Мастер-класс по использованию технологии скрайбинг
методическая разработка по развитию речи

Большакова Наталья Валерьевна

В методической разработке представлен мастер-класс по использованию технологии скрайбинг в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_skraybingu.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников»

Продолжительность мастер-класса – 45 минут.

Ведущий – учитель-логопед Большакова Наталья Валерьевна.

Участники мастер-класса – педагоги средней группы компенсирующей направленности для детей с РАС.

Цель мастер-класса: освоение и последующее активное применение технологии – скрайбинг в практической деятельности педагога при работе с детьми дошкольного возраста, в том числе с проблемами в развитии.

Задачи:

  • раскрыть актуальность;
  • дать понятие «скрайбинг», ознакомить с принципами технологии ;
  • дать рекомендации по использованию  технологии «скрайбинг».

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, фланелеграф, карточки со сказочными героями, карточки с заданием, 3 листика: синий, красный и зеленый по количеству участников мастер-класса, макет дерева, ручки, карандаши, фломастеры, листы бумаги.

Практическая значимость: мастер-класс будет интересен специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

  • получение педагогами знаний о технологии «скрайбинг»;
  • внедрение методики в образовательный процесс при работе с детьми дошкольного возраста.

Ход мастер-класса:

Этап

Деятельность ведущего

Деятельность участников

1. Мотивация. Актуализация. Вхождение в тему.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! (предлагаю занять места за рабочими столами).

И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

А вы меня рады, ответьте «Нет» или «Да».

Едва не замерзли в дороге, в пути,

Но все равно на мастер-класс вы пришли? (Да!)

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (Да!)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (Да!)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (Да!)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Итак, с прекрасным настроением  мы начинаем наш мастер-класс. Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча будет полезной. Желаю всем получить сегодня только положительные эмоции и в дальнейшем применить полученные знания на практике в работе с детьми.

Участники отвечают на вопросы, настраиваются на занятие.

2. Постановка проблемы и варианты ее решения. Теоретический этап.

Уважаемые коллеги, позвольте представить вам тему моего мастер-класса «Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников». В этом зале собрались люди, которых объединяет одно - беззаветная преданность и любовь к детям. В своей работе логопеда я часто сталкиваюсь с тем, что дети сейчас начинают позже говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и скудна, также они плохо понимают обращенную к ним речь. В своей практической работе мы постоянно сталкиваемся с тем, что дети плохо запоминают тексты, не умеют составлять рассказы, пересказывать произведения, правильно отвечать на вопросы.

Поэтому педагог обязан создать такие условия, в которых речь детей не только бы развивалась, но и была бы правильной и грамотной. Перед ним стоит задача сделать педагогический процесс увлекательным и интересным для детей. Добиться этого возможно, используя различные современные технологии и методики.

Я хочу вас познакомить с инновационной технологией - скрайбинг. Ведущий демонстрирует презентацию.

Что же такой скрайбинг? (Обратиться к педагогам )

Как говорил Константин Дмитриевич Ушинский:

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету »

Скрайбинг (от английского scribe — набросать эскизы или рисунки) – процесс визуализации сложного содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации, т.е. это создание небольших понятных рисунков, которые делают смысл образовательной деятельности понятным.

В основе скрайбинга лежит формирование визуальных образов- знаков, символов, рисунков, которые мы считываем. И самое главное в этой технологии все-таки не картинки или схемы, а история, которая ведет за собой повествование.

То есть, это процесс объяснения смысла с помощью простых рисунков. Используя скрайбинг, можно просто и доступно рассказать о сложном, интересно объяснить практически любой материал.

 Главная  особенность скрайбинга заключается в том, что одновременно задействуются различные органы чувств: слух и зрение, а также воображение человека, что способствует лучшему пониманию и запоминанию материала.

Известно, что 80% информации человек воспринимает визуально.

Представьте, вашему ребёнку задали дома выучить стихотворение. И да, оно написано буквами. Но ребёнку сложно его запомнить. Попробуйте применить скрайбинг. Возьмём, к примеру, следующий текст:

Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка не плач,

Не утонет в речке мяч.

Мы достанем мячик твой!

Как вариант: Ваш ребёнок сам придумает, какими именно образами передать смысл. В итоге он не только быстро выучит стихотворение, но и заинтересуется самим процессом. Таким же способом можно объяснять детям сложные процессы — не загружать их большим объёмом текста, а набрасывать им упрощённые рисунки.

 Кроме того, в дальнейшем, если дети участвуют в создании скрайбинга, у них развивается критическое и образное мышление.

Условно все скрайбинги можно разделить на несколько видов:

Аппликационный скрайбинг - техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту.

Магнитный скрайбинг является разновидностью аппликационного, единственное отличие - готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.

