Развитие речи детей через чтение сказки с элементами театрализации
статья по развитию речи (младшая группа)

Афанасьева Наталья Алексеевна

Театрализованная игра- один из самых доступных для детей видов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_razvitiyu_rechi_doshkolnikov.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы:

«Развитие речи детей через чтение сказки

 с элементами театрализации».

«Сказки могут помочь воспитать ум, 
дать ключи для того,

чтобы войти в действительность новыми путями,

может помочь ребёнку узнать мир 
и одарить его воображение». 

Д. Родари

Речь – одна из важнейших линий развития ребёнка. Это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь-это многообразная деятельность.

 Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми.

Дошкольный возраст-это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Театрализованная игра – один из самых доступных для детей видов деятельности, она позволяет развивать различные качества личности, способствует развитию памяти, воображение, мышления, фантазии. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков, так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку.

Театрализованная деятельность:

  • Помогает усвоить богатство родного языка, его выразительных средств
  • Появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
  • Совершенствует артикуляционный аппарат
  • Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
  • Улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
  • Дети получают эмоциональный подъём
  • Способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
  • Позволяет формировать опыт социального поведения
  • Стимулирует активную речь

Театрализованная игра — это действия в заданной художественным произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.е. она носит репродуктивный характер.  В нашем случае обыгрывание сказок, герои которых играют свою роль подчинения сюжету, почти правилу, отражающему логику отношений и взаимодействий объектов произведения, но не исключает творчества.

Сказка – это устно-поэтический рассказ, который в той или иной степени содержит фантастический вымысел. Русская народная сказка – это прежде всего, произведение искусства; живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их психологическим особенностям.

Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации.

 Сказки хороши тем, что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.

Чтение сказки с элементами театрализации - это не просто сказка, не только литературное произведение, не просто игра. Примеряя на себя роль того или иного героя сказки , ребенок воспринимать действия героев, окружающий мир  адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета.

В результате работы над проблемной темой были проведены следующие мероприятия с детьми:  

  • Чтение и обыгрывание сказок «Маша и медведь», «Рукавичка», «Гуси лебеди»;
  • Показ сказки с настольным театром «Колобок» (силами детей);
  • Дид./игры «Из какой сказки герой?»; «Кто из героев потерял…?»;
  • Словесно-дидактическая игра «Измени сказку»;

С родителями:

  • Буклет «Игры на развитие мелкой моторики»;
  • Консультации «Возрастные особенности детей 3-4 лет. Речевое развитие», «Роль сказки в воспитании детей»;
  • Анкетирование «Читаете ли вы детям сказки»

Были созданы:

  • Картотека сказок для чтения и обыгрывания;
  • Домик из коробки к сказкам «Маша и медведь» и «Три медведя»;
  • Маски героев для сказок Рукавичка, Зимовье зверей, Три медведя.

Инсценирование сказок очень увлекает детей, они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, речь их становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Таким образом, использование в работе данной формы развития речи дошкольников, привело к тому что даже плохо говорящие, очень застенчивые или замкнутые дети, участвуя в инсценировке хорошо знакомого сюжета, начинают договаривать слова и фразы своей любимой сказки, чувствуют себя более раскованно и комфортно в общении с педагогом и сверстниками.

Список литературы:

  1. Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. Методическое пособие.-М. Центр педагогического образования, 2015
  2. Шутова Н.Ю.. Театральные игры. Методическое пособие–Иваново. АГУ ИО «ОКМЦКТ», 2018
  3. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр : программа «Театр –творчество -дети». – Москва: АРКТИ, 2004
  4. https://www.pdou.ru/categories/2/articles/4425

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей через чтение художественной литературы»

Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка....

Презентация для семинара-практикума с родителями: «Развитие речи детей через чтение художественной литературы»

Презентация для семинара-практикума для родителей по развитию речи детей раннего возраста через чтение художественной литературы...

презентация" Развитие речи детей через чтение художественной литературы"

материал полезен воспитателям на собрании с родителями на тему" роль чтения художетсвенной литературы"...

Конспект ООД по развитию речи детей средней группы с элементами театрализации "В гостях у сказки"

Конспект ООД по развитию речи детей средней группы с элементами театрализации "В гостях у сказки"...

Развитие речи детей через чтение художественной литературы.

Данная консультация поможет педагогам правильно и ясно организовать работу по ознакомлению детей с художественной литературой....

Консультация для педагогов " Развитие речи детей через чтение художественной литературы"

Данный материал может быть использован педагогами при знакомстве детей с художественной литературой....