План кружковой работы на 2025-2026 учебный год
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
План кружковой работы группы №3 «Калинка»
Тема: «Говоруши»
Воспитатель:
Смертина виктория Борисовна
Содержание:
1.Пояснительная записка………………………………………………………3-4
2.Календарно-тематическое планирование кружка………………………….5-11
3.Планируемые результаты освоения программы……………………………12
4.Работа с родителями…………………………………………………………..13
5. Список литературы…………………………………………………………...13
Пояснительная записка
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека. Чтобы помочь детям лучше освоить связную, мною разработана программа кружковой работы. Программа включает в себя игры и задания по развитию речи, на развитие логического мышления, памяти, внимания.
Данная программа рассчитана для детей 5-6 лет, проведение деятельности по кружку рассчитана на один раз в неделю длительностью 30 минут. Для определения уровня освоения программы будет проведена диагностика.
Цель: Кружковая работа направлена на развитие связной речи в игровой деятельности и словесно-логического мышления, речевого внимания, голосового аппарата; поддерживает интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействует налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.
Задачи:
Развитие связной речи в игровой деятельности.
Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, голосового аппарата.
Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.
Поддерживать интерес детей к рассказыванию по собственной инициативе или по предложению взрослого, учить передавать словесно содержание сказки, картинки, впечатление из личного опыта в форме короткого сочинения, рассказа, рассуждения, описания.
Программа кружка реализует образовательную область «Речевое развитие», предусматривает интеграцию в ходе реализации всех образовательных областей программы.
Срок программы 2025-2026 учебный год, она рассчитана на 36 учебных недель в году, продолжительность непосредственной деятельности в неделю для детей устанавливается в зависимости от возраста. Программа предполагает проведение одной игры в неделю во второй половине дня. Всего 36 игровых ситуаций, которые носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы.
В начале и конце учебного года проводится мониторинг детей, которые в течение года посещали кружок, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоении программного материала.
Актуальность
Игра, это упражнение, которое способствует развитию познавательной деятельности и оказывает помощь в развитии речевой активности детей. В младшем дошкольном возрасте важно развивать речевую активность, необходимую для усвоения разговорного языка, становление развития всех сторон речи – фонетической, лексической и грамматической и полонение активного словаря и представления об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях.
Реализация программы кружка по речевому развитию «В гостях у Говорушки» во второй младшей группе будет способствовать в течение года развитию речевой активности через дидактические игры.
Формы работы:
- Беседы;
- Работа с наглядным материалом;
- Дидактические игры;
- Игровые упражнения и ситуации.
Календарно-тематическое планирование кружка
Месяц, занятие | Тема |
Сентябрь Занятие №1 | Знакомство с многообразием слов. Познакомить с многообразием слов. Учить понимать и употреблять термин "слово". Закрепить навыки правильного произношения звуков в словах. Формировать интерес к речевой деятельности. Игры «Подумай и ответь», «Один-много», «Большой-маленький», «Мамины помощники», «А вот сколько слов я сумею сказать», «Сравни», «Продолжи», «Исправь ошибку», «Закончи фразы». «Расскажи-ка» (О. В, Епифанова «Развитие речи. Окружающий мир.» стр8-11) |
Сентябрь Занятие №2 | «Что мы делали в детском саду» |
Игры «Что вы делаете в детском саду?», «Что нужно взять на занятия?», «Я научусь», «Вот и все», разучивание поговорок и пословиц. (О. В. Епифанова «Развитие речи. Окружающий мир.» стр18-25) | |
Октябрь Занятие №3 | «Игры. Игрушки.» |
