"Сказочные путешествия Веселого Язычка"
картотека по логопедии (подготовительная группа)


Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в виде занимательных путешествий Веселого Язычка по сказкам в сопровождении изготовленных книжек-малышек,  помогут вызвать интерес  любого ребенка к многократному выполнению однообразных упражнений, закрепляя и совершенствуя их.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сказочные путешествия Веселого Язычка»

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки. Точность, сила и дифференцированность артикуляционных  движений развиваются у ребенка постепенно.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Главными целями артикуляционной гимнастики являются:

· выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата;

· объединение простых движений  в сложные для правильного произношения звуков.

Чтобы выполнение артикуляционной гимнастики для ребёнка было интересными и вызывало положительные эмоции, а не являлось скучной обязанностью, важно включать в ее выполнение элементы игры и сказки. Ведь игра – основной вид деятельности дошкольников, а сказка очень близка детям. Использование игровых моментов и сказочных сюжетов позволит выполнять нужные артикуляционные движения непринуждённо и естественно, сохранить интерес к выполнению однообразных упражнений и движений органов речи,  вызывать желание многократно выполнять разучиваемые движения, тем самым закрепляя и совершенствуя их.

Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в виде занимательных путешествий Весёлого Язычка по сказкам, вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развитию их подвижности и активизации зрительного восприятия (все упражнения выполняются перед зеркалом).  А совместное красочное оформление ребенком  и  взрослым  предлагаемых сказок в виде книжек-самоделок  и дальнейшее использование в коррекционной работе повышает интерес к выполнению артикуляционной гимнастики, делая ее привлекательной, доступной и полезной для ребенка, позволяет достичь желаемого результата в короткие сроки.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не получаются с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.

Вот основные правила выполнения артикуляционной гимнастики:

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3.Статические упражнения (удержание артикуляционной позы в одном положении) выполняются по 10-15 секунд.

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5.  Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Обратите внимание на то, чтобы во время выполнения артикуляционной гимнастики нагрузка была направлена только на необходимые для работы мышцы. Особенно следите за свободой мышц шейно-плечевого отдела.

Также следует иметь в виду, что для постановки какой-либо группы звуков необходимо выполнять определённый комплекс упражнений. Например, для постановки шипящих и сонорных звуков необходимо научить ребёнка удерживать язык за верхними зубами, выработать плавную воздушную струю.

Предлагаем вашему вниманию несколько комплексов артикуляционной  гимнастики  на основе русских народных сказок и сказок отечественных и зарубежных писателей, которые могут использоваться как логопедом на индивидуальных занятиях, так и в коррекционном часе с педагогами и домашней работе с родителями.

РЕПКА

(артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков)

Жил-был дед. Жили с ним бабка да внучка, кошка и мышка да собака Жучка. Жили они в большом красивом доме (Показать руками крышу над головой). Посадил дед репку в огороде за забором (улыбнуться, зубы видны - упр. «Заборчик»). Каждый день ходил поливать. Открыл ворота (открыть рот), зашел, закрыл ворота (закрыть рот), полил репку, пошел домой. Выросла репка большая-пребольшая (надуть щеки «Пузырь»). Взял дед лопатку (положить язычок на нижнюю губу – упр. «Лопатка»). Копал-копал, не выкопал, тянул-тянул, не вытянул (упр. «Катушка»).  Позвал дед бабку. Бабка в доме тесто для пирогов месит (пошлепать зубами и губами по языку: та-та-та, пя-пя-пя). Тянут-потянут, вытянуть не могут (упр. «Катушка»). Позвали внучку, а внучка пол подметает в домике (упр. «Чистим нижние зубки»). Услышала, что ее зовут и поспешила на помощь  - на лошадке скачет дедушке с бабушкой помочь упр.  «Лошадка»). Тянут-потянут, вытянуть не могут (упр. «Катушка»). Позвали Жучку. Жучка спешит, торопиться деду помочь, хвостиком виляет  (упр. «Часики»). Тянут-потянут, вытянуть не могут (упр. «Катушка»). Позвали кошку Мурку. Кошка на крылечке молочко лакает (упр. «Кошечка лакает молоко»). Тянут-потянут, вытянуть не могут (упр. «Катушка»). Позвали мышку, а мышка спит в норке и не слышит, как ее зовут (упр. «Улыбка»). Выглянула мышка из норки, посмотрела по сторонам, кто же ее разбудил (открыть рот, язычок смотрит «вправо-влево, вверх-вниз») и поспешила на помощь. Тянут-потянут, вытянули репку (упр. «Катушка» и «Пузырь»)! Уродилась репка сладкая, крепкая и очень вкусная (облизать верхнюю и нижнюю губу)!  

