Путешествие Веселого Язычка
план-конспект занятия по развитию речи

Каширина Елена Анатольевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка – детский сад № 98

 

 

 

 

 

Образовательная деятельность

развитию речи:

Путешествие Веселого Язычка

 

 

 

 

 

Воспитатель: Каширина Елена

Анатольевна

детский сад № 98

 

 

Калининград

2025

 

Конспект ООД по развитию речи: Путешествие Веселого Язычка

 

Программное содержание:

1. Познакомить детей со звуком «ш» : показать его артикуляцию, учить произносить звук «ш» в слоге, добиваясь четкости произношения;

2. Воспитывать звуковую выразительность речи (произнесение звука с разной силой голоса).

3. Помочь детям вспомнить название знакомого произведения, фамилию писателя (К. Чуковский «Путаница») .

Материал:

• Произведения К. Чуковского.

• Декорация леса, солнышка, травки.

• 3 матрешки.

Предварительная работа:

Чтение произведения К. Чуковского «Путаница»

Методические приемы:

• Рассказывание сказки Веселого язычка

• Игровое упражнение «Хвостик греется на солнышке»

• Игра «Листья шуршат»

• Игра – инсценировка «Матрешки гуляют»

Ход занятия:

1. Организационная часть.

Воспитатель: Послушайте ребята – я расскажу вам сказку о Веселом язычкеВеселый язычок очень любит выглядывать из домика. Посмотрите, как он это делает. (показывает)

Однажды решил Язычок поиграть ; вообразил,что он лисичка, распустил хвостик (сделал его широким) и выставил на улицу, чтобы лисий хвостик погрелся на солнышке. Вот так. (показывает)

Вдруг Язычок заметил большую собаку. Он испугался, вбежал в домик и спрятал хвостик за верхние зубки и домик закрыл, чтобы собака не вбежала за ним следом. А хвостик все равно держал за зубами. Попробуйте и вы спрятать кончик языка за верхние зубы.

Подождал Язычок немножко и опять решил посмотреть, где собака. Он открыл, домик, но хвостика не отпустил. Уж очень он боялся, что собака откусит его. Он все время держал Хвостик поднятым к вверху. Вот так. (показывает).

Несколько раз Язычок открывал и закрывал домик, а хвостик все держал поднятым к вверху. Вот так. (показывает). Но собаки нигде не было. Она давно убежала.

2. Игровое упражнение «Хвостик греется на солнышке»

Воспитатель: А теперь, дети поиграем, так, я скажу «хвостик греется на солнышке – вы положите язычок на нижнюю губу – на крылечко домика. (широкий язык лежит на нижней губе)

Вот так. Потом скажу: Собака!» - вы поднимите кончик язычка к вверху и спрячьте его в домике. Вот так. Потом вы будете домик открывать и закрывать; а язычок будет сидеть в домике и кончик держать кверху. Домик закрывайте, а кончик языка не отпускайте!»

 

Далее педагог предлагает детям, подняв кончик языка кверху, округлив и вытянув губы,

произнести: «Ш-ш-ш» (2–3 раза). При этом выдох не должен быть длительным – 2–3 секунды.

 

Воспитатель обращает внимание детей на то, что при произнесении звука [ш] на ладони,

поднесенной близко ко рту, но не прижатой к нему (заборчик), ощущается струя воздуха.

Дети, не умеющие произносить звук [ш] , подносят ладошку ко рту воспитателя, который

говорит: «Ш-ш-ш».

 

Затем дети наблюдают, как при произнесении звука подпрыгивает, а иногда и слетает ватка с ладони воспитателя, упражняются в этом сами (вата, приготовленная заранее, лежит на столах).

 

Дыхательная гимнастика:

- А теперь давайте играть. Вы будете изображать листочки. Листья шуршат. Подул ветер, и листья зашуршали: „Ш-ш-ш“. Теперь зашуршали сильнее, потом совсем сильно. Ветер стал стихать, листья шуршат тише, еще тише, совсем тихо.

Аналогично обыгрывается шипение сердитого гуся.

-Слов, которые начинаются со звука [ш] , очень много:

ü  шуба

 теплая

Шелк

Красивый

Шахтер

Шинель

Шиповник

Розовый

Шторы

 

- Разные слова встречаются в немецкой загадке. Вам предстоит загадку отгадать и услышать слова со звуком [ш]

Толстушка-ползушка

Дом – завитушка,

Ползи по дорожке,

Ползи по ладошке,

Ползи, не спеши,

Рога покажи.

- И кто эта толстушка-ползушка дом – завитушка?

Воспитатель повторяет эту фразу, а дети называют слова со звуком [ш] .

 

Подвижная игра «Гуси-лебеди»

Воспитатель читает стихотворение дети изображают действия. Когда воспитатель говорит слова «Серый волк под горой», устрашающе идет на детей, а в это время дети разбегаются произнося звук [ш] и прячутся в домики (на стульчики).

Гуси-лебеди, спешите,

Гуси-лебеди, пляшите!

Гуси-лебеди, пляшите,

Быстро крыльями машите.

Гуси-лебеди, домой,

Серый волк под горой!

 

 

На этом путешествие Веселого язычка закончилось.

Воспитатель: Вот и нам пора прощаться с веселым язычком.

Спасибо всем ребятам за участие в сказке. Молодцы!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_veselogo_yazychka.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка – детский сад № 98

Образовательная деятельность

развитию речи:

Путешествие Веселого Язычка

Воспитатель: Каширина Елена

Анатольевна

детский сад № 98

Калининград

2025

Конспект ООД по развитию речи: Путешествие Веселого Язычка

Программное содержание:

1. Познакомить детей со звуком «ш» : показать его артикуляцию, учить произносить звук «ш» в слоге, добиваясь четкости произношения;

2. Воспитывать звуковую выразительность речи (произнесение звука с разной силой голоса).

