Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие». (Развитие речи).
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Спицина Татьяна Владимировна

Образовательные задачи

Страница

1.

Пересказ сказки «Лиса и рак»

Задачи:

- связная речь: учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя: подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса»;

Словарь и грамматика: учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи слова с противоположным значением (большой – маленький, сильный – слабый, быстро – медленно);

- звуковая культура речи: развивать голосовой аппарат (произнесение чистоговорок - громко, тихо, шепотом).

Стр.24

2.

Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»

Задачи:

- связная речь: учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине:  рассказывать о событиях, предшествовавших  изображенным на картине, придумывать концовку;

- словарь и грамматика: учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов); учить самостоятельно образовывать клички животных;

-звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с], [з]; учить дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса; закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, быстро и громко произносить его, вслушиваться в его звучание.

Стр.26

3.

Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки»

Задачи:

- связная речь: учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома;

- словарь и грамматика: закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями;

- звуковая культура речи: учить произносить слова со звуками [с] и [з] отчетливо и внятно, выделять эти звуки из слов, слова с этими звуками из фраз; регулировать силу голоса (произнесение фразы и отдельных слов громко, тихо и шепотом), произносить фразы на одном выдохе, а звуки [с] и [з] в словах протяжно.

Стр.32

4.

Составление рассказа по скороговорке

Задачи:

- связная речь: формировать навыки связной речи;

- словарь и грамматика: учить использовать в речи сложноподчиненные предложения; называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу;

- звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с] и [ц], учить дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками; произносить фразы в различном темпе (умеренно, быстро, медленно), с разной силой голоса (громко, тихо, шепотом).

Стр.33

5.

Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»

Задачи:

- связная речь: учить выразительно пересказывать текст;

- словарь и грамматика: активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют названия, сходное по звучанию с названием взрослых животных.

Стр.38

6.

Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики.Строим дом»

Задачи:

- связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины;

- словарь и грамматика: воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей;

- звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ш] и [ж], учить дифференцировать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучание слогов в слове.

 

Стр.41

7.

Составление рассказов на темы стихотворений

Задачи:

- связная речь: учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы;

- словарь и грамматика: упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; закрепить представление о том, что не все детеныши имеют специальное название; активизировать в речи сложноподчиненные предложения;

- звуковая культура речи: учить выделять из предложений слова со звуками [ш] и [ж], четко произносить фразы (чисто- и скороговорки), насыщенные данными звуками; произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шепотом; учить делить трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова, определять порядок слогов в слове.

Стр.44

8.

Составление рассказа на заданную тему

Задачи:

- связная речь: учить составлять короткий рассказ на заданную тему;

- словарь и грамматика: закрепить умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; активизировать в речи сложноподчиненные предложения;

- звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию.

 

Стр.48

9.

Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»

Задачи:

- связная речь: учить выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя;

- словарь и грамматика: учить придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы; согласовывать прилагательные с  существительными в роде и числе;

- звуковая культура речи: учить пользоваться восклицательной интонацией.

Стр.50

10.

Составление рассказа по картине «Ежи»

Задачи:

- связная речь: учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей);

- словарь и грамматика: активизировать в речи сложноподчиненные предложения; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках;

- звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ч'] и [щ']; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить звуки [ч'], [щ'], выделять их в словах.

Стр.52

11.

Составление рассказа на тему «Домашнее животное»

Задачи:

- связная речь: учить рассказывать о своих личных впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события;

- словарь и грамматика: учить употреблению трудных форм родительного падежа множественного числа существительных(ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек); воспитывать умение задавать друг другу вопросы;

- звуковая культура речи: учить выделять во фразах слова со звуками [ч'] и [щ'], находить слова с тремя слогами, находить заданный звук, произносить слова громко и тихо.

Стр.55

12.

Составление описательного рассказа о предметах посуды

Задачи:

- связная речь: учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды;

- словарь и грамматика: учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая – мелкая, большой – маленький, высокий – низкий) многозначных слов (глубокий, мелкий); закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебниц, сахарница, сухарница, супница). 

