ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «НЕЙРОЛАДОШКИ»
проект по развитию речи (старшая группа)

Кочеткова Кристина Тамирлановна

Долгосрочный проек направлен на развитие речевых процессов и познавательной активности у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством нейроигр и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyroigry_v_pomoshch_rechi.docx28.61 КБ

Предварительный просмотр:

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ  КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«НЕЙРОЛАДОШКИ»

Составитель:

Учитель-логопед - Кочеткова Кристина Тамирлановна

Тип проекта: групповой, познавательный, творческий, долгосрочный.

Сроки реализации проекта: октябрь – декабрь 2023г 

Соисполнители проекта: родители

Целевая аудитория: воспитанники старшей группы компенсирующей направленности

АКТУАЛЬНОСТЬ: По мнению специалистов, в последние годы отмечается рост числа детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Согласно международной статистике нарушения речи имеются у 17,5% детей дошкольного возраста. Современные исследования показывают, что дети с задержкой речевого развития имеют проблемы с общей и мелкой моторикой, координацией движений, снижение функций внимания и памяти. Для повышения эффективности коррекционно- образовательного процесса с детьми, имеющими нарушения речи я остановила свой выбор на использовании нейропсихологических игр и упражнений, направленных на развитие мелкой и общей моторики, пространственных представлений, основных компонентов речи.

Нейропсихологические игры - это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Они ориентированы на оптимизацию речи в ее взаимодействии с другими психическими функциями и пространственными представлениями.

Включение нейроигр и упражнений на занятия учителя-логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста Процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, закрепления лексического материала достаточно трудный и длительный процесс, поэтому учителю-логопеду необходимо сделать занятие интересным, разнообразным и в то же время продуктивным. Нейроигры и упражнения используются учителем-логопедом на всех этапах логопедического занятия: при выполнении подготовительных артикуляционных упражнений, развитию речевого дыхания, слоговой структуры слова, постановке, автоматизации и дифференциации поставленного звука.

В образовательном процессе с помощью специальных игр и упражнений можно гармонизировать взаимодействие полушарий головного мозга и развивать когнитивные способности и детскую мотивацию к познавательной активности. Нейропсихологические игры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению воспитанника в занятие.

Цель: создание условий для развития речевых процессов и познавательной активности у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством нейроигр и упражнений.

Задачи:

  • развивать речевое общение и коммуникативные навыки детей;
  • развивать память, внимание, мышление, восприятие, творческие способности, воображение;
  • способствовать взаимодействию педагогов и родителей в проектной деятельности.
  • Ожидаемые результаты проекта:
  • внедрение нейроигр в коррекционно-развивающую работу специалистов и педагогов (использование картотеки «нейроигр»);
  • повышение уровня речевого общения и коммуникативных навыков у детей;
  • повышение уровня развития высших психических функций детей с ОВЗ;
  • активное участие родителей в проектной деятельности.

КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • Разработать картотеку нейропсихологических игр.
  • Подготовить видеоролик «Нейроигры в речевом развитии дошкольников».
  • Обобщить опыт работы на районном семинаре учителей-логопедов, педагогов-психологов

1этап- подготовительный (октябрь 2023г)

-диагностическое обследование детей подготовительной к школе группы;

-диагностическое обследование детей с ОВЗ

-разработка методического комплекса, состоящего из картотеки дидактического материала нейроигр и кинезиологических пособий, и т. д.;

-разработка, дополнение и внесение корректировки в конспекты занятий по развитию речи с использованием нейроигр и кинезиологических упражнений;

2этап-основной (ноябрь 2023г - декабрь2023г)

-Поэтапное        обучение        дошкольников        приемам        нейропсихологических        игр,        упражнений, кинезиологических упражнений;

-Оформление        консультаций        для        ознакомления        родителей        и педагогов с        нейроиграми        и упражнениями;

  • Обмен опытом на методическом объединении педагогов ДОУ с методической разработкой. Мастер-класс: «Нейропсихологический подход в работе с детьми в коррекционно-логопедической работе учителя-логопеда»
  • Разработка занятия с ребенком ОВЗ с применением нейроигр.
  • Родительское собрание для родителей подготовительной группы на тему: «Роль нейропсихологических игр в развитии речи детей»

3 этап – заключительный

Районный        семинар        учителей-логопедов        и        педагогов        психологов        «Использование нейропсихологических игр и упражнений в коррекционно-развивающей работе» - 7 декабря 2023.