Рисованный скрайбинг – это ручной  классический, когда взрослый или ребенок рассказывает о чем-либо и в то же время рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ. Рисование и озвучивание должны совпадать по времени. Работа учителя на уроке во время объяснения нового материала с мелом в руках – пример классического скрайбинга.

Фланелеграфный скрайбинг - это доска, обтянутая фланелью. На нее крепятся готовые фигурки и изображения, помогающие рассказать историю. Такой скрайбинг похож на импровизированный театр. Он хорошо подойдет для «экранизации» сказок для детей.

Использование технологии скрайбинг в речевом развитии детей дошкольного возраста положительно сказывается на формировании связной речи у детей, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием  и развивает творческое воображение дошкольников.

В результате использования скрайбинга расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

.

Педагоги приводят примеры. Отмечают, что наиболее эффективными являются наглядные подсказки, так ведущий тип мышления в этом возрасте – наглядно-действенный.

3. Практический этап

-Я предлагаю вам стать скрайберами и самим попробовать с помощью картинок  пересказать текст.

Технологию «скрайбинг» можно применять начиная уже  с младших групп.

( Вариант для младшей группы. Небольшой текст с короткими предложениями.)

Фланелеграфный скрайбинг

- Я предлагаю Вам сделать пересказ  сказки «Курочка Ряба». 

Жили-были дед да баба, и была у них Курочка Ряба.

Снесла курочка яичко: не простое, а золотое.

Дед бил, бил —не разбил, баба била, била —не разбила.

Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось.

Дед и бабка плачут; Курочка кудахчет:— Не плачь, дед, не плачь, баба.

Я снесу вам яичко другое, не золотое, простое.

 (Педагоги слушают рассказ, а затем ведущий предлагает с помощью   картинок составить и пересказать текст, используя фланелеграф).

Таким образом, использование скрайбинга в формировании связной речи детей существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает связную речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.

4. Рефлексия процесса и оценка результата, оценка степени удовлетворенности мотива, выстраивание перспектив.

Ведущийо рганизует оценку удовлетворенности мотива и ожиданий от мероприятия

Приём «Дерево настроения»:

Предлагаю вам послушать притчу, а потом мы обсудим наш мастер-класс. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». А тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «Что ты делал целый день?» И тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо радостно засветилось, и он с удовольствием ответил: «А я принял участие в строительстве храма».

Уважаемые коллеги, у вас есть 3 листика: синий, красный и зеленый. А на доске у нас прикреплено дерево, но оно без листьев, давайте его сейчас оденем.

Если вы считаете себя первым рабочим (у вас не очень хорошее настроение, вам было неинтересно на занятии, то прикрепите к дереву листик красного цвета).

Если вы считаете себя вторым рабочим (вам интересно было на занятии, но данную технологию вы знали ранее и новых знаний, опыта работы вы не получили), прикрепите к дереву оранжевый листик.

Если вы считаете себя третьим рабочим, (это означает, что данный мастер-класс был для вас полезен, вы научились чему-то новому и эти знания пригодятся вам в дальнейшем, если вам было комфортно на занятии), прикрепите к дереву зеленый листок. А также большая просьба к вам написать кратко на листочке ваши впечатления, эмоции, рекомендации по мастер-классу!

Пожалуйста, попробуйте обосновать свой ответ.

А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сюда: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что вы сегодня получили нового.

А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем спасибо!

А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и участие в работе.

Участники проводят самоанализ, высказываются, почему они прикрепили именно такого цвета листик. Происходит обсуждение.

5. Применение педагогами полученных знаний в работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Игры с использованием технологии ТРИЗ»

развивать у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление....

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ "ДЕТСКИЙ СОВЕТ" В РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ"

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Детский совет» в ранней профориентации детей дошкольного возраста» Цель мастер-класса: 1. Совершенствование воспитательно - образовательного проце...

МАСТЕР-КЛАСС С ПЕДАГОГАМИ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА», ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

На данный момент в современном мире идет дезинтеграция духовных ценностей, и важнейшим средством формирования гражданской ответственности удетей дошкольного возраста является нравственно-патиритическо...

Мастер – класс для педагогов «Использование технологии мнемотехники в работе педагога по развитию речи детей»

Цель:ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации; повысить ...

Мастер-класс для педагогов "Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста" 2020 г.

20 февраля 2020 года Шершнева ангелина валерьевна провела для педагогов МДОУ № 56 мастер-класс на тему "Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей среднего и старшего ...

Мастер класс для педагогов «Использование технологии «Путешествие по «реке времени» в работе с детьми»

В данном мероприятии будет показано, как можно использовать технологию в работе с детьми....

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ»

Цель:1) Знакомство  педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами атр-терапии;2) психологическое единение коллектива и снятие эмоционального напряжения использу...