Стр.58

13.

Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»

Задачи:

- связная речь: учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя;

- словарь и грамматика: учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных); закрепить умение употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек); обратить внимание на формы изменения глагола хотеть;

- звуковая культура речи: привлечь внимание к громкости и четкости произнесения слов.

Стр.61

14.

Составление рассказа по картине «Река замерзла»

Задачи:

- связная речь: учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действия;

- словарь и грамматика: тренировать умение понимать оттенки значения слова; учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным;

- звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [с] и [ш], учить различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова со звуками [с] и [ш]; закрепить умение делить слова на части – слоги.

Стр.64

15.

Составление рассказа на тему «Игры зимой»

Задачи:

- связная речь: учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы;

- словарь и грамматика: учить употреблять предлоги с пространственным значением;

- звуковая культура речи: учитьотчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками с[] и [ш], говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи, выделять голосом из фразы отдельные слова; обратить внимание на то, что слоги в слове звучат по-разному: один из них произносится немного протяжнее, громче; учить медленно проговаривать слова, вслушиваться в звучание слогов в слове.

Стр.67

16.

Составление рассказа на темы скороговорок

Задачи:

- связная речь: учить самостоятельно составлять короткий рассказ на темы скороговорок;

- словарь и грамматика: закрепить представления о многозначности слова и словах, противоположных по смыслу; учить образованию форм родительного падежа множественного числа существительных;

- звуковая культура речи: учить различать на слух звуки [з] и [ж]; подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи, произносить изолированные звуки [з] и [ж] протяжно, четко, с различной силой голоса (громко, тихо).

 

Стр.70

17.

Пересказ сказки «Петух да собака»

Задачи:

- связная речь: учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц;

- словарь и грамматика: учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака; учить использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения; ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде; образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных;

- звуковая культура речи: подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном ритме.

 

Стр.74

18.

Составление рассказа по картине «Северные олени»

Задачи:

- связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных;

- словарь и грамматика: учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировать в речи антонимы; упражнять в образовании названий детенышей животных с уменьшительными суффиксами;

- звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ч'] и [ц]; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова со звуками [ч'] и [ц].

Стр.76

19.

Составление описательного рассказа на тему «Зима»

Задачи:

- связная речь: учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространенные и сложные);

- словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребенок рассказывает, воспитатель записывает рассказ);

- звуковая культура речи: добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки [ц] и [ч'], приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией, делить трехсложные слова на слоги.

Стр.79

20.

Ознакомление с предложением

Задачи:

- словарь и грамматика: дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и распространять предложение, правильно «читать» его; закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку;

- звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; учить произносить чистоговорки с разной силой голоса.

 

Стр.84

21.

Пересказ сказки «Лиса и кувшин»

Задачи:

- связная речь: учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно;

- словарь и грамматика: объяснить значение слова жать, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу; учить в игре составлять из отдельных слов предложение; читать предложения после перестановки каждого слова;

- звуковая культура речи: учить произносить предложения с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая).

Стр.88

22.

Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком»

Задачи:

- связная речь: учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета, величины;

- словарь и грамматика: закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении;

- звуковая культура речи: формировать умение отчетливо произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса.

Стр.90

23.

Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился»

Задачи:

- связная речь: учить самостоятельно продолжать и завершать рассказ, начатый воспитателем;

- словарь и грамматика: формировать умение составлять из данного предложения новое путем последовательной замены слов;

- звуковая культура речи: закреплять представления о слоге и ударении.

Стр.92

24.

Составление рассказа на заданную тему

Задачи:

- связная речь: учить составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем; учить сравнивать предметы, точно обозначать словом черты сходства и различия; находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать свои суждения;

- словарь и грамматика: уточнить значения слов мебель и посуда; учить самостоятельно образовывать названия посуды; формировать умение строить предложения.

Стр.94

25.

Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки»

Задача:

- связная речь: учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов;

- словарь и грамматика: учить подбирать по смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу; учить составлять предложения-путаницы и заменять слова в этих предложениях;

- звуковая культура речи: развивать чувство ритма и рифмы (составление шуток-чистоговорок).

Стр.97

26.

Составление сюжетного рассказа по набору игрушек

Задачи:

- связная речь: учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей (игрушки); давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог;

- словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; учить составлять предложения из набора слов с помощью воспитателя и из двух-трех слов – самостоятельно;

- звуковая культура речи: учить различать на слух звуки [с] - [с'], [щ'] в словах, четко произносить слова с этими звуками.

Стр.91

27.

Сочинение на тему «Приключения зайца»

Задачи:

- связная речь: учить придумывать сказку по предложенному плану, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей;

- словарь и грамматика: учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному заяц; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

- звуковая культура речи: добиваться внятного и четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки [с] - [с'], [щ'], учить выделять слова с данными звуками из фраз; закрепить представления об ударных и безударных слогах.

Стр.101

28.

Составление рассказа на предложенную тему

Задачи:

- связная речь: учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет;

- словарь и грамматика: учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинках;

- звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л] - [л'], [р] - [р'], изолированных, в словах и фразах; учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками; учить правильно отгадывать загадки.

Стр.103

29.

Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик»

Задачи:

- связная речь: учить пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует – взрослый записывает);

- словарь и грамматика: подвести к образованию названий профессий исходя из занятий; активизировать в речи названия профессий и действий; учить называть предметы, необходимые людям той или иной профессии.

Стр.106

30.

Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик» (Повторение)

Задачи:

- связная речь: продолжить формирование связной речи воспитанников, через  пересказ текста;

- словарь и грамматика :продолжить формирование умений называть названия профессий исходя из занятий; активизировать в речи названия профессий и действий;

Стр.106

31.

Составление рассказа по картине «Зайцы»

Задачи:

- связная речь: учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику;

- словарь и грамматика: учить образовывать существительные от глаголов (продавать – продавец) и прилагательных (веселый – весельчак);

- звуковая культура речи: учить определять ударение в двухсложном слове.

Стр.108

32.

Составление рассказа по картине «Зайцы» (Повторение)

Задачи:

- связная речь: учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику;

- словарь и грамматика: учить образовывать существительные от глаголов (продавать – продавец) и прилагательных (веселый – весельчак);

- звуковая культура речи: учить определять ударение в двухсложном слове.

Стр.108

33.

Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка» (Повторение)

Задачи:

-связная речь: учить составлять рассказ по предложенному плану, образно описывая место действия, настроение героя;

-словарь и грамматика: учить построению сложных предложений в ситуации письменной речи; дать задание на образование слов – названий профессий.

Стр.110

34.

Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка»

Задачи:

-связная речь: продолжить формирование связной речи воспитанников, через  пересказ текста по предложенному плану, образно описывая место действия, настроение героя;

-словарь и грамматика: продолжить формировать умения строить сложные предложения в ситуации письменной речи; дать задание на образование слов – названий профессий.

 

35.

Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»

Задачи:

-связная речь: учить связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию сказки;

-словарь и грамматика: учить понимать и объяснять смысл поговорок; ориентировать на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова, подводить к усвоению способов словообразования.

Стр.111

36.

Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» (Повторение)

Задачи:

-связная речь: продолжить формировать связную речь через  рассказывание сказки, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию сказки;

-словарь и грамматика: формировать умение понимать и объяснять смысл поговорок; ориентировать на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова, подводить к усвоению способов словообразования.

Стр.111

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие». (Развитие речи).

Образовательные задачи

Страница

1.

Пересказ сказки «Лиса и рак»

Задачи:

- связная речь: учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя: подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса»;

Словарь и грамматика: учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи слова с противоположным значением (большой – маленький, сильный – слабый, быстро – медленно);

- звуковая культура речи: развивать голосовой аппарат (произнесение чистоговорок - громко, тихо, шепотом).

