Развитие речевой активности у детей раннего возраста в различных видах деятельности
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Магруфова Эльвина Муслимовна

Развитие речевой активности у детей раннего возраста в различных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие речевой активности27.38 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «РЯБИНУШКА» С. СТАРОБАЛТАЧЕВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БАЛТАЧЕВСКИЙ РАЙОН

                                                                 УТВЕРЖДАЮ

                                                                           Заведующая МАДОУ

 детский сад «Рябинушка»

                                                    _________ Г. Н. Аскарова

Конспект секционного занятия на тему

«Развитие речевой активности у детей раннего возраста в различных видах деятельности»

Выполнила: воспитатель

 Э. М. Магруфова.

Старобалтачево 2025г.

Развитие речевой активности у детей раннего возраста в различных видах деятельности.

Речь - это основа человеческого разума, венец творения природы и основное средство общения с окружающими миром.

Работая по данному направлению, определила задачи работы с детьми:

• развивать речь детей как средство общения;

• развивать речь детей раннего возраста в разных видах деятельности;

• формировать словарь, связную речь;

• приобщать детей к художественной литературе.

Для решения этих задач в своей деятельности использую два направления во взаимодействии с детьми:

- обучение на занятиях;

- обучение в разных видах совместной деятельности.

В настоящее время выделяют несколько основных видов деятельности по ФООП ДО, способствующих развитию речевой активности у детей раннего возраста:

  1. Совместная деятельность со сверстниками.

 Общение со сверстниками у ребенка начинается с игр и занятий друг с другом и постепенно оно перерастает в совместную деятельность. На занятиях не только обогащается словарь детей, упражняется в правильном произношении слов и коротких фраз, но и даются образцы правильной речи. Обогащению речевого общения детей способствуют такие приемы: прием речевого подражания, прием поручения, вопросы, прием внезапного исчезновения объекта.

  • Прием речевого подражания часто используется на занятиях «Кормление куклы»«Покорми птичку»«Найди свою игрушку»Например: «Как мы просим куклу съесть кашу, скажите «Катя, ешь кашу» или «Кто это? Это мальчик. Где кубик?». При этом ребенок учится делать то, что ему необходимо, учится подражать взрослому.
  • Прием поручения - это задания, которые взрослый эпизодически дает ребенку. Например: «Скажи Саше«Возьми корзину», «Дай кукле салфетку, скажи «На, салфетку» (занятие «Кормление куклы»); «Ваня возьми зайца и поставь его на полку» (занятие «В гостях у зайчика»). Выполнение поручений способствует формированию у детей интереса к окружающему миру, социуму.
  • Постановки вопросов на занятиях, предполагают использование имеющихся знаний у детей : «Куда куколка пойдет? Спать?» (занятие «Кукла хочет спать», или «Что тебе дать? Машину?» (занятие «Покатаем кукол на машинах»«Где живет собака?» (занятие «Мои любимые игрушки»).
  • Прием внезапного исчезновения объекта ставит ребенка перед необходимостью произнести нужное слово или предложение«Ляля ушла. Где Ляля?»«Ляля ушла» или «Где еж?» «Нет ежа». Неожиданное исчезновение игрушки вызывают у детей ответную реакцию : улыбку, протягивание руки. Это свидетельствует об установлении контакта с ребенком и появлении эмоциональной формы общения.

На занятиях и в повседневной жизни я формирую доброжелательное отношение малышей к окружающим: «Пожалей Машу, скажи«Не плачь», «Аише грустно, пригласи его играть, скажи «Идем играть». Учу вежливому обращению с окружающими («до свидания»«здравствуйте»«спасибо»).

В своей работе я всегда объединяю игру с обучением. Самое главное, на мой взгляд, заинтересовать малышей, пробудить творческую и познавательную активность. В работе с детьми раннего возраста считаю эффективным сочетание наглядности и слова. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание их рассмотреть. В процессе рассматривания картинок, дети проговаривают отдельные слова, фразы, отвечают на понятные вопросы по содержанию. Это способствует не только развитию речи детей, но и речевому общению.

Знания и умения, приобретенные на занятиях по развитию речи, уточняются и закрепляются в процессе разнообразной совместной деятельности: дидактические игры, игры с движением и речью, совместное чтение художественной литературы, общение в режимных моментах.

Общение в разных видах деятельности воспитывает в детях чувства коллективизма, дружбы.

2.  В раннем возрасте большое значение в речевом развитии имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Использование дидактических игр предполагает употребление слов, относящихся к разным частям речи. Во время игры надо стремиться к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса.

3. Игр много, они могут быть самыми разными, но особое место среди них занимают подвижные. Игровые упражнения нередко сопровождаются стихами, песенками. Стихотворный текст определяет ход игры, регулирует двигательную деятельность (двигательная активность) детей, их поведение. Обязательно вовлекаю в игру даже застенчивых детей, которые в игре раскрывают свои возможности, у них развивается речь, малыши учатся общаться с окружающими.

4. Развитие речевого общения связано и с художественной литературой (восприятие музыки, сказок, стихов). Для расширения опыта речевого общения очень полезно совместное чтение сказок, небольших авторских стихов, потешек. Наибольший эффект достигается, когда сочетаешь рассказ с показом фигурок настольного театра, стараешься обучать детей элементам драматизации. Это доставляет малышам много радости. Дети с удовольствием договаривают фразы, имитируют голоса и поведение животных (крякают, мычат, мяукают, лают и т. д.)