  • Показ видеоролика «Нейроигры в речевом развитии дошкольников».
  • Презентация картотеки методических пособий, нейропсихологических игр.
  • Открытое занятие с ребенком ОВЗ с использованием нейропсихологического подхода.
  • Открытое        занятие        для        родителей        подготовительно        группы        с        использованием нейропсихологического подхода.

РЕЗУЛЬТАТ  ПРОЕКТА:

Применение в логопедической практике нейропсихологических игр и упражнений способствует успешному преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений речевого развития.

Речевые средства общения становятся более разнообразными; увеличивается словарь детей; совершенствуются все структурные компоненты речи;

познавательные процессы (внимание, память, мышление) развиваются в соответствие с возрастом. Систематическое использование нейроигр в деятельности учителя-логопеда позволило улучшить у детей память, внимание, речь, развитие мелкой и крупной моторики, снизить утомляемость на занятиях, а также усилить способность к произвольному контролю. Применение нейроигр позволяет повышать мотивацию детей к занятиям, обучать их сотрудничеству и новым формам общения друг с другом и педагогами, формировать осознанную оценку ребенком своих достижений, поддерживать положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе занятий, и тем самым повышать эффективность коррекционной работы.

Родители стали активными участниками воспитательно-образовательного процесса. Компетентны в вопросах применения нейропсихологических игр и упражнений, понимают значимость данного направления работы, принимают активное участие в реализации проектной деятельности: дома выполняют творческие задания совместно с детьми.

Практическая значимость представленной работы состоит в следующем: описанный опыт может быть использован в практике учителей-логопедов, воспитателей и специалистов дошкольных образовательных учреждений, а также родителями в домашних условиях. Воспитатели могут использовать в режимных моментах в течение дня: во время проведения коррекционного круга, прогулок, дидактических игр, самостоятельной деятельности воспитанников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Семаго        Н.Я.        Методика        формирования        пространственных        представлений        у        детей дошкольного и младшего школьного возраста, - М.: Айрис, 2007.
  2. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста, -М.: Генезис, 2008.
  3. Семенович        А.В.        Нейропсихологическая        коррекция        в        детском        возрасте.        Метод замещающего онтогенеза - М.: Генезис,- 2010.
  4. Кравченко Л. Как развивать у детей межполушарное взаимодействие//Справочник педагога- психолога. Детский сад, – 2019. №6.

Цвынтарный В.В. Играем пальчиками — развиваем речь. — М.: Центрполиграф

Календарно-тематическое планирование

Месяц

Содержание работы с детьми

Оборудование

Работа с родителями и педагогами

 

Октябрь

- Дыхательное упражнение:

«Вдох выдох».

-Глазодвигательное упражнение

с ручкой лежа.

- Растяжки: «Фараон», «Ванька-встанька».

-   Упражнения двигательного

репертуара: «Качалочка», «Лодочка», «Короткое бревнышко».

-Дидактическая игра «Нейрокарточки».

Колганова В.С.,  Пивоварова Е.В.«Нейропсихологические

 занятия с детьми», Изготовление пособия   Нейрокарточки

 Консультация для педагогов и родителей  «Что такое

 нейрогимнастика

и чем она полезна?»

пополнение речевого центра

картотекой нейроигр и упражнений.

 

Ноябрь

- Дыхательное упражнение:

«На вдохе подъем руки», «На вдохе подъем ноги».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» лежа.

- Растяжки: «Струночка».

-Упражнения двигательного

репертуара: «Ползание на спине», «Ползание на животе».

- Дидактическая игра «Говорящие ручки».

Колганова В.С.,Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми»,Изготовление пособия «Говорящие ручки».

Консультация для педагогов

и родителей «Что такое гимнастика для мозга?»

 

Декабрь

- Дыхательное

упражнение: «На вдохе подъем руки и ноги».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно глазам» лежа.

- Растяжки: «Звезда», «Дотянись», «Кобра».

-Упражнения двигательного  репертуара:«Локти-колени».

- Дидактическая игра «Жесты».

