ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЗАБАВНЫЙ КАРАНДАШ»
проект по логопедии (старшая группа)

Кочеткова Кристина Тамирлановна

Совместно с педагогами реализую долгосрочный проект по развитию графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста «ЗАБАВНЫЙ КАРАНДАШ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zabavnyy_karandash.docx36.21 КБ

Предварительный просмотр:

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЗАБАВНЫЙ КАРАНДАШ»

Составители: воспитатели - Комар Ольга Николаевна,

Грачева Елена Васильевна,

Учитель-логопед - Кочеткова Кристина Тамирлановна

Тип проекта: групповой, познавательный, творческий, долгосрочный.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2023 г. – май 2024 г.

Соисполнители проекта: родители

Целевая аудитория: воспитанники подготовительной группы компенсирующей направленности

Проблема: на основе личных многочисленных наблюдений за детьми, отзывов учителей начальных классов, мы выявили проблему: у большинства воспитанников с ОНР к концу дошкольного возраста недостаточно развиты графо моторные навыки, то есть, рука не подготовлена к письму для дальнейшего успешного обучения в начальной школе.

Актуальность: работа по развитию графо моторных навыков должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание различным заданиям на развитие графических навыков, мелкой моторики и координации движений руки, решаются сразу две задачи: во-первых, подготовка к овладению навыком письма, во-вторых, влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев».

Цель: совершенствование графо моторных навыков у старших дошкольников с нарушением речи через выполнение графических заданий.

Задачи:

  1. Создать условия для формирования элементарных графических навыков, мелкой моторики у детей с нарушением речи.
  2. Развивать мелкую моторику, графические навыки, ориентировку на листе бумаги, слуховое восприятие у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи. 
  3. Воспитывать у детей элементарные гигиенические правила при письме (правильную посадку при работе с тетрадью, положении листа, кисти руки и пишущего инструмента), самостоятельность, аккуратность, внимание, память.
  4. Привлечь родителей к реализации проекта.

Ожидаемые результаты проекта: воспитанники умеют ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради на строке, на странице, прописывать цифры и печатные буквы, выполнять графический диктант, самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры. выполнять штриховку, соблюдая правила, правильно держать карандаш, сохранять правильную посадку и положение рук при письме. Родители становятся равноправными участниками жизни группы.

Организация образовательной деятельности:

  • Занятия проводятся во вторую половину дня два раза в неделю – понедельник/вторник в 15.30 мин, продолжительностью 20-25 мин.
  • Оптимальное количество детей в группе – 10 человек.
  • Формы работы: групповые и индивидуальные.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный (01.09 -15.09 2023 г.)
  • Определение темы проекта.
  • Формулировка цели и определение задач.
  • Составление плана основного этапа проекта
  • Подбор материалов по теме проекта.
  • Разработка комплексно-тематического планирования в соответствии с ФГОС.
  • Консультации для родителей

  1. Практический ОСНОВНОЙ ЭТАП:

Тематическое планирование проведения занятий

Месяц

воспитатели

логопед

Сентябрь

Педагогическое обследование;

1.Сказка - игра – путешествие по листу.

2. Д/и «Футбол» - ориентировка на листе бумаги

Консультация для родителей.

«Знакомство с тетрадью в клетку»

1.«Графические диктанты: буквы». Буква А.

2.«Графические диктанты: буквы». Буква Б.

Октябрь

Консультация для родителей «Развитие графических навыков дошкольников» (буклет)

1. Рисование по клеточкам «Сделай так» - «Груша»;

2. Рисование по клеточкам «Сделай так» - «Гриб»;

3. Рисование по клеточкам «Сделай так» - «Платье»;

4. Рисование по клеточкам «Сделай так» - «Птица»;

5. Графический диктант:

Маленькая собачка («Графические диктанты для старших дошкольников»);

1.«Графические диктанты: буквы». Буква В.

2.«Графические диктанты: буквы». Буква Г.

3.«Графические диктанты: буквы». Буква Д.

4.«Графические диктанты: буквы». Буква Е.

Ноябрь

Графический диктант:

1. Ежик («Графические диктанты для старших дошкольников»);

2. Кастрюля (конспект);

3. Стул (конспект); 

4. Летящая птица (конспект);

1.«Графические диктанты: буквы». Буква Е.

2.«Графические диктанты: буквы». Буква Ж.

3.«Графические диктанты: буквы». Буква З.

4.«Графические диктанты: буквы». Буква И.

5.«Графические диктанты: буквы». Буква Й.

Декабрь

Графический диктант:

1. Заяц Егорка (Е.М. Рахманова, стр. 14);

2. Груша (конспект);

3. Грузовик (конспект);

4. Снеговик (конспект);

1.«Графические диктанты: буквы». Буква К.

2.«Графические диктанты: буквы». Буква Л.

3.«Графические диктанты: буквы». Буква М.

4.«Графические диктанты: буквы». Буква Н.

Консультация для родителей «Развитие графо-моторных навыков у дошкольников с ОНР»

Январь

Консультация для родителей «Графические диктанты. Подготовка руки к письму» (буклет)

Графический диктант:

1. Лев (конспект);

2. Золотая рыбка (Е.М. Рахманова, стр. 40);

3. Мальчик (конспект)

1.«Графические диктанты: буквы». Буква О.

2.«Графические диктанты: буквы». Буква П.

3.«Графические диктанты: буквы». Буква Р.

Февраль

Графический диктант:

1. Утюг (конспект);

2. Робот (Е.М. Рахманова, стр.38);

3. Корабль (конспект);

4. Цветок (Е.М. Рахманова, стр. 48);

1.«Графические диктанты: буквы». Буква С.

2.«Графические диктанты: буквы». Буква Т.