Стр.24

2.

Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»

Задачи:

- связная речь: учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине:  рассказывать о событиях, предшествовавших  изображенным на картине, придумывать концовку;

- словарь и грамматика: учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов); учить самостоятельно образовывать клички животных;

-звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с], [з]; учить дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса; закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, быстро и громко произносить его, вслушиваться в его звучание.

Стр.26

3.

Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки»

Задачи:

- связная речь: учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома;

- словарь и грамматика: закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями;

- звуковая культура речи: учить произносить слова со звуками [с] и [з] отчетливо и внятно, выделять эти звуки из слов, слова с этими звуками из фраз; регулировать силу голоса (произнесение фразы и отдельных слов громко, тихо и шепотом), произносить фразы на одном выдохе, а звуки [с] и [з] в словах протяжно.

Стр.32

4.

Составление рассказа по скороговорке

Задачи:

- связная речь: формировать навыки связной речи;

- словарь и грамматика: учить использовать в речи сложноподчиненные предложения; называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу;

- звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с] и [ц], учить дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками; произносить фразы в различном темпе (умеренно, быстро, медленно), с разной силой голоса (громко, тихо, шепотом).

Стр.33

5.

Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»

Задачи:

- связная речь: учить выразительно пересказывать текст;

- словарь и грамматика: активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют названия, сходное по звучанию с названием взрослых животных.

Стр.38

6.

Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики.Строим дом»

Задачи:

- связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины;

- словарь и грамматика: воспитывать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей;

- звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ш] и [ж], учить дифференцировать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучание слогов в слове.

Стр.41

7.

Составление рассказов на темы стихотворений

Задачи:

- связная речь: учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы;

- словарь и грамматика: упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; закрепить представление о том, что не все детеныши имеют специальное название; активизировать в речи сложноподчиненные предложения;

- звуковая культура речи: учить выделять из предложений слова со звуками [ш] и [ж], четко произносить фразы (чисто- и скороговорки), насыщенные данными звуками; произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шепотом; учить делить трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова, определять порядок слогов в слове.

Стр.44

8.

Составление рассказа на заданную тему

Задачи:

- связная речь: учить составлять короткий рассказ на заданную тему;

- словарь и грамматика: закрепить умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; активизировать в речи сложноподчиненные предложения;

- звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию.

Стр.48

9.

Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»

Задачи:

- связная речь: учить выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя;

- словарь и грамматика: учить придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы; согласовывать прилагательные с  существительными в роде и числе;

- звуковая культура речи: учить пользоваться восклицательной интонацией.

Стр.50

10.

Составление рассказа по картине «Ежи»

Задачи:

- связная речь: учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей);

- словарь и грамматика: активизировать в речи сложноподчиненные предложения; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках;

- звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ч'] и [щ']; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить звуки [ч'], [щ'], выделять их в словах.

Стр.52

11.

Составление рассказа на тему «Домашнее животное»

Задачи:

- связная речь: учить рассказывать о своих личных впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события;

- словарь и грамматика: учить употреблению трудных форм родительного падежа множественного числа существительных(ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек); воспитывать умение задавать друг другу вопросы;

- звуковая культура речи: учить выделять во фразах слова со звуками [ч'] и [щ'], находить слова с тремя слогами, находить заданный звук, произносить слова громко и тихо.

Стр.55

12.

Составление описательного рассказа о предметах посуды

Задачи:

- связная речь: учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды;

- словарь и грамматика: учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая – мелкая, большой – маленький, высокий – низкий) многозначных слов (глубокий, мелкий); закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебниц, сахарница, сухарница, супница).  

Стр.58

13.

Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»

Задачи:

- связная речь: учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя;

- словарь и грамматика: учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных); закрепить умение употреблять трудные формы родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек); обратить внимание на формы изменения глагола хотеть;

- звуковая культура речи: привлечь внимание к громкости и четкости произнесения слов.

Стр.61

14.