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия

с детьми», Изготовление пособия «Жесты».

Мастер-класс

для педагогов «Кинезиологические упражнения

в работе с детьми дошкольного возраста»

 

Январь

- Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4».

- Глазодвигательное упражнение «Язык двигается противоположно  глазам», с ручкой лежа.

- Растяжки: «Лягушки», «Мышкин мостик-1,2».

-Упражнения

Двигательного

 репертуара: «Обычные четвереньки», «Глаз за рукой».

- Дидактическая игра «Змейки».

Колганова В.С., Пивоварова Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми», Изготовление пособия  «Змейки».

Буклеты для родителей  «Делай дома гимнастику для мозга!»

(комплексы нейрогимнастики

 и кинезиоупражнений)

 

Февраль

- Дыхательное упражнение:

«Дыхание с задержкой: 1,2,3,4,5».

- Глазодвигательное упражнение

 «Язык двигается противоположно

 глазам» (2 уровень), с ручкой сидя.

- Растяжки: «Мышкин мостик-3,4»,«Руки лодочкой».

-Упражнения двигательного

репертуара: «Обычные четвереньки», «Глаз за рукой».

- Дидактическая игра «Нейротаблички»

Колганова В.С., Пивоварова Е.В.

«Нейропсихологические занятия

 с детьми», Изготовление пособия Нейротаблички»(говорим-дышим-показываем)

Изготовление нейротренажера

 

Март

- Дыхательное упражнение: «Дыхание с задержкой: 1,2,3,4,5,6», «дыхание через

одну ноздрю».

- Глазодвигательное упражнение

«Язык двигается противоположно

глазам» (3 уровень),  с ручкой сидя.

- Растяжки:  «Флажки», «Локоток-1»

-Упражнения  двигательного

репертуара: «Перекрестные

 четвереньки», «Глаз за рукой».

-Дидактическая игра «Мнемокарточки с нейроритмами»

Колганова В.С., Пивоварова Е.В.

«Нейропсихологические занятия

с детьми»,Изготовление пособия «Мнемокарточки с нейроритмики»

Демонстрация занятий

по использованию

 нейроигр и упражнений,

 

Апрель

-Дыхательное упражнение: «Сигнальщик», «Руки вперед,

в стороны, вниз».

- Глазодвигательное упражнение

«Язык двигается противоположно

глазам» (3 уровень), с ручкой сидя,

«восьмерки».

Растяжки: «Локоток-2»,«Покрутись»,

«Кошка-собака».

-Упражнения

двигательного

репертуара: «Перекрестные

четвереньки»,«Разноименные

рука и нога».

-Дидактическая игра «Нейроальбом

Колганова В.С., Пивоварова Е.В.

«Нейропсихологические занятия

 с детьми», Изготовление пособия «Нейроальбом - для автоматизации и дифференциации звуков»

Демонстрация занятия с элементами нейроигр и

 кинезиологических

 упражнений

«Нейрогимнастика

 для детей дошкольного возраста».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект «Островок» социально- личностной направленности (01.06.2010 г. - 30.05.2011г.)

Данный проект позволяет приобщить дошкольников к истокам русской народной культуры через совместное познание ими культурных и духовных основ своего народа и своей страны. Развивает познавательные и ин...

Краткосрочный поект в старшей группе «Этот загадочный космос».

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, о роли человека в изучении космического пространства....

Краткосрочный поект для старшей группы "Загадочный мир - Космос"

Проект «Этот загадочный мир — Космос»ко Дню Космонавтики в старшей группе.Подготовили:Соколова Ж.В. Наказная И.САктуальность проекта: Космические приключения и путешествия на далёкие...

Долгосрочный проект для старшей логопедической группы «Осенний калейдоскоп» проект по окружающему миру (старшая группа)

Дети старшего дошкольного возраста не имеют навыка самостоятельного получения, переработки и упорядочивания информации....

Долгосрочный проект в старшей группе компенсирующей направленности "Наш огород"

Долгосрочный проект в старшей группе компенсирующей направленности "Наш огород"...

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЗАБАВНЫЙ КАРАНДАШ»

Совместно с педагогами реализую долгосрочный проект по развитию графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста «ЗАБАВНЫЙ КАРАНДАШ»...