Повтор знакомых стихотворений про игрушки. Отгадывание загадок. Игры «Магазин игрушек,», «У нас порядок», «Что лишнее?», «Раз, два, три, сразу повтори». Составление рассказа об игрушках. (О. В, Епифанова «Развитие речи. Окружающий мир.» стр 28-36) | |
Октябрь Занятие №4 | Составление рассказа «Моя комната» |
Учить детей при составлении рассказа связывать предложения между собой по смыслу. Развивать творческое воображение. Предложить детям, отметить, что больше им нравится в своей комнате. | |
Октябрь Занятие №5 | «Веселый язычок» |
Прослушивание «Сказки о веселом язычке». Общие артикуляционные упражнения: Голодные птенцы», «Рыбка», «Белочка грызет орех», «Лягушка», «Слоник», «Язычок на прогулке», «Скалолаз», «Часики», «Борцы», «Накажем непослушный язычок». (О. В, Епифанова «Развитие речи. Окружающий мир.» стр 42-47) | |
Октябрь Занятие №6 | «Овощи» |
Заучивание стихотворения Н. Кончаловской. Закрепить знания об овощах. Развивать умение находить в запутанных словах правильное слово. Развивать интонационную выразительность речи. | |
Ноябрь Занятие №7 | «Мойдодыр. Вещи, нужные для чистоты». |
Пальчиковая гимнастика «Аккуратные зайчатки». Повторение потешек «Расти коса до пояса», «Водичка, водичка». Игры «Девочка Маша и кукла Машенька», «Исправь Незнайку», «Это детям всем известно-все, что взял, клади на место», «Что такое, отгадай». Чтение стихотворения А. Барто «Ах ты, девочка чумазая». (О. В, Епифанова «Развитие речи. Окружающий мир.» стр 47-51) | |
Ноябрь Занятие №8 | Вечер загадок |
Продолжать учить детей отгадывать загадки по описанию, логически мыслить; создать праздничную атмосферу, поднять настроение детям. (Т. И. Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи») | |
Ноябрь Занятие №9 | Времена года. Осень. |
Слушание стихотворений про осень. Описание картинок про осень. Игра «Что неправильно рассказал Незнайка?», массаж для пальчиков. Составление рассказа про осень по схеме. (О. В, Епифанова «Развитие речи. Окружающий мир.» стр 52-55) | |
Ноябрь Занятие №10 | Одежда. Обувь. |
Игры Догадайся сам-загадай друзьям», «Один-много», «Много-один», «Объясни», «Четвертый лишний», «Продолжи фразу». (О. В, Епифанова «Развитие речи. Окружающий мир.» стр 56-63) | |
Декабрь Занятие №11 | «Невероятные истории» |
Предложить детям сочинить какую-нибудь интересную историю из личного опта. Развивать связную речь, мышление, фантазию, воображение. Воспитывать желание делиться своим историями. Учить давать характеристику интересным историям. Рассказы записываются, оформляются рисунками детей. | |
Декабрь Занятие №12 | «Снежок» |
Работа над темпом и ритмом речи, игра «Есть у нас игра для вас…». Пальчиковая игра «Снежок».Игра «Много снега намело» (обрывание бумаги).(О. В, Епифанова «Развитие речи. Окружающий мир.» стр 104-106) | |
Декабрь Занятие №13 | Звуки "С-З" |
Рассказ по серии сюжетных картинок по теме «Зима», Упражнение «Назови слова правильно», «Подбери девочкам игрушки», «Составь рассказ о зиме» «Назови звук в отгадке», «Выдели нужные слова». Разучивание скороговорки, пословиц, стихотворения -106) | |
Декабрь Занятие №14 | «Весело, весело встретим Новый год!» |
Чтение стихотворений про Новый год. Составление рассказа про Новый год. Игры «Раз, два, три, четыре, пять…Про кого хочу сказать?», «Догадайся, чье поздравление?». Рисунки про подарки. (О. В, Епифанова «Развитие речи. Окружающий мир.» стр80-89) | |
Январь Занятие №15 | Времена года. Зима. |
Игры «Отгадай сам, загадай друзьям», «Зима в нашем городе», «Исправь Незнайку», «Добавь словечко», «Один-много», «Что лишнее?». Составление рассказа «Зима» по схеме. (О. В, Епифанова «Развитие речи. Окружающий мир.» стр 90-99) | |
Январь Занятие №16 | Звуки "Ш-Ж" |
Алгоритм «Зима» Упражнение «Назови слова правильно», «Слушай внимательно!», «Доскажи словечко», «Назови звук в отгадке». Разучивание пословиц, стихотворения. (А. И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок» стр108-109) | |
Январь Занятие №17 | Составление рассказов по пословицам и поговоркам. |