Составление рассказа по картине «Река замерзла»

Задачи:

- связная речь: учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действия;

- словарь и грамматика: тренировать умение понимать оттенки значения слова; учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным;

- звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [с] и [ш], учить различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова со звуками [с] и [ш]; закрепить умение делить слова на части – слоги.

Стр.64

15.

Составление рассказа на тему «Игры зимой»

Задачи:

- связная речь: учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы;

- словарь и грамматика: учить употреблять предлоги с пространственным значением;

- звуковая культура речи: учитьотчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками с[] и [ш], говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи, выделять голосом из фразы отдельные слова; обратить внимание на то, что слоги в слове звучат по-разному: один из них произносится немного протяжнее, громче; учить медленно проговаривать слова, вслушиваться в звучание слогов в слове.

Стр.67

16.

Составление рассказа на темы скороговорок

Задачи:

- связная речь: учить самостоятельно составлять короткий рассказ на темы скороговорок;

- словарь и грамматика: закрепить представления о многозначности слова и словах, противоположных по смыслу; учить образованию форм родительного падежа множественного числа существительных;

- звуковая культура речи: учить различать на слух звуки [з] и [ж]; подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи, произносить изолированные звуки [з] и [ж] протяжно, четко, с различной силой голоса (громко, тихо).

Стр.70

17.

Пересказ сказки «Петух да собака»

Задачи:

- связная речь: учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц;

- словарь и грамматика: учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака; учить использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения; ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде; образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных;

- звуковая культура речи: подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном ритме.

Стр.74

18.

Составление рассказа по картине «Северные олени»

Задачи:

- связная речь: учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных;

- словарь и грамматика: учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировать в речи антонимы; упражнять в образовании названий детенышей животных с уменьшительными суффиксами;

- звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [ч'] и [ц]; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова со звуками [ч'] и [ц].

Стр.76

19.

Составление описательного рассказа на тему «Зима»

Задачи:

- связная речь: учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространенные и сложные);

- словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребенок рассказывает, воспитатель записывает рассказ);

- звуковая культура речи: добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки [ц] и [ч'], приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией, делить трехсложные слова на слоги.

Стр.79

20.

Ознакомление с предложением

Задачи:

- словарь и грамматика: дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и распространять предложение, правильно «читать» его; закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку;

- звуковая культура речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; учить произносить чистоговорки с разной силой голоса.

Стр.84

21.

Пересказ сказки «Лиса и кувшин»

Задачи:

- связная речь: учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно;

- словарь и грамматика: объяснить значение слова жать, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу; учить в игре составлять из отдельных слов предложение; читать предложения после перестановки каждого слова;

- звуковая культура речи: учить произносить предложения с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая).

Стр.88

22.

Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком»

Задачи:

- связная речь: учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета, величины;

- словарь и грамматика: закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении;

- звуковая культура речи: формировать умение отчетливо произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса.

Стр.90

23.

Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился»

Задачи:

- связная речь: учить самостоятельно продолжать и завершать рассказ, начатый воспитателем;

- словарь и грамматика: формировать умение составлять из данного предложения новое путем последовательной замены слов;

- звуковая культура речи: закреплять представления о слоге и ударении.

Стр.92

24.

Составление рассказа на заданную тему

Задачи:

- связная речь: учить составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем; учить сравнивать предметы, точно обозначать словом черты сходства и различия; находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать свои суждения;

- словарь и грамматика: уточнить значения слов мебель и посуда; учить самостоятельно образовывать названия посуды; формировать умение строить предложения.

Стр.94

25.

Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки»

Задача:

- связная речь: учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов;

- словарь и грамматика: учить подбирать по смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу; учить составлять предложения-путаницы и заменять слова в этих предложениях;

- звуковая культура речи: развивать чувство ритма и рифмы (составление шуток-чистоговорок).

Стр.97

26.

