Мастер-класс по использованию технологии скрайбинг
методическая разработка по развитию речи
В методической разработке представлен мастер-класс по использованию технологии скрайбинг в работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников»
Продолжительность мастер-класса – 45 минут.
Ведущий – учитель-логопед Большакова Наталья Валерьевна.
Участники мастер-класса – педагоги средней группы компенсирующей направленности для детей с РАС.
Цель мастер-класса: освоение и последующее активное применение технологии – скрайбинг в практической деятельности педагога при работе с детьми дошкольного возраста, в том числе с проблемами в развитии.
Задачи:
- раскрыть актуальность;
- дать понятие «скрайбинг», ознакомить с принципами технологии ;
- дать рекомендации по использованию технологии «скрайбинг».
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, фланелеграф, карточки со сказочными героями, карточки с заданием, 3 листика: синий, красный и зеленый по количеству участников мастер-класса, макет дерева, ручки, карандаши, фломастеры, листы бумаги.
Практическая значимость: мастер-класс будет интересен специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
- получение педагогами знаний о технологии «скрайбинг»;
- внедрение методики в образовательный процесс при работе с детьми дошкольного возраста.
Ход мастер-класса:
Этап | Деятельность ведущего | Деятельность участников |
1. Мотивация. Актуализация. Вхождение в тему. | Здравствуйте, уважаемые коллеги! (предлагаю занять места за рабочими столами). И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов. Я рада вас видеть сегодня, друзья. А вы меня рады, ответьте «Нет» или «Да». Едва не замерзли в дороге, в пути, Но все равно на мастер-класс вы пришли? (Да!) Хочу я услышать ваш честный ответ, Детей вы любите? Да или нет? (Да!) Чтоб деткам своим во всем помогать Вы новое что-то хотите узнать? (Да!) Чтоб дух мастер-класса нам сохранить, Вам нужно в работе активными быть? (Да!) Тогда Вас прошу мне во всем помогать, Приветствие кончилось, можно начать. Итак, с прекрасным настроением мы начинаем наш мастер-класс. Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча будет полезной. Желаю всем получить сегодня только положительные эмоции и в дальнейшем применить полученные знания на практике в работе с детьми. | Участники отвечают на вопросы, настраиваются на занятие. |
2. Постановка проблемы и варианты ее решения. Теоретический этап. | Уважаемые коллеги, позвольте представить вам тему моего мастер-класса «Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии дошкольников». В этом зале собрались люди, которых объединяет одно - беззаветная преданность и любовь к детям. В своей работе логопеда я часто сталкиваюсь с тем, что дети сейчас начинают позже говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и скудна, также они плохо понимают обращенную к ним речь. В своей практической работе мы постоянно сталкиваемся с тем, что дети плохо запоминают тексты, не умеют составлять рассказы, пересказывать произведения, правильно отвечать на вопросы. Поэтому педагог обязан создать такие условия, в которых речь детей не только бы развивалась, но и была бы правильной и грамотной. Перед ним стоит задача сделать педагогический процесс увлекательным и интересным для детей. Добиться этого возможно, используя различные современные технологии и методики. Я хочу вас познакомить с инновационной технологией - скрайбинг. Ведущий демонстрирует презентацию. Что же такой скрайбинг? (Обратиться к педагогам ) Как говорил Константин Дмитриевич Ушинский: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету » Скрайбинг (от английского scribe — набросать эскизы или рисунки) – процесс визуализации сложного содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации, т.е. это создание небольших понятных рисунков, которые делают смысл образовательной деятельности понятным. В основе скрайбинга лежит формирование визуальных образов- знаков, символов, рисунков, которые мы считываем. И самое главное в этой технологии все-таки не картинки или схемы, а история, которая ведет за собой повествование. То есть, это процесс объяснения смысла с помощью простых рисунков. Используя скрайбинг, можно просто и доступно рассказать о сложном, интересно объяснить практически любой материал. Главная особенность скрайбинга заключается в том, что одновременно задействуются различные органы чувств: слух и зрение, а также воображение человека, что способствует лучшему пониманию и запоминанию материала. Известно, что 80% информации человек воспринимает визуально. Представьте, вашему ребёнку задали дома выучить стихотворение. И да, оно написано буквами. Но ребёнку сложно его запомнить. Попробуйте применить скрайбинг. Возьмём, к примеру, следующий текст: Наша Таня громко плачет Уронила в речку мячик. Тише, Танечка не плач, Не утонет в речке мяч. Мы достанем мячик твой! Как вариант: Ваш ребёнок сам придумает, какими именно образами передать смысл. В итоге он не только быстро выучит стихотворение, но и заинтересуется самим процессом. Таким же способом можно объяснять детям сложные процессы — не загружать их большим объёмом текста, а набрасывать им упрощённые рисунки. Кроме того, в дальнейшем, если дети участвуют в создании скрайбинга, у них развивается критическое и образное мышление. Условно все скрайбинги можно разделить на несколько видов: Аппликационный скрайбинг - техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту. Магнитный скрайбинг является разновидностью аппликационного, единственное отличие - готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску. Рисованный скрайбинг – это ручной классический, когда взрослый или ребенок рассказывает о чем-либо и в то же время рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ. Рисование и озвучивание должны совпадать по времени. Работа учителя на уроке во время объяснения нового материала с мелом в руках – пример классического скрайбинга. Фланелеграфный скрайбинг - это доска, обтянутая фланелью. На нее крепятся готовые фигурки и изображения, помогающие рассказать историю. Такой скрайбинг похож на импровизированный театр. Он хорошо подойдет для «экранизации» сказок для детей. Использование технологии скрайбинг в речевом развитии детей дошкольного возраста положительно сказывается на формировании связной речи у детей, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников. В результате использования скрайбинга расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Появляется желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. . Педагоги приводят примеры. Отмечают, что наиболее эффективными являются наглядные подсказки, так ведущий тип мышления в этом возрасте – наглядно-действенный. | |
3. Практический этап | -Я предлагаю вам стать скрайберами и самим попробовать с помощью картинок пересказать текст. Технологию «скрайбинг» можно применять начиная уже с младших групп. ( Вариант для младшей группы. Небольшой текст с короткими предложениями.) Фланелеграфный скрайбинг - Я предлагаю Вам сделать пересказ сказки «Курочка Ряба». Жили-были дед да баба, и была у них Курочка Ряба. Снесла курочка яичко: не простое, а золотое. Дед бил, бил —не разбил, баба била, била —не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось. Дед и бабка плачут; Курочка кудахчет:— Не плачь, дед, не плачь, баба. Я снесу вам яичко другое, не золотое, простое. (Педагоги слушают рассказ, а затем ведущий предлагает с помощью картинок составить и пересказать текст, используя фланелеграф). Таким образом, использование скрайбинга в формировании связной речи детей существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает связную речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников. | |
4. Рефлексия процесса и оценка результата, оценка степени удовлетворенности мотива, выстраивание перспектив. | Ведущийо рганизует оценку удовлетворенности мотива и ожиданий от мероприятия Приём «Дерево настроения»: Предлагаю вам послушать притчу, а потом мы обсудим наш мастер-класс. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». А тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «Что ты делал целый день?» И тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо радостно засветилось, и он с удовольствием ответил: «А я принял участие в строительстве храма». Уважаемые коллеги, у вас есть 3 листика: синий, красный и зеленый. А на доске у нас прикреплено дерево, но оно без листьев, давайте его сейчас оденем. Если вы считаете себя первым рабочим (у вас не очень хорошее настроение, вам было неинтересно на занятии, то прикрепите к дереву листик красного цвета). Если вы считаете себя вторым рабочим (вам интересно было на занятии, но данную технологию вы знали ранее и новых знаний, опыта работы вы не получили), прикрепите к дереву оранжевый листик. Если вы считаете себя третьим рабочим, (это означает, что данный мастер-класс был для вас полезен, вы научились чему-то новому и эти знания пригодятся вам в дальнейшем, если вам было комфортно на занятии), прикрепите к дереву зеленый листок. А также большая просьба к вам написать кратко на листочке ваши впечатления, эмоции, рекомендации по мастер-классу! Пожалуйста, попробуйте обосновать свой ответ. А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сюда: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что вы сегодня получили нового. А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем спасибо! А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и участие в работе. | Участники проводят самоанализ, высказываются, почему они прикрепили именно такого цвета листик. Происходит обсуждение. |
5. Применение педагогами полученных знаний в работе с детьми. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Игры с использованием технологии ТРИЗ»
развивать у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление....

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ "ДЕТСКИЙ СОВЕТ" В РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ"
Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «Детский совет» в ранней профориентации детей дошкольного возраста» Цель мастер-класса: 1. Совершенствование воспитательно - образовательного проце...

МАСТЕР-КЛАСС С ПЕДАГОГАМИ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА», ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
На данный момент в современном мире идет дезинтеграция духовных ценностей, и важнейшим средством формирования гражданской ответственности удетей дошкольного возраста является нравственно-патиритическо...

Мастер – класс для педагогов «Использование технологии мнемотехники в работе педагога по развитию речи детей»
Цель:ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации; повысить ...

Мастер-класс для педагогов "Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста" 2020 г.
20 февраля 2020 года Шершнева ангелина валерьевна провела для педагогов МДОУ № 56 мастер-класс на тему "Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей среднего и старшего ...

Мастер класс для педагогов «Использование технологии «Путешествие по «реке времени» в работе с детьми»
В данном мероприятии будет показано, как можно использовать технологию в работе с детьми....

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ»
Цель:1) Знакомство педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами атр-терапии;2) психологическое единение коллектива и снятие эмоционального напряжения использу...