Подбор пословиц к иллюстрациям. Составление рассказов к пословице. Отгадывание загадок, придумывание загадок самостоятельно. Упражнение по скороговорке. (О. С. Ушакова «Знакомим дошкольников с литературой» стр109-111) | |
Февраль Занятие №18 | Драматизация сказки «Колобок» |
Продолжать учить детей распределять роли между собой, вживаться в образы сказочных героев, использовать разную интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и уважение к художественному творчеству. | |
Февраль Занятие №19 | Составление рассказа о зиме |
Игры «Один-много», «Большой-маленький», «Что надену на прогулку?», «Кому что?», «Чьи следы на снегу?». Упражнять детей в составлении рассказов из личного опыта. Рассказы записываются, оформляются рисунками детей. (О. В, Епифанова «Развитие речи. Окружающий мир.» стр 100) | |
Февраль Занятие №20 | «Посуда» |
Схема описательного рассказа», Чтение стихотворения К. Чуковского «Федорино горе». Игры «А у нас порядок!», «Большой-маленький», «Один-много», «Специальная посуда». (О. В, Епифанова «Развитие речи. Окружающий мир.» стр 63-72) | |
Февраль Занятие №21 | Звуки "Ц-Ч" |
Упражнения «Скажи слово правильно», «Измени слово», «Назови звук». Произнесение чистоговорок, разучивание поговорок и стихотворений. (А. И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок» стр 117-119) | |
Март Занятие №22 | Развитие слухового внимания |
Алгоритм «Весна», Схема описательного рассказа «Весна» Игры «Небылицы», «Какой звук пропал в слове?», «Какой звук лишний в слове?», «Доскажи словечко», «Найди ошибку и назови слово правильно», «Замени звук другим». (А. И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок» стр 140-144). | |
Март Занятие №23 | «Кто больше заметит небылиц?» |
Побуждать вступать в диалог со взрослым и сверстниками, учить замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного; развивать словесно-логическое мышление. Учить самим придумывать небылицы. | |
Март Занятие №24 | «Наше тело» |
Посмотри в зеркало и нарисуй себя. Игры «Отгадай загадки», «Подумай и ответь», «Исправь Незнайку (О. В, Епифанова «Развитие речи. Окружающий мир.» стр 36-42). | |
Март Занятие №25 | «Веселые сочинялки» |
Упражнять детей в подборе рифм к словам. Закрепить понятие “рифма”. Поощрять совместное стихосложение. Совершенствовать интонационную окраску речи; развивать умение пользоваться выразительными средствами речи. Побуждать детей сочинять несложные истории с героями. Развивать воображение детей; побуждать к фантазированию. | |
Апрель Занятие №26 | Звуки «Л-Р» |
Упражнение «Скажи слова правильно», «Каких слов больше?», «Назови звук в отгадке». Произнесение чистоговорок. Разучивание пословиц, стихотворения. ( А. И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок» стр 120-122) | |
Апрель Занятие №27 | Времена года. Весна. |
Чтение стихотворений про весну. Игры «Весенняя дорожка», «Исключи лишнее», «Познай мир», «Двенадцать месяцев», «Одень девочку в весеннюю одежду», «Помоги Незнайке». Составление рассказа о весне по схеме. (О. В, Епифанова «Развитие речи. Окружающий мир.» стр 120-124) | |
Апрель Занятие №28 | «Продукты питания» |
Игры «Удачный обед», «Приходите в гости к нам», «У нас гости», «Отгадай», «Доскажи словечко», «Фанты». Пальчиковая игра «Жили мыши на квартире». (О. В, Епифанова «Развитие речи. Окружающий мир.» стр 73-79) | |
Апрель Занятие №29 | Пересказ рассказа Е. Пермяка «Самое страшное» |
Продолжать учить детей пересказывать текст , понимать переносное значение фразеологизмов, пословиц, подбирать определения к заданному слову. (Щ. С. Ушакова «Знакомим дошкольников с литературой» стр 136-137). | |
Май Занятие №30 | Составление истории |
Составление необыкновенной, интересной истории о лесных жителях весной. Учить использовать в речи наиболее потребительские прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Развивать связную речь, воображение, фантазию. Активизировать словарь детей. Использование картинок с дикими животными для составления рассказа. | |
Май Занятие №31 | Звуки "Г-К" |