Составление сюжетного рассказа по набору игрушек

Задачи:

- связная речь: учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей (игрушки); давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог;

- словарь и грамматика: учить подбирать определения к заданным словам; учить составлять предложения из набора слов с помощью воспитателя и из двух-трех слов – самостоятельно;

- звуковая культура речи: учить различать на слух звуки [с] - [с'], [щ'] в словах, четко произносить слова с этими звуками.

Стр.91

27.

Сочинение на тему «Приключения зайца»

Задачи:

- связная речь: учить придумывать сказку по предложенному плану, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей;

- словарь и грамматика: учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному заяц; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

- звуковая культура речи: добиваться внятного и четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки [с] - [с'], [щ'], учить выделять слова с данными звуками из фраз; закрепить представления об ударных и безударных слогах.

Стр.101

28.

Составление рассказа на предложенную тему

Задачи:

- связная речь: учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет;

- словарь и грамматика: учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинках;

- звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л] - [л'], [р] - [р'], изолированных, в словах и фразах; учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками; учить правильно отгадывать загадки.

Стр.103

29.

Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик»

Задачи:

- связная речь: учить пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует – взрослый записывает);

- словарь и грамматика: подвести к образованию названий профессий исходя из занятий; активизировать в речи названия профессий и действий; учить называть предметы, необходимые людям той или иной профессии.

Стр.106

30.

Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик» (Повторение)

Задачи:

- связная речь: продолжить формирование связной речи воспитанников, через  пересказ текста;

- словарь и грамматика :продолжить формирование умений называть названия профессий исходя из занятий; активизировать в речи названия профессий и действий;

Стр.106

31.

Составление рассказа по картине «Зайцы»

Задачи:

- связная речь: учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику;

- словарь и грамматика: учить образовывать существительные от глаголов (продавать – продавец) и прилагательных (веселый – весельчак);

- звуковая культура речи: учить определять ударение в двухсложном слове.

Стр.108

32.

Составление рассказа по картине «Зайцы» (Повторение)

Задачи:

- связная речь: учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику;

- словарь и грамматика: учить образовывать существительные от глаголов (продавать – продавец) и прилагательных (веселый – весельчак);

- звуковая культура речи: учить определять ударение в двухсложном слове.

Стр.108

33.

Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка» (Повторение)

Задачи:

-связная речь: учить составлять рассказ по предложенному плану, образно описывая место действия, настроение героя;

-словарь и грамматика: учить построению сложных предложений в ситуации письменной речи; дать задание на образование слов – названий профессий.

Стр.110

34.

Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка»

Задачи:

-связная речь: продолжить формирование связной речи воспитанников, через  пересказ текста по предложенному плану, образно описывая место действия, настроение героя;

-словарь и грамматика: продолжить формировать умения строить сложные предложения в ситуации письменной речи; дать задание на образование слов – названий профессий.

35.

Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»

Задачи:

-связная речь: учить связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию сказки;

-словарь и грамматика: учить понимать и объяснять смысл поговорок; ориентировать на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова, подводить к усвоению способов словообразования.

Стр.111

36.

Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» (Повторение)

Задачи:

-связная речь: продолжить формировать связную речь через  рассказывание сказки, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию сказки;

-словарь и грамматика: формировать умение понимать и объяснять смысл поговорок; ориентировать на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова, подводить к усвоению способов словообразования.

Стр.111


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по образовательной области "Речевое развитие"

Перспективный план по развитию речи составлен в соответствие с примерной программой дошкольного образования "От рождения до школы" для старшей группы...

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь)

Сентябрь 1 неделяЗанятие 2.Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по ра...

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием игровой технологии.Образовательная область «Речевое развитие. Развитие речи». «Звуковая культура речи: звуки [У], [А]»

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности во второй младшей группе с использованием игровой технологии. Целью занятия является формирование правильного произношения звуков [...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие. Развитие речи» для детей подготовительной группы «Путешествие в страну Красивой речи».

Цель: обогащение словарного запаса детей подготовительной группыЗадачи приоритетной образовательной области:          Закрепить и обобщить знания детей об ...