3. Помочь детям вспомнить название знакомого произведения, фамилию писателя (К. Чуковский «Путаница») .

Материал:

• Произведения К. Чуковского.

• Декорация леса, солнышка, травки.

• 3 матрешки.

Предварительная работа:

Чтение произведения К. Чуковского «Путаница»

Методические приемы:

• Рассказывание сказки Веселого язычка

• Игровое упражнение «Хвостик греется на солнышке»

• Игра «Листья шуршат»

• Игра – инсценировка «Матрешки гуляют»

Ход занятия:

1. Организационная часть.

Воспитатель: Послушайте ребята – я расскажу вам сказку о Веселом язычкеВеселый язычок очень любит выглядывать из домика. Посмотрите, как он это делает. (показывает)

Однажды решил Язычок поиграть ; вообразил,что он лисичка, распустил хвостик (сделал его широким) и выставил на улицу, чтобы лисий хвостик погрелся на солнышке. Вот так. (показывает)

Вдруг Язычок заметил большую собаку. Он испугался, вбежал в домик и спрятал хвостик за верхние зубки и домик закрыл, чтобы собака не вбежала за ним следом. А хвостик все равно держал за зубами. Попробуйте и вы спрятать кончик языка за верхние зубы.

Подождал Язычок немножко и опять решил посмотреть, где собака. Он открыл, домик, но хвостика не отпустил. Уж очень он боялся, что собака откусит его. Он все время держал Хвостик поднятым к вверху. Вот так. (показывает).

Несколько раз Язычок открывал и закрывал домик, а хвостик все держал поднятым к вверху. Вот так. (показывает). Но собаки нигде не было. Она давно убежала.

2. Игровое упражнение «Хвостик греется на солнышке»

Воспитатель: А теперь, дети поиграем, так, я скажу «хвостик греется на солнышке – вы положите язычок на нижнюю губу – на крылечко домика. (широкий язык лежит на нижней губе)

Вот так. Потом скажу: Собака!» - вы поднимите кончик язычка к вверху и спрячьте его в домике. Вот так. Потом вы будете домик открывать и закрывать; а язычок будет сидеть в домике и кончик держать кверху. Домик закрывайте, а кончик языка не отпускайте!»

Далее педагог предлагает детям, подняв кончик языка кверху, округлив и вытянув губы,

произнести: «Ш-ш-ш» (2–3 раза). При этом выдох не должен быть длительным – 2–3 секунды.

 

Воспитатель обращает внимание детей на то, что при произнесении звука [ш] на ладони,

поднесенной близко ко рту, но не прижатой к нему (заборчик), ощущается струя воздуха.

Дети, не умеющие произносить звук [ш] , подносят ладошку ко рту воспитателя, который

говорит: «Ш-ш-ш».

 

Затем дети наблюдают, как при произнесении звука подпрыгивает, а иногда и слетает ватка с ладони воспитателя, упражняются в этом сами (вата, приготовленная заранее, лежит на столах).

Дыхательная гимнастика:

- А теперь давайте играть. Вы будете изображать листочки. Листья шуршат. Подул ветер, и листья зашуршали: „Ш-ш-ш“. Теперь зашуршали сильнее, потом совсем сильно. Ветер стал стихать, листья шуршат тише, еще тише, совсем тихо.

Аналогично обыгрывается шипение сердитого гуся.

-Слов, которые начинаются со звука [ш] , очень много:

ü  шуба

 теплая

Шелк

Красивый

Шахтер

Шинель

Шиповник

Розовый

Шторы

- Разные слова встречаются в немецкой загадке. Вам предстоит загадку отгадать и услышать слова со звуком [ш]

Толстушка-ползушка

Дом – завитушка,

Ползи по дорожке,

Ползи по ладошке,

Ползи, не спеши,

Рога покажи.

- И кто эта толстушка-ползушка дом – завитушка?

Воспитатель повторяет эту фразу, а дети называют слова со звуком [ш] .

Подвижная игра «Гуси-лебеди»

Воспитатель читает стихотворение дети изображают действия. Когда воспитатель говорит слова «Серый волк под горой», устрашающе идет на детей, а в это время дети разбегаются произнося звук [ш] и прячутся в домики (на стульчики).

Гуси-лебеди, спешите,

Гуси-лебеди, пляшите!

Гуси-лебеди, пляшите,

Быстро крыльями машите.

Гуси-лебеди, домой,

Серый волк под горой!

 

На этом путешествие Веселого язычка закончилось.

Воспитатель: Вот и нам пора прощаться с веселым язычком.

Спасибо всем ребятам за участие в сказке. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для родителей " Путешествие веселого язычка".

Презентация для родителей " Сказка о веселом язычке" - помощь при проведении артикуляционной гимнастики....

Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть. Сказка «О Веселом Язычке»

Знаете ли вы …что  у нашего язычка есть тоже сказки.  Сказка «О Веселом Язычке»...

Логопедический проект «Путешествие Веселого Язычка

Цель проекта:• Повышение интереса родителей и детей к коррекционному процессу Задачи: • Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения,...

"Сказочные путешествия Веселого Язычка"

Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в виде занимательных путешествий Веселого Язычка по сказкам в сопровождении изготовленных книжек-малышек,  помогут вызвать интерес ...

Конспект занятия по артикуляционной гимнастике в разновозрастной старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема: «Веселое путешествие с язычком»

Цель: Развивать мышцы артикуляционного аппарата, закрепить у детей представление о речевом аппарате и познакомить  с органами артикуляции....

Конспект НОД по развитию речи "Путешествие Веселого Язычка"

Конспект НОД по развитию речи "Путешествие Веселого Язычка"...