Закрашивание предметов, заучивание стихотворения. «Назови одним словом» Т. Шорыгиной. Способствовать развитию фонематического слуха, различать согласные звуки "Г - К". Продолжать учить называть первый звук в словах. Способствовать развитию графических навыков. Развивать активную речь. Игровое упражнение "Раскрась и обведи правильно". Игровое упражнение "Соедини правильно". Физкультминутка "Пальчики". Игра "Скворечник". Заучивание стихотворения. | |
Май Занятие №32 | |
Упражнение «Скажи как я». Разучивание стихотворений, чтение их с выражением. (А. И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок» стр124-125) | |
Июнь Занятие №33 | «Кто спрятался на картинке» Цель: формировать умения детей внимательно рассматривать рисунок, узнавать лесных зверей по неполному изображению, развивать зрительное восприятие. «Назови ласково» Цель: формировать умения называть предметы используя уменьшительно-ласкательные суффиксы, обогащать словарный запас детей, согласовывать слова в предложения. |
Июль Занятие №34 | «Парные картинки» Цель: формировать умения находить предметы изображенных на картинках, сходство и различие; активизировать словарь детей: похожие, разные, одинаковые. «Лото» Цель: формировать в образовании форм множественного числа существительных (в именительном и родительном падежах). |
Август Занятие №35 | «Сложи картинку –игрушку» Цель: формировать умения складывать из 2-4 частей картинку с изображением игрушки и называть получившееся игрушки. «Рассели по домикам» Соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа. «Найди отличия» развивать умения сравнивать предметы устанавливать их сходства и различие. |
Планируемые результаты освоения программы детей старшей группы
К концу года дети старшей группы могут:
- Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
- Составлять по образцу простые и сложные предложения.
- Активно употреблять в речи слова, обозначающие: эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый добрый, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница – сухарница).
- Рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказы о событиях из личного опыта, составлять небольшие рассказы творческого характера.
- Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
Работа с родителями
- Круглый стол «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста через дидактические игры»
- Видео практикум «Развитие речи дошкольников»;
- Мастер – класс на тему «Дидактическая игра, как развитие речи детей»;
- Консультация «Игра и умственное развитие ребенка».
Список используемой литературы
- Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя д/с. А. К. Бондаренко.
- «Программа развития речи дошкольников» О.С. Ушаковой
- «Развитие речи детей 3 – 7 лет». О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной
- «Игры и игровые упражнения для развития речи» Г.С. Швайко
- «Игровая деятельность на занятиях по развитию речи» О.Н. Бочкарева.
- А. И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план кружковой работы на 2013 – 2014 учебный год « Золотая ниточка»
Перспективный план кружковой работына 2013 – 2014 учебный год « Золотая ниточка» возраст детей: подготовительная группа...

Годовой план педагога-психолога на 2025-2026 учебный год
Обязательный документ педагога-психолога - годовой план с целевыми группами...

Годовой план организации коррекционно – педагогической работы на 2025-2026 учебный год
Годовой план коррекционно - педагогической работы отражает направления работы логопеда и сотрудничество его с другими участниками педагогического процесса....

План по самообразованию на 2025-2026 учебный год
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»Возраст 2-3 года Составила: воспитатель Солодовникова А.В. «Истоки ...

План по самообразованию на 2025 - 2026 учебный год
Тема: «Патриотическое воспитание детей средствами музыки»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ На 2025-2026 учебный год. «Волшебные счётные палочки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ На 2025-2026 учебный год. «Волшебные счётные палочки» ...

