
28. | Составление рассказа на предложенную тему Задачи: - связная речь: учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет; - словарь и грамматика: учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинках; - звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л] - [л'], [р] - [р'], изолированных, в словах и фразах; учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками; учить правильно отгадывать загадки. | Стр.103 |
29. | Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик» Задачи: - связная речь: учить пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует – взрослый записывает); - словарь и грамматика: подвести к образованию названий профессий исходя из занятий; активизировать в речи названия профессий и действий; учить называть предметы, необходимые людям той или иной профессии. | Стр.106 |
30. | Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик» (Повторение) Задачи: - связная речь: продолжить формирование связной речи воспитанников, через пересказ текста; - словарь и грамматика :продолжить формирование умений называть названия профессий исходя из занятий; активизировать в речи названия профессий и действий; | Стр.106 |
31. | Составление рассказа по картине «Зайцы» Задачи: - связная речь: учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику; - словарь и грамматика: учить образовывать существительные от глаголов (продавать – продавец) и прилагательных (веселый – весельчак); - звуковая культура речи: учить определять ударение в двухсложном слове. | Стр.108 |
32. | Составление рассказа по картине «Зайцы» (Повторение) Задачи: - связная речь: учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику; - словарь и грамматика: учить образовывать существительные от глаголов (продавать – продавец) и прилагательных (веселый – весельчак); - звуковая культура речи: учить определять ударение в двухсложном слове. | Стр.108 |
33. | Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка» (Повторение) Задачи: -связная речь: учить составлять рассказ по предложенному плану, образно описывая место действия, настроение героя; -словарь и грамматика: учить построению сложных предложений в ситуации письменной речи; дать задание на образование слов – названий профессий. | Стр.110 |
34. | Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка» Задачи: -связная речь: продолжить формирование связной речи воспитанников, через пересказ текста по предложенному плану, образно описывая место действия, настроение героя; -словарь и грамматика: продолжить формировать умения строить сложные предложения в ситуации письменной речи; дать задание на образование слов – названий профессий. | |
35. | Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» Задачи: -связная речь: учить связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию сказки; -словарь и грамматика: учить понимать и объяснять смысл поговорок; ориентировать на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова, подводить к усвоению способов словообразования. | Стр.111 |
36. | Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» (Повторение) Задачи: -связная речь: продолжить формировать связную речь через рассказывание сказки, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию сказки; -словарь и грамматика: формировать умение понимать и объяснять смысл поговорок; ориентировать на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова, подводить к усвоению способов словообразования. | Стр.111 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по образовательной области "Речевое развитие"
Перспективный план по развитию речи составлен в соответствие с примерной программой дошкольного образования "От рождения до школы" для старшей группы...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие: развитие речи». на тему «Мой дом » в старшей группе
Предназначен для развития речи и логического мышления. ...

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь)
Сентябрь 1 неделяЗанятие 2.Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по ра...

Перспективное планирование средняя группа на 2020-2021 год по образовательной области "Речевое развитие" (развитие речи)
перспективное планирование развитие речи...

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием игровой технологии.Образовательная область «Речевое развитие. Развитие речи». «Звуковая культура речи: звуки [У], [А]»
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием игровой технологии. Целью занятия является формирование правильного произношения звуков [...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие. Развитие речи» для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Красивой речи».
Цель: обогащение словарного запаса детей подготовительной группыЗадачи приоритетной образовательной области: Закрепить и обобщить знания детей об ...