5. При формировании навыков самообслуживания нужна последовательность в обучении детей умению сопровождать свои действия речью. Стараюсь использовать все режимные и бытовые ситуации для налаживания с детьми эмоционального речевого общения, обогащения словаря каждого ребенка. Я описываю все действия ребенка, что он видит, слышит, чувствует, отражающие процесс«Будем мыть руки. Будем вытирать. Где мыло?»;

– называю необходимые предметы и их качества«На мыло. Мыло пахнет. Ах, как приятно пахнет! Вот твое полотенце»;

– указываю на результат действия«Вот какие чистые ручки!».

6. Для детей раннего возраста экспериментирование (с материалами, веществами), наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.

Дети раннего возраста очень любят игры-эксперименты, важно не ограничивать их во времени при проведении опыта, но и стараться не переутомлять. При работе по экспериментированию с детьми раннего возраста особое внимание уделяем играм с водой и песком, которые открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и песка. Зимой экспериментируем со снегом и льдом. Весной - сажаем огород на окне. При организации опытно - экспериментальной деятельности детей раннего возраста необходимо учитывать возрастные особенности детей поэтому: все предлагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены, для того чтобы вызвать у детей положительные эмоции и желание действовать.

1. Экспериментирование с водой. «Дождик». Взрослый предлагает ребенку сделать дождик с помощью лейки, выливая из нее воду.

2. Экспериментирование с песком. «Песочный дождик». Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка на свою ладонь.

3. Игры-эксперименты с воздухом «Веселые пузыри». Дети опускают в воду соломинки для коктейлей и дуют в них. В воде появляются веселые пузырьки. «Ловим воздух» Детям предлагается пакетом поймать воздух (рассматривают, что он бесцветный, легкий) и т.д.

7. Общение со взрослым. Семья для ребенка раннего возраста – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой.

Чтобы повысить уровень знаний родителей по вопросам развития речевого общения детей, провдятся родительские собрания  по теме«Поговори со мною мама!»«Построение общения малышей с родителями». Главной задачей является обогащение родительских представлений о речевом развитии детей раннего возраста через проблемные ситуации.  На родительских собраниях«Развитие речи детей через общение и игру»«Учимся общаться с детьми» привлеку внимание родителей к детской игре как деятельности, наиболее полно удовлетворяющей потребностям ребенка в познавательном и эмоциональном общении со взрослыми и сверстниками.

Советуем родителям откликаться на все речевые и иные обращения ребенка, поощрять и поддерживать их. Советы даются через индивидуальные беседы «Роль родителей в речевом общении детей»консультации и рекомендации «Как говорят наши дети»«Ранний возраст – это серьезно».

Рекомендуется родителям и дома использовать широкие возможности для речевого развития и общения детей. Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, разговаривают, читают ему и общаются с ним.

Таким образом, в развитии речевого общения детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду, родителям и близким - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи малыша в усвоении языка.

С годами потребность в общении возрастает все больше. Речь – это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если она востребована.

В качестве материала для игр рекомендуется использовать игрушки, фигурки, кукольную посуды и мебель.

1. Угадай игрушку

Вам понадобятся: мягкие игрушки, изображающие животных.

Взрослый ставит перед ребёнком 3-4 игрушки, затем начинает рассказывать об одной из них: «Эта игрушка серая, с коротким хвостиком и большими ушками. В лапках у неё кусочек сыра. Покажи, где она». Ребёнок должен найти загаданную игрушку и правильно её назвать. Затем взрослый задает вопросы об игрушке: «Какая она? Какой у неё хвостик? Что она держит в лапках?» и т. д.

2. Кто как говорит?

Вам понадобятся: игрушки или фигурки животных.

Взрослый поочередно ставит перед ребёнком игрушку или фигурку животного, просит назвать его и вспомнить, как это животное подаёт голос (кошка — мяу-мяу, собака — гав-гав и т. д.).

3. А у тебя?

Вам понадобятся: игрушки, изображающие животных.

Взрослый берёт себе одну игрушку, например, медведя, а ребёнку даёт другую, отличающуюся по внешним признакам, например, лису. И выстраивает с малышом диалог:

— У меня мишка. А у тебя?

— Лиса.

— У мишки шубка коричневая. А у лисы?

— Рыжая.

— У мишки хвостик маленький. А у лисы?

— Большой.

И т. д.

4. Подуй на перышко.

Это упражнение необходимо для тренировки правильного речевого дыхания и выработки воздушной струи. Его можно делать, начиная с трёх лет.

Взрослый ставит перед малышом ладошку с пером и говорит, что нужно сдуть , но для этого нужно сложить губы трубочкой и аккуратно дуть,

Ребёнок начинает дуть, а взрослый при этом помогает .

В процессе игры развивается не только речь, но и формируется характер ребёнка, происходит становление его личности. Не забывайте активно использовать в вашей повседневной деятельности речевые игры, и тогда ваш малыш быстрее научится грамотно и чётко выражать свои мысли и будет радовать вас красивой и благозвучной речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Ловкие пальчики» Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через различные виды деятельности»

Цель: Развивать пальчиковую моторику рук  используя традиционные и нетрадиционные методы.Задачи: •Познакомить  детей с нетрадиционными  методами изобразительной дея...

«Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через различные виды деятельности)

Цель: Развивать пальчиковую моторику рук  используя традиционные и нетрадиционные методы....

Тема по самообразованию: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Цель: Повышение своего профессионального мастерства и компетентности. Задачи:Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;Содействовать нормализации речевой функции;Развивать воображение, логичес...

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности

Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Материалы дистанционное обучения на Апрель месяц 2020 года....

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области       ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...

Развитие речевой активности у детей раннего возраста в различных видах деятельности

Развитие речевой активности у детей раннего возраста в различных видах деятельности...