3.«Графические диктанты: буквы». Буква У.

4.«Графические диктанты: буквы». Буква Ф.

Март

Графический диктант:

1. Девочка (конспект);

2. Кремль (конспект);

3. Большой цветок  («Графические диктанты для старших дошкольников»);

1.«Графические диктанты: буквы». Буква Х.

2.«Графические диктанты: буквы». Буква Ц.

3.«Графические диктанты: буквы». Буква Ч.

Апрель

Графический диктант:

1. Олень (Е.М. Рахманова, стр. 58);

2. Ракета (Е.М. Рахманова, стр. 36);

3. Осиновый листик (Е.М. Романова, стр. 20.);

4. Дом с трубой  (Е.М. Рахманова, стр. 30);

Консультация для родителей «Профилактика дисграфии у будущих первоклассников»

1.«Графические диктанты: буквы». Буква Ш.

2.«Графические диктанты: буквы». Буква Щ.

3.«Графические диктанты: буквы». Буква Ъ.

4.«Графические диктанты: буквы». Буква Ь.

Май

Графический диктант:

1. Танк (конспект);

2. Бабочка (Е. М. Рахманова, стр. 24);

1.«Графические диктанты: буквы». Буква Э.

2.«Графические диктанты: буквы». Буква Ю, Я

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Для отслеживания работы проекта 3 раза в год проводится диагностика по следующим критериям:

  • Умение правильно держать в руке карандаш;
  • Ориентировка на листе бумаги в клетку;
  • Умение выполнять штриховку, соблюдая все ее правила;
  • Умение точно выполнять графический диктант.

Способы проверки знаний, умений, навыков.

Оценка проверки умений и навыков ориентироваться на листе бумаги, точно выполнять штриховку, соблюдая все ее правила, графический диктант:

3 балла – ребенок выполняет правильно, самостоятельно, не допуская ошибок;

2 балла – ребенок выполняет, допуская ошибки, но самостоятельно исправляет их;

1 балл – ребенок затрудняется, допускает множество ошибок, требуется помощь педагога.

0 баллов – выполнение недоступно ребенку.

Оценка проверки умений держать карандаш:

3 балла – ребенок выполняет правильно, самостоятельно, не допуская ошибок;

2 балла – ребенок выполняет, допуская ошибки, но самостоятельно исправляет их;

1 балл – ребенок затрудняется, допускает множество ошибок, требуется помощь педагога.

0 баллов – выполнение недоступно ребенку.

Уровень развития:

Высокий – 10-12 баллов;

Средний – 7-9 баллов;

Ниже среднего – 5-6 баллов;

Низкий – 0-4 баллов.

Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации проекта.

№ п/п

Ф.И. ребенка

Умение правильно держать карандаш

Ориентировка на листе бумаги

Умение выполнять штриховку

Умение точно выполнять графический диктант

баллы

9

12

5

9

12

5

9

12

5

9

12

5

9

12

5

1

Дерягин Назар

2

Бухтияров Максим

3

Янченко Полина

4

Куц Дима

5

6

7

Попкова Алина

8

Радченко Ульяна

9

Поляруш Василиса

10

Кенжаев Иброхим

11

Морошкин Степан

12

Рейхердт Алиса

Сводная таблица за 2023 -2024 учебный год

Уровень развития

Начало года

Середина года

Конец года

Высокий

человек(а) -      %

человек(а) -      %

Средний

человек(а) -      %

человек(а) -      %

 человек(а) -      %

Ниже среднего

человек(а) -      %

человек(а) -      %

человек(а) -      %

Низкий

человек(а) -      %

человек(а) -      %

человек(а) -      %

Количество человек (общее)

человек(а) -      %

человек(а) -      %

человек(а) -      %

Литература:

  1. «Графические диктанты для подготовки руки к письму» Е.М. Рахманинова;
  2. Интернет-ресурсы:
  • Методика ориентировки на листе бумаги – «Волшебные листочки» (lhttp://ped-kopilka.ru/blogs/sirina-raisovna-emeljanova/-metodika-orientirovki-na-liste-bumagi-volshebnye-listochki.html);
  • «Графические диктанты для старших дошкольников» (https://ds_borz_126.borz.zabedu.ru/images/obrazovanie/GrafM.pdf);
  1. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. [Текст] – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 112с.
  2.  Графические диктанты. Буквы и цифры. [Текст]: Рабочая тетрадь / ред. И. Васильева. - Москва, Стрекоза – М, 2010. - 18 стр.: ил


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД и презентация в подготовительной группе компенсирующей направленности "Необыкновенные приключения карандаша"

Данное занятие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими ОНР. Данное занятие итоговое , реализовано в рамках проекта "Работа над родственными словами"....

Долгосрочный творческий проект «Как рождается книга» в подготовительной группе компенсирующей направленности

Паспорт проектаВид проекта: долгосрочный, образовательный, групповой.Участники: дети старшего, подготовительного дошкольного возраста, педагоги, родители.Срок реализации: 1- год.Место проведения: ЛГ М...

Конспект образовательной деятельности по направлению «Речевое развитие» с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности (с нарушением зрения) по теме: «Заучивание стихотворения А. Горбунова «Щур» с использованием мнемотаблицы»

Цель занятия: помочь детям запомнить стихотворение с помощью мнемотаблицы, выразительно читать. В занятии присутствуют различные формы взаимодействия с ЭОР, которые используются в качестве н...

Долгосрочный проект в старшей группе компенсирующей направленности "Наш огород"

Долгосрочный проект в старшей группе компенсирующей направленности "Наш огород"...

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «НЕЙРОЛАДОШКИ»

Долгосрочный проек направлен на развитие речевых процессов и познавательной активности у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством нейроигр и упражнений....