КОЛОБОК

(артикуляционная гимнастика для постановки шипящих звуков)

Жили-были старик (упр. «Дудочка») со старухой (упр. «Улыбка»).  Попросил старик испечь колобок. Старуха по амбару помела (упр. «Чистим зубы»),  по сусеку поскребла (упр. «Маляр»), замесила тесто на сметане (пошлепать зубами и губами по языку: та-та-та, пя-пя-пя - упр. «Месим тесто») и спекла колобок (положить язычок на нижнюю губу – упр. «Лопатка»). Посадила колобок на окошечко студить (упр. «Окошечко»), а  сама села чай пить (упр. «Чашечка»). Колобок полежал-полежал, да и покатился (упр. «Фокус»). Катится колобок, а навстречу ему зайчик прыгает (упр. «Качели»). Увидел колобка и говорит: Колобок, Колобок, я тебя съем (упр. «Вкусное варенье»). Не успел колобка зайчик съесть – укатился колобок (упр. «Фокус»). Катится колобок дальше, а навстречу ему волк, зубами от голода стучит (произношение Т-Т-Т при открытом рте).  Увидел колобка и говорит: Колобок, Колобок, я тебя съем (упр. «Вкусное варенье»). Убежал  колобок и от волка (упр. «Фокус»). Катится колобок, катится, а на встречу ему медведь идет, пыхтит (произношение ТШШ-ТШШ-ТШШ при открытом рте). Увидел колобка и говорит: Колобок, Колобок, я тебя съем (упр. «Вкусное варенье»).  И от медведя колобок укатился (упр. «Фокус»). Повстречалась колобку лиса (упр. «Часики»). Сел колобок лисе на нос, а лиса его Ам! и съела! («Чашечка» медленно задвигается в рот).

ТЕРЕМОК

(артикуляционная гимнастика для постановки звуков Р, РЬ)

Стоял в поле теремок, вот такой (Показать руками крышу над головой). Вокруг теремка был забор, вот такой (упр. «Заборчик»). В домике окошки  - вот такие (упр. «Окошечко»).  Бежала по лесу мышка (упр. «Иголочка»). Увидела мышка теремок, постучала: д-д-д.  Никто не отозвался. Зашла она в теремок, стала коврики выбивать. (шлепать по язычку губами: пя-пя-пя.) Устала, легла отдохнуть (упр. «Лопатка»). Скачет лягушка: прыг-прыг (упр. «Лошадка»). Зашла лягушка в теремок и стали они с мышкой печку разжигать (упр. «Комарик»). Мимо скачет зайка, прыг-скок (упр. «Качели»). Пустили зайчика в теремок. Бежит по лесу лисичка и хвостиком  следы заметает (упр. «Чистим верхние зубки»). Стала лиса жить в теремке.  Идет по лесу  волк, зубами стучит: д-д-д (упр. «Дятел»). Тянет шею, смотрит, нет ли охотников. (упр. «Грибок»). Пустили волка в теремок. Вдруг  раздался треск. Идет медведь и мед слизывает (упр. «Болтушка»). Стал мишка в теремок залезать, но не поместился, забрался на крышу (упр. «Грибок»). Теремок заскрипел – и развалился (произнести др-р-р). Все звери разбежались.

ПУЗЫРЬ, СОЛОМЕНКА И ЛАПОТЬ

(артикуляционная гимнастика для постановки  звуков Л, ЛЬ)

Жили-были Пузырь (надуваем щёки) и Соломинка (втягиваем щёки) и Лапоть (упр. «Лопатка»). Утром друзья всегда выходили за забор (упр. «Заборчик») и грелись на солнышке (упр. «Лопатка»). Потом они шли вместе чистить зубы (упр. «Чистим  верхние зубы»). Они очень старались и чистили их вправо, влево, внутри, снаружи (соответствующие движения широким языком). После завтрака Лапоть садился на лошадку (упр. «Лошадка»), ехал в лес за грибами (упр. «Грибок») и через болото возвращался домой (упр. «Ходим по болоту»). Соломинка оставалась хозяйничать в доме: красила потолок (упр. «Маляр»), подметала пол (упр. «Чистим зубки»).  А Пузырь в это время шел на улицу качаться на качелях (упр.»Качели»).  Наконец-то, закончив все свои дела, друзья  шли кататься  на  лодке (упр. «Парус»), на пароходе (произношение звука Ы) и на самолете (произношение звука Л).  

«КАРЛСОН, КОТОРЫЙ ЖИВЕТ НА КРЫШЕ»

(артикуляционные упражнения для постановки звука р)

Высоко на крыше живет Карлсон (Дети тянуться кончиком языка  к  носу) Он веселый и толстый (Улыбка, надуть щеки) Утром просыпается, потягивается.  Делает зарядку (Артикуляционные упражнения «Качели, Часики») Потом он умывается (Облизывание губы по часовой стрелке и против нее) Наводит чистоту в своем домике на крыше  (упр. «Чистим зубы») Завтракает плюшками, пьет чай с вареньем. (упр. «Лопатка», «Чашечка», «Вкусное варенье») После завтрака Карлсон заводит моторчик  (упр. «Болтушка», «Дятел», «Комарик»).  Моторчик сломался – не заводится. Карлсон смазывает моторчик медом (упр. «Вкусное варенье»).  Проверяет, крепкий ли мотор (упр. «Грибок) Отталкивается от края крыши и перелетает с крыши на крышу (произносить: др-р-р-р)

«МУХА-ЦОКОТУХА»

(артикуляционные упражнения для постановки звука Ш, Ж)

Муха, Муха – Цокотуха,

позолоченное брюхо.

(упражнение «Окошечко»)

Муха по полю пошла,

(упражнение «Лошадка»)

 Муха денежку нашла         

(упражнение «Грибок»)

Пошла Муха на базар        

(упражнение «Лошадка»)

И купила самовар

 (надувают щеки)

Приходите, тараканы,

я вас чаем угощу»

(упражнение «Вкусное варенье»)

Тараканы прибегали

все стаканы выпивали        

(упражнение «Чашечка»)

Приходила к Мухе бабушка-пчела,

(упражнение «Комарик»)

Мухе-Цокотухе меду принесла

(упражнение «Чашечка») 

Бабочка – красавица, кушайте варенье,

Или вам не нравится наше угощенье        (упражнение «Вкусное варенье»)

Вдруг какой-то старичок- паучок         (надувают щеки)

нашу муху в уголок поволок

 (упражнение «Часики»)

Хочет бедную убить

 (покусывают кончик языка зубами: та-та-та)

Цокотуху погубить

(покусывают кончик языка губами: пя-пя-пя)

Вдруг откуда-то летит

маленький комарик,

и в руке его горит

маленький фонарик.

(упражнение «Комарик»)

«Где убийца? Где злодей?

Не боюсь его когтей!

подлетает к пауку,

шпагу вынимает

(упражнение «Дятел»)

и ему на всем скаку голову срубает.

(произносят: дж-ж-ж)

Муху за руку берет

И к окошечку ведет

(упражнение «Окошечко»)

я злодея погубил,

я тебя освободил

(упражнение «Чашечка»)

и теперь, душа-девица,

на тебе хочу жениться!

(произносят: ш-ш-ш)

Список литературы:

  1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: ACT. Астрель, 2006.
  2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: РЕЧЬ, 2001.
  3. Ивановская, О. Г. Логопедические сказки для развития речи: Сказка в природосообразном образовании / О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко. – СПб.: КАРО, 2008.
  4. Буйко В.И., Репина З.А. «Уроки логопедии», Екатеринбург, 1999г.
  5. Найденко Н.Е. «Использование сказочных сюжетов в артикуляционной гимнастике», журнал «Логопед№5-2012
  6. Школьник Ю.К. Логопедия, изд. «Эксмо», 2006г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказочное путешествие

Новогоднее представление"Сказочное путешествие" Сценарий новогоднего праздника длясреднего и старшего возраста...

Конспект занятия "Сказочное путешествие"

Представлен конспект занятия, направленного на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста....

"Сказочное путешествие"

Занятие по развитию речи "Сказочное путешествие" , обучение старших дошкольников составлению рассказов по серии сюжетных картин...

Сказочное путешествие

Конспект интегрированного занятия (с использованием компьютерной игры).Цель: Закрепление умений и знаний детей, полученных при изучении разделов «Элементарные математические представления» программы Л...

конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе "Сказочное путешествие"

Решение примеров на сложение и вычитание;закрепление: ориентировки на листе бумаги; геометрических фигур; состава числа 10 из двух меньших чисел;развитие: логического мышления; моторики рук;воспитание...

Спортивный досуг в средней группе «СКАЗОЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ГНОМОВ»

 Учить спрыгивать с высоты (40 см.), мягко приземляться на полусогнутые ноги. Упражнять в ходьбе и беге с одновременным выполнением заданием, в сохранение равновесия при ходьбе по ог...

Путешествие в сказочную страну. №4. Первое сказочное путешествие

Сказкотерапия.1. Развить речь ребенка с помощью:Пересказыаание сказок;Рассказыаание сказок от третьего лица;Группового рассказыаание сказок;Сочинения сказок. 2. Выявить и поддержать